- Преподавателю
- Начальные классы
- «Диалоговые формы работы на уроках гуманитарного цикла как основа успешного включения учащихся в социум»
«Диалоговые формы работы на уроках гуманитарного цикла как основа успешного включения учащихся в социум»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зобнина О.В. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Лысова Татьяна Викторовна, учитель истории и обществознания,
Зобнина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №19» (г. Бийск)
«Диалоговые формы работы на уроках гуманитарного цикла как основа успешного включения учащихся в социум» В современном информационном обществе существует определенный дефицит живого общения. Одной из важнейших задач педагога является задача научить будущих полноправных граждан нормам взаимодействия в коллективе и в обществе. Современные дети, свободно чувствующие себя в виртуальном пространстве, порой не могут найти общий язык даже с близкими людьми, испытывают трудности при предъявлении своих потребностей, что ведет к психологическим срывам и разрушению целостности личности, провоцирует трудноразрешимые конфликты в обществе. Информационная среда современности включает в себя широкий спектр визуализации: это и телевидение, и интернет-ресурсы, и компьютерные игры, и новый виток развития киноиндустрии (3Д-5Д). В этой ситуации, наглядность на уроке, которая в былое время являлась основой детского восприятия, в настоящий момент, зачастую, является отвлекающим фактором. Современные школьники, в большей мере являются визуалами и воспринимают информацию, разглядывая картинки - глянцевые журналы, рекламные плакаты, неоновые вывески, билборды. Это приводит к тому, что словесная информация уходит на второй план, дети перестают слышать и понимать, затрудняются в выражении своих чувств и мыслей. У ребенка, не умеющего слушать и слышать, плохо развиты речь, внимание, страдает его уровень понимания окружающей действительности. Поэтому очень важно в педагогической деятельности повернуть ребят лицом друг к другу, научить слушать друг друга, доказательно высказывать свои мысли, определять и отстаивать свою позицию, свой взгляд на что-либо, не унижая достоинство собеседника, не используя физическое и психологическое насилие. Современное общество заинтересовано в том, чтобы составляющая его личность была свободная, развитая, адекватно понимающая насущные проблемы и умеющая их решать, без проявления экстремизма. Если раньше общество утверждало идеи коллективизма, во главу угла ставило общее, а не частное, то современный социум нацеливает каждого на удовлетворение индивидуальных потребностей, признает главным личные достижения. В связи с этим возрос эгоцентризм современного ребенка, он нацелен только на себя, пытается проявить и реализовать свои желания и стремления, забывая о нуждах и потребностях окружающих его людей. С другой стороны, ребенок, оказавшийся в подобной ситуации, испытывает психологический дискомфорт, боится не оправдать ожидания своих родителей, стать посмешищем в кругу друзей, оказаться аутсайдером в детском коллективе, а затем и во взрослой жизни. Современное обучение все более предполагает включение ребенка в диалог. Диалог - это обмен взглядами, чувствами между двумя или несколькими личностями, при котором появляется возможность выразить свое Я и отношение к чему-либо. По мнению М.М.Бахтина, «истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе диалогического общения». Для построения полноценного диалога необходимо:
- понимание и принятие самоценности человека;
- наличие проблемы в содержании материала;
- наличие личностно значимой ситуации;
- нацеленность, интерес к содержанию, процессу и участникам диалога;
- сформированность системы ценностей и умение в ней ориентироваться;
- готовность к эмоциональной открытости партнеров друг другу;
- доброжелательные и доверительные отношения.
- перед тем, как спорить, подумать, что именно должен сказать.
- если пришел на диспут, обязательно высказать и аргументировать свое мнение.
- помнить, что лучшие доказательства - точные факты.
- говорить просто и ясно, логично и последовательно
- говорить только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждать того, в чем сам не уверен.
- спорить честно, не искажать мысли человека, с которым не согласен.
- уважать того, кто спорит с тобой.
- не повторяться и не повторять слов других.
- обосновывать свою позицию на основе достоверной аргументации,
- анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы,
- устанавливать причинно-следственные, логические связи между явлениями,
- различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы.