Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс, 8 вид)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. Пояснительная записка. Рабочая программа по трудовому обучению для 4 класса составлена на основе и следующих нормативных документов: -Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203 ФЗ; -Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п.; -Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. «Трудовое обучение », автор С.Л. Мирский, ( Москва «Просвещение», 2009 года) -Учебный план Копотиловской начальной общеобразовательной школы - филиала МАОУ Казанская СОШ на 2015 -2016 учебный год.
Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект:

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. «Трудовое обучение », автор С.Л. Мирский, ( Москва «Просвещение», 2009 года)
2. Л.А. Кузнецова. Ручной труд. Учебник по трудовому обучению для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. С.-Пб.: Просвещение. 2006. 3. Л.А. Кузнецова. Рабочая тетрадь № 1, 2 к учебнику РУЧНОЙ ТРУД в 4 классе. С.-Пб.: Просвещение. 2008. 4. В.Г.Машинистов. Дидактический материал по трудовому обучению в 4 классе. Пособие для учащихся 3 класса. М.: Просвещение. 1999г.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. С учетом состава класса и возможностей усвоения ими учебного материала по труду (у большинства учащихся нарушен процесс формирования программы деятельности, что вызывает затруднения при ориентировке в задании и планировании, проявляются сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия, в усвоении технических и технологических знаний) были отобраны наиболее доступные для выполнения работы. Цель программы обучения:
  • развитие самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий;
  • подготовка учащихся к профессионально - трудовому обучению.
Задачи программы обучения:
  1. выявление актуальных и потенциальных способностей учащихся в трудовом обучении;
  2. воспитание организационных умений и привычек, необходимых для продуктивной и безопасной работы в учебных мастерских;
  3. обучение простейшим технико-технологическим знаниям и практическим умениям, которые служат опорой для усвоения учебного материала в дальнейшей трудовой подготовке.
  4. коррекция интеллектуальных и физических недостатков учащихся с учётом их возрастных особенностей;
  5. формирование знаний о различных материалах и умения выбирать способы обработки, в зависимости от свойств материалов;
  6. воспитание у детей любви и привычки к разнообразным видам труда.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:
  1. ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  2. предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
  3. контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).








2. Учебно-тематическое планирование


№ раздела

Наименование раздела

Количество часов

1

Работа с природным материалом

12 ч.

2

Работа с древесиной

4ч.

3

Работа на пришкольном участке.

10 ч.

4

Работа с пластилином

6 ч.

5

Работа с бумагой и картоном

16 ч.

6

Работа с металлоконструктором

4 ч.

7

Работа с тканью.

14 ч.

68 ч.

















3.Календарно-тематическое планирование


урока

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый результат:

Формы и виды контроля

Знать

Уметь

1

04.09

РАБОТА С ПЛАСТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ (7ч.)

Вводный инструктаж по ТБ. Виды и свойства глины.

Применение глины.

1

Знать правила ТБ при работе с древесиной.

Уметь по вопросам учителя анализировать природный материал, рисунок и образец изделия, выполнять поделки по инструкции, ориентироваться в пространстве с помощью учителя при выполнении объёмных изделий, отчитываться о работе, оценивать своё изделие.

Вводный

Практическая работа

2

07.09

Выкапывание глины.

1

Знать свойства материалов, используемых при работе и их отличия по ряду признаков: цвету, форме, величине, контурам, особенностям поверхности, прочности, доступности для обработки

Текущий

3

11.09

Приготовление глиняного теста.

1

4

14.09

Лепка из глины кирпича уменьшенного размера.

1

5

18.09

Изготовление посуды из глины.

1

Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина, проволоки, клея.

6

21.09

Изготовление фигур птиц из глины.

1

7

25.09

Изготовление фигур зверей из глины.

1

Уметь закреплять засушенные листья с целью выполнения из них деталей аппликации (композиции).

8-9

28.09

02.10

РАБОТА С ДРЕВЕСИНОЙ

Инструктаж по ТБ. Изготовление поделок из природных материалов

2

10

05.10

Изготовление мебели из заготовок.

1

11-12

09.10

12.10

Изготовление транспортных средств. (повозка, корабль)

2

13

16.10

II.РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ (5ч.)

Инструктаж по ТБ. Сбор семян цветов.

1

Знать названия цветковых растений, о роли семян, правила хранения различных видов семян

Уметь различать семена цветковых растений, правильно осуществлять сбор и хранение семян.

Текущий

14-16

19.10

23.10

Уборка территории школы от мусора, опавших листьев.

2

Знать правила безопасной работы.

Уметь соблюдать санитарно - гигиенические требования

17

26.10

Перекопка почвы.

1

18

30.10

III. РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ (6ч.) Инструктаж по ТБ. Лепка моделей овощей.

1

Знать свойства пластилина.

Практическая работа

Текущий

19

09.11

Лепка моделей фруктов.

1

Знать основные приёмы лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание.

Уметь обрабатывать изделие стекой, наносить рисунок с помощью стеки и печатки.

20

13.11

Лепка птиц.

1

21

16.11

Лепка посуды из жгутиков.

1

22

20.11

Лепка посуды при помощи стеков.

1

23

23.11

Лепка знакомых детям предметов, имеющих простые геометрические формы.

1

24

27.11

IV.РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ (10ч).

Инструктаж по ТБ. Разметка деталей по шаблону.

1

Знать места крепления деталей в зависимости от направления движения в «движущихся» игрушках

Уметь использовать шаблон для получения деталей сложной формы. Применять шило для выполнения отверстий в деталях

Практическая работа

Текущий

25

30.11

Аппликация - орнамент (коврик)

1

26

04.12

Модель парашюта.

1

27

07.12

Модель планера.

1

28

11.12

Выполнение мебели из спичечных коробок. Украшение бархатной бумагой.

1

Знать понятие об интерьере жилища.

29

14.12

Изготовление знаков дорожного движения. Заготовка бумажных трубочек.

1

Знать значение дорожных знаков, правила дорожного движения

Использовать оправку для изготовления трубочек. Обрабатывать конец трубочки для закрепления на подставке.

30-31

18.12

21.12

Подготовка елочных украшений.

1. «Фонарик».

2.«Гирлянда».

3. «Снежинки»

2

Знать понятие о ёлочных украшениях, о карнавальных масках, костюмах, их предназначении.

32

25.12

Выполнение карнавальных масок и полумасок

1

33

28.12

Отделка изделий аппликативными украшениями

1

34

11.01

V. РАБОТА С МЕТАЛЛОМ (4ч).

Инструктаж по ТБ. Выполнение фигуры зверей.(гибка по контуру рисунка)

1

Знать общую конструкцию автомашин. Виды автотранспорта.

Уметь подсчитывать отверстия для определения середины детали. Учитывать симметричность при закреплении деталей.

Практическая работа

Текущий

35

15.01

Выполнение фигуры птиц. (гибка по контуру рисунка)

1

36

18.01

Выполнение цепочки из 2 оборотов.

1

37

22.01

Выполнение подставки для книг из проволоки.

1

38

25.01

V1. РАБОТА С ТКАНЬЮ (6ч.) Инструктаж по ТБ. Экскурсия в швейную мастерскую.

1

Знать элементарные сведения о профессии швеи.

Уметь вести себя в швейной мастерской.

39

29.01

Выполнение образца прямого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы

1

Знать назначение ручных стежков, их виды.

Знать назначение, свойства и особенности тканей: мнутся, разрезаются, разрываются; толстые, тонкие, гладкие и шероховатые, имеют различную окраску. Лицевые и изнаночные стороны тканей

Уметь выполнять прямой стежок.

Уметь выполнять прямой стежок.

Закреплять нитку в начале и в конце работы.

Уметь выполнять косой обмёточный стежок: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно ткани, направление строчки слева направо. Закреплять нитку.

40

01.02

Выполнение образца косого стежка на ткани. Закрепление нитки в начале и конце работы

1

41

05.02

Ремонт одежды. Пришивание пуговиц.

1

Знать виды пуговиц и способы их пришивания. Нитки для пришивания пуговиц.

. Уметь определять место оторванной пуговицы. Пришивать пуговицы с образованием стойки. Закреплять нитку.

42

08.02

Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалок к халатам и верхней одежде.

1

Знать о раскрое вешалки по долевой нитке.

Уметь делать разметку линий сгибов на заготовке для вешалки. Загибать и намётывать. Прошивать вешалку стачным швом. Пришивать вешалку к одежде.

43

12.02

Ремонт одежды. Стачивание распоровшегося шва.

1

Знать последовательность стачивания распоровшегося шва.

Уметь стачивать распоровшиеся швы одежды ручным стачным швом.

44-45

15.02

19.02

VI. РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ . (9ч). Инструктаж по ТБ. Аппликация. Изготовление по образцу «весёлых человечков» из геометрических фигур

2

Знать виды, свойства бумаги; названия геометрических фигур.

Уметь заготавливать для аппликации детали геом. формы, составлять композицию в круге.

Практическая работа

Текущий

46

22.02

Оригами «Рыба». Украшение водоёма.

1

Знать понятие «оригами». Знать виды, свойства и особенности бумаги.

Уметь понимать графические изображения и условные обозначения для изготовления изделий сгибанием листа бумаги

47

26.02

Оригами «Лебедь».

1

48

29.02

Оригами «Ваза с тюльпанами». Изготовление поделки к празднику 8 Марта.

1

49

04.03

Изготовление пакетов для семян.

1

50

11.03

Изготовление конвертов для почтовых отправлений.

1

51-52

14.03

18.03

Изготовление кармана для библиотечных формуляров.

2

53

21.03

IХ. РАБОТА С ТКАНЬЮ (13ч).

Инструктаж по ТБ.

Изготовление игольницы «Подсолнух».

1

Знать понятие о ткани, назначение изделий из ткани, способы соединения срезов ткани.

Уметь изготавливать игольницу, придерживаясь плана. Обтянутую тканью сердцевину с ватой украшать тамбурными стежками.

Практическая работа

Текущий

54

25.03

Вырезание деталей.

1

55

04.04

Соединение деталей.

1

56

08.04

Украшение орнаментом из тамбурных стежков.

1

Знать назначение ручных стежков, их виды.

Знать правила безопасной работы с иглой.

Уметь изготавливать игольницу, придерживаясь плана. Обтянутую тканью сердцевину с ватой украшать тамбурными стежками.

57

11.04

Изготовление прихватки с обработкой срезов «через край» стежками.

1

Уметь обмётывать боковые срезы прихватки петельными стежками. Кроить ткань по шаблону.

58

15.04

Раскрой ткани по шаблону.

1

59

18.04

Раскрой ткани по шаблону.

1

Уметь выполнять разметку линий соединительного шва. Сметывать основные детали и стачивать обтачным швом. Вывертывать и набивать ватой. Пришивать и приклеивать дополнительные детали. Анализировать выполненное изделие.

60

22.04

Соединение деталей.

1

61

25.04

Отделка деталей тамбурным стежком.

1

62

29.04

Изготовление мягких игрушек. Вырезание деталей.

1

63

06.05

Соединение краев деталей.

1

64

13.05

Набивка заготовки ватой.

1

65

16.05

Завершение сборки игрушки.

1

Знать правила безопасной работы.

Текущий

66-67

20.05

23.05

II.РАБОТА НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ (3ч.) Инструктаж по ТБ. Очистка пришкольного участка от мусора и листьев;

2

Уметь соблюдать санитарно - гигиенические требования

Практическая работа

Текущий

68

27.05

Обобщающий урок по темам года.

1


























4. Требования к уровню подготовки обучающихся


п/п

Наименование раздела

Знать/понимать

Уметь

1

Работа с природными материалами

Знать правила ТБ при сборе природного материала. Знать приёмы соединения деталей: с помощью палочек, пластилина, проволоки, клея.

Выбирать подходящий природный материал, сортировать его и подготавливать к хранению. Уметь соединять детали с помощью пластилина. палочек, проволоки; рационально использовать материалы

2

Работа с бумагой и картоном

Знать правила безопасности при работе с ножницами и шилом.

Уметь выполнять разметку развёрток по шаблонам и линейке,

3

Работа с проволокой

Знать правила работы с проволокой. Виды проволоки. Знать сведения о назначении и применении проволоки; свойства проволоки: Знать правила ТБ при работе с кусачками, плоскогубцами.

Уметь отрезать проволоку кусачками; сгибать проволоку, разгибать её. Уметь сгибать проволоку плоскогубцами, резать проволоку кусачками.

4

Работа с древесиной

Знать элементарные сведения о назначении и применении древесины. Свойства древесины: ломается, гнётся, режется, раскалывается вдоль волокон

Уметь строгать и выполнять зачистку древесины напильником и наждачной бумагой.

5

Работа с металлоконструктором

Знать названия деталей конструктора

Уметь разбирать конструкции, проверять комплектность набора.

6

Работа с текстильными материалами

Знать назначение ручных стежков, их виды.

Уметь правильно пользоваться иглой и наперстком.


5. Список литературы:

  1. «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой; М., 2008.

  2. Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. «Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида». - М., Академия, 2005.

  3. «Занимательное азбуковедение» (В. Волина. Москва, «Знание», 2008г.);

  4. «Формирование познавательной деятельности младших школьников» (И.Г. Майоров, Москва, «Просвещение», 2006г.);

  5. «Дидактические материалы по трудовому обучение» (В.Г. Машинистов, Москва, «Просвещение», 2009г.);

  6. «Справочник по трудовому обучению» (Н.Е. Цейтлин, А.П.Демидова, Москва, «Просвещение», 2007г.);

  7. «Вышивание» (Е.П. Шмокова, Елабуга, МП «Истоки», 2010г.)












© 2010-2022