- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление Привлечение детей к чтению с помощью ИКТ
Выступление Привлечение детей к чтению с помощью ИКТ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глушкова Т.О. |
Дата | 19.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
"Чтение - только начало.
Творчество жизни - вот цель!"
Н.А.РубакинКомпьютерная революция, свершившаяся на наших глазах в течение последних десятилетий, не могла не затронуть систему народного образования. Персональный компьютер с одной стороны стал объектом изучения учебного процесса, а с другой - сам явился ценным средством обеспечения общего процесса образования. В.А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создает прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения являющегося фундаментом всего последующего образования. Уроки чтения должны развивать интерес к книге, любовь к чтению, прививать полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. Программа начальной школы предусматривает постепенное совершенствование навыка чтения от класса к классу. На каждом этапе его сформированность оценивается по таким показателям, как объем прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность и др. Однако в классах, всегда оказывается группа учеников, у которых работа с книгой вызывает умственную перегрузку, что приводит к нежеланию читать и, в конечном счете, к отставанию в учебе. Чтобы избежать этого, можно проводить тренировочные упражнения, используя компьютер.
«Чтение с помехами» Активное внедрение в образовательный процесс новых информационных и коммуникационных технологий оказывает влияние на формы и методы работы с книгой. Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Чтение - это источник приобретения знаний, духовного и умственного развития личности. Сам процесс чтения предполагает труд и творчество читателя, поскольку в прочесе чтения включается творческая, интеллектуальная и трудовая деятельность - эмоциональное сопереживание, сотворчество, привлечение воссоздающего воображения, умственных операций (умозаключений, оценок, отношений). «Паутинка» «По стрелочкам» «Текст с наложением»
«Зеркало» «Пирог» «Заборчик»
Хочется отметить, что использование ИКТ в работе по развитию зрительного восприятия намного улучшает технику чтения у младших школьников. Контрольный этап эксперимента, который проходил в конце 1 семестра 2011/2012 уч. г. показал определенную динамику развития скорости чтения художественных произведений у учащихся 3 «А». Результаты контрольного среза оформлены в виде таблицы, содержащих показатели скорости чтения. Сопоставив данные констатирующего этапа с результатами, полученными на контрольном этапе эксперимента, выявилась динамика развития скорости чтения.
30-40
слов
41-59 слов
60-69 слов
70-89 слов
90 слов и
более
100
слов и более
1 класс
18%
36, 5 %
21 %
24, 5 %
-
-
2 класс
-
23 %
28, 5 %
31,5 %
17%
-
3 класс
(1 сем.)
-
6%
6%
47%
20, 5 %
20,5 %
В ходе анализа полученных данных в 3 «А» классе было получены следующие резельтаты:
Результаты, отраженные в таблице, дали основание сделать выводы: высокий уровень оказался у 14 человек; средний только у 4, а с низким уровнем не оказалось ни одного ученика. Таким образом, проанализировав результаты деятельности учащихся на этапе контрольного эксперимента, можно сделать вывод: выявилась динамика развития скорости чтения художественных произведений. Вместо 24, 5 % на констатирующем этапе эксперимента, на контрольном срезе 41 % учащихся 3 «А» класса читают технически правильно, с пониманием текста, выразительно, не делая ошибок. Проанализировав и сравнив результаты наблюдения за ростом скорости чтения при использовании только традиционных приёмов чтения и применения этих приёмов в сочетании с компьютерными технологиями, можно сделать вывод о том, что результаты учета скорости чтения художественных произведений во втором случае существенно изменились в лучшую сторону.
Если использовать приёмы обучения чтению, как традиционные, так и с ИКТ, нацеленные на формирование навыка динамического чтения: технику чтения с работой над партитурой чтения, художественными средствами языка, то тем самым формируется способность к глубокому пониманию художественных текстов и, как следствие, обеспечивается высокая степень обучения детей осознанному чтению.
3