Особенности методики проведения словарного диктанта

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности методики проведения словарного диктанта

Диктант - это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
Наблюдения свидетельствуют, что роль диктантов при обучении русскому языку значительна. Эффективность его достигается тем, что ученик, молча произносит звуки, учится соотносить звуки и буквы и чувствовать звук как фонему. Диктант требует усиленного внимания, которое определяет скорость и точность образования навыков. Это и дает основание рекомендовать диктант как один из основных видов работы при обучении правописанию.
Диктантом с изменением текста называется любой диктант, при записи которого продиктованный текст изменяется по заданию учителя: выбирается указанный материал, изменяются конструкции продиктованных предложений, вставляются новые слова или словосочетания и прочее. Такие диктанты не записываются дословно и требуют активной умственной деятельности, что помогает лучше понять и запомнить материал.

Рассмотрим некоторые виды диктантов на примерах.

Выборочный диктант, распределительный диктант, выборочно - распределительный диктант, творческий диктант, свободный диктант, восстановленный диктант, диктант по аналогии, словарный диктант.

Остановимся на методике словарного диктанта.

Словарный диктант предназначен для организации процессов повторения, закрепления, тренировки, в частности, для усвоения правописания словарных слов.

Словарный диктант.4 класс

Тема:Падежные окончания имен существительных.

1.Записать слова в указанной форме.Родительный падеж,множественное число.

Облако(облаков), дождь,болото,чулки,туфли,дело,цыпленок.

2.Изменить слова в заданной форме.

Простор(Род.падеж,мн.ч.), поле(Р.п.,мн.ч.),береза(В.п.,мн.ч.),снегирь(Р.п.,мн.ч.),лошадь(В.п.,мн.ч.)

Тема: Склонение имен прилагательных по падежам.

1.Образовать слова в форму имен прилагательных

Легкость,свежесть,медленно,известно,счастливо,четко,жидкость.

2.Изменить в указанной форме.Имя прилагательное, в женском роде.

Гигант,сказочно,резко,праздник,памятник,автомобиль.

3.Изменить слова в заданной форме.

Окно(прил.,муж.р.),спорт(ж.р.), луна(м.р.), узко(ср.р.), лестница(ж.р.), очарование(ср.р.), весна(м.р.).

4.Записать слова в заданной форме.

Худой(Род.падеж), мягкий(Т.п.), верхний(П.п.), скрипучий(Д.п.), яркий(Р.п.), пушистый(П.п.), полосатый(Д.п.), весенний(Т.п.)

Тема:Падежные окончания имен прилагательных женского рода.

Изменить в заданной форме.

Широкая(П.п.),земная(Т.п.),прекрасная(Д.п.), зимняя(Р.п.), русская((В.п.), ковровая(И.п.), металлическая(Р.п.).

Наряду с заданиями в словарных диктантах,повторяются и изученные орфограммы.

© 2010-2022