Включение активных методов обучения в начальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мускатина Виктория Юрьевна

учитель начальных классов

ГОУ Центр образования для детей-инвалидов

Забайкальский край, г. Чита


Включение активных методов обучения в начальное образование детей с ограниченными возможностями здоровья.


«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и, может быть, я запомню. Но вовлеки меня, и я пойму» Китайская пословица


В настоящее время задачей школьной ступени образования является подготовка выпускников, в том числе и детей с ОВЗ, обладающих необходимым набором современных знаний, умений и качеств личности, позволяющих им успешно адаптироваться при переходе на следующую возрастную ступень и реализовывать себя в самостоятельной жизни. Для ее решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, которые вовлекают ребенка в активную учебно-познавательную деятельность. Одной из них является технология АМО (активных методов обучения). Образовательная активность входящих в эту систему методов строится на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии. Активные методы формируют у ребенка познавательный интерес и творческое мышление, высокий уровень активности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат. Активные методы обучения являются универсальным средством личностного и мотивационного развития ребенка. На каждом этапе урока используются свои активные методы, позволяющие решать конкретные задачи этого этапа. В своей работе я эффективно внедряю технологию АМО на дистанционных уроках с детьми с ОВЗ. Каждый урок мои ученики с удовольствием начинают с приветствия, за счёт чего создаётся позитивная атмосфера, настрой на образовательную деятельность. Для этого мы используем методы «Улыбнемся друг другу», «Поздоровайся глазами», «Добрые пожелания», «Комплименты», «Выбери смайлик» и др. Выяснение имеющихся ожиданий и опасений в успехе собственной деятельности у учащихся помогает мне помочь ребенку с заниженной самооценкой для последующей индивидуальной работы. При этом мы используем методы «Дерево ожиданий», «Осенний сад», «Разноцветные цветы» и др. Заранее готовятся два дерева (цветка). Свои ожидания ученикам предлагается записать (проговорить) на плодах (цветах) одного растения, а опасения - другого. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т. д. В начале урока периодически применяю разминку из ТРИЗ-приемов (всем известная теория решения изобретательских задач). Эти приемы просты, окрашены долей юмора, но высокоэффективны. Они приучают детей мыслить, выходя за рамки стереотипов, развивают сообразительность, воображение. Со своими детьми я использую «Мозговой штурм», который позволяет творчески усваивать учебный материал, связывает теоретические знания с практикой. Предлагаю детям серию простых вопросов, но работа усложняется тем, что выполнять ее приходится в высоком темпе. Возможный вариант для 2 класса:

  • Какое сегодня число? А день недели?
  • Как кричит осел?
  • Вытянутый круг.
  • На чем путешествовал Емеля?
  • Как называется рот у птицы?
  • Кто сидит на троне и управляет царством?
  • Наименьшее однозначное число.
  • Ее наклеивают на конверт.
  • Сколько гласных звуков в русском языке?
После проведения такой разминки у ребенка значительно повышается интерес к учению, он активнее работает на протяжении всего урока. Задания для разминок подбираются в соответствии с уровнем знаний, общего развития учащихся. На этапе актуализации использую такие методы, как «Сундучок знаний» (складываем в сундучок то, что знаем и выясняем то, о чем еще мало знаем), «Светофор» (согласны - зеленый свет, не согласны - красный, сомневаемся - желтый), «Экспертиза», «Визитная карточка» и др. Плавный переход к непосредственному содержанию происходит на этапе определения целей урока. Для учащихся это важный момент, так как определение целей позволяет понять каждому ребёнку, каких результатов он может достигнуть к концу урока и сосредоточиться на той деятельности, которая приводит к запланированным результатам. С помощью активных методов «Угадай-ка!», «Путаница», «Что лишнее?» этап целеполагания, проходит легко и непринуждённо. Тема урока может быть дана в виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда, шифровки. Работа над темой у нас происходит по-разному. Это зависит от реализуемой образовательной области, конкретного урока, его целей и задач. Для активизации деятельности учащихся, концентрации внимания и вовлечения в работу по практическому освоению изученного материала можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой - минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале.
2. Узелки на память, кластеры (составление и запись основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить).
Данный приём можно использовать в конце изучения темы - для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала - для оказания помощи при выполнении заданий.
3. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
4. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. 5. Побуждающим к познанию, самостоятельному поиску ответа на вопрос, творческому самовыражению ребенка является исследовательский метод. Некоторые учителя считают, что исследовательский метод недоступен детям с ОВЗ. Практика показывает, что данный метод оправдан. Дети активно включаются в исследовательскую деятельность, когда перед ними встают интересующие их проблемы, загадки окружающего мира. Речь идет об элементарных методах поисковой работы - никто не требует, чтобы ученики делали открытия, обогащающие науку. Речь идет о творческом труде. Данный метод приучает ребенка думать, что-то самостоятельно выискивать, находить самому те или иные решения. Удачно использую этот метод на уроках окружающего мира («Почему так назвали растение, животное?»), обучения грамоте («Азбука в растениях, животных», «Азбука в правилах дорожного движения»), литературного чтения (работа со сказками), на уроках русского языка и развития речи (лингвистические игры со словами; по составлению бесконечных предложений, путем их распространения; сочинение небылиц, загадок) 6. Эффективный прием, позволяющий достичь многообразие целей в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии - это драматизация. Она оказывает мощное воздействие на общее развитие ребенка, способствует развитию творческих способностей, обогащению лексического запаса детей, правильному построению предложений, интонационной окраске речи. В моей практической работе с детьми это подтверждается. В процессе коррекционно-образовательной деятельности я учитываю психофизические и индивидуальные особенности учащихся и не забываю о восстанавливающей силе релаксации, физминуток. Смена умственной работы весёлой разминкой, пальчиковой гимнастикой, зарядкой для глаз, танцы или упражнения под музыку, упражнения по развитию интегрированных связей обоих полушарий (отработка координации движений) позволяет снять психологическое напряжение и зарядиться энергией и положительными эмоциями для продолжения обучения. Активные методы, используемые мною на этапе закрепления материала, подведения итогов, позволяющие ещё раз пропустить через себя прошедший урок:
  • «Инсерт» (пометки на полях: «+» я знаю; «-» не знаю или забыл; «?» непонятно; «!» удивило);
  • «Синквейн»;
  • «Мудрый совет» (составляем совет детям, которые еще не изучили эту тему);
  • «Ромашка» (вопросы по изученной теме на лепестках);
  • «Незаконченное предложение», «Телеграмма»;
  • «Самооценка» (на полях рисуем смайлик с улыбкой - все понятно, без улыбки - непонятно, еще надо поработать; над красиво написанными буквами ставим «+», буква не получилась «-» )
У детей появляется осознанность своих действий, ясное понимание того, как вложенные усилия содействовали личным достижениям и успехам на занятии. Это укрепляет мотивацию и уверенность ребят в собственных силах. В конце урока с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния: карточки разного цвета или смайлики. Дети показывают карточку в соответствии с их настроением в конце занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. «Дерево чувств»( предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт), «Море радости» и «Море грусти» (пусти свой кораблик в море по своему настроению), «Корзинка настроений». Таким образом, применение активных методов обучения возможно на любом этапе урока, что повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся. Это в равной мере относится и к детям с ОВЗ. Но в процессе внедрения чего-то нового всегда возникают трудности. Для меня трудности составляет подбор активных методов обучения к каждому этапу занятия в соответствии с особенностями детей с ОВЗ. Учитывая то, что каждый метод должен соответствовать целям этапа, целям всего занятия и теме занятия, часто я разрабатываю свои авторские методы или адаптирую уже имеющиеся АМО под цели, задачи занятия и особенности своих учеников. Не забываю учитывать и тот факт, что АМО слишком эмоциональны, поэтому ввожу их постепенно, обучая детей дискуссии, поиску, вызывая положительные эмоции.
© 2010-2022