МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОНОМИКЕ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Курихинская основная общеобразовательная школа»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОНОМИКЕ



Тема: « Типы экономических систем»


















Составитель: Тангаева Ирина Николаевна

Учитель экономики











п. Сарма, 2013 год




Содержание:



1. Пояснительная записка.


3 стр

1.1 Актуальность ( значимость раздела для конкретной категории обучающихся).


3 стр

1.2 Принципы отбора содержания образования.


4 стр

1.3 Цели и задачи.


5 стр

1.4 Результаты.


8 стр

2. Структура содержания, учебно - тематическое планирование.


9 стр

3. Учебно - методический комплекс (материалы для подготовки занятий, диагностические материалы и методики диагностики.)


10 стр

4. Список основной и дополнительной литературы.


24 стр

5. Результаты апробации содержания данного раздела на базе конкретного класса или группы обучающихся.


26 стр

6. Заключение.


28 стр

7. Приложение.


29 стр













  1. Пояснительная записка


  1. Мы сейчас живем в очень непростое время. Человеку очень трудно адаптироваться к жизни без знания экономической природы этих процессов, умение их предвидеть и сделать для себя менее ощутимыми.
В человеческом обществе нет ни одной сферы жизни, ни одной профессии, ни одного уголка земли, где бы можно почувствовать себя независимым от мира экономики, махнуть рукой на ее законы. Все люди вынуждены подстраиваться под требования экономики, чтобы жить в довольстве и радости. Человек попадает в сферу действия экономики, как только появляется на свет. Но в детстве все экономические проблемы решают родители. А, окончив школу, каждый уже сам оказывается перед необходимостью выстроить свою жизнь с учетом экономических условий страны, где он проживает. Именно они определяют выбор профессии, жизни и даже ее продолжительность. Практически для всех нас - российских граждан - экономика является новой учебной дисциплиной: до начала рыночных реформ в нашей стране она не изучалась ни в высших учебных заведениях, ни тем более в средней школе.

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.

Изучение экономики и применение ее принципов помогают ответить на многие ответы. Школьники смогут лучше узнать себя, свои потребности и возможности. Им станет понятнее, как и почему различные явления и тенденции современной экономической жизни могут отразиться на личных делах и планах. По мере знакомства с основными экономическими законами и принципами они постепенно начнут применять их и вскоре поймут, что экономика - это способ мышления, которому можно научиться также, как и многому другом. Усваивая фундаментальные понятия и темы, выполняя задания, отвечая на вопросы, принимая участие в обсуждениях, школьники обнаружат, что в основе многих процессов социально - экономической реальности лежат четкие и определенные закономерности, описанные в экономической науке.

1.2. Принципы отбора содержания образования основаны на требованиях федерального компонента государственного образовательного стандарта: областная программа экономического образования школьников. Составители: И.А. Симонов, зав. кафедрой экономического образования в НИРО и требованиях к подготовке выпускников. В соответствии с основными дидактическими принципами: сознательности ( осознания целей обучения), значимости для учащихся усваиваемого содержания, соответствия применяемых методов, форм и средств обучения изучаемому материалу, систематичности и последовательности (способ расчленения материала на части, которые нужно усвоить), природосообразности (обучение определяется развитием доступности ( от известного - к неизвестному, от легкого к трудному), дополняемый принципом зоны ближайшего развития, прочности (повторение - мать учение), наглядности (привлечение разных органов чувств к восприятию), связи теории с практикой (соотношение теории и упражнений), а также принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Развитие интеллекта в подростковом возрасте (11-15 лет) тесно связано с развитием творческих способностей. Оно заключается в том, что ученик должен быть готов обучением в начальной школе не только к усвоению нового учебного материала, но и к созданию субъективного нового, проявлению интеллектуальной инициативы и любознательности.

После 12 лет начинается осознанное проявление интереса к самостоятельной интеллектуальной деятельности, потребность в собственных исследованиях процессов и явлений, стремление к доказательности решаемых задач, упорство в достижении умений, потребность в активной творческой деятельности. JI.B. Выгодский отмечал, что «творчество - норма детского развития, особенно характерная для подростков, где внутренняя тяга к творчеству и воплощению, внутренняя тенденция к продуктивности, - отличительная черта переходного возраста». Однако этому возрасту также свойственна импульсивность, эмоциональная неустойчивость, колебания настроения, несдержанность, нервозность.

Главной задачей учения школьника - стать субъектом собственной учебной деятельности: принять и понять смысл учения для себя, научиться осознанно осуществлять волевые учебные усилия, целенаправленно формировать и регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием. Ведущим учебным мотивом в этом случае станет мотив собственно познавательный. Огромное значение в этом возрасте для развития творческих способностей подростков имеет признание их умений и достижений, поддерживание уверенности подростка в результативности своей деятельности, формирование адекватности его самооценки.

Стать субъектом собственной учебной деятельности для ребенка возможно через развитие его самостоятельности в учебе, развитие самоконтроля через введение творческих заданий, организацию совместной кооперативной деятельности учащихся по решению учебных задач.

Итак , для грамотного планирования учебной деятельности учащихся педагогу необходимо: изложение материала проводить на среднем и повышенном уровне сложности; работать в темпе выше среднего для сохранения учебной активности и работоспособности в течении всего урока; группы должны быть смешанными, особенно при изучении сложного материала; проявлять высокую требовательность к выполнению школьных и общепринятых норм поведения и общения.

1.3. Цели и задачи раздела программы экономического образования:

При разработке раздела программы учитывались:

- временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.1998 г. № 1236)

- обязательный минимум содержания среднего образования РФ от 30.06.1999 г. №56

- концепции экономической теории и прикладной экономики, разработанные отечественными и зарубежными специалистами

- опыт подготовки и переподготовки учителя экономики на базе НИРО

Этот раздел раскрывает содержание части общего курса экономических знаний, который включает в себя как необходимые представления об экономике и её роли в жизни потребителей, так и умения учащихся, а также основные критерии ( ориентиры) подготовки социально - адаптированной личности школьника:

  1. Роль, которую играют в рыночной экономической системе её субъекты;

  2. Уметь анализировать альтернативные варианты при принятии любых интеллектуальных или поведенческих решений;

  3. Осуществлять действия, направленные на недопущение порчи домашнего , школьного и любого другого имущества.

  4. Принимать посильное участие в ремонте помещений, инвентаря, проявлять заботу о сохранении и продлении жизни вещей, об экономии ресурсов и времени.

  5. Анализировать источники доходов семьи, приучаться к экономии и бережливости, видеть возможности увеличения доходов.

  6. Принимать посильное участие в планировании семейного бюджета, учиться рационально вести домашнее хозяйство и жить по средствам, стараться выполнять все обязательства перед самим собой, родителями, близкими людьми.

  7. Стремиться к самоорганизации, самопланированию, дисциплинированности, приучать себя к порядку во всем, не успокаиваться на достигнутом, не бояться перемен, нового, то есть вырабатывать в себе качества, которые помогут в будущем плодотворно трудиться в любой области.

  8. Понимать, что от действий каждого человека зависит успешное развитие экономики района, города, области. Региона и страны в целом. Делать все возможное для того чтобы собственный вклад был более весомым и существенным.


Обучающая цель:

Учащиеся должны уметь представлять себе особенности, содержание и значение понятий экономика как хозяйство и наука, раскрыть сущность их составляющих; понимать роль экономики в жизни общества; понимать, что экономика - это основа жизни человека в обществе.


Развивающая цель:

Учащиеся должны уметь применять полученные знания; изучать и систематизировать информацию из различных источников; продолжить формирование следующих знаний и умений, развитие экономического мышления; устанавливать причинно-следственные связи и соотносить единичные факты с общими явлениями.


Воспитывающая цель:

Учащиеся должны понимать базовые национальные ценности, связь времен в незыблемости экономических ценностей, формировать экономическую культуру, развивать трудолюбие и инициативу.







  1. Ожидаемые результаты:

Учащиеся 6 класса должны:

Знать/понимать экономические понятия

Уметь

Основные вопросы экономики:

Что? Как? Дл кого?

Типы экономических систем:

Традиционная, командная, рыночная.

Смешанная экономика.

Экономические и неэкономические стимулы

Различать, как решаются основные вопросы экономики в различных экономических системах.

Различать традиционную, командную, рыночную экономические системы: смешанную экономику.

Приводить примеры преимуществ экономических и неэкономических стимулов.

Учащиеся 8 класса должны:

Знать/понимать экономические понятия

Уметь

Главные вопросы экономики.

Понятие экономической системы.

Традиционная экономика.

Командная экономика.

Рыночная экономика.

Сравнительная характеристика экономических систем.

Смешанная экономика как способ объединения преимуществ командной и рыночной экономики. Российская экономика на современном этапе.

Выделять преимущества и недостатки различных типов экономических систем.

Аргументировать необходимость перехода к смешанной экономике.

Выделять особенности современной экономики, понимать трудности перехода от командной экономики к рыночной.

Учащиеся 10 класса должны:

Знать/понимать экономические понятия

Уметь

Основные проблемы экономики.

Экономическая система как понятие.

Типы экономических систем: традиционная, командная , рыночная.

Смешанная экономика.

Знать основные проблемы экономики.

Приводить примеры решения основных проблем в различных экономических системах.

Объяснять особенности хозяйственности хозяйственного механизма в различных экономических системах: способ регулирования экономической деятельности на макроэкономическом уровне, системы стимулов и мотиваций, конкретных экономических связей между предприятиями и фирмами.


  1. Структура содержания, учебно-тематическое планирование.


Действующий на территории Нижегородской области Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений на 2001-2013 годы включает курс «Экономика» в качестве регионального компонента. Данный курс изучается в 6-ом и 8-ом и 10-ом классах. Каждый концерн предполагает усвоение учащимися системы наиболее важных экономических понятий и проблем; формирование умений правильно использовать экономические понятия, увязывать теоретические знания с практической деятельностью, анализировать проблемные экономические ситуации, решать экономические задачи и выполнять упражнения.

Класс

Уроки

Тема

Часы

6

Тема 2. Типы экономических систем

2

2.1

Основные вопросы экономики. Типы экономических систем

1

2.2

Смешанная экономика. Экономические и неэкономические стимулы

1

8

Тема 2. Типы экономических систем

3

2.1

Главные вопросы экономики. Экономическая система: понятия и виды.

1

2.2

Преимущества и недостатки типов экономических систем. Смешанная экономика

1

2.3

Российская экономика на современном этапе.

1

10

Тема 4. Экономические системы

2

4.1

Основные проблемы экономики. Экономическая как понятие.

1

4.2

Типы экономических систем. Смешанная экономика

1



  1. Учебно - методический комплекс (материалы для подготовки занятий. Диагностические материалы и методики диагностики.

Система деятельности:
  1. Деятельность, направленная на развитие творческой активности, формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания.
  2. Выбор, планирование типов уроков. Формы деятельности учащихся.
  3. Урок- лекция, урок- консультация, урок- отработки умений и навыков. Презентации учащихся. Создание проблемной ситуации. Решение поставленной проблемы самостоятельно, самостоятельно в группах, привлечение литературных произведений.

Цели системы деятельности:
  1. Повышение престижа предмета экономики в общеобразовательных школах
  2. Демонстрация учащимся прикладного характера экономики
  3. Развитие исследовательских способностей у школьников.

При выборе образовательной программы мною учтены основные подходы к формированию содержания образовательной области «Экономика», которые определены государственными стандартом общего образования, утвержденные приказом Министерством образования науки России от 5 марта 2004 г. № 1089 и при составлении тематического планирования использовалась областная программа экономического образования школьников (5-11кл.). Современное учебно-методическое сопровождение программ по экономике - это совокупность ряда ресурсов. В первую очередь - это учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия. В своей работе на уроках применяю учебники из учебно -методического комплекта под редакцией Липсица И.В. в двух частях. Он наиболее известен в наших школах района, доработан в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и базисным учебным планом. Учебник содержит вводный курс экономических знаний для учащихся 8-11 классов общеобразовательных школ. Он обеспечивает знакомство школьников с базовым курсом экономической теории и экономических основ коммерческой деятельности. Учебник может быть использован при изучении экономики на базовом уровне в рамках как интегрированного курса « обществознание» (модуль « экономика»), так и самостоятельного курса « Экономика». Методическим подспорьем к учебнику служат пособие «Уроки экономики в школе» (в двух книгах). Авторы: Е.В. Савицкая, кн. 1, Е.В. Савицкая, С Ф. Серегина, кн. 2. Для дополнительного чтения использую учебник Иванова С.И. в двух частях. Учебник знакомит учащихся с основами рыночной экономики. Изучение экономики по этому учебнику обеспечивает формирование у учащихся базового уровня экономической грамотности, культуры экономического мышления и способности к самообразованию и самопознанию. Большим достоинством учебника является то, что он позволяет дать целостное представление об экономической науке как тем ученикам, чье знакомство с экономикой в школе ограничится вводным курсом, так и тем, для кого работа с учебником станет первым этапом специализированного изучения экономики. Все главы учебника снабжены иллюстрациями, справочными материалами, поясняющими суть того или иного экономического понятия или явления. В конце каждой главы помещены вопросы и задания: они предназначены для самостоятельного контроля учащимися своих знаний по изученной теме. Учебник доработан с учетом нового образовательного стандарта по экономике. Наряду с учебниками, использую рабочие тетради по экономике для 5-9 классов.( Н.Новгород, НГЦ, 2011 год. Работа с тетрадью способствует развитию у детей творческих способностей, формированию познавательных и исследовательских навыков и умений, выработке рационального экономического мышления и поведения в обществе. Все материалы рабочих тетрадей апробированы учителями экономики Нижегородской области и доработаны с учетом их предложений и пожеланий.
Большим подспорьем в моей работе являются такие учебно-­методические материалы, как: 1. Уроки экономики в школе. Автор : Савицкая Е.В. , Серегина С.Ф. Пособие содержит методические разработки занятий по темам, составляющим основу любого школьного учебника по экономике, включающим не просто общие советы и рекомендации по преподаванию экономики на первом уровне обучения, но и развернутый сценарий проведения каждого урока. Работа с пособием позволяет осуществить текущий и итоговый контроль знаний учащихся, делая его важным элементом процесса обучения. 2.Поурочные планы по учебнику И.В.Липсица (10 кл.) под редакцией И.Б.Ремчукова. Предлагаемые планы уроков помогут систематизировать представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Ряд уроков построен нетрадиционно (уроки - игры, уроки - экскурсии). В поурочные планы включены различные приемы по развитию экономического мышления учащихся: тесты, задачи и задания с решениями и ответы к ним. Кроме того, планы содержат интересную информацию из мира экономических понятий, новостей экономики, жизни и деятельности выдающихся личностей, причастных к становлению и развитию мировой и отечественной экономики. 3.Поурочные планы по учебнику И.В.Липсица (7-8 кл.) Автор - составитель: Г.А. Сафронова. Предлагаемые планы уроков помогут систематизировать представления об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновении различных институтов рыночной экономики. Ряд уроков построен нетрадиционно (уроки - игры, уроки - экскурсии). В поурочные разработки включены различные приемы по развитию экономического мышления учащихся ( составление алгоритмов, кластеров, « мозговой штурм», бортовой журнал» и т.д. Кроме того, планы содержат интересную информацию из мира профессий, новостей экономики, жизни и деятельности выдающихся личностей, причастных к становлению и развитию мировой и отечественной экономики. 4.Курс лекций. Основы рыночной экономики. Авторы: Г.Н. Власов, В.М. Колтунов. Пособие состоит из четырех выпусков. Первый выпуск посвящен введению в экономику, второй - микроэкономике , третий - макроэкономике , четвертый - мировой экономике и мировому рынку. Каждый выпуск содержит необходимый теоретический материал. Лекции подготовлены на основе обобщения новейшей отечественной и зарубежной литературы. 5.Учебник по основам экономической теории. Автор Камаев В.Д. В учебнике изложен полный курс дисциплины «Основы экономической теории», адаптированный к условиям перехода России к рыночной экономике. Учебник написан в соответствии с обязательным минимумом содержания дисциплины «Экономика», имеющегося в «Требованиях (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по циклу: «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины»». Теоретические положения иллюстрированы графиками, к темам приложены логические и экономико-математические задачи. 6.Сборник задач по экономике с решениями. Авторы: Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. В сборник включены задачи по экономике с подробными решениями и объяснениями. Задачи позволяют как проверить знания учащихся по всей прпограмме, так и осуществить узковыборочную проверку, сконцентрированную на наиболее выжных или традиционно трудных понятиях и темах. В качестве инструмента контроля знаний задачи могут быть использованы не только на финальном этапе обучения. Регулярное самостоятельное решение школьниками задач и последующий разбор этих задач дают возможность систематического контроля знаний. Сборник может использоваться учителем на разных этапах обучения. 7. Налоги России. Авторы: А.П. Балакина, И.И. Бабленкова и др. Эта книга для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. В ней рассказано о том, когда и как возникли налоги, как на протяжении веков совершенствовалась система налогообложения, а самое главное - о том, как сегодня устроена налоговая система России. Учебник поможет учащимся понять, почему платить налоги не только необходимо, но и выгодно. 8. Методическое пособие к курсу «Основы налоговой грамотности». 8-9 классы: Пособие для учителя. Авторы: А.П. Балакина, И.И. Бабленкова и др. Предлагаемое пособие помогает учителю сформировать налоговую культуру школьников. Через оптимальные формы проведения уроков, усвоение отдельных налоговых понятий, организации деловых игр, игрового опроса добиться создания у учащихся целостного представления о системе налогообложения, положительного отношения к ней. В своей работе использую сборник программ по экономике для средней школы Министерства образования и науки Нижегородской области. Программы составлены на основе опыта преподавания экономики в школах Нижегородской области. При разработке программ учтены требования нормативных документов, регламентирующих образовательную область « Экономика», предложения и рекомендации учителей. Общие методические положения проекта стандарта экономического образования школьников, разработанного под руководством доктора экономических наук, профессора JI.JL Любимова. Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Я их использую на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения. На сегодня существуют разнообразные варианты тестов. На мой взгляд, тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовые задания составляются учителем с учетом задач урока, специфики изучаемого материала, познавательных возможностей учащихся, уровня готовности школьников. Поэтому мною по каждой теме составлены тесты, направленные на формирование умений и навыков учащихся, на закрепление знаний. Использование тестовых заданий позволяет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения с учетом их уровня познавательных способностей. В целях повышения уровня обучения и воспитания учащихся регулярно анализирую свою педагогическую деятельность, выделяю ее сильные и слабые стороны, ставлю новые педагогические задачи. При отборе теоретического и практического материала для урока учитываю дидактические задачи, цели урока, индивидуальные и психологические особенности учащихся.








Формы и методы работы в данной теме:


Формы

Методы

  • создание проблемной ситуации;

  • групповая форма;

  • домашние задания в нестандартной форме ( сказки, стихи, презентации)

  • словесно- наглядный (теория);

  • практический;

  • проблемно- поисковый (решение поставленной проблемы в группах);

  • индуктивный (обобщение по уроку);

  • самостоятельная работа (материал, изучаемый самостоятельно)


Технологии организации деятельности


  1. Традиционная деятельность ( на всех этапах урока)
  2. Проектная деятельность (на уроках обобщения и систематизации знаний).
Ориентирована на самостоятельную творческую работу ребенка.
  1. Информационно - коммуникативные ( применяются на всех этапах урока и при выполнении домашнего задания)
  2. Игровые (на этапе закрепления изученного). Призвана выполнять следующие функции: развлекательную, коммуникативную, самореализации, диагностическую, социализации.

Виды деятельности: Познавательная деятельность Использование анализа, умения обобщать пройденный материал. Сопоставлять, устанавливать причинно- следственные связи, наблюдать.
Преобразующая деятельность Умение задавать вопросы и ставить задачи по преобразованию реальности, умение действовать в ситуации неопределенности, использование техники выбора, способов поиска новых путей решения проблем.
Общеучебная деятельность Деятельность по организации учебного места, формирование умений и способов поиска экономической информации, работа со справочной и дополнительной литературой, совершенствованию техники чтения, формирование навыков конспектирования; организации работы в группе, использование метода взаимооценки.

Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:

  1. Контрольная работа

  2. Тест

  3. Зачет

  4. Контрольное упражнение

  5. Практическая работа

  6. Взаимоконтроль

  7. Самоконтроль


Пути решения поставленных в программе задач: Объяснительно-иллюстративные методы:

  1. Рассказ

  2. Беседа с опорой на правило

  3. Письменное упражнение

  4. Анализ схем, таблиц, плана, фактов, явления


Репродуктивные методы:

  1. Пересказ

  2. Списывание готового материала выполнение задания по образцу

  3. Работа с книгой

  4. Воспроизведение правила нахождение подобия с опорой на таблицу


Проблемно-сообщающие методы:

  1. Объяснение причин экономических явлений

  2. Сообщение алгоритмов с последующим анализом

  3. Частично-поисковые методы:

  4. Эвристическая беседа

  5. Комментированное письмо с выводом


Методы устного изложения:

  1. Рассказ

  2. Объяснение

  3. Беседа

  4. Лекция

  5. Дискуссия


Наглядные методы обучения:

  1. Использование современных педагогических технологий, в том числе

ИКТ

  1. Интеллект-карты

  2. Практические методы обучения:

  3. Упражнения

  4. Дидактические игры


Формы обучения:

  1. Деловая игра

  2. Аукцион

  3. Конкурс

  4. Зачет

  5. Общественный смотр знаний

  6. Взаимообучение

  7. КСО


Дидактическое обеспечение:

  1. Раздаточный материал

  2. Тестовые задания на печатной основе

  3. Тестовые задания в электронном виде

  4. Справочная литература

  5. Коллекция презентаций к каждому уроку


В классе, как правило, обучаются дети с разными способностями, поэтому на своих уроках использую разноуровневые задания, что позволяет мне достичь поставленной в начале урока цели.


Дифференцированные задания

8 класс. Тема: « Типы экономических систем»

1 уровень(низкий)

Закончи схему

Смешанная экономическая система

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОНОМИКЕМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОНОМИКЕМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОНОМИКЕ








  1. уровень (средний)

Заполни таблицу:

Преимущества

Недостатки

Традиционная экономика



Командная экономика



Рыночная экономика


3 уровень (высокий)

Включает в себя задание 2 уровня (см. выше) и дополнительное задание: ответить на вопросы: 1.Объясни утверждение: « Во всех странах с командной экономической системой существует «черный рынок». Почему? 2.Выскажи свое мнение «Чьи интересы затрагивает строительство детского городка на пустыре, если известно, что по некоторым планам здесь предполагалось построить автостоянку, церковь или спортивную площадку? Какова цена сделанного выбора для владельца близлежащего универмага?»

Задания на выбор

1 карточка

2 карточка

1 .Рассмотри классификацию потребностей по А. Маслоу. Почему именно так расположены ступени? Можно ли перевернуть пирамиду?

2. Проведи сравнительный анализ традиционной и рыночной систем.

1 .Определи, какие потребности, по Маслоу, относятся к личным, производственным и общественным. Почему пирамида сужается на последующих ступенях?

2. Почему конкуренция способствует успешному развитию рыночной системы?
Использование таблиц Возможно на уроке, во время изучения новой темы, на этапе рефлексии, во время выполнения домашнего задании.
Разноуровневые творческие задания 1 уровень (низкий) а) Подготовить сообщение на тему « Нужно ли изучать экономику и для чего?». б) Приведи примеры элементов традиционной экономической системы. 2 уровень (средний) а) Составить кроссворд на тему: «Типы экономических систем». б) Ответь на вопрос: «Где в мире в настоящее время существуют страны с традиционной экономической системой? Какие страны ты знаешь? Что ты знаешь об этих странах (стране)? 3 уровень (высокий) а) Вопрос на сообразительность: Можно ли считать бедность и ограниченность экономических благ - это одно и тоже? Ответ: Нет. Когда мы говорим о бедности, то подразумеваем, что какой-то человек или какая-нибудь страна владеют слишком малым количеством экономических благ. Ограниченность экономических благ означает, что этих благ мало не в абсолютном исчислении, а относительно гораздо большего количества потребностей, которые мы удовлетворяем при помощи этих благ. Поэтому принцип ограниченности применим и к нищим и к миллионерам, и к бедным и к богатым странам. б) Сделать презентацию на заданную тему.
Работа с текстом 8 класс Внимательно прочитай отрывок из статьи по экономике, изданной в 1984 году - в эпоху существования командной экономики в нашей стране критически оцените его и ответь на вопрос, поставленный автором статьи.. « К вопросу об экономической реализации общественной собственности на средства производства» Общественная собственность на средства производства, безраздельно утвердившаяся в нашем народном хозяйстве, явилась базой создания могучей, планомерно развивающейся экономики. Только за последнее десятилетие экономический потенциал СССР почти удвоился. Сложились весьма благоприятные возможности для постановки крупных народнохозяйственных и социальных задач. Их решение требует ускоренного перехода на путь преимущественного интенсивного развития всех отраслей и регионов. Мы можем и должны гораздо энергичнее решать проблемы интенсивного развития экономики. Ведь только на этой основе и осуществимо все более полное удовлетворение материальных и духовных потребностей народа. Каковы же причины того, что интенсификация функционирования народного хозяйства происходит медленнее, чем это нужно и вполне возможно? Причин немало, и они различны. Даже на нынешнем этапе развития нашего общества еще не изжиты, как известно, случаи тунеядства, расхищения общественных средств, злоупотребления служебным положением, лодырничества и т.п. По существу, речь здесь идет о таких пережитках прошлого, которые не только сохраняются на протяжении относительно длительного периода развития социализма, но и в определенной степени воспроизводятся. Как правило, понятия «пережитки» и « рецидивы» отождествляются. Однако это не одно и то же. Пережитки - остатки прошлого, устаревшего, а рецидивы - новое проявление, возрождение уже отжившего на новой почве, в новых условиях. Такие негативные явления, как стремление урвать побольше от общества, бесхозяйственность и расточительство, недобросовестное отношение к работе, брак в трудовой деятельности, нарушение трудовой дисциплины, их воспроизведение вызываются не самим социалистическим общественным строем, а нарушением его основополагающих принципов, присущих природе социалистической собственности, порой формальной ( а не реальным и последовательным) проведением их в жизнь» Комментарий. Важно, чтобы школьники поняли ( записали в тетрадях) , что те негативные явления, о которых идет речь в статье, отнюдь не «пережитки прошлого». Это то, что порождается самими основами командной экономики:

  1. Незаинтересованность предприятий в улучшении технологии производства и в росте производительности;
  2. Отсутствие личной заинтересованности людей в результатах своего труда.
И первое, и второе было вызвано принципом уравнительного распределения. Если какому-то предприятию и удавалось получить большую прибыль, то почти вся она изымалась и переходила в центральные, республиканские или местные бюджеты. Практически все работники получали приблизительно одинаковую заработную плату, независимо от того, насколько квалифицированным был их труд или насколько производительно они трудились.

Работа с сигнальными карточками


Да

Нет

Я не уверен

У каждого обучающегося есть набор карточек и при высказывании какого-либо утверждения учителем дети поднимают соответствующую карточку. Применение тетради на печатной основе Рабочие тетради на печатной основе Нижегородского института развития образования входят в УМК к учебникам и могут применяться в 6, 8 классах.
Работа со словариком Позволяет детям еще раз вернуться к изученному материалу, а также дополнительно работать с терминами, лучше их запомнить. Термины рассматриваемой темы, которые вносятся в словарик:
  1. Экономическая система
  2. Традиционная экономическая система
  3. Командная экономическая система
  4. Рыночная экономическая система
  5. Смешанная экономическая система
  6. Переходная экономика
  7. Переходный период

Работа с тестами

Для закрепления материала целесообразно воспользоваться тестами.

8 класс.

Итоговый тест.

Краткая специфика теста.

  1. Назначение: проверить уровень освоения учащимися материала данной темы.

  2. Структура: тест состоит из трех частей, включает 21 задание.

  3. Распределение по уровню сложности:

В работе предоставлены задания двух уровней сложности: базового и повышенного.

  1. Системы оценивания: все задания первой и второй части оцениваются в 1 балл, задания третьей части с учетом правильности и полноты ответа в 2 балла.

  2. Примерное выполнение работы: часть А- 12 мин.

Часть В- 12 мин.

Часть С- 21 мин.

Вся работа - 45 мин. (Приложении 2 )













4. Список основной и вспомогательной литературы


Список литературы для обучающихся:

  1. Учебник «Экономика» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. И.В. Липсица, книга 1.

  2. Учебник «Введение в экономику» для 9 классов общеобразовательных учреждений под ред. В.С. Автономова.

  3. Рабочие тетради для 6, 9 классов Нижегородского института образования, 2011 г.

  4. Экономический словарь.

  5. Сборник заданий по экономике под ред. А.А. Мицкевича

  6. Экономика для всех: популярный словарь. М.: Экономика, 1997 год

  7. Сборник тестов по экономике под ред. О.Ю. Макаровой


Список литературы для учителя:

  1. Курс лекций. Основы рыночной экономики. Авторы: Г.Н. Власов, В.М. Колтунов

  2. Учебник по основам экономической теории. Автор Камаев В.Д.

  3. Сборник задач по экономике с решениями. Авторы: Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С.

  4. Налоги России. Авторы: А.П. Балакина, И.И. Бабленкова и др. 8. Методическое пособие к курсу «Основы налоговой грамотности». 8-9 классы: Пособие для учителя. Авторы: А.П. Балакина, И.И. Бабленкова и др.

  5. Сборник задач по экономике с решениями. Авторы: Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С.

  6. Сборник программ по экономике, Н.Новгород, Нижегородский гуманитарный центр.

  7. Поурочные разработки по экономике для 10-11 классов к учебникам B.C. Автономова и И.В.Липсица под ред. Бегеневой

  8. Поурочные разработки по экономике для 7-8 классов к учебнику И.В.Липсица под ред. Г.А. Сафроновой.

  9. Уроки экономики в школе под ред. Е.В.Савицкой в двух книгах.

  10. Основы экономической теории под ред. С.И.Иванова, в двух книгах.



























5. Результаты апробации содержания данного раздела на базе конкретного класса


Качество знаний по данному разделу

в 8 классе (2011-2012 уч год)


Класс

Всего

(чел)

«5»

(чел)

«4»

(чел)

«3»

(чел)

«2»

(чел)

Успеваемость

(%)

Качество знаний (%)

8

7

3

4

-

-

100

100





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОНОМИКЕ








Успеваемость учащихся 6,8 классов

по данному разделу экономики

за три учебных года

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОНОМИКЕ





Качество знаний учащихся 6,8 классов

по данному разделу экономики

за три учебных года



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОНОМИКЕ
















6.Заключение


Экономическое воспитание - это организационная педагогическая деятельность, специально разработанная система работы, направленная на формирование экономического сознания учащихся. Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование экономических и нравственных качеств, образующихся и необходимых в процессе экономической деятельности и ее успешного внедрения; общественной активности, предприимчивости; бережливого, честного отношения к общественному достоянию, обновлению технологических процессов и оборудования. Успех экономического просвещения школьников во многом зависит от умения пользоваться разнообразными формами этой работы. Механизмы, средства и способы экономического воспитания школьников разнообразны. Знание основ рыночной экономики необходимо всем. И тем, кто является субъектом рынка как потребитель, и тем, кто со временем пополнит ряды производителей материальных и духовных благ. Истина очевидна и тем, кто действительно заинтересован в развитии экономического образования и воспитания школьников, кто понимает, что этот предмет необходимо глубоко и всесторонние изучать в каждой школе. Только так в нашей стране будет сформировано новое поколение людей, способных грамотно и ответственно вести дело, двигать вперед экономику, укреплять благосостояние народа, достойно представлять нашу страну в системе международного разделения труда. Недостаточное внимание экономическому воспитанию приводит к экономической безграмотности учащихся, их негативности к выбору профессий в соответствии с собственными интересами, способностями и потребностями народного хозяйства.





Приложение 1

Итоговый тест

Часть А

  1. Главные вопросы экономики Что? Как? Для кого?...

а) полностью решены правительством России;

б) не существуют в странах с рыночной экономикой;

в) не решаются в странах с командной экономикой;

г) существуют во всех странах и будут существовать до тех пор, пока существует ограниченность ресурсов.


  1. Какое из перечисленных ниже понятий неприменимо к рыночной экономике?

а) полный административный контроль над производством и потреблением товаров и услуг;

б) ограниченность ресурсов;

в) частная собственность;

г) конкуренция.


  1. Какое из приведенных ниже определений не используется для характеристики типов экономических систем?

а) традиционная;

б) централизованная;

в) капиталистическая;

г) смешанная.


  1. Ограниченность - это проблема, которая:

а) существует только в бедных странах;

б) есть только у бедных людей;

в) есть у всех людей и обществ;

г) никогда не возникает у богатых людей.


  1. Главная проблема экономики состоит в том, что:

а) человеческие желания ограничены;

ресурсы безграничны;

люди должны всегда делать выбор при использовании ограниченных ресурсов;

г) только в слаборазвитых странах существуют проблемы дефицита.


  1. Упущенная выгода, то самое ценное, чем пришлось пожертвовать при выборе данного блага, называется:

а) предельной выгодой;

б) альтернативной стоимостью;

в) ограниченностью;

г) ничего из вышеперечисленного не подходит.


  1. Альтернативная стоимость товара измеряется:

а) затратами ресурсов на производство данного товара;

б) индексом потребительских цен;

в) количеством денег, затраченных на производство данного товара;

г) количеством другого товара, от которого пришлось отказаться ради производства данного товара.


  1. Чем характеризуется рыночная экономика?

а) господством частной собственности;

б) разрешением вопросов «Что?», «Как?» и «Для кого?» с помощью механизма цен;

в) отсутствием вмешательства государства в экономику;

г) все перечисленное выше.


  1. В государстве Голодандия экономические блага производятся с незапамятных времен старым дедовским способом; профессия определяется при рождении. В этом государстве:

а) традиционная экономика;

б) рыночная экономика;

в) командная экономика;

г) смешанная экономика.


  1. У Пети Зайцева, который имеет возможность получить работу с оплатой 10000 руб/ч или работу с оплатой 20000 руб/ч, альтернативная стоимость одного часа досуга равнв:

а) 10000 руб/ч;

б) 15000 руб/ч;

в) 20000 руб/ч;

г) 0 руб/ч;


Часть В

К каждому термину из левой колонки подбери соответствующее определение из правой колонки таблицы. ( У цифр слева подставьте соответствующие буквы ответов из правой колонки).


___

1.Экономика


а) совокупность организационно-правовых форм хозяйствования на основе определенной формы собственности.

___

2.Потребности


б) характеризуется общинной собственностью на основе факторов производства. Экономические решения основаны на традициях и обычаях.

___

3.Микроэкономика


в) это ценность лучшего из невыбранных вариантов при рациональном выборе.

___

4.Макроэкономика


г) это наука, которая изучает, как общество использует ограниченные ресурсы для производства товаров и услуг с целью наиболее полного удовлетворения своих потребностей.

___

5.Отрасль


д) все, что нужно людям для жизни и в чем они нуждаются.

___

6.Альтернативная стоимость

е) изучает поведение фирм и домашних хозяйств в условиях отдельных рынков.

___

7.Экономическая система

ж) основана на частной собственности на средства производства, решения по производству и распределению благ в большинстве случаев принимаются экономическими агентами самостоятельно.

___

8.Традиционная экономическая система

з) это группа предприятий, производящих аналогичную продукцию.

___

9.Командная экономическая система

и) изучает экономику как единое целое в рамках отдельной страны.

___

10.Рыночная экономическая система

к) преобладает государственно- монополистическая собственность на средства производства. Основные экономические решения принимаются специальными планирующими органами.





Часть С

Выбери любые 2-3 профессии и определи, какие потребности характерные для их представителей______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________










Рекомендации по оцениванию письменных ответов

и практических заданий. Учащийся:

  • Проанализировал информацию о социальных объектах, установил соответствие между существенными чертами и признаками конкретных социальных явлений и соответствующими понятиями курса;
  • Осуществил поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица);
  • Извлек из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;
  • Различал в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;
  • Применял знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывал надежность предлагаемого решения;
  • Предвидел последствия определенных социальных и экономических действий;
  • Осуществлял вычисления на условных примерах;
  • Применял для экономического анализа графические изображения экономических явлений и процессов.
Оценка «5» ставится при получении требуемого ответа на основе применения соответствующих умений и теоретических знаний. Оценка «4» ставится, если при выполнении задания допущены незначительные ошибки. Оценка «3» ставится, если отвечающий справляется с заданием после наводящих вопросов учителя или учащихся. Предложенные рекомендации по оцениванию ответов не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а являются лишь общим ориентиром


© 2010-2022