- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс, 8 вид)
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс, 8 вид)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Созонова Н.Л. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1. Пояснительная записка. Рабочая программа по трудовому обучению для 4 класса составлена на основе и следующих нормативных документов: -Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203 ФЗ; -Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.; -Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. «Трудовое обучение », автор С.Л. Мирский, ( Москва «Просвещение», 2009 года) -Учебный план Копотиловской начальной общеобразовательной школы - филиала МАОУ Казанская СОШ на 2015 -2016 учебный год.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:
- Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. «Трудовое обучение », автор С.Л. Мирский, ( Москва «Просвещение», 2009 года)
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. С учетом состава класса и возможностей усвоения ими учебного материала по труду (у большинства учащихся нарушен процесс формирования программы деятельности, что вызывает затруднения при ориентировке в задании и планировании, проявляются сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия, в усвоении технических и технологических знаний) были отобраны наиболее доступные для выполнения работы. Цель программы обучения:
- развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
- подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.
- выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
- воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
- обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
- коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей;
- формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;
- воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.
- ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
2. Учебно-тематическое планирование
№ раздела
Наименование раздела
Количество часов
1
Работа с природным материалом
12 ч.
2
Работа с древесиной
4ч.
3
Работа на пришкольном участке.
10 ч.
4
Работа с пластилином
6 ч.
5
Работа с бумагой и картоном
16 ч.
6
Работа с металлоконструктором
4 ч.
7
Работа с тканью.
14 ч.
68 ч.
3.Календарно-тематическое планирование
№
урока
Дата проведения
Тема урока
Кол-во часов
Планируемый результат:
Формы и виды контроля
Знать
Уметь
1
04.09
РАБОТА С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ (7ч.)
Вводный инструктаж по ТБ. Виды и свойства глины.
Применение глины.
1
Знать правила ТБ при работе с древесиной.
Уметь по вопросам учителя анализировать природный материал, рисунок и образец изделия, выполнять поделки по инструкции, ориентироваться в пространстве с помощью учителя при выполнении объёмных изделий, отчитываться о работе, оценивать своё изделие.
Вводный
Практическая работа
2
07.09
Выкапывание глины.
1
Знать свойства материалов, используемых при работе и их отличия по ряду признаков: цвету, форме, величине, контурам, особенностям поверхности, прочности, доступности для обработки
Текущий
3
11.09
Приготовление глиняного теста.
1
4
14.09
Лепка из глины кирпича уменьшенного размера.
1
5
18.09
Изготовление посуды из глины.
1
Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина, проволоки, клея.
6
21.09
Изготовление фигур птиц из глины.
1
7
25.09
Изготовление фигур зверей из глины.
1
Уметь закреплять засушенные листья с целью выполнения из них деталей аппликации (композиции).
8-9
28.09
02.10
РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ
Инструктаж по ТБ. Изготовление поделок из природных материалов
2
10
05.10
Изготовление мебели из заготовок.
1
11-12
09.10
12.10
Изготовление транспортных средств. (повозка, корабль)
2
13
16.10
II.РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ (5ч.)
Инструктаж по ТБ. Сбор семян цветов.
1
Знать названия цветковых растений, о роли семян, правила хранения различных видов семян
Уметь различать семена цветковых растений, правильно осуществлять сбор и хранение семян.
Текущий
14-16
19.10
23.10
Уборка территории школы от мусора, опавших листьев.
2
Знать правила безопасной работы.
Уметь соблюдать санитарно - гигиенические требования
17
26.10
Перекопка почвы.
1
18
30.10
III. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ (6ч.) Инструктаж по ТБ. Лепка моделей овощей.
1
Знать свойства пластилина.
Практическая работа
Текущий
19
09.11
Лепка моделей фруктов.
1
Знать основные приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание.
Уметь обрабатывать изделие стекой, наносить рисунок с помощью стеки и печатки.
20
13.11
Лепка птиц.
1
21
16.11
Лепка посуды из жгутиков.
1
22
20.11
Лепка посуды при помощи стеков.
1
23
23.11
Лепка знакомых детям предметов, имеющих простые геометрические формы.
1
24
27.11
IV.РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (10ч).
Инструктаж по ТБ. Разметка деталей по шаблону.
1
Знать места крепления деталей в зависимости от направления движения в «движущихся» игрушках
Уметь использовать шаблон для получения деталей сложной формы. Применять шило для выполнения отверстий в деталях
Практическая работа
Текущий
25
30.11
Аппликация - орнамент (коврик)
1
26
04.12
Модель парашюта.
1
27
07.12
Модель планера.
1
28
11.12
Выполнение мебели из спичечных коробок. Украшение бархатной бумагой.
1
Знать понятие об интерьере жилища.
29
14.12
Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бумажных трубочек.
1
Знать значение дорожных знаков, правила дорожного движения
Использовать оправку для изготовления трубочек. Обрабатывать конец трубочки для закрепления на подставке.
30-31
18.12
21.12
Подготовка елочных украшений.
1. «Фонарик».
2.«Гирлянда».
3. «Снежинки»
2
Знать понятие о ёлочных украшениях, о карнавальных масках, костюмах, их предназначении.
32
25.12
Выполнение карнавальных масок и полумасок
1
33
28.12
Отделка изделий аппликативными украшениями
1
34
11.01
V. РАБОТА С МЕТАЛЛОМ (4ч).
Инструктаж по ТБ. Выполнение фигуры зверей.(гибка по контуру рисунка)
1
Знать общую конструкцию автомашин. Виды автотранспорта.
Уметь подсчитывать отверстия для определения середины детали. Учитывать симметричность при закреплении деталей.
Практическая работа
Текущий
35
15.01
Выполнение фигуры птиц. (гибка по контуру рисунка)
1
36
18.01
Выполнение цепочки из 2 оборотов.
1
37
22.01
Выполнение подставки для книг из проволоки.
1
38
25.01
V1. РАБОТА С ТКАНЬЮ (6ч.) Инструктаж по ТБ. Экскурсия в швейную мастерскую.
1
Знать элементарные сведения о профессии швеи.
Уметь вести себя в швейной мастерской.
39
29.01
Выполнение образца прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы
1
Знать назначение ручных стежков, их виды.
Знать назначение, свойства и особенности тканей: мнутся, разрезаются, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей
Уметь выполнять прямой стежок.
Уметь выполнять прямой стежок.
Закреплять нитку в начале и в конце работы.
Уметь выполнять косой обмёточный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно ткани, направление строчки слева направо. Закреплять нитку.
40
01.02
Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы
1
41
05.02
Ремонт одежды. Пришивание пуговиц.
1
Знать виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц.
. Уметь определять место оторванной пуговицы. Пришивать пуговицы с образованием стойки. Закреплять нитку.
42
08.02
Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.
1
Знать о раскрое вешалки по долевой нитке.
Уметь делать разметку линий сгибов на заготовке для вешалки. Загибать и намётывать. Прошивать вешалку стачным швом. Пришивать вешалку к одежде.
43
12.02
Ремонт одежды. Стачивание распоровшегося шва.
1
Знать последовательность стачивания распоровшегося шва.
Уметь стачивать распоровшиеся швы одежды ручным стачным швом.
44-45
15.02
19.02
VI. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ . (9ч). Инструктаж по ТБ. Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур
2
Знать виды, свойства бумаги; названия геометрических фигур.
Уметь заготавливать для аппликации детали геом. формы, составлять композицию в круге.
Практическая работа
Текущий
46
22.02
Оригами «Рыба». Украшение водоёма.
1
Знать понятие «оригами». Знать виды, свойства и особенности бумаги.
Уметь понимать графические изображения и условные обозначения для изготовления изделий сгибанием листа бумаги
47
26.02
Оригами «Лебедь».
1
48
29.02
Оригами «Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта.
1
49
04.03
Изготовление пакетов для семян.
1
50
11.03
Изготовление конвертов для почтовых отправлений.
1
51-52
14.03
18.03
Изготовление кармана для библиотечных формуляров.
2
53
21.03
IХ. РАБОТА С ТКАНЬЮ (13ч).
Инструктаж по ТБ.
Изготовление игольницы «Подсолнух».
1
Знать понятие о ткани, назначение изделий из ткани, способы соединения срезов ткани.
Уметь изготавливать игольницу, придерживаясь плана. Обтянутую тканью сердцевину с ватой украшать тамбурными стежками.
Практическая работа
Текущий
54
25.03
Вырезание деталей.
1
55
04.04
Соединение деталей.
1
56
08.04
Украшение орнаментом из тамбурных стежков.
1
Знать назначение ручных стежков, их виды.
Знать правила безопасной работы с иглой.
Уметь изготавливать игольницу, придерживаясь плана. Обтянутую тканью сердцевину с ватой украшать тамбурными стежками.
57
11.04
Изготовление прихватки с обработкой срезов «через край» стежками.
1
Уметь обмётывать боковые срезы прихватки петельными стежками. Кроить ткань по шаблону.
58
15.04
Раскрой ткани по шаблону.
1
59
18.04
Раскрой ткани по шаблону.
1
Уметь выполнять разметку линий соединительного шва. Сметывать основные детали и стачивать обтачным швом. Вывертывать и набивать ватой. Пришивать и приклеивать дополнительные детали. Анализировать выполненное изделие.
60
22.04
Соединение деталей.
1
61
25.04
Отделка деталей тамбурным стежком.
1
62
29.04
Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей.
1
63
06.05
Соединение краев деталей.
1
64
13.05
Набивка заготовки ватой.
1
65
16.05
Завершение сборки игрушки.
1
Знать правила безопасной работы.
Текущий
66-67
20.05
23.05
II.РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ (3ч.) Инструктаж по ТБ. Очистка пришкольного участка от мусора и листьев;
2
Уметь соблюдать санитарно - гигиенические требования
Практическая работа
Текущий
68
27.05
Обобщающий урок по темам года.
1
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
№
п/п
Наименование раздела
Знать/понимать
Уметь
1
Работа с природными материалами
Знать правила ТБ при сборе природного материала. Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина, проволоки, клея.
Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к хранению. Уметь соединять детали с помощью пластилина. палочек, проволоки; рационально использовать материалы
2
Работа с бумагой и картоном
Знать правила безопасности при работе с ножницами и шилом.
Уметь выполнять разметку развёрток по шаблонам и линейке,
3
Работа с проволокой
Знать правила работы с проволокой. Виды проволоки. Знать сведения о назначении и применении проволоки; свойства проволоки: Знать правила ТБ при работе с кусачками, плоскогубцами.
Уметь отрезать проволоку кусачками; сгибать проволоку, разгибать её. Уметь сгибать проволоку плоскогубцами, резать проволоку кусачками.
4
Работа с древесиной
Знать элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнётся, режется, раскалывается вдоль волокон
Уметь строгать и выполнять зачистку древесины напильником и наждачной бумагой.
5
Работа с металлоконструктором
Знать названия деталей конструктора
Уметь разбирать конструкции, проверять комплектность набора.
6
Работа с текстильными материалами
Знать назначение ручных стежков, их виды.
Уметь правильно пользоваться иглой и наперстком.
5. Список литературы:
-
«Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой; М., 2008.
-
Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». - М., Академия, 2005.
-
«Занимательное азбуковедение» (В. Волина. Москва, «Знание», 2008г.);
-
«Формирование познавательной деятельности младших школьников» (И.Г. Майоров, Москва, «Просвещение», 2006г.);
-
«Дидактические материалы по трудовому обучение» (В.Г. Машинистов, Москва, «Просвещение», 2009г.);
-
«Справочник по трудовому обучению» (Н.Е. Цейтлин, А.П.Демидова, Москва, «Просвещение», 2007г.);
-
«Вышивание» (Е.П. Шмокова, Елабуга, МП «Истоки», 2010г.)