Технологическая карта урока русского языка на тему Однородные члены предложения (4 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока русского языка 4 класс

«Однородные члены предложения»

Лапина Е.В.

(г. Прокопьевск, учитель начальных классов )


Тип урока

Открытие нового знания. Цель Знакомство с понятиями «однородные члены предложения», «интонация перечисления», особенностью функционирования предложений с однородными членами на письме и в речи. Педагогические задачи - Формировать умение выделять в тексте главные и второстепенные члены предложения, находить в предложении однородные члены. - Способствовать развитию орфографического навыка. - Содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке. Планируемые предметные результаты Научатся выделять в тексте главные и второстепенные члены предложения, находить в предложении однородные члены, соединённые интонацией перечисления; выполнять синтаксический разбор предложения; составлять предложения по предложенным схемам; записывать текст с пропущенными орфограммами и знаками препинания. Метапредметные УУД Познавательные: сопоставлять и отбирать информацию, полученную из литературных источников; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе сообщений; регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на правило); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: участвовать в диалоге; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений.

Личностные
результаты Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок одноклассников, учителей; формировать чувства прекрасного через обращение к природе родного края и страны на основе языкового материала урока; в осознавать личностный смысл учения; осознанно готовиться к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.

Базовый учебник Канакина В.П, Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс. В 2 ч. Ч 1. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание

деятельности

учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Промежуточный контроль


1

2

3

4

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Создание эмоционального настроя Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? - Начинаем наш урок. Определение самоорганизации («Настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»).


Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.




Актуализация и проба учебного действия Минутка чистописания Декабрь, январь, февраль. - Спишите, выделите орфограммы, поставьте ударение. - Что объединяет эти слова? - С точки зрения фонетики объясните постановку мягкого знака в этих словах. Найдите слово, где одна буква обозначает два звука. Словарная работа. - Продолжим говорить о зиме, запишите отгадки, выделите орфограммы: В холодильнике живёт. Превращает воду в лёд. Щиплет пальчики и нос Это дедушка…(Мороз) Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу. И еще красней зимой Ярко-красный галстук мой. (Снегирь) Без рук, без ног, деревья гнёт. (Ветер) Кто зимой метет и злится, Дует, воет и кружится, Стелет белую постель? Это - снежная ... (Метель) Есть общее название Природы состояния. От времени года Зависит ... (Погода) Это важный показатель, Градусник - ее приятель. Если жарко - высока, А в мороз она низка. (Температура) В белом бархате деревня И заборы, и деревья. А как ветер нападёт, Этот бархат опадёт. (Иней) Мчусь стремительно вперед, Под ногами скользкий лед, Но шаги мои легки, Ведь несут меня … (Коньки) Там сегодня будет жарко, Не смотря, что лёд кругом: Две команды будут «драться», - Из-за шайбы, всё бегом. (Хоккей) - Запишите и разберите предложение по членам предложения. Ласточки, грачи, скворцы, кукушки улетают на зиму в теплые края. - Что необычного вы заметили?
Открывают тетради, оформляют классную работу, записывают каллиграфически названия месяцев.




Самостоятельная работа в тетради.






































Запись с комментированием.


- Четыре подлежащих в одном предложении.









Взаимопроверка. - Кто не допустил ни одной ошибки? - Кому нужно повторить дома словарные слова?

Выявление места и причины затруднения - Слова есть в русской речи, Не очень-то внешне похожие, Но, полномочия на них Поровну возложены. И подчеркнуть в строке их нужно одинаково, И между ними правильно Должны расставить знаки мы. Шагают вереницею они за словом главным, Оно ими командует и за собой их тянет. Наверное, вы поняли, Слова те благородные Все называют в языке, Конечно, однородными. - Сегодня мы с вами познакомимся с однородными членами предложения.
















Выполнение задания 32 на стр. 26. Высказывание своего мнения.















Оценка ответов учащимися

Построение проекта выхода из затруднения - Еще мы узнаем, зачем они необходимы в нашей речи. - Я предлагаю определиться с задачами урока. Что нужно знать по теме урока? - Что надо знать?

- Что надо уметь?














- Признаки однородных членов предложения. - Уметь находить в тексте однородные члены предложения. - Уметь правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения. - Уметь употреблять в речи однородные члены предложения.

Реализация построенного проекта Работа с текстом упражнения 33 на стр. 26 учебника. - Каким членом предложения являются выделенные однородные члены предложения? - На какой вопрос отвечают однородные второстепенные члены? К какому слову они относятся? - Прочитайте предложения, выделяя однородные члены интонацией перечисления. - Какой знак препинания разделяет однородные члены предложения.


















Физминутка Хомка, Хомка, Хомячок - полосатенький бочок. Хомка раненько встает, щечки моет, шейку трет, Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку! Раз - два - три - четыре - пять - Хомка сильным хочет стать! Раз - подняться, потянуться! Два - согнуться, разогнуться! Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка, На четыре - руки шире! Пять - руками помахать, Шесть - за парту сесть опять! Формулирование выводов в ходе выполнения упражнения. - Однородными членами могут быть и главные и второстепенные члены предложения. - Несколько подлежащих при одном сказуемом - это однородные члены. - Несколько сказуемых при одном подлежащем - это однородные члены. - Несколько второстепенных членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова, - это однородные члены предложения. - Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления.
Выполнение упражнений.





Первичное закрепление с проговарива-нием во внешней речи Знакомство со сведениями о языке в учебнике на стр. 27. Работа с литературными источниками. - Из предложенных текстов выпишите по два/три предложения с однородными членами, являющимися разными членами предложения.




Чтение правила
Самостоятельная работа с художественной литературой (стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая», «Гляну в поле», «Белая берёза»). Применение изученного правила.
Защита своей работы с обоснованием выбора.





Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 1. Члены предложения называются однородными, если... 1) отвечают на один и тот же вопрос; 2) относятся к одному и тому же члену предложения. 3) состоят из одних и тех же частей речи; 4) пишутся с одной и той же орфограммой. 2. Какие члены предложения бывают однородными? 1) подлежащие; 2) сказуемые; 3) второстепенные члены. 3. Как связаны между собой однородные члены предложения? 1) интонацией перечисления; 2) союзами; 3) предлогами. Выполняют тест, осуществляют самопроверку.














Тест-контроль















Включение в систему знаний и повторения На доске схемы предложений. 1. ______ ====== . 2. ______ ======, ======, ======, ====== . 3. ______, ______, ______, ______ ===== . -Что это за схемы? -Что общего у них? Из каких членов состоит каждое предложение? - Чем отличаются? - Составьте предложение к каждой схеме.
Комментирование домашнего задания. - На стр. 28 дома необходимо выполнить упражнение 35. Выберите для себя уровень сложности, с которым вы в состоянии справиться: 1 уровень - списать предложения, подчеркнуть однородные члены. 2 уровень - выполнить задание повышенной трудности к данному упражнению.







Запись предложений в тетради, выделение однородных членов.









Рефлексия учебной деятельности на уроке Итог урока. На доске задачи, которые дети поставили в начале урока. - Какие из поставленных задач нам удалось решить? - Какое задание было легким, а какое сложным? - Что новое открыли для себя? Комментирование отметок за урок.


Устные выводы по итогу урока.






© 2010-2022