- Преподавателю
- Начальные классы
- "Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую. .. » + презентация. "
"Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую. .. » + презентация. "
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ревтова Л.Н. |
Дата | 01.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
УМК «Гармония» литературное чтение Слайд 1
Класс: 3
Тема урока: «Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...»»
Подготовила: Ревтова Любовь Николаевна
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:
1) формировать умение работать с поэтическим произведением - находить эпитеты, олицетворение, прием сравнения научного описания и художественного изображения;
2) совершенствовать навык выразительного чтения стихотворения;
3) воспитывать нравственные принципы, чувство прекрасного.
Задачи урока:
Предметные УУД
- Анализировать текст для определения его эмоционального характера.
- Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста.
- Сравнивать иллюстрации с содержанием текста.
-Анализировать произведение с целью определения авторского отношения к персонажу.
Метапредметные УУД
Личностные:
♦ вырабатывать ответственное отношение к качеству своей устной речи, заботиться о ее правильности;
♦ Формировать интерес к чтению, проявлять интерес поиску способов решения учебных задач.
♦ Формировать нравственно этические ориентиры.
♦ Развивать способность к рефлексии.
Регулятивные:
♦ Развивать склонность к оценке товарищей и к самооценке.
♦ научиться выполнять ту последовательность действий, которая приведет к решению поставленных задач;
♦ учиться осуществлять самоконтроль, как в процессе чтения, так и после его завершения.
Познавательные:
♦ анализировать, обобщать, понимать информацию, представленную в
художественных произведениях;
♦ работать с учебным текстом;
♦ делать выводы на основе обобщения.
Коммуникативные:
♦ адекватно использовать, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
♦ формулировать собственное мнение и позицию;
♦ участвовать в учебном диалоге.
Используемые технологии: ИКТ, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие.
Формы организации познавательной деятельности: диалог, фронтальная работа, групповая работа.
Оборудование: авторский медиапродукт к уроку, учебник « Литературное чтение» часть 3, О.В. Кубасова, рабочая тетрадь, репродукция картины И. Левитана «Березовая роща», интерактивная доска.
Ход урока
I. Мотивирование к учебной деятельности Слайд 2 Учитель: Ребята! Сейчас мы отправимся в путешествие по весеннему лесу. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен, чист и влажен. Мы идём по лесной тропе, и весенний лес нам становится как море, а полянка в лесу - как остров. На этом острове стоит тесно несколько берез, под ними мы сядем отдохнуть. Посмотрите: будто девушки, выбежали на берег лесной реки березки. Выбежали и загляделись в синие воды. Как красивы березы в майскую пору цветов, радуг и гроз! (рассматривают репродукцию А.И.Куинджи «Березовая роща») II. Актуализация опорных знаний Учитель: употребляете ли вы, ребята, слово чудо в своей речи? В каких случаях? - А как вы можете объяснить смысл этого слова? (Ответы детей) Учитель: Не привыкайте к чудесам! Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам! Глазами к ним тянитесь. Приглядывайтесь к облакам, Присматривайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам - Ничто не повторится! За мигом миг, за часом час Впадайте в удивленье. Все будет так и все не так Через одно мгновенье!
Л. Демьянова
III. Постановка учебной задачи. Учитель: откройте учебник на странице 108. Предположите, что мы будем изучать на этом уроке. Дети: сегодня начинаем изучение произведений нового раздела учебника «Чудесное - рядом».
IV. Новый материал
1. Чтение стихотворения «Чудо» Р. Сефа. Учитель: на сколько частей можно разделить произведение?
Дети: на две. Первая завершается словами «Так сходи и посмотри»
Учитель: в первой части подчеркни слова, которые надо выделить голосом, чтобы прочитать выразительно; - во второй части стихотворения обозначь короткие и длинные паузы:
(Выполняют на интерактивной доске, и в рабочих тетрадях) Слайд 3
Ты ещё /
Не видел/
Чуда? //
Никогда /
Не видел/
Чуда? //
Вот беда - //
Не видел чуда! //
Так сходи/
И посмотри.//
Ты увидишь /
Просто чудо, //
Удивительное /
Чудо: //
Там, /
Где магазин /
«Посуда», //
Возле дома /
Номер три, //
Сквозь асфальт /
У перекрёстка/
Пробивается
Берёзка. // - Где автор предлагает своим читателям увидеть чудо? А что автор называет чудом? - А видели ли вы, ребята, такое чудо? - Почему автор называет березку чудом? - Прочитайте стихотворение так, будто вы кого-то хотите убедить в том, что березка - это действительно чудо? Физкультминутка Слайд 4
Шуми, шуми, зеленый лес!
(Руки вверх, наклоны в стороны).
Знаком мне шум твой величавый,
(Рывки руками)
И твой поклон, и блеск небес
(Наклоны вперед)
Над головой твоей кудрявой.
(Шаги на месте).
Учитель: поэты и художники всегда чувствовали поэтическое очарование берёзы. А сколько песен сложено о берёзе народом, сколько этой белоствольной красавице посвящено стихов, картин! Для каждого из нас белоствольная берёза - символ родной земли, частичка Родины.
Поэт Николай Михайлович Рубцов написал: Слайд 5
Русь моя, люблю твои берёзы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слёзы
На глаза, отвыкшие от слёз.
В стихах другого поэта мы читаем:
Берёзка, солнце и Россия
Живут и вечно будут жить.
(Я. Шведов)
V. Первичное усвоение новых понятий 1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися про себя.
2. Обсуждение прочитанного, перечитывание и работа с текстом
- Как относится автор к берёзе?
- Какие слова помогают это понять? Слайд 6
(Олицетворение - литературный приём, когда неживому приписываются признаки живого.)
Дети: поэт олицетворяет берёзу с живым существом, а именно с молодой девушкой.
Учитель: найдите и прочитайте эпитеты, которыми автор наделяет берёзу.
(Эпитет - образное определение предмета). Слайд 6
Дети: светлая, грустная, ясная, кипучая, плакучая.
Учитель: как вы думаете, почему для поэта важны именно эти слова?
(Ответы детей)
3. Словарная работа Учитель: объясните значение слова: заречная Дети: (читают сноску1) находящаяся за рекой. Учитель: объясните значение слова: оплечье Дети: (читают сноску2) старинное слово, обозначающее часть одежды, покрывающей плечи). VI. Первичное закрепление новых понятий 1. Чтение: 1) вполголоса; 2) парами по строкам; 3) коллективно вместе с учителем; 4) целиком (2-3 ученика).
2. Сравнение научного описания и художественного изображения берёзы
Учитель: послушайте научное описание берёзы. (Заранее подготовленный ученик делает сообщение о березе) Слайд 7 Береза относится к деревьям и кустарникам семейства березовых. Кора стволов белая или иной окраски, вплоть до черной. Листья простые, чешуйчатые. Цветет береза ранней весной. Плод - орешковидный, плоский, двукрылый. Семена созревают летом или осенью. Учитель: сравним описание поэтической и научной речи. Для этого заполним таблицу, отметив особенности двух произведений (стихотворение - 1, статья - 2) (Выполняют на интерактивной доске, и в рабочих тетрадях) Слайд 8 Особенности 1 2 Передает чувства +
Излагает сведения
+ Используются образные языковые средства +
Используются термины (слова, обозначающие строго определенные понятия в какой - либо области знания)
+ Вывод: поэтическая речь поэта передает чувства человека по отношению к березе с помощью образных языковых средств - эпитетов, олицетворения. Учитель: наше виртуальное путешествие закончилось, пора возвращаться из весеннего леса. Запомните свои ощущения, чтобы передать их в домашнем сочинении.
VII. Итог урока - Изучение какого раздела учебника начали сегодня на уроке? - Какие произведения читали? Что их объединяет? - Почему эти произведения размещены на страницах раздела «Чудесное - рядом»?
VIII. Рефлексия
Учитель: итак, достигли ли мы целей урока? Задайте себе вопросы: что нового узнал на уроке? Доволен ли я своей работой? Заполните лист самооценки. Слайд 9 Домашнее задание: выполнить задания учебника № 4 и № 5 (сочинение) с. 111.