Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника

Машурик Наталья Николаевна, учитель начальных классов

ЛГМБОУ «СОШ №3» город Лангепас
Воспитание ребенка - одна из главных задач общеобразовательной школы. Но основы воспитания закладываются именно в семье. Родители - главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка. По данным многочисленных социологических опросов большой процент педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Некоторые родители считают своей обязанностью одеть и накормить ребенка, а все остальное за них сделает школа. К сожалению, в современном мире, когда родители «слишком заняты», это не такая редкость. Попав в среду между школой и семьей, дети вынуждены приспосабливаться. Принимая детей в 1 класс, учитель должен провести работу с родителями, объяснив им необходимость плодотворного сотрудничества со школой. Возможно, что учителю придется в первую очередь «воспитывать» родителей. Чем серьезнее они будут подходить ко всем вопросам школьной жизни своего ребенка, тем больших результатов достигнет каждый ученик и весь класс в целом. Учитель должен не только давать советы и рекомендации по воспитанию, но и предупреждать возможные ошибки. Исходя из этого, учитель ставит для себя следующие задачи:

  • создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, доверия и взаимопонимании;
  • помочь родителям приобрести опыт в воспитании собственного ребенка;
  • направить совместные усилия на всестороннее воспитание и развитие ребенка.
Какие же есть пути решения этого вопроса? Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются индивидуальные и групповые формы работы. Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения. Наиболее распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание. Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы:
  • экскурсия;
  • праздник рождения класса;
  • встреча с администрацией и социально - психологической службой;
  • круглый стол;
  • организация и проведение родительских уроков и классных час;
  • день открытых дверей в классе;
  • выпуск родительской газеты;
  • родительские конкурсы;
  • клуб выходного дня.
К индивидуальным формам работы можно отнести следующие: консультации, беседы, посещения на дому. Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играют родительские комитеты. Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции: решать хозяйственно-бытовые вопросы, организация праздников, экскурсий, поездок. Задача каждого классного руководителя - стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение в школе. Учителю проще работать с теми родителями, у которых в школу идет первый ребенок. В этом случае они еще не имеют опыта в воспитании школьника, прислушиваются к рекомендациям учителя, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса. Однако, и на плечи учителя ложится важная задача - таким образом организовать работу с родителями, чтобы посещение школы стало для них не тяжелым бременем, а полезной необходимостью. Чем больше уделяют родители времени своему ребенку, тем больше у них шансов получить любовь и заботу от взрослых детей. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества своего малыша. Защиту своего ребенка они ставят на первое место, не обращая внимание на то, прав ребенок или нет. Иногда напротив, родители совершенно отстраняются от проблем своего ребенка и не принимают активного участия в его жизни. Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. В планировании воспитательной работы, я стараюсь уделять больше внимания участию самих родителей класса во всех мероприятиях. Родителей младших школьников легче привлечь к совместному посещению театров, выставок, музеев. В своей работе я использую различные формы сотрудничества с родителями:
  • родительское собрание;
  • работа родительского комитета;
  • индивидуальные беседы и консультации;
  • родительский кружок;
  • родительский классный час;
  • поход в лес;
  • заочные конкурсы;
  • родительские рейды;
  • круглый стол;
  • исследовательская работа;
  • праздники;
  • день открытых дверей.
Родительское собрание проводится 1 раз в четверть обязательно и при необходимости дополнительно 1-2 собрания. Все собрания можно разделить на группы:
  • организационные (при зарождении первого класса, при переходе на новую ступень обучения в 5класс);
  • тематические (выбор темы зависит от возраста учащихся, от актуальности темы);
  • текущие (решение вопросов успеваемости, воспитательной работы, благоустройство класса и др.);
  • итоговые (подведение итогов класса по различным направлениям за определенный промежуток времени).
В состав родительского комитета входят наиболее активные родители, способные помочь учителю в организации учебно-воспитательного процесса, в решении хозяйственно - бытовых вопросов. Одной из функций родительского комитета в моем классе, являются рейды по проверке тетрадей учащихся, награждение лучших. Родительский комитет проводит индивидуальную работу с родителями по просьбе учителя (например, плохое поведение ребенка, не посещение родительских собраний, неблагополучная семья и другое). Родители занимаются закупкой подарков к праздникам, осуществляют сбор денег на нужды класса. В комитете выделяют: председателя, заместителя председателя, казначея. Члены родительского комитета принимают активное участие в привлечении всех родителей к участию в жизни класса и школы. На первом заседании родительского комитета составляется план работы на год. По необходимости учитель может собирать комитет вне плана. Для проведения бесед и консультаций может быть привлечен психолог, администрация, другие родители. Именно в индивидуальных беседах больше затрагиваются проблемы воспитания отдельных учащихся. Из опыта работы знаю, что к такой форме работы папы относятся более ответственно, чем к собраниям. И это имеет свои положительные результаты. Учителю необходимо в плане воспитательной работы завести отдельную страницу, где будет отражено: когда, с кем и по какому вопросу проведена беседа или консультация. Любой, увлеченный родитель, может организовать работу кружка в классе. Его направленность, охват учащихся решается конкретно в каждом случае. Учитель в этом случае не устраняется от работы, а является непосредственным помощником. Родительский классный час обычно проводится 2 раза в год. На первом в году собрании можно сразу выбрать родителей для подготовки и проведения классных часов. На следующий год выбрать других. Таким образом, за 4 года обучения в начальной школе 8 родителей попробуют себя в роли учителя. Тематика может быть определена учителем, а может быть предоставлена на усмотрение родителей. В 2010-2011г мы запланировали и провели классные часы ко Дню Матери «Мама- солнышко моё» , ко Дню Победы «Судьбы людей в годы войны», «Интересные книги», «Прощание с 1 классом». Могу сказать, что родители серьёзно подходят к подготовке. Некоторые пользуются помощью библиотекарей, другие готовятся вместе с учителем. Такие классные часы проходят интересно и оживлённо. Однодневный поход в лес в начале учебного года стал традиционным во многих классах. Родители не только сопровождают детей, но и организуют привал, следят за соблюдением основных правил поведения в лесу, организуют конкурсы. Это мероприятие дети ждут с нетерпением, заранее обсуждают, как оно пройдет. Поход в лес имеет большое воспитательное значение. Прежде всего: приобщение к природе, бережное к ней отношение, умение слышать «голос природы». В походе воспитывается чувство товарищества: дети помогают друг другу нести сумки, следят за отстающими, делятся сухим пайком во время привала. Развивается умение общаться с взрослыми в неформальной обстановке. Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком - либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. В своей практике я проводила конкурсы «Рисуют мамы» (выставка рисунков выполненных мамами), «Лучший почерк» (в прописях у первоклашек), «Папины руки» (выставка поделок выполненных папами). Тематика конкурсов, вовлечение в них родителей, бабушек и дедушек зависят от выдумки учителя. Могу отметить высокую активность родителей в подобных конкурсах. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями. В состав жюри таких конкурсов можно приглашать детей из других классов, администрацию. Подведение итогов обязательно. Вручить грамоты победителям можно на общем празднике, собрании, желательно это делать в присутствии детей. В нашем классе мы проводили рейды по проверке тетрадей. Это могут быть рейды по поверке дневников, состоянию учебников и другие. Рейды проводят члены родительского комитета. Лучшие результаты сообщаются всему классу, худшие доводятся индивидуально до родителей. Такие рейды мы проводим 1-2 раза в год, хотя, можно проводить по четвертям. На усмотрение родителей, детей можно наградить по итогам рейда. Например, на лучшие тетради, мы одевали «почетные обложки», за лучшую сохранность учебных принадлежностей - дарили закладки. Важно то, что лучшая тетрадь определяется не по степени грамотности, а по степени аккуратности. Поэтому, даже слабый ученик вполне может стать победителем. Круглый стол лучше проводить в неформальной обстановке, за чашкой чая. Начать можно с «быстрых тестов» (родители сразу узнают результаты). Далее выдвигается тема для обсуждения. Учитель или подготовленный родитель в общих чертах освещают проблему, далее идет дискуссия, выводы. Чтобы родителей не собирать отдельно, можно провести круглый стол перед началом текущего собрания, где нет больших вопросов. Главное, родители должны видеть лица, а не спины друг друга, как это бывает на собраниях. Они должны высказывать свою точку зрения на вопрос, вступать в диалог, вносить предложения. Задача круглого стола не только решение насущных проблем, но и формирование сплоченного родительского коллектива. В современном образовании, исследования занимают важное место. Уже в начальной школе, мы пробуем, учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы. В начальных классах, когда у детей нет достаточного опыта работы по сбору информации, работе с дополнительной литературой, умении оформлять материал, роль родителей велика. Исследовательскую работу можно поручать как отдельным семьям, так и всему классу. Учитель является наставником, руководителем и соавтором работы. Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. В первом классе 2 важных праздника: «День рождения класса», «Прощание с азбукой». Если в первом случае учитель основную подготовку берет на себя, то во втором учитель только направляет родителей. В конце 4 класса родители уже могут самостоятельно организовать «Прощание с начальной школой». В каждом классе, есть свои традиционные праздники. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали (чаепитие, оформление класса, призы и т.д.) Учитель и родители сами определяют степень участия в мероприятии каждой стороны. Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.)

Двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Но все же, родители чаще всего бывают участниками внеклассных мероприятий, являются помощниками учителя в воспитательной работе. Дети в такой день стараются показать себя с лучшей стороны. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри. Родители могут являться непосредственными участниками любого мероприятия. Они могут выступать в роли актеров, членов жюри, конкурсантов и т.д. Наибольшую активность проявляют родители, у которых в школу пошел первый ребенок. Задача учителя подержать эту активность, убедить родителей в том, что их помощь необходима в образовательном и воспитательном процессе класса. Родительский коллектив класса должен стать надежной опорой для учителя, его правой рукой, универсальным средством для решения любых проблемных ситуаций. Родители в моих классах всегда принимают активное участие в жизни классного коллектива. Часто, они сами являются инициаторами того или иного мероприятия. В своей практике я сталкивалась с такими случаями, когда родители полностью абстрагируются от школьной жизни ребенка, но это единичные случаи. В любом родительском коллективе есть «костяк», те на кого можно положиться, именно они должны привлечь всех остальных родителей. Таким образом, семья и школа - это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.



© 2010-2022