- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект открытого урока по русскому языку на тему Приставка как часть слова (2 б класс)
Конспект открытого урока по русскому языку на тему Приставка как часть слова (2 б класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Саушкина Е.А. |
Дата | 26.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: Приставка как часть слова.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Цель урока: создать условия для усвоения учащимися представлений о приставке как части слова.
Задачи урока:
-
Познакомить с приставкой как значимой частью слова; повторить изученные орфограммы;
-
Обогащать словарный запас, развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, мышление; вырабатывать навыки грамотного и красивого письма;
-
Воспитывать интерес к русскому языку; способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
Методы: проблемный; объяснительно - иллюстративный; словесный; наглядный, практический; частично - поисковый.
Формы организации: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.
Ход урока:
-
Психологическая установка на урок.
Громко прозвенел урок -
Начинается урок.
Девочки за парты сели,
мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- А теперь давайте улыбнёмся друг другу
С хорошим настроением приступим к работе.
2.Чистописание.
- Наш урок я бы хотела начать с загадки. Отгадайте:
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я…(тетрадь)
- Откройте тетради, запишите дату сегодняшнего урока, классная работа, выделите орфограммы. Для минутки чистописания я вам предлагаю буквосочетание - оро -
- Что мы знаем про это буквосочетание? В каких словах оно встречается?
(в словарных).
3.Словарная работа
- Какие словарные слова с этим буквосочетанием вы можете назвать?
- Запишем слова, которые обозначают названия животных?
(сорока, ворона, воробей, корова)
- Проверьте правильность написания
4. Актуализация знаний.
- В какой части слова находится буквосочетание - оро-?
(в корне).
- Что такое корень?
- А какие части слова слов вы знаете? (корень, окончание)
- Что такое корень, окончание?
- Может ли слово быть без окончания, а корня?
5. Совместное открытие нового.
Создание проблемной ситуации.
- Ребята, посмотрите, что произошло! Я приготовила для вас слова, но они разлетелись на части, помогите мне их восстановить.
школ при-
-а школь школь -н -ый школь -н
-ник -ый
Школа, школьник, школьный, пришкольный.
-Что можете сказать об этих словах? (однокоренные).
- Что они обозначают? Какие части слов знаете? Выделите эти части в словах.
- С какой проблемой столкнулись? (не все части слова можем обозначить)
- В каком слове выделены не все части? Почему? Где находится эта часть?
- Кто, скажет, как она называется? (приставка)
Посмотрите, как она обозначается.
6. Постановка учебной задачи.
- О чём же мы будем говорить на уроке? (о приставке)
- Тема нашего урока « Приставка как часть слова», и мы с вами ответим на главный вопрос урока:
что такое приставка?
- место приставки в слове;
- для чего служит приставка.
7. Поиск решения учебной задачи.
-Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы отправимся с вами в зимний лес и понаблюдаем за тем, что там происходит?
- Что увидели? (кормушку)
-Как думаете, кто её повесил и зачем? (ответы детей)
-Кто появился в зимнем лесу? (ворона)
-Что она сделала? (прилетела)
( на слайдах появляется ворона и совершает действия - прилетела, перелетела, залетела, слетела, улетела)
-Запишем действия вороны словами. (Слова записываются в тетради столбиком).
- Что можете сказать о них? (однокоренные) Докажите. ( корень - лет - )
- Выделите корень. Какое значение у слов? (движение, перемещение)
- А все ли эти слова обозначают одно и тоже? (нет)
- Что же обозначают эти слова?
- Какие же части изменили смысл слов? (приставки)
- Назовите их.
- Где расположены приставки? (перед корнем)
-Для чего они нужны? (для образования новых слов)
-Пронаблюдав за словами, мы с вами можем ответить на вопрос «Что такое приставка?» (на доску выставляются опорные схемы)
Часть слова
Находится перед корнем
Образует новые слова
Работа по учебнику.
- Откройте тайну золотого ключика на стр. 129 (знакомство с определением)
Физминутка
8. Первичное закрепление.
Работа с учебником с. 129, знакомство с памяткой.
Работа в группах.
Прочитайте задание, допишите недостающую по смыслу часть слова, пользуясь подсказкой.
Задание для 1 группы
…бежал за угол
…бежал из дома
…бежал первым
…бежал через дорогу
…бежал от края
Подсказка:
За - вы - при - пере - от - про -
Задание для 2 группы
…читал маме
…читал вслух
…читал снова
…читал в журнале
…читал до конца
Подсказка:
За - про - пере - вы - до -
Задание для 2 группы
...писал письмо
… писал рассказ
…писал в тетрадь
…писал красиво
…писал из словаря
Подсказка:
На - до - за - пере - вы -
Фронтальная проверка
- Какие выводы можно сделать? Что узнали о приставке?
( пишется перед корнем, образует новые слова)
9. Самостоятельное применение знаний.
Учебник стр.130 упражнение 357
( проверка)
Физминутка для глаз.
10. Дифференцированная работа.
-Ребята, посмотрите, птички прилетели к вам на парты и принесли каждому карточки разного цвета. Прочитайте, какие задания они вам предлагают выполнить.
Зелёная карточка
«Вставь приставку»:
…лить
…лить
…лить
…лить
Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-
Синяя карточка
«Выдели приставку»:
налить
перелить
полить
вылить
Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-
Красная карточка
«Вставь подходящую по смыслу приставку»:
…лить чай в чашку
…лить цветы
…лить воду из ведра
…лить сок из банки в кувшин
Подсказка
ПРИСТАВКИ
На-, пере-, по-, вы-
Проверка фронтальная.
11. Итог урока.
- Итак, пришло время подвести итоги. Весь наш урок был посвящён ответу на вопрос…? (что такое приставка) - Выяснить, как вы это поняли, мне поможет игра - тест «Да - нет »
Приготовили свои ладошки-сигналы.
Приставка - это часть слова?
Приставка стоит после корня?
Приставка образует новые слова?
Приставка стоит перед корнем?
Приставка самая главная часть слова?
- Молодцы, вы хорошо поработали на уроке.
12. Рефлексия
На какой ступеньке лесенки вы бы хотели сейчас стоять?
- Всё понятно на уроке, затруднений нет. Возьмите смайлик с улыбкой и все покажите.
- Ничего не понятно. Возьмите смайлик грустный