- Преподавателю
- Начальные классы
- Я и окружающий мир. кружок по экологии
Я и окружающий мир. кружок по экологии
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кулибабина Т.И. |
Дата | 08.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа по внеурочной деятельности «Я и окружающий мир»
для учащихся начальных классов (3-4 класс)
об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области
1. Общие положения
1.1. Настоящее Примерное региональное Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся разработано в соответствии с нормативными документами:
- приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 26.11.2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
- приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- письмом Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
2. Условия организации внеурочной деятельности
2.1. Образовательное учреждение самостоятельно определяет направления и формы внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. 2.2. Образовательное учреждение в каникулярное время может использовать часы внеурочной деятельности на организацию отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей. 2.3.Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, который определяет состав и структуру направлений, формы организации и объем внеурочной деятельности обучающихся (до 10 часов в неделю). 2.4. Образовательное учреждение самостоятельно определяет количество часов внеурочной деятельности с учетом имеющихся условий и ресурсов. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность, может меняться в течение учебного года. 2.5. Образовательное учреждение определяет режим урочной и внеурочной деятельности самостоятельно на основе СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». 2.6. Продолжительность одного занятия внеурочной деятельности составляет 30 - 45 минут с обязательным 10-минутным перерывом между занятиями. Длительность занятий по таким видам деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1-2 классов и не более полутора часов в день - для остальных классов.1 2.7. Образовательное учреждение при реализации внеурочной деятельности в объеме до 10 часов в неделю планирует занятия в количестве 2-х часов в день, один час из которых предусматривает виды деятельности спортивно-оздоровительного, прогулочно-экскурсионного, игрового характера. 2.8. Продолжительность перерыва между учебными занятиями и внеурочной деятельностью составляет не менее 45 минут, для учащихся 1-ых классов продолжительность перерыва - не менее 1,5 часов. 2.9. Комплектование групп обучающихся предусматривает следующие условия:
- наполняемость групп - не более 15 человек (за исключением танцевальных, хоровых, оркестровых и т.п.);2
- состав групп - одновозрастной или разновозрастной с учетом психо-физиологических особенностей развития детей и их интересов;
- возможность выбора вида внеурочной деятельности учащимся в течение учебного года;
- формирование групп на основе заявлений родителей (законных представителей) обучающихся.
3. Порядок разработки и утверждения программ внеурочной деятельности
3.1. Программы внеурочной деятельности самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением. 3.2. Образовательное учреждение вправе самостоятельно определять направления и виды внеурочной деятельности, обеспечивающие достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Охват всех направлений (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) не является обязательным.
3.3. Программа внеурочной деятельности включает:
-
пояснительную записку;
-
календарно-тематическое планирование содержания деятельности;
-
планируемые результаты освоения программы;
-
ресурсы и условия реализации программы.
.
Пояснительная записка. Актуальность.
Планирование воспитательной работы является существенным звеном в системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания. Основой для современной организации воспитательной работы с детьми младшего школьного возраста является сама цель обучения и воспитания - общее развитие ребёнка. Составляющая общих целей - освоение учениками общечеловеческих ценностей и умение жить в окружающем их мире.
Документ «Наш новая школа», утверждённый президентом РФ, отмечает главные задачи современной школы - это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». А в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой федерального государственного образовательного стандарта общего образования, и разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, определён современный национальный воспитательный идеал. Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): · любящий свой народ, свой край и свою Родину; · уважающий и принимающий ценности семьи и общества; · любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; · владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; · готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; · выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Общеобразовательная школа призвана активно противодействовать этим негативным тенденциям. В реализации данной задачи категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающегося, его эффективной социализации и своевременного взросления. Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребенка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др., - на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций.
Цели и задачи: · первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; · различение хороших и плохих поступков; · представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе; · элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии российского государства, в истории и культуре нашей страны; · уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; · установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; · бережное, гуманное отношение ко всему живому; · знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; · стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его; · представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; · отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Методы и формы преподавания в начальной школе.
Преподавание может строиться с учетом таких подходов, как: - целенаправленное включение обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной традиции; - активизация познавательной активности школьников; - создание условий для позитивной самостоятельной деятельности обучающихся и проч. Большое внимание на каждом уроке, занятии следует уделять мотивации школьников при освоении учебного материала. Способы мотивации выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебно-воспитательного процесса, уровня подготовки обучающихся, профессиональных ориентиров и компетенции учителя. В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы: Метод моральных дилемм и дискуссий - создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях. Эвристические методы - методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области. Исследовательский метод - организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде. Проектирование - особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. В начальной школе (4 класс) наиболее широко могут быть использованы эвристические методы, позволяющие делать акцент на творческой активности. Обучающимся не дается в готовом виде набор определений и истин, а предлагается самим сформулировать наиболее важные выводы.. Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4 классов, а именно:
- эвристические беседы;
- различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);
- учебные и социальные проекты;
- уроки-экскурсии;
- деловые и ролевые игры;
- практикумы;
- различные викторины и другие конкурсные события;
- творческие мастерские.
стории и культуре нашей страны; · уважительное отношение к родителям, к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; · установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; · бережное, гуманное отношение ко всему живому; · знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; · стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение признаться в плохом поступке и анализировать его; · представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; · отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач. Программа «Я и окружающий мир» способствует решению одной из самых актуальных задач духовного и нравственного воспитания. Программа состоит из трёх разделов: духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества, духовные традиции многонационального народа России, человек и природа.
Направленность процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников направлена на формирование разносторонне развитой личности учащегося как гражданина российского общества, обладающего необходимыми знаниями, культурного, социально активного, с уважением относящегося к духовным ценностям и традициям, моральным устоям и нравственным ориентирам общества.
Таким образом, в результате реализации программы обучающиеся должны представлять нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника: · любящий свой край и свою Родину;
· уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
· соблюдающий нормы и правила общения;
· проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
· умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
· любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
· обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
· готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
· честный и справедливый;
· творящий и оберегающий красоту мира;
· доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
· выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. В процессе работы предстоит: · укрепление нравственности - основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести; · формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; · формирование нравственного смысла учения; · формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; · принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; · формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; · формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; · формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; · развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; · осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности. · формирование основ российской гражданской идентичности; · пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; · формирование патриотизма и гражданской солидарности; · развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; · укрепление доверия к другим людям; · развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; · становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; · формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; · формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
Тематическое планирование
№ темы
Тема
Количество часов
Внеурочная работа
I.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
24
Символы государства.
1
Россия - Родина моя.
1
Институты гражданского общества.
1
Права и обязанности граждан России.
1
Права и обязанности детей.
1
Что такое свобода?
1
Правила поведения в общественных местах.
1
1
Доброта и вежливость.
1
Школа вежливых наук.
1
Вежливые советы.
1
Правила хорошего тона.
1
Секреты волшебницы речи.
1
Правила общения.
1
Милосердие.
1
Учимся правильно жить и дружить.
1
Спешите делать добро.
1
Мы в ответе за тех, кого приручили.
1
Славу человеку создаёт труд.
1
Все работы хороши.
1
Хлеб - всему голова.
1
Азбука мудрости.
1
Чем сердиться - лучше помириться.
1
Чужой беды не бывает.
1
II.
Духовные традиции многонационального народа России
5
1
1
1
1
Кто я, откуда мои корни?
1
III.
Человек и природа.
5
30.
Полна природа удивленья.
1
31.
Береги природу, человек!
1
32.
Лекарственные растения.
1
33.
Правила поведения в лесу.
1
34.
Загрязнение природы.
1
Тематическое планирование
№ темы
Тема
Количество часов
Внеурочная работа
I.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1
Россия - наша Родина.
1
Моя малая Родина.
1
Мораль и культура
1
Особенности морали
1
Добро и зло
1
Добро и зло
1
Добродетели и пороки
1
1
Свобода и моральный выбор человека
1
Свобода и ответственность
4
Моральный долг
1
Справедливость
1
Альтруизм и эгоизм
1
Дружба
1
Что значит быть моральным?
1
Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества
1
Нравственный поступок
1
Золотое правило нравственности
1
Стыд, вина и извинение
1
Честь и достоинство
1
Совесть
1
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
2
Джентльмен и леди
2
Этикет
1
II.
Духовные традиции многонационального народа России
5
1
1
1
1
Диалог культур во имя гражданского мира и согласия (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).
1
III.
Человек и природа.
30.
Человек и природа.
1
31.
Использование природных ресурсов.
1
32.
Красная книга.
1
33.
Заповедники России.
1
34.
Экология Земли.
1
Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, викторины, КВН, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).
Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух- четырех учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт - «Определитель растений»).
Продолжительность: в течение учебного года аудиторное занятие 1 раз в неделю .
Список использованной литературы
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: под ред. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. Акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009, ISBN 978-5-09-022138-2
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 01.10.2000 №751 //Официальные документы, регламентирующие в РФ сферу образования
- Федеральный Государственный образовательный стандарт начального образования от 09.10.2009 г.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М., «Просвещение», 2009
- Большая советская энциклопедия: В 30 т. - М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978 Гл. ред. А.М. Прохоров, 3-е изд. 630000 экз. ISBN: [не указан]
- Абраменкова В.В. Духовная культура как основа безопасности и здоровья личности, семьи, общества. Диалог отечественных светской и церковной образовательных традиций. СПб - Изд-во РГПУ им. И. Герцена, 2006
- Абраменкова В.В. Духовно-нравственное развитие современного ребенка в различных общностях и социальных группах // pokrov-forum.ru/
- Анохина Т.В. Концептуальный проект «Развитие культурной педагогической среды на основе духовной традиции отечественной культуры» // pafnuty-abbey.ru/pravoslavie/?pg=novi_step
-
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М., «Просвещение», 2008. 151 с.
- Беглов А.Л., Саплина Е.В. Основы мировых религиозных культур - М., «Просвещение», 2010.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж, НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
- Бородина А.В. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебно-методическое пособие для учителя: 1 (2) класс. М.: «Православная педагогика», 2003.
- Бородина А.В. Доклад «Основы православной культуры как средство духовно-нравственного воспитания молодежи» // borodina.mrezha.ru/
- Волков, Г.Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: в 2 т. Т 2 / Г.Н. Волков. - М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. - 460 с.
-
Курбатова Т.И., Муляр О.И. Проективная методика исследования личности («Hand»-тест). Руководство по использованию. - СПб, 1995.
- Кураев А., диакон. Школьное богословие. Взрослым о детской вере. М.: «Паломник», 2003
- Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). - 2002. - № 4. - С. 4-6.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. Учеб. Заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1999. - 463с
- Материалы сайта диакона Андрея Кураева // kuraev.ru
- Нечаев М.Н. Диагностика воспитанности школьников. - М. 2006 г.
- Панькова И.И. «Христианская нравственность в современном мире» - Ростов-на-Дону, 2007
- Петракова П.И. Методологические подходы к исследованию процесса ценностного содержания знаний в духовно-нравственном воспитании. - Волгоград, «Учитель», 2006.
- Протоиерей Борис Пивоваров. «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников» и «Основы Православной Культуры» // orthedu.ru/pravcult/2849-11.html
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. - М 2000 г
Список литературы:
1.Детская энциклопедия «Я познаю мир»: Москва «Астрель» 2003
Серии: Экология
Естествознание
Поведение животных
Загадочные животные
2.Жизнь животных. Том7: Москва «Просвещение» 1989
3.Экологический вестник Дона. «О состоянии окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области в 2012 году».
4.DVD CD BBC «Живая природа».
1СанПиН 2.4.4.1251-03 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.
2 СанПиН 2.4.4.1251-03 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.