- Преподавателю
- Начальные классы
- Технологическая карта урока по математике
Технологическая карта урока по математике
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Цуранова Н.И. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УРОК МАТЕМАТИКИ
Автор
Цуранова Наталья Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ Гимназия №1, г. Братск, Иркутской области
УМК
Школа России
Класс
1 класс
Тема урока
Перестановка слагаемых
Тип урока
Изучение нового материала
Педагогические цели Посредством наблюдения вывести правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; способствовать развитию внимания, наблюдательности, закреплению умения прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
Планируемые результаты (предметные) Знать правило о том, что от перестановки слагаемых сумма не изменяется; уметь прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
УУД (матапредметные) Регулятивные (Р.): уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; понимать и принимать учебную задачу; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Коммуникативные(К.): уметь участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, одноклассников; соблюдать простейшие нормы речевого этикета; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре, группе.
Познавательные(П.): умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на урокеуметь сравнивать группы предметов; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза; делать умозаключения по результатам исследования; искать разные способы решения задач.
Личностные(Л.): положительно относиться к школе; проявлять интерес к математике; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Технология
Технология проблемного обучения
Методы и формы обучения Словесный, практический, индуктивный, проблемно-поисковый / индивидуальная, парная, групповая, фронтальная
Оборудование Учебник математика. 1 класс (часть 2) М. И. Моро, С. И, Волкова, С. В, Степанова; экран, компьютер.
Наглядно-демонстрационный материал Маршрутные листы; карточки для работы в группах, парах; тренажёр для отработки вычислительных навыков; презентация.
Организационная структура урока
Этап урока
Задачи этапа
Методы и приёмы обучения
Форма учебного взаимодействия
Деятельность учителя
Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность обучающихся
УУД, формирующиеся на данном этапе
1
2
3
4
5
6
7
8
I.Организационый
момент
Организация положительной мотивации обучающихся к деятельности на уроке
Словесный
Проверяет готовность обучающихся к уроку, создаёт эмоциональный настрой
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Как гостеприимные хозяева давайте поприветствуем их.
- Аплодисментами пожелайте себе успешной работы на уроке.
- На уроке поработаем в парах, группах, индивидуально. Оценивать свою работу будем на шкале успеха (слайд 2)
Приветствуют гостей, аплодируют
Л: выражают положительное отношение к гостям, к процессу познания
II. Создание ситуации успеха
Актуализация знаний, умений, навыков, создание ситуации успеха
Практический
Самостоятельная работа
1.Предлагает провести разминку - поработать с тренажёром
(слайд 3,4) и оценить себя на шкале успеха
(приложение 1)
9 - 4
4 + 4
10 - 3
4 + 2
8 - 4
6 + 3
Записывают поученные ответы в маршрутный лист задание 1
(приложение 2).
Р: обучаются способам прогнозирования и контроля.
К: развивают умения слушать и вступать в диалог; строят продуктивное взаимодействие.
Л: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию и самооценке.
2.Контролирует выполнение, организует самопроверку
(слайд 5)
Самопроверка: 5, 6, 8, 4, 7, 9
Проверяют по эталону и оценивают себя на шкале успеха.
3.Создаёт эмоциональный настрой
- Похвалите себя за правильность и старание аплодисментами.
Аплодируют себе.
III. Актуализация знаний
Актуализация и систематизация знаний
Индуктивный, проблемно-поисковый
Фронтальная, индивидуальная работа, в паре
1.Организует работу по решению задачи.
(слайд 6)
Задача 1. На тарелке лежали 3 яблока и 2 груши.
- Самостоятельно прочитайте задачу 1.
- Посоветуйтесь с соседом по парте, можно ли решить эту задачу?
Самостоятельно читают условие задачи
Обсуждают в паре возможность решения задачи.
Р:Принимают и сохраняют учебную задачу; различают способ и результат действия; умеют осуществлять взаимный контроль, самоконтроль; оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.
К:Умеют слушать, вести диалог.
П: Выдвигают предположения и их обоснование, формируют логическое мышление.
Л: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию и самооценке.
2.Организует работу по рисунку к задаче, с целью постановки вопроса.
(слайд 7)
- Что можете сказать о предметах?
- Какой вопрос можно задать?
Высказывают свои предположения, формулируют вопрос к задаче:
- на сколько больше яблок, чем груш?
- на сколько меньше груш, чем яблок?
3. Организует работу по обсуждению решения задачи, предлагает записать решение, контролирует ход самостоятельного решения задачи детьми.
- Каким действием запишите решение? Почему?
- Запишите решение и ответ в маршрутный лист.
3 - 2 = 1 (г.)
Ответ: на 1 грушу меньше.
Индивидуально решают и записывают решение задачи в маршрутный лист.
4.Проводит проверку правильности решения задачи. Отмечает степень вовлечённости, поощряя правильные ответы.
- Кто готов назвать ответ?
5 человек записывают ответ задачи на доске, соотносят свой ответ с ответами одноклассников, отмечают «верное», «неверное» решение, делают на основании этого вывод и оценивают себя на шкале успеха.
Физминутка
Организует проведение и выполнение физминутки
Выполняют упражнения
Л: осознают важность сохранения и укрепления здоровья
IV. Постановка учебной задачи через подводящий диалог
Преобразование знаний; развитие познавательного способа деятельности и её регуляция; развитие речевой деятельности
проблемно-поисковый
Самостоятельная работа в группе
1.Ставит учебную задачу через подводящий диалог
? - что означает этот знак?
Отвечают на поставленный вопрос:
- Будем узнавать что-то новое.
Р: ставят учебные цели на основе соотношения того, что знают и что ещё неизвестно, формулируют проблему с помощью учителя.
П: высказывают предположения и их обоснование; формируют логическое мышление; находят несколько вариантов решения учебной задачи; действуют с учётом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя
К: умеют слушать, вести диалог
Л: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к самооценке.
2.Организует работу по рисунку к задаче, с целью постановки вопроса.
- Какой вопрос можно задать про фрукты к этому рисунку?
Высказывают свои предположения, формулируют вопрос к задаче:
- сколько всего яблок и груш?
(слайд 8)
3. Организует работу по обсуждению решения задачи, предлагает записать решение, контролирует ход самостоятельного решения задачи детьми.
- Каким действием запишите решение? Почему?
- Запишите решение и ответ в маршрутный лист.
3 + 2 = 5 (ф.)
Ответ: 5 фруктов.
Индивидуально решают и записывают решение задачи в маршрутный лист.
4.Проводит проверку правильности решения задачи.
- Кто готов назвать ответ?
2 человека записывают 2 варианта решения задачи на доске:
3 + 2 = 5 (ф.)
2 + 3 = 5 (ф.)
5. Обсуждает предложенные способы решения задачи, фиксирует возникшую проблему в виде вопроса.
- Почему 2 варианта решения задачи?
- Кто из ребят прав?
- Что сделать, чтобы это доказать?
(слайд 9)
Оценивают своё решение, определяют причины того, почему решение записано по-разному.
6. Подводит детей к постановке учебной задачи.
- Что произошло при записи решений? (слайд 10)
- А можно ли так поступать в математике?
-Давайте проверим!
- Какую учебную задачу поставим?
Отвечают на вопросы учителя.
- Слагаемые поменялись местами.
Высказывают свои предположения.
Нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые.
V. Моделирование. Открытие нового знания.
Преобразование знаний; развитие познавательного способа деятельности и её регуляция; развитие речевой деятельности
проблемно-поисковый
Самостоятельная работа в группе
1.Организует работу в группах по заданию.
(слайд 11)
- Работая в группах, вы должны доказать, можно или нельзя переставлять местами слагаемые.
Задание:
-
положить 4 круга, рядом выложить 2 треугольника; сосчитать фигуры;
-
по рисунку составить 2 равенства на сложение;
-
сравните результат;
-
сделайте вывод.
+ =
+ =
Вспоминают правила работы в группе. Распределяют роли, совместно выполняют задание в группе, записывают решение, сравнивают, делают вывод с опорой на памятку.
- У нас получились равенства ….
- Мы заметили ….
Р:Принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий.
П: используют знаково-символические средства для решения учебных задач; проводят сравнение, делают обобщение, выводы; фиксируют способ сложения чисел, используя правило перестановки слагаемых.
К: участвуют в групповом обсуждении проблемы; учитывают разные мнения; сотрудничают
2.Контролирует работу в группах, выбирает группу для ответа.
3.Организует коллективную проверку и оценку работы групп по заданию (слайд 12, 13)
Озвучивают полученный вывод; остальные сравнивают и оценивают свою работу.
4. Наводящими вопросами помогает сформулировать правило.
От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
С помощью подводящего диалога формулируют правило.
Гимнастика
для глаз
Организует проведение и выполнение гимнастики для глаз
(слайд 14)
Выполняют упражнения
Л: осознают важность сохранения и укрепления здоровья
VI. Применение модели нового знания
Закрепление открытого детьми способа сложения
Работа по учебнику; с выражениями у доски
Фронтальная, индивидуальная работа, в паре
1.Организует работу по повторению правила хором, в парах.
- С каким правилом познакомились?
- Повторите друг другу в паре.
Отвечают на вопросы учителя, повторяют правило друг другу в паре.
Р: составляют последовательность действий; развивают саморегуляцию (способность к преодолению препятствий), сопоставляют свою работу с образцом, осуществляют контроль.
П: фиксируют открытый способ сложения, применяя выведенное правило; структурируют свои знания, умения.
К: участвуют в коллективном решении проблемы; высказывают свою точку зрения; рассуждают, делают вводы и обобщения.
Л: осознают значимость изученного правила.
2.Организует работу по чтению правила в учебнике на с. 14 и сравнении с выведенным правилом самими ребятами.
- Откройте учебники по закладке на с. 14, там тоже есть правило, прочитаем его.
- Что можете сказать об этом правиле? (совпадает с правилом, которое вывели сами ребята)
Открывают учебники на с. 14, читают правило, сравнивают, приходят к выводу, что правило одно и то же.
3.Создаёт эмоциональный настрой, положительно оценивает достижения обучающихся.
- Вы - молодцы! Сами открыли математическое правило.
-Похвалите себя аплодисментами.
Аплодируют себе.
4.Предлагает проверить, пригодится ли это правило на уроках математики.
- Ребята, мы вывели правило, а зачем нам оно? Где может пригодиться?
Делают предположения.
5. Организует работу с выражениями
- Я приготовила вам выражения, что можете о них сказать
2 + 8
3 + 6
4 + 5
Делают вывод, что не умеем + 8, 6, 5
6. Предлагает проверить новый способ сложения.
Первую пару выражений решить вместе, проговаривая во внешней речи, вторую и третью - самостоятельно, можно в паре.
- Как нам поступить?
2 + 8 =
+ =
Предлагают воспользоваться правилом перестановки слагаемых.
Решают выражения и записывают равенства в маршрутный лист.
7. Контролирует выполнение, организует проверку
Проверьте моё решение (учитель выполняет решение с «ловушками»)
Проверяют решение учителя, находят ошибки, исправляют их, оценивают себя на шкале успеха.
VII. Применение новых знаний на практике
Формирование учебно-образовательной деятельности
Проблемно-поисковый
Работа в парах,
группах
1.Организует и контролирует самостоятельную работу в парах.
Задание: соедините парами выражения в двух столбиках с помощью стрелок.
1 + 6
5 + 2
6 + 3
6 + 1
2 + 5
3 + 6
Выполняют задание в паре, соединяют выражения с помощью стрелок, показывают готовность выполнения задания знаком «поднятие рук».
Р: планируют учебное сотрудничество; определяют цели, роли участников, способы взаимодействия, разрешения конфликтов; осознают уровень и качество усвоения нового материала; сравнивают и анализируют групповые задания
К: формируют межличностное общение в совместной деятельности; умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения, слушать собеседника.
2. Организует коллективную проверку самостоятельной работы
(слайд 15)
1 + 6
5 + 2
6 + 3
6 + 1
2 + 5
3 + 6
Проверяют своё решение по эталону и оценивают себя на шкале успеха.
3. Обеспечивает мотивацию выполнения группового задания на листах.
- Ребята, я приготовила равенства, но некоторые числа исчезли. Помогите мне их восстановить.
2 + … = … + 7
… + 5 = 3 + …
4 + … = 6 + …
Выполняют задание в группах.
4. Организует презентацию выполненных заданий.
Представляют свои задании у доски; оценивают работу других групп; отмечают, с заданием какой группы не согласны и почему.
VIII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Подведение итогов работы. Оценка деятельности обучающихся
Словесный
Фронтальная работа
1. Задаёт вопросы, связывая результаты урока с его целями. Организует оценочные высказывания о работе детей на уроке.
(слайд 16)
- Наш урок заканчивается. Какую учебную задачу ставили в начале урока?
- Решена ли эта задача?
- Выскажите своё мнение об уроке с помощью высказываний:
-
на уроке мне понравилось …;
-
для меня было трудно ...
-
я познакомился …;
-
я научился …
Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение, анализируют.
Р: выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
П: рефлексируют; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.
Л: на основе шкалы успеха определяют самооценку; понимают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности; выражают положительное отношение к процессу познания.
2. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке; хвалит, подбадривает детей.
- Посмотрите на шкалу успеха. Выйдите к доске те, у кого все шары зелёного цвета (синего, зелёного и синего и т. д.).
- Аплодисменты всем ребятам!
- Спасибо за урок!
Формируют конечный результат своей деятельности по шкале успеха.
Приложение 1
ШКАЛА УСПЕХА
Зелёный - задание выполнено правильно, без ошибок;
Синий - задание выполнено с ошибками;
Красный - не справился с заданием.
Приложение 2
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ
Ф. И. _____________________________________
-
Задача: на тарелке лежало 3 яблока и 2 груши.
2
+
8
=
4
+
5
=
3
+
6
=
3
+
6
=