Пояснительная записка 3 класс русский язык УМК Гармония

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Чертковский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тарасово- Меловская средняя общеобразовательная школа


«Утверждаю»

Директор школы____________Л.А. Планида

Приказ от 25.08.2015 № 01.09./ 120 О/Д___


Печать








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по русскому языку


Уровень образования : начальное общее образование


Класс: 3 класс


Количество часов : 175ч

Учитель: Бескровная Людмила Петровна

Программа разработана на основе примерной программы по предмету для общеобразовательных учреждений.

Русский язык (1 - 4 классы) Авторы: М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Смоленск, «Ассоциация ХХI век», 2011 год

УМК «Гармония»


Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствие с :

  • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г №1897;

  • примерной образовательной программой М.С. Соловейчик «Русский язык» (2010)

  • приказом Минобразования Ростовской области № 24/4.1.1-4851/м от 08.08.2014 « О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ»,

  • письмом Минобразования Ростовской области № 24/4.1.1-5226/м от 26.08.2014 г « О разработке учебных программ»;

  • «Положением о рабочей программе», утвержденным приказом от 26.08.2014 №90 по МБОУ Тарасово - Меловской СОШ.

  • основной образовательной программой школы (приказ №120 от 25.08.2015г )

  • годовым календарным учебным графиком ( приказ№120 от 25.08.15 г);

  • учебным планом ОУ( приказ№120 от 25.08.15г )

  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (приказ минобрнауки РФ от 31.03.2014 № 253)

  • учебно-методическим комплексом УМК «Гармония»,

- Соловейчик, М. С. Русский язык: к тайнам нашего языка : учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. - Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2012. - Соловейчик, М. С. К тайнам нашего языка : тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 3 класса общеобразоват. учреждений : в 3 ч. / М. С. Соловейчик. - Смоленск : Ассоциация ХХI век, 2014.

На основании:

Статья 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

Статья 28. Компетенция , права ,обязанности и ответственность образовательного учреждения Федерального закона об образовании Утвержден 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ

  • п. 4.4 Устава школы( Постановление Администрации Чертковского района Ростовской области от16.10.12 №1135 )

Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в соответствии со сложившейся ситуацией:

- дополнительные дни отдыха, связанные с государственными праздниками (годовой календарный учебный график приказ от 25.08.15 № 120);

- прохождение курсов повышения квалификации ( на основании приказа РОО); -отмена учебных занятий по погодным условиям ( на основании приказа РОО); - по болезни учителя.

- так как 23.02.2016 г, ,8.03.2016г, 9.05.2016 г являются выходными праздничными днями, то рабочая программа, рассчитанная на 175ч, будет выполнена полностью за счет уплотнения учебного материала.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников. Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

- пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Общая характеристика учебного предмета

Предлагаемый курс имеет практическую направленность. Он ориентирован на слияние обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс. При этом под обучением понимается формирование на основе лингвистических знаний осознанных, контролируемых языковых и речевых умений; под развитием, во-первых, формирование лингвистического мышления, во-вторых - совершенствование чувства слова, языковой интуиции детей. Важным компонентом развития школьников считается становление у них основ учебной самостоятельности, потребности и умения пользоваться учебной книгой, как источником информации, различными словарями, как средством решения возникающих языковых вопросов. Воспитание связывается с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважение к себе, как его носителю, с формированием культуры речевого поведения и заботливого отношения к качеству своей речи. Важнейшая особенность курса - коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения. Вторая особенность - внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, включение системного формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля. Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Место учебного предмета

В федеральном базисном учебном плане на учебный предмет русский язык в з классе отводится __5_ часов в неделю. Таким образом, количество часов по русскому языку в 3 классе равно _5_ часов в неделю.

Годовой календарный учебный график МБОУ Тарасово - Меловской СОШ на 2015-2016 учебный год предусматривает 35 учебных недель в 3 классе. В соответствии с БУП-2004 и учебным планом школы на 2015-2016 уч. год для начального общего образования на учебный предмет русский язык в __3_ классе отводится _5_ часов в неделю, т.е._175__ часов в год. Из них:

-для проведения контрольных - 12часов.

. Содержание учебного предмета

Раздел 1. «Знаем - повторим. Не знаем - узнаем». (20 часов)

Повторение изученного.

Воспоминания о лете.

Обучение написанию текста-описания.

Обучающее сочинение.

Понятия «правильно» и «точно». Обучение правильности и точности речи.

Какие есть значения у слова.

Знакомство с понятием «основа слова»; с двумя значениями слова: основа и окончание

Решаем орфографические задачи: известные и новые

Проверочные слова для нескольких орфограмм в корне, сочетания -оро-, -ра-, -оло-, -ла-, -ере-, -ре-.

Правописание суффиксов -ек-, -ик-.

Правописание ударных и безударных сочетаний -цы-, -ци-

Освоение изученных орфографических правил.

Знакомство со сложными словами. Может ли быть в слове два корня.

Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнения в их применении.

Контрольный диктант по теме: «Знаем - повторим. Не знаем - узнаем»

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

Обобщение и систематизация известных правил письма.

Упражнения в применении известных правил.

Учимся рассказывать о словах (обучающее изложение на основе зрительного восприятия).

Раздел 2. «Каждое слово - часть речи». (27 часов)

Представление понятия «Части речи».

Знакомство с названиями частей речи.

Знакомство с понятием «местоимение» (слова-указатели).

Контрольное списывание

Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Правописание служебных частей речи.

Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи.

Обучающее изложение на основе зрительного восприятия с элементами сочинения.

Анализ изложения. Повторение различных вопросов орфографии.

Формирование умения правильно определять части речи и правильно писать служебные слова.

Знакомство с понятием «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова.

Слово и его форма.

Знакомство с начальной формой глагола и имени существительного.

Знакомство с начальной формой имени прилагательного.

Род имен существительных.

Сравниваем имя существительное и прилагательное.

Зависимость рода имени прилагательного от имени существительного

Способы определения родовых окончаний имен прилагательных.

Изменение имен существительных и имен прилагательных по числам и родам.

Контрольный диктант по теме: «Части речи».

Работа над ошибками

Изменение глаголов прошедшего времени по родам («Чем похожи имена прилагательные и некоторые глаголы?»).

Как еще могут изменяться слова? Изменение имен существительных по падежам.

Название падежей и их вопросы. Способы определения падежей

Освоение способа действия для определения падежей

Закрепление изученного

Раздел 3. «Продолжаем знакомиться с частями речи» (31 час)

Повторение ранее изученного о частях речи.

Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображаемых действий.

Наблюдение за изменением глаголов по числам и родам или по числам и лицам.

Изменение глаголов по временам.

Особенности изменения глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени

Как отличить глагол от других частей речи.

Знакомство с понятием «неопределенная форма» и ее двумя вопросами.

Способ нахождения неопределенной формы глагола.

Прошедшее время глагола: его значение, применение и особенности изменения. Понятие о родовых окончаниях.

Закрепление сведений о глаголах прошедшего времени. Обучение выбору родовых окончаний.

Использование глаголов прошедшего времени в речи.

Работа над правильным написанием глаголов прошедшего времени.

Контрольный диктант по теме «Правописание глаголов прошедшего времени»

Работа над ошибками.

Особенности глаголов настоящего времени, понятие о личных окончаниях.

Знакомство с двумя формами будущего времени.

Обучение распознаванию глаголов будущего времени.

Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам.

Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.

Закрепление и систематизация знаний о грамматических признаках глагола.

Знакомство с особенностями текста инструктивного характера. Создание текста «Как я сделаю».

Написание инструкции об изготовлении елочной гирлянды. Речевой этикет.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия.

Работа над ошибками

Написание новогодних поздравлений.

Раздел 4. «Что мы знаем о частях речи?» (16 часов)

Повторение изученного о частях речи.

Сходство и различие имен существительных и имен прилагательных.

Отличие глаголов от других частей речи.

Неопределенная форма глагола. Способ нахождения неопределенной формы глагола.

Время глагола. Изменение глаголов по лицам.

Знакомство с памяткой анализа глагола как части речи.

Знакомство со способом выбора между -тся или -ться

Освоение правила выбора между -тся или -ться в глаголах

Обучающее изложение. Обучение составлению плана.

Изложение. Обучение детализации действий

Анализ изложений

Контрольный диктант по теме: «Глагол».

Работа над ошибками

Раздел 5. «Возвращаемся к разговору о предложении» (14 часов)

Повторение изученного о предложении.

Знакомство с понятием «член предложения».

Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.

Второстепенные члены предложения. Характеристика предложения.

Устанавливаем связи слов. Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

Контрольное списывание

Устанавливаем связи слов. Связь подлежащего со сказуемым по смыслу и по форме.

Обучение установлению связи слов в предложении и выписыванию различных пар членов предложения.

Повторение и обобщение изученного о предложении и частях речи

Контрольный диктант по теме «Предложение»

Анализ контрольной работы

Создание текстов изобразительного характера.

Написание текста-инструкции «Как слепить снеговика».

Раздел 6. «И вновь о частях речи». (24 часа)

Повторение изученного об именах.

Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.

Знакомство со словарем трудностей.

Род и число имен существительных и имен прилагательных

Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имен прилагательных.

Работа с памяткой анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи.

Знакомство с правилом написания ь на конце имен существительных после шипящих.

Правописание мягкого знака на конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.

Повторение изученного материала по теме.

Обобщение изученного материала по теме.

Имя прилагательное и имя существительное

Закрепление знаний об имени прилагательном и имени существительном.

Повторение и обобщение изученного.

Контрольный диктант по теме: «Части речи».

Работа над ошибками.

Учимся правильно употреблять слова. Формирование умения пользоваться словарем трудностей.

Обучающее изложение на основе отрывка Г. Скребицкого «От первых проталин до первой грозы».

Обучающее сочинение на тему: «Весна» (на основе собственных наблюдений).

Раздел 7. «Обо всем, что мы теперь знаем» (15 часов)

Повторение общих сведений о частях речи и предложении.

Повторение различных видов разбора на материале словесной модели.

Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь.

Написание словесных картин на основе картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Связь слов в предложении. Работа над правильностью речи

Контрольное изложение.

Обобщение сведений о частях речи и членах предложения.

Повторение способов решения разных орфографических задач.

Решение орфографических задач.

Контрольный диктант по теме: «Части речи. Предложение».

Анализ выполненной контрольной работы.

Совершенствование орфографических умений.

Раздел 8 . «Продолжаем учиться хорошей речи» (18 часов)

Типы речи: повествование, описание предмета, предложение со значением оценки.

Сопоставление изобразительного повествования и описания предметов.

Изложение на тему: «Обезьянка по кличке Яшка».

Обучение построению фрагментов текста с описанием и повествованием

Работа над основной мыслью текста

Оценочные слова: их лексическое значение и функция.

Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям.

Знакомство с понятием «словесный этюд».

Создание словесных этюдов (описаний и повествований на основе картинок учебника).

Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям.

Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям (на основе собственных наблюдений)

Итоговый контрольный диктант.

Анализ выполненной контрольной работы.

Рисование словесных этюдов по личным впечатлениям (на основе собственных наблюдений)

Контрольное списывание.

Раздел 9. «ОБОЩЕНИЕ» (10 ч)

Создание текстов разных жанров.

Решение орфографических задач.

Перелистывая учебник…Повторение изученного за год.

Обобщение изученного материала.

Систематизация изученного материала.

Повторение пройденного материала за год.

Закрепляем знания.

Обобщение пройденного материала.

Обобщение пройденного материала.

Тематическое планирование

Раздел

Содержание программного материала

Основные виды учебной деятельности

Знаем - повторим, не знаем - узнаем.

Повторение изученного о речи «Воспоминания о лете». Понятия «правильно и точно». Обучение правильности и точности речи «Правильно и точно ». Знакомство с понятием «основа слова», с двумя значениями слова: основы и окончания «Какие значения есть у слова?».

Повторение и уточнение памятки «Как узнать строение слова?» Разбор слова по составу.

Будем решать орфографические задачи - известные и новые. Повторение изученного по орфографии «Сначала повторяем».

Подбор проверочных слов для нескольких орфограмм в корне. Знакомство с сочетаниями -оро- /-ра-, -оло-/ -ла-,- ере-/ -ре-

«Как быть, если в корне не одна орфограмма?». Правописание суффиксов -ек и -ик- (общее знакомство). «Открываем ещё два секрета письма». Правописание ударных и безударных сочетаний

-цы- / -ци- (общее знакомство). Общее знакомство со сложными словами «Бывает ли в слове два корня?». Обобщение и систематизация известных правил письма, упражнение в их применении «Подводим первые итоги». Изложение «Учимся рассказывать о словах. Изложение».

Анализируют речевые ситуации, сравнивают средства языка, выбирают их.

Оценивают речь как понятную и непонятную, выявлять средства оформления предложений в письменной речи, соотносить их со способами оформления в устной речи.

Сравнивают способы обозначения мягкости согласных звуков.

Каждое слово - часть речи.

Общее знакомство с частями речи. Представление понятия «части речи». В какие группы объединили слова? Знакомство с названиями знаменательных частей речи «Всему название дано!». Знакомство с названиями слов-помощников. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. «И у слов-помощников есть названия». Обучение употреблению и написанию служебных слов. Использование слов разных групп в речи. Обобщение изученного о частях речи. «Части речи все нужны! Части речи все важны!». Слово и его формы. Представление понятия «форма слова». Разграничение разных слов и форм одного и того же слова. Знакомство с начальной формой глагола, имени существительного и прилагательного. Сравниваем части речи. Род имён существительных. Зависимость от рода имени существительного рода имени прилагательного. Способ выяснения окончаний в именах прилагательных «Имя существительное и имя прилагательное». Изменение имён существительных по числам, имён прилагательных по числам и родам; выбор окончаний в именах прилагательных. Изменение по родам глаголов в форме прошедшего времени без упоминания о времени - «в одной из своих форм». Знакомство с изменением по падежам, наблюдение за изменением по падежам имён существительных и местоимений «Как ещё могут изменяться слова?». Названия падежей и их вопросы. Способ определения падежа. Освоение способа действия для определения падежей. Систематизация сведений об именах существительных и именах прилагательных. Уточнение общего признака всех имён - изменения по падежам «Продолжаем сравнивать части речи и обобщаем».

Понимают информацию, представленную в моделях, схемах, таблицах, с помощью учителя словесно формулируют её.

Обнаруживают в записи орфограммы.

Создают речевые произведения определенных жанров.

Продолжаем знакомиться с частями речи.

Повторение изученного о частях речи. Наблюдение за ролью глаголов в речи; обучение детализации изображённых действий. «Когда глаголы особенно важны?». Наблюдения за изменениями глаголов: по числам и родам или по числам и лицам. «Как изменяются глаголы». Знакомство с системой времён глагола. Как отличить глагол от других частей речи? «Глаголы ли слова лежать, сидеть? А бег, ходьба?» Знакомство с понятием «неопределённая форма глагола» и её двумя вопросами. Способ нахождения неопределённой формы глагола. Строение и написание глаголов в неопределённой форме. «Поговорим о начальной форме глагола». Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения; понятие о родовых окончаниях. Использование глаголов прошедшего времени в речи; работа над их правильным написанием. «Размышляем о прошедшем времени». Особенности глаголов настоящего времени: понятие о личных окончаниях «Из прошлого - в настоящее». Определение и образование форм глагола; наблюдения за потреблением в речи глаголов настоящего времени. Знакомство с двумя формами будущего времени. Обучение распознаванию глаголов будущего времени и их изменению «Из настоящего - в будущее». Повторение изученного о глаголе, его начальной форме и изменении по временам «Проверь свои умения». Правописание суффиксов и окончаний в глаголах прошедшего времени.

Повторение различных вопросов орфографии. Подготовка к контрольной работе. Учимся рассказывать о действиях. Знакомство с особенностями текстов инструктивного характера. Написание инструкций об изготовлении ёлочной гирлянды. Создание текста «Как я сделаю...». Написание новогодних поздравлений.

Выявляют слова, значения которых требуют уточнения; обращаются к словарю, находят в нём нужное слово. Сравнивают записи, различать правильные и неправильные, группируют их, аргументируют решение.

Что мы знаем о частях речи?

Возвращаемся к разговору о предложении.

Повторение изученного о частях речи «Какие части речи тебе знакомы?». Сходство и различие имён существительных и имён прилагательных «Чем похожи и чем различны два имени: имя существительное и имя прилагательное?». Отличие глаголов от других частей речи. Способ нахождения неопределённой формы глагола; суффиксы перед -ть «Как отличать глагол от других частей речи? Что известно о неопределенной форме глагола?». Определение времени глагола; разграничение форм настоящего и будущего времени «Как определить время глагола? Когда глаголы изменяются по лицам?». Анализ глагола как части речи. Повторение способов решения различных орфографических задач; правописание глаголов в неопределенной форме. Знакомство со способом выбора между - тся и -ться в глаголах «Ещё об одной опасности письма». Снова пересказываем и рассказываем. Обучение составлению плана, детализации действий, словесному рисованию с помощью глаголов настоящего времени. Создание рассказа по картинкам и по личным впечатлениям. Освоение способа решения орфографических задач в окончаниях имён прилагательных «Поговорим подробнее о роде и числе имён: существительных и прилагательных».

Представление памятки анализа имени существительного и имени прилагательного как части речи. Знакомство с правилом написания ь на конце имён существительных после шипящих и его освоение «Снова о ь». Повторение изученного, обобщение; подготовка к контрольной работе. Работа над грамматической правильностью речи; формирование умения пользоваться «Словарём трудностей». Изложение: обучение правильности и точности речи «Расскажи другим весеннюю сказку». Создание словесных зарисовок «Наблюдаем за облаками».

Анализируют модель речи, с опорой на неё строить сообщения. Отличают текст от группы предложений, объяснять различие. Определяют границы предложений при зрительном восприятии текста, передают их с помощью языковых средств в устной речи и при письме.

Проводят полный и частичный морфемный анализ слов (на основе памятки). Читают сообщения, находят нужные сведения.

И вновь о частях речи.

Обо всём, что мы теперь знаем.

Повторение изученного. Повторение общих сведений о частях речи и предложении «Весна, весною, о весне...». Повторение различных видов разбора на материале словесной модели «Загадочное предложение о глокойкуздре». Повторение грамматических признаков частей речи и строения слов. Различные случаи употребления ь. Работа над правильностью речи. Повторение способов решения орфографических задач «Что ты знаешь о словах?». Совершенствование орфографических умений на текстах с объяснением значения слов «Ещё немного из истории слов». Систематизация изученных орфографических правил; решение разнообразных орфографических задач «Снова проверяем свои умения». Совершенствование орфографических умений, подготовка к контрольной работе.

Обнаруживают орфограммы по освоенным опознавательным признакам, выделяют те, способы решения, которых известны. Пользуются орфографическим словарем учебника. Применяют полученные знания, выявляют их возможную недостаточность, запрашивают и используют дополнительную информацию.

Продолжаем учиться хорошей речи.

Знакомство с понятиями: «повествование», «описание предмета», «предложение со значением оценки». Обучение построению фрагментов текста с описанием предмета и повествованием; работа над основной мыслью текста «Оцениваем, описываем, повествуем». Создание текстов-повествований по серии рисунков и по личным впечатлениям «Словами рисуем действия». Знакомство с особенностями словесных этюдов. Рисование словесных этюдов описаний и повествований на основе картинок учебника и по личным впечатлениям «Я умею писать...».

Правильно образовывают слова с заданными морфемами, выбирают их в соответствии с указанным значением или с учетом контекста. Сравнивают слова с одинаково звучащими приставками и предлогами, по опорной схеме. Формулируют способ их разграничения и применяют его при письме.

Обобщение.

«Перелистывая учебник...»

Результаты освоения и система их оценки

В результате изучения курса русского языка по данной программе у третьеклассника будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностные результаты

У третьеклассника будут сформированы:

- представление о русском языке как языке своей страны;

- осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя - как носителя русского языка;

- представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи;

- элементы коммуникативного и познавательного мотивов изучения предмета «Русский язык»;

- становление положительного отношения к учению (к урокам русского языка);

- элементы способности оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей.

Третьеклассник получит возможность для формирования:

- понимания значимости хорошего владения русским языком, развития коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- выраженного познавательного интереса к русскому языку;

- сознательного отношения к качеству своей речи.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками, а также самостоятельно) свои действия для решения конкретных языковых и речевых задач; коллективно отражать план действий в моделях, схемах, памятках и т.п.;

- действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесном или схематичном, в том числе алгоритмичном виде;

- выполнять учебные действия (операции) в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;

- выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;

- оценивать свои действия (в ретроспективе) и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи и осуществлять действия для реализации замысла;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать трудности, понимать их причины, планировать действия для преодоления затруднений и выполнять их.

Познавательные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- целенаправленно (понимая конкретную задачу) слушать учителя и одноклассников, принимать информацию, определять своё отношение к высказываниям одноклассников;

- читать и понимать указанный учебный текст, находить в нём определённые сведения;

- замечать слова, выражения, требующие уточнения значения; выполнять действия для выяснения значения (задавать вопрос, обращаться к словарю, стараться понять из контекста);

- находить в материалах учебника (во всей книге, в читаемом тексте, в словарях, справочниках и т.п.) необходимую информацию, использовать её для решения практических задач;

- понимать информацию, представленную в модельном, табличном и т.д. виде, переводить её в словесную форму и использовать для решения практических задач;

- применять разные способы фиксации информации (словесный, схематический);

- находить в предложенных материалах или указанных источниках примеры для иллюстрации определённых понятий, правил, закономерностей;

- осознавать общий способ действия для решения различных языковых и речевых задач, ориентироваться на него при решении конкретных задач;

- осознавать возможность решения ряда лингвистических задач разными способами;

- осуществлять действия анализа, синтеза (конструирования), сравнения, группировки, классификации по указанным или коллективно установленным параметрам;

- коллективно устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения, выводы, обобщения;

- подводить конкретные факты языка под понятия на основе выделения известных существенных признаков.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);

- находить языковые примеры для иллюстрации понятий, правил, закономерностей в самостоятельно выбранных источниках;

- делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;

- осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи;

- анализировать и характеризовать языковой материал по самостоятельно определённым параметрам.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Третьеклассник научится:

- участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения;

- участвовать в совместной деятельности (в паре, в группе), договариваясь (под руководством учителя) об организации работы; стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёрами; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;

- высказывать своё мнение по обсуждаемым вопросам, объяснять его; понимать возможность существования других точек зрения, стремиться к их пониманию;

- строить небольшие устные монологические высказывания (в том числе учебно-делового характера) с учётом ситуации общения (партнёра и решаемых речевых задач), стараясь соблюдать нормы литературного языка, и заботиться о точности и ясности выражения мысли, выбирая для этого языковые средства;

- понимать зависимость характера речи (отбора содержания и его организации, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения (сообщить, объяснить что-то или словами нарисовать увиденное, показать действия или признаки; поздравить кого-то или научить чему-то; в устной или письменной форме; адресат взрослый или сверстник и т.д.);

- создавать письменные тексты освоенных жанров, учитывая как особенности жанра, так и характер адресата и решаемых коммуникативных задач; отбирать содержание и выбирать языковые средства с учётом ситуации общения.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;

- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;

- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;

- создавать высказывания разных видов (в устной и письменной форме) для решения различных коммуникативных задач, адекватно строить их и использовать в них разнообразные средства языка;

- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.

Предметные результаты

Общие результаты освоения программы

Третьеклассники:

- овладеют начальными представлениями о языке как средстве общения, о принятых правилах культуры речевого поведения, о разновидностях речи, о системе средств русского языка (фонетических, графических, лексических, словообразовательных, грамматических), об особенностях общения в устной и письменной форме, о нормах литературного языка и правилах письма;

- освоят основные понятия и правила из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (в объёме изученного); приобретут умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать различные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения) по указанным параметрам, конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты);

- овладеют основными орфографическими и пунктуационными умениями и в целом основами грамотного письма (в пределах изученного);

- приобретут опыт изучающего и поискового (при работе со словарями, справочниками) чтения, а также правильного речевого поведения, создания собственных высказываний разных видов (в освоенных пределах) с учётом задач и ситуации общения.

Результаты освоения основных содержательных линий курса

Формирование речевых, коммуникативных умений, совершенствование речевой деятельности

Третьеклассник научится:

- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения), владеть нормами речевого этикета в типовых ситуациях учебного и бытового общения;

- самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию, работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей;

- пользоваться различными словарями учебника для решения языковых и речевых вопросов;

- замечать в речи незнакомые слова и спрашивать об их значении, обращаться для ответа на вопрос к толковому словарю учебника;

- соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания слов, имеющихся в словарях учебника;

- понимать тему и главную мысль текста (при её словесном выражении), озаглавливать текст по его теме и (или) главной мысли;

- озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера (с ясной логикой развития событий);

- строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на заданный вопрос, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо);

- замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

- находить и устранять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи (яркие случаи);

- письменно создавать небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление);

- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), сохраняя основные особенности оригинала;

- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные

Третьеклассник получит возможность научиться:

- соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;

- пользоваться знакомыми лингвистическими словарями, адресованными младшим школьникам;

- понимать главную мысль текста; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

- конструировать предложение из заданных слов с учётом его контекстного окружения;

- делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

- самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, рассуждения, сохраняя особенности оригинала;

- создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции);

- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

- соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.

Формирование языковых умений

В области речи, речевой деятельности

Третьеклассник научится:

- участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения;

- самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, следовать инструкциям;

- пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения различных практических вопросов;

- соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания изученных слов;

- понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль; озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли;

- озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

- различать повествования и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;

- замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

- письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), осознанно сохраняя особенности оригинала;

- письменно (после коллективной подготовки) пересказывать текст, внося в него указанные изменения (например, меняя лицо рассказчика);

- письменно создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки;

- улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля и типа речи (без терминов);

- самостоятельно делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

- самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особенности оригинала, а также внося требуемые изменения (например, изменяя лицо рассказчика);

- создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции), небольшие тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо;

- редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

- соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и, по возможности, красиво оформлять свои записи.

В области освоения языка

В области фонетики и графики

Третьеклассник научится:

- различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -/лея, -ться),

- понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей;

- анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

- правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;

- пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством: абзацным отступом («красной строкой»).

Третьеклассник получит возможность научиться:

- классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

- письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области лексики

Третьеклассник научится:

- осознавать, что понимание значения слов - обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

- различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);

- выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника;

- в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;

- стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

- самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;

- понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими, что слова могут употребляться в прямом или переносном значении; замечать в художественных текстах слова, употреблённые в переносном значении.

В области словообразования (морфемики)

Третьеклассник научится:

- выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях);

- отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;

- сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от их строения;

- соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей;

- различать изменяемые и неизменяемые слова.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

- отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

- определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое);

- выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия).

В области морфологии

Третьеклассник научится:

- выявлять принадлежность слова к определенной части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);

- ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

- определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

- сравнивать, классифицировать предложенные слова по указанным признакам;

- пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи;

- правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

- под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

- пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремиться при этом к повышению точности, выразительности речи.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

- находить в тексте слова по указанным морфологическим признакам;

- выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного общего способа действия (в объёме изученного);

- соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

- замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

- понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.

В области синтаксиса и пунктуации

Третьеклассник научится:

- различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены предложения; осознавать главные члены как основу предложения;

- выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

- устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; различать основу предложения и пары других его членов;

- отражать связь членов предложения в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

- проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

- распространять заданные предложения второстепенными членами, выявлять смысловые различия распространённых и нераспространённых предложений.

Третьеклассник получит возможность научиться:

- осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

- строить предложения заданной структуры (с опорой на схему);

- использовать знания о роли второстепенных членов предложения при создании собственных высказываний для повышения их точности и выразительности.

Формирование орфографических умений

Третьеклассник научится:

- по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы (в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

- определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

- разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

- пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

- применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1-3-го классов);

- пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

- писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

- списывать и писать под диктовку;

- проверять написанное и вносить коррективы;

- писать слова с непроверяемыми орфограммами: автобус, автомобиль, адрес, аккуратный, апрель, балкон, библиотека, ботинки, быстро, валенки, варежки, велосипед, веять, видеть, вокруг, ворона, гараж, гладить, город, горох, готовить, двадцать, декабрь, жёлтый, животное, завод, завтра, земляника, каникулы, карман, картофель, клеить, коллекция, лаять, математика, мебель, месяц, минута, ноябрь, обидеть, облако, огород, огромный, одиннадцать, октябрь, отдых, падать, плавать, платок, полотенце, природа, прыгать, пятьдесят, сапоги, сарай, сентябрь, сеять, скоро, слушать, слышать, сначала, солдат, соловей, сорок, сорока, ставить, строить, таять, товарищ, трамвай, улица, февраль, футбол, цыплёнок, черный, шоссе, январь.

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения предмета. Критерии оценивания.

В основе системы оценивания УМК «Гармония», и курса «Русский язык» в частности, лежат принципы:

- ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, метапредметных и предметных), при этом оценка личностных результатов должна отвечать этическим принципам охраны прав личности и конфиденциальности, то есть осуществляться в форме, не представляющей угрозы личности, её психологической безопасности и эмоциональному статусу;

- взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса;

- единства критериальной и содержательной базы внутренней и внешней оценки (внешняя оценка осуществляется внешними по отношению к школе службами; внутренняя -самой школой: учениками, педагогами, администрацией);

- участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки и предоставляет возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, а также способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

В зависимости от этапа обучения используются три вида оценивания: стартовая диагностика, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур:

- с помощью специально сконструированных диагностических задач, нацеленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий;

- при анализе выполнения проверочных заданий по русскому языку, когда на основе характера ошибок, допущенных ребёнком, можно сделать вывод о сформированностиметапредметных умений.

Сформированность коммуникативных учебных действий может быть выявлена на основе наблюдений за деятельностью учащихся, а также на основе результатов выполнения заданий в совместной (парной или командной) работе.

Оценка предметных результатов может быть описана как оценка планируемых результатов по предмету «Русский язык». В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний.

При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые учащимися с предметным содержанием.

Контроль уровня достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор - средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет сформирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов: умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены и вставки лишних букв в словах;

- неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой третьего класса (слова с непроверяемыми написаниями);

- отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

- наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

- существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

- отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

- употребление слов в несвойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

- отсутствие знаков препинания в конце предложения, если следующее предложение написано с большой буквы;

- отсутствие «красной» строки;

- неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

- незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Отметка «5» («отлично») ставится, если уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

Отметка «4» («хорошо») ставится, если уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

Отметка «3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

Отметка «2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Вводится оценка «за общее впечатление от письменной работы». Сущность ее состоит в определении отношения учителя к внешнему виду работы (аккуратность, эстетическая привлекательность, чистота, оформленость и др.). Эта отметка ставится как дополнительная, в журнал не вносится.

Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение

Методическая литература

  1. Программа к курсу «Русский язык» 1-4 классы общеобразовательных учреждений./ Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010

  2. Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка». Учебник для 3 класса по русскому языку. В 2 частях.- Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012

  3. Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка»: Тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 3 частях. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2012

  4. Соловейчик М.С. Методические рекомендации к учебнику Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010

  5. Тетрадь для самостоятельной работы для 3 класса. В 2 частях. / Т.В. Корешкова - , «Ассоциация ХХI век», 2012

  6. Корешкова Т. В. Тестовые задания по русскому языку. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1: Тренировочные задания; ч. 2: Контрольные задания.- 2012

Цифровые образовательные ресурсы:большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (3 CD-ROM), презентации по темам курса, видеоматериалы по различным темам

Печатные пособия: Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку. Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в программе по русскому языку, Словари по русскому языку: толковый словарь, словарь фразеологизмов.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по русскому языку.

Экранно-звуковые пособия:телевизор

Технические средства обучения:компьютер.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Интернет-ресурсы:

1.svetly5school.narod.ru/metod1.html

2.В помощь современному учителю k-yroky.ru/load/67

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/


© 2010-2022