Конспект урока по русскому языку на тему СОСТАВ СЛОВА. (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Класс 3 Тема: Состав слова. Цель. Выявление уровня овладения учащимися навыков разбора слов по составу. Задачи: 1. Проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание; умение разбирать слова по составу.
  1. Развивать навыки красивого письма, орфографическую зоркость, память, мышление, устную речь и способствовать обогащению словарного запаса детей.
  2. Воспитывать взаимопомощь ,дисциплинированность, трудолюбие, самостоятельность, интерес к предмету.
Тип урока: закрепление изученного материала. Форма урока: урок-следствие. Формы работы: индивидуальная, фронтальная. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый,словесный. Оборудование: таблица, записка классу от похитителя ( плакат с пословицей), индивидуальные карточки, красочные мини-тесты, солнышки, плакат с буквами. Ход урока.
  1. Организационный момент.
  2. Здравствуйте, ребята.
  3. Психологический настрой.
Сегодня прекрасный день. Девиз урока: У ч и т е л ь: В класс пришел не хмурь лица, Будь веселым до конца! Ты не зритель и не гость. У ч е н и к и: А программы нашей гвоздь! У ч и т е л ь: Не ленитесь, улыбайтесь, Всем законам подчиняйтесь. У ч е н и к и: А закон у нас такой- Все в учебу с головой! У ч и т е л ь: А теперь, ребята, улыбнитесь мне так, как вы еще никогда не улыбались. Чтоб как солнце яркое в окне радость в моем сердце расплескалась. Спасибо.
  1. Сообщение темы и постановка цели урока.
- Ребята, в оперативно-следственной группе нашего розыска случилась очень неприятная вещь: все сотрудники заболели гриппом. Но это еще полбеды, а настоящая беда в том, что злоумышленники похитили одну из наук русского языка, а искать то ее некому. Что же делать ребята? - Сейчас у нас урок русского языка, поэтому постараемся разыскать науку, узнать, кто ее похитил и с какой целью. Этим мы поможем нашему розыску и закрепим свои знания по теме «Состав слова». Начнем мы нашу работу сразу же с поиска пропавшей науки. Науку, которую похитили злоумышленники, вы определите, расшифровав следующую запись : цифре соответствует порядковый номер буквы алфавита

19

13

16

3

16

16

2

18

1

9

16

3

1

15

10

6

С

Л

О

В

О

О

Б

Р

А

З

О

В

А

Н

И

Е - Молодцы! - Что изучает наука словообразование? - Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

  1. Минутка чистописания.
- Итак, пропавшую науку мы отыскали. Напишем ее в тетради, но не одну, а вместе с охранниками, чтобы больше ее никто не похитил. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ На доске. Дружно- не грузно, а врозь- хоть брось. - Как вы понимаете эту пословицу? Нам в расследовании поможет только дружба. Если мы будем помогать друг другу, то расследование наше будет двигаться быстрее. Запишите пословицу в тетрадь.
  1. Работа над темой урока (Повторение).
- Ребята ,кто из вас знает, что такое досье? ( Папка, содержащая набор документов на кого-то или на что-то) Задание №1. Раскроем досье приставки, корня, суффикса и окончания. Вспомним, что мы знаем об этих частях слова. - Что такое приставка? Корень? Суффикс? Окончание? Молодцы! Задание №2. - А сейчас мы выполним задание, которое поможет нам продвинуться в нашем расследовании. На доске записаны слова. Вода, огород, рябинка, прибежали, осиновый, горный, снег, тень, поля, домище, дописала, улетели. - Прочитайте слова. На какие группы можно разделить эти слова и по каким признакам? Разделите и запишите их. - Разберите их по составу. Задание №3. Словарная работа. - Посмотрите на слова, в них подчеркнуты буквы, наверное, это не случайно. Выпишите их на новую строчку через запятую. В, Р, Е, Т, Е. - Может это зашифрованное слово и оно называет того, кто похитил нашу науку? Кто же это? - Вот мы и нашли злоумышленника! Но что мы можем сказать про это слово? (Словарное слово). Подберите и запишите однокоренные слова к слову ветер. Физминутка. Задание №4. - Науку мы нашли, похитителя тоже. Теперь нужно выяснить, для чего же ветер сделал это. Посмотрите, у него записка. Прочитайте ее. На доске карточка. Памогите! Беда! Друзъя! Несчастья! -Как вы думаете, о чем говорит эта записка? Наверное с друзьями ветра случилось что - то плохое. Как вы думаете, что это за беда у них? ( Они не могут написать некоторые слова) А что это за слова? ( Слова с разделительным мягким знаком, слова с приставками, окончанием). Объясните, как надо писать эти слова. Ветер хотел помочь своим друзьям научиться писать связный текст. Но верно ли он поступил, решившись на похищение? (Воровать нельзя). -Но он хотел помочь своим друзьям! ( Нельзя делать добрые дела, совершая плохие поступки, нужно было попросить и мы бы помогли). Запишем правильно слова, в которых допущены ошибки, но только слово несчастье заменим противоположным по значению, ведь наше расследование закончилось удачно. А что это будет за слово? (Счастье). Задание №5. Ветер просит вас выполнить задание. У вас на партах лежат мини-тесты и по три полосочки с кружочками разного цвета ( красного, синего, зеленого). Я буду читать вопрос, а вы выбираете правильный ответ и поднимаете полоску с соответствующим кружком. Мини - тест.
- Молодцы, вы справились с этим заданием! Задание №6 Спишите слова, написанные на карточке и разберите их по составу. С любым словом составьте предложение и запишите его. Зайчишка, слоненок, котята, котик, строитель, уборщики. Задание№7 Разгадайте пословицу и запишите ее в тетрадь. Согласны ли вы с этой пословицей, докажите. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  1. Итог урока.
- Какую науку похитили злоумышленники? - Что изучает наука словообразование? Что такое приставка, корень, суффикс, окончание? - Поздравляю вас с удачным завершением расследования! (На плакате) - Я вам, ребята, приготовила одно слово. А что это за слово, вы узнаете, если вычеркните буквы, которые повторяются трижды. У А М Л Н И А Е Е Ч Л Е Л К А И (Умнички!) - Вы у меня умнички. У вас на партах лежат солнышки. Какое у вас настроение, вот такие улыбки и дорисуйте своему солнышку. Вижу настроение у вас прекрасное и урок вам понравился.
  1. 7. Домашнее задание. К словам лес, гриб, снег подобрать однокоренные слова и разобрать их по составу.
Список использованной литературы: 1.Я иду на урок в начальную школу: Русский язык: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2004.-320с.:ил.
  1. Кульгильдинова Т.А. Занимательная грамматика. Для 3 класса общеобразовательной школы -Алматы: «Алматікітап баспасы»,2014.-144 с., ил.
  2. Абдрахманова А.Н.. Виды нетрадиционных форм обучения в начальной школе.// Начальная школа Казахстана.-2004.-№1.-с.5-8.
4.Засимкова Л.В., Лосева Е.М. Русский язык: Дидактический материал с разноуровневыми заданиями: Учебное пособие для 2 класса 11-летней общеобразоват. шк.-Алматы: «Алматікітап баспасы», 2012.-184с., ил.



© 2010-2022