Рабочая программа по внеурочной деятельности Волшебный мир оригами

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Заброденская средняя общеобразовательная школа

Калачеевского муниципального района Воронежской области


Рассмотрена:

на заседании ШМО

учителей начальных классов

от 27.08.2015г.

Протокол № 1

Принята:

на заседании

педагогического совета

МКОУ Заброденская СОШ

от 27.08 2015 года

Протокол № 1

Утверждена:

приказом директора

МКОУ Заброденская СОШ

от 01.09 2015 года № 126 Директор школы:

_________ /Г. В. Шилова./



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Волшебный мир оригами»

Направление «Художественно-эстетическое»

на 2015 -2016 г.

34 часа (1 час в неделю)




Учитель: Маслова Н.Н.

Стаж: 22 года,

категория: ВКК

Год аттестации: 2011



Согласовано:

зам. директора по УВР

______________ Юрченко О.Г.

«__» __________ 2015 г.

Пояснительная записка


Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление. Одним из видов конструирования является оригами. Для чего мы учимся складывать бумагу? Для чего нужно оригами? Оригами:

  • развивает пространственное воображение, память, творческие и исследовательские способности, чертежные навыки, мелкую мускулатуру кистей рук, концентрацию внимания, уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях оригами нет;
  • знакомит с основными геометрическими понятиями;
  • улучшает способность следовать устным инструкциям;
  • расширяет коммуникативные способности;
  • воспитывает личность как члена общества с его нравственными, патриотическими, интернациональными чувствами;
  • воспитывает наблюдательность, художественно-эстетический вкус детей, самостоятельность и аккуратность при работе.
Все занимающиеся преподаванием оригами педагоги отмечают положительное влияние этого занятия на успехи своих учеников и по остальным предметам. В частности, оригами помогает осваивать чтение, графические основы письма, математику и геометрию, черчение, природоведение, историю. Дети увлечённо изучают литературу, связанную с оригами, находятся в постоянном поиске нового. Можно рассматривать оригами в учебно-воспитательном процессе как:
  • конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют оригами) - поделки оригами;
  • объект исследования - например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
  • наглядное сопровождение темы урока - например, журавлик при изучении истории о Хиросиме и Нагасаки, кусудама при изучении образа солнца в поэзии, дома при изучении темы «Экологическая улица», куклы - на занятиях театральной студии;
  • средство организации урока - например, лебедь, при складывании которого урок плавно перетекает из этапа в этап;
  • элемент мероприятий - например, «Состязание оригамистов», где в спортивных эстафетах надо проявить знания и умения в оригами.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. Программа «Волшебный мир оригами» является программой общекультурной направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.

Задачи программы:
обучающие:

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
  • обучение различным приемам работы с бумагой.
  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;
развивающие:
  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;
воспитательные:
  • воспитание интереса к искусству оригами.
  • расширение коммуникативных способностей детей.
  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы и рассчитана на 1 год (34 ч.). Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.



Учебно-тематический план


Содержание курса

Количество часов


Перечень универсальных действий обучающихся

Вводное занятие

2

Познавательные:

  • формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение информации;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • моделирование;

  • знаково-символические;

  • анализ и синтез;

  • построение логической цепи рассуждений.

Личностные:

  • мотивация учения;
  • нравственно-этическое оценивание;
  • самоопределение.

Коммуникативные:

  • построение речевых высказываний;
  • постановка вопросов;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • контроль, оценка, коррекция действий партнёра.

Регулятивные:

  • целеполагание;
  • прогнозирование;
  • планирование;
  • контроль и коррекция;

  • волевая саморегуляция;
  • оценка.

Чудесные превращения бумажного листа

5

Модульное оригами

5

Оригами на праздничном столе

6

Валентинки из оригами

1

Цветы к празднику 8 Марта

3

Оригами - почта

3

Базовая форма «Дом»

2

Впереди - лето!

3

Итоговое занятие

2

Оформление выставочных работ

2

Итого:

34







Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Название разделов и тем

Количество часов

план

факт

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие.

1

1

2 1

Вводное занятие. История развития искусства оригами.

1



2

Входная диагностика обученности учащихся


1


Чудесные превращения бумажного листа


5

5 3

Закладки.


1


4

Закладки.


1


5

Коробки.


1


6

Коробки.


1


7

Изготовление и оформление подарков.


1


Модульное оригами

1

4

5 8

Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей - модулей.

1



9

Бусы для елки.


1


10

Новогодние украшения - звезды из 4 и 8 модулей.


1


11

Новогодние украшения - звезды из 16 модулей.


1


12

Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками»


1


Оригами на праздничном столе

2

4

6 13

Правила этикета.

1



14

Складывание приглашений, поздравительных открыток.


1


15

Салфетки, стаканчики, коробочки.


1


16

Салфетки, коробочки и вазочки.


1


17

Оформление праздничного стола.

1



18

Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.


1


Валентинки из оригами


1

1 19

Изготовление валентинок.


1

1

Объёмные цветы к празднику 8 Марта


3

3 20

Складывание цветов на основе изученных базовых форм.


1


21

Оформление композиций и поздравительных открыток.


1


22

Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.


1


Оригами - почта!


3

3 23

Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.


1


24

Датское и английское письмо.


1


25

Оригинальный конверт (2 варианта).


1


Базовая форма «Дом»

1

1

2 26

Знакомство с новой базовой формой.

1



27

Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.


1


Впереди - лето!


3

3 28

Складывание самолетов.


1


29

Складывание истребителей.


1


30

Летные соревнования моделей.


1


Итоговое занятие

1

1

2 31

Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами

1



32

Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами


1


Оформление выставочных работ


2

2 33

Оформление тематической выставок «На лесной полянке»


1


34

Оформление тематических выставок «Подарки».


1


Итого

6

28

34






Содержание программы


Вводное занятие (2 часа) История развития искусства оригами. Входная диагностика.

Чудесные превращения бумажного листа (5 часов) Закладки. Коробки.

Изготовление и оформление подарков.

Модульное оригами (5 часов) Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей - модулей. Бусы для елки.

Новогодние украшения - звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».

Оригами на праздничном столе (6 часов)

Правила этикета.

Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.

Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.

Валентинки из оригами (1 часа)

Изготовление валентинок.

Цветы к празднику 8 Марта (3 часа)

Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.

Оригами - почта (3 часа) Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.

Датское и английское письмо.
Оригинальный конверт (2 варианта).

Базовая форма «Дом» (2 часа) Знакомство с новой базовой формой.

Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.

Впереди - лето! (3 часа) Складывание самолетов и истребителей.

Летные соревнования моделей.

Итоговое занятие (2 часа)

Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами

Оформление выставочных работ (2 часа)

Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Подарки».


Предполагаемая результативность курса


К концу учебного года школьники должны знать:

  • что такое оригами;
  • историю возникновения оригами;
  • основные приемы работы, способ складывания базового треугольника;
  • название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов;
  • название, приемы складывания модулей;
  • необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы.

К концу учебного года школьники должны уметь:
  • подбирать бумагу нужного цвета;
  • выполнять разметку листа бумаги;
  • пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой;
  • пользоваться чертежными инструментами, ножницами;
  • собирать игрушки - «оригамушки»;
  • составлять композицию из готовых поделок;
  • уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку;
  • анализировать образец, анализировать свою работу.

Оценка результатов образовательной деятельности Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один-два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).


Информационно-методическое обеспечение.


  1. Афонькина Е. Ю, Афонькин С. Ю. Всё об оригами - СПб: Кристалл, 2010.

  1. Афонькина Е. Ю, Афонькин С. Ю. Игрушки из бумаги. - СПб: Литера, 2011.

  1. Богатеев З.А. Чудесные поделки из бумаги. - М.: Просвещение, 2011.

  1. Долженко Г.И. 100 оригами.- Ярославль: Академия холдинг, 2010.

Сержантова Т. Б. 100 праздничных моделей оригами. М.: Айрис-пресс, 2012.

  1. Соколова С.В. Игрушки и забавы. Оригами. - СПб.: Нева, 2011.

  1. Соколова С.В. Игрушки - оригамушки. - СПб: Химия, 2011.

  1. Соколова С.В. Театр оригами. Теремок. - СПб: Нева, 2013.

9


© 2010-2022