- Преподавателю
- Начальные классы
- Особенности методики проведения словарного диктанта
Особенности методики проведения словарного диктанта
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Назарова Э.И. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Особенности методики проведения словарного диктанта
Диктант - это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал.
Рассмотрим некоторые виды диктантов на примерах.
Выборочный диктант, распределительный диктант, выборочно - распределительный диктант, творческий диктант, свободный диктант, восстановленный диктант, диктант по аналогии, словарный диктант.
Остановимся на методике словарного диктанта.
Словарный диктант предназначен для организации процессов повторения, закрепления, тренировки, в частности, для усвоения правописания словарных слов.
Словарный диктант.4 класс
Тема:Падежные окончания имен существительных.
1.Записать слова в указанной форме.Родительный падеж,множественное число.
Облако(облаков), дождь,болото,чулки,туфли,дело,цыпленок.
2.Изменить слова в заданной форме.
Простор(Род.падеж,мн.ч.), поле(Р.п.,мн.ч.),береза(В.п.,мн.ч.),снегирь(Р.п.,мн.ч.),лошадь(В.п.,мн.ч.)
Тема: Склонение имен прилагательных по падежам.
1.Образовать слова в форму имен прилагательных
Легкость,свежесть,медленно,известно,счастливо,четко,жидкость.
2.Изменить в указанной форме.Имя прилагательное, в женском роде.
Гигант,сказочно,резко,праздник,памятник,автомобиль.
3.Изменить слова в заданной форме.
Окно(прил.,муж.р.),спорт(ж.р.), луна(м.р.), узко(ср.р.), лестница(ж.р.), очарование(ср.р.), весна(м.р.).
4.Записать слова в заданной форме.
Худой(Род.падеж), мягкий(Т.п.), верхний(П.п.), скрипучий(Д.п.), яркий(Р.п.), пушистый(П.п.), полосатый(Д.п.), весенний(Т.п.)
Тема:Падежные окончания имен прилагательных женского рода.
Изменить в заданной форме.
Широкая(П.п.),земная(Т.п.),прекрасная(Д.п.), зимняя(Р.п.), русская((В.п.), ковровая(И.п.), металлическая(Р.п.).
Наряду с заданиями в словарных диктантах,повторяются и изученные орфограммы.