Открытый урок в 1 классе УМК Гармония «Разделительный мягкий знак»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Большеокуловская средняя общеобразовательная школа

















Урок обучения грамоте 1 класс

Тема: Разделительный мягкий знак
















Выполнила учитель

МБОУ Большеокуловской СОШ

Савинова В.А.















2012-2013 учебный год


Урок обучения грамоте 1 класс

Тема: Разделительный мягкий знак
Тип урока: введение нового знания Технология: проблемно-диалогическая Метод: деятельностный
Предметная цель урока:

  • Знакомство с Ь разделительным знаком, с «работой» этой буквы.
  • Совершенствование навыка чтения слов с изученной буквой.
  • Развитие фонематического слуха.
  • Обогащение активного словаря учащихся.
  • Развитие познавательной мотивации путём привлечения занимательного материала.
  • Обучению умению работать дружно, воспитание уверенности в себе, доброте.
Познавательные УУД:
  • знаково-символическое моделирование
  • совместный выбор оснований и критериев для сравнения
  • создание алгоритма определения места разделительного мягкого знака в слове и работа по алгоритму
Регулятивеые УУД:
  • самоконтроль и коррекция
  • определение с помощью учителя учебной задач и удержание ее в течение урока
Коммуникативные УУД:
  • учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
  • работа в парах
ХОД УРОКА Организация класса
  1. Руки в стороны, вверх, в стороны, вниз, в стороны, вверх, потянулись на носочках. Опустили руки. Тихо сели.
  2. Мы гостей сегодня ждали,
  • Их с волнением встречали.
  • Не судите очень строго,
  • Ведь учились мы немного.
Дыхательная зарядка -Ребята, вы верите в чудеса? -И я верю. И если в жизни чудеса встречаются не очень часто, мы с вами создадим чудо в своём воображении. Представьте, что нам на ладошку опустилось чудо, а какое, вы сами отгадаете.
  • Шевелились у цветка
  • Все четыре лепестка.
  • Я сорвать его хотел,
  • Он вспорхнул и улетел.
-Да, действительно, к нам прилетела БАБОЧКА (СЛАЙД №1) -А почему чудо? -Потому что красивая. Потому что сейчас зима. -«Греем бабочку» (упражнения для развития дыхания) Учащиеся выполняют дыхательную гимнастику. Актуализация знаний На доске слова и картинки? (СЛАЙД №2 - 3) голубь рысь лебедь воробей гусь -Задание: найти лишнее слово. - Остались слова: голубь лебедь гусь (СЛАЙД №4) -Посчитайте в словах звуки и буквы -Почему несовпадение? -Зачем же нужен Ь? -Какие еще буквы выполняют эту работу? (е, ё, ю, я) - Как мы их называем? (хитрые буквы, буквы труженицы) - Почему? (они обозначают 2 звука, когда стоят в начале слова и после гласной и приказывают согласным быть мягкими) Создание проблемной ситуации
-Назовите одним словом тех, кто остался у нас на доске. - Что есть общего у всех птиц? - Запишите это слово значками звуков.( Дети записывают в дополнительных тетрадях, проверка - один на доске). -Запишите это слово буквами. (Дети записывают в дополнительных тетрадях) -Я вижу у вас разные варианты. Кто-то написал это слово так: (СЛАЙД №5) ПЕРЯ. - Сравним его со схемой. Правильно ли? -Кто-то записал так: ПЕРЙЯ. Как вы смотрите на эту запись? -Знаем ли мы какое-то правило, которое могло бы нам помочь при написании этого слова? -Получается, перед нами возникла проблема. (Поняли, что не знаем и сами должны найти способ) - Как же написать это слово правильно? У некоторых ребят я увидела правильный вариант ПЕРЬЯ. (СЛАЙД №6) -В этом слове нужен мягкий знак, но он выполняет новую, незнакомую нам работу. И даже название у него появляется особое. Кто-нибудь знает какое? (Если не отвечают, то узнаем позже)
Постановка учебной задачи

-Как вы думаете, какую учебную задачу мы сегодня будем решать?

(читать слова с Ь, узнаем имя Ь - разделительный)

- Кроме этого мы сегодня будем продолжать учиться:

  • сравнивать

  • наблюдать

  • работать со схемой

  • проверять и оценивать свою работу

Физминутка (танец)

Открытие нового знания


- Начнем мы с вами с наблюдения. Предлагаю вам прочитать пары слогов. Но не просто прочитать, а наблюдать и попробовать понять, какую же работу выполняет в этих словах Ь. (СЛАЙД №7)
МЯ-МЬЯ ВИ-ВЬИ ЛЁ-ЛЬЁ
ПЮ-ПЬЮ РЕ-РЬЕ
Вывод: буква Ь разделяет согласную и гласную букву, показывая, что при чтении между ними надо сделать паузу. - Как называют мягкий знак? (РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМ) - Когда он употребляется? (СЛАЙД №8) (после согласных букв перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И) На доске появляется схема:

(СЛАЙД №9)

Открытый урок в 1 классе УМК Гармония«Разделительный мягкий знак»

Открытый урок в 1 классе УМК Гармония«Разделительный мягкий знак»

Ь Е Ё Ю Я И -А что происходит с нашими хитрыми буквами? Сколько звуков они обозначают, когда стоят после Ь? (Обратить внимание на букву И) Итак, кто же может рассказать по схеме о новой работе Ь?

Первичное закрепление


-Попробуем применить наши новые знания на практике. Будем читать слова и объяснять, какую работу выполняет Ь. (Слова написаны на доске) ВОРОБЬИ, ПЬЁТ, ВЬЮТ, У СОЛОВЬЯ, ДЛЯ ПЕРЬЕВ «В слове ПЬЁТ Ь разделяет согласную П, подчеркиваю, и букву Ё. Буква Ё после разд. Ь обозначает два звука, подчеркиваю ее двумя чертами. Ь обвожу в кружок» (Фломастером) (Дети выполняют аналогичную работу в дополнительных тетрадях)

Самостоятельная работа с самопроверкой


-Молодцы, вы хорошо потрудились. А теперь проверим, как хорошо усвоили новое знание. На каждой парте лежит один листок со словами. Если перед вами только один лист, что это значит, как мы будем работать? -А как надо работать в паре? -Возьмите листы. Вам нужно прочитать слова и разделить их на две группы. Что значит разделить на группы? -Слова одной группы обведите замкнутой линией, остальные оставьте без изменений. СОЛОВЬИ, ГУСЬ, КРЫЛЬЯ, ДЕНЬКИ, ПЬЮТ, СНЕГИРЬ
Самопроверка.

Работа с Азбукой


  1. Чтение столбиков слов (1-6)

  2. Чтение столбиков слов (7-8), решаем орфографическую задачу.

  3. ФИЗМИНУТКА (РОМАШКА)

  4. Чтение и анализ текста.

- Чтение по цепочке

- Ответы на вопросы

- Читаем в парах друг другу

- Какое хорошее слово: ДРУЗЬЯ.

-Близкие по значению слова: ТОВАРИЩИ, ПРИЯТЕЛИ.

-Какие бывают друзья? ХОРОШИЕ, БЛИЗКИЕ, НЕРАЗЛУЧНЫЕ.

- Как вы понимаете?

-Кто - нибудь помнит пословицы про друзей? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Друг в беде не бросит.)

Рефлексия

- Какую учебную задачу мы сегодня решали на уроке?

- Почему его называют разделительным?

- О чём он нас может предупреждать, когда стоит после буквы согласного и перед буквами е, ё, я, ю, и?

Этап оценивания

-Создадим в конце урока чудо, с которого начинали: бабочки разного цвета.

- красная - если ты собой очень доволен, работал весь урок

- зелёная - работал хорошо, но мог бы лучше

- жёлтая - не доволен своей работой на уроке

© 2010-2022