Комплексная профилактическая программа Полезные привычки

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА

«Полезные привычки»





















Пояснительная записка


Модифицированная программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной. Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни». Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача - предупреждение приобщения к наркотикам. Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ. Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ - вероятностный процесс, зависящий от стечения большого количества обстоятельств. Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях:

  • Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу.
  • Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика.
  • Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные употреблению табака и алкоголя модели поведения.
  • Вероятность приобщения в группе снижается, если дети обучены распознаванию ситуаций группового давления и располагают навыками сопротивления давлению.
Превентивное обучение (профилактическое, направленное на будущее) особенно важно для детей младшего школьного возраста. Этому есть несколько причин. Во-первых, профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет психоактивные вещества. Во-вторых, приобщение к любым психоактивным веществам начинается с алкоголя и табака. Именно алкоголь и табак являются веществами-воротами приобщения. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления психоактивных веществ вообще. Задачи:
  1. формировать объективные знания о табаке и алкоголе, соответствующие возрасту;
  2. формировать негативное отношение к табаку и алкоголю, как к вредным факторам, влияющим на здоровье;
  3. учить детей анализировать свои поступки и критически относиться к собственному поведению;
  4. формировать коммуникативную компетентность;
  5. формировать умение делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;
  6. формировать умение распознавать ситуации давления и навыки сопротивления давлению.
Воспитательное значение - воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих. Просветительное значение - расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья. Профилактическое значение - сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна - как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей, познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома; развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки. Формы и методы работы:
  1. Уроки, коррекционно-развивающие занятия.
  2. Ролевые игры.
  3. Беседы.
  4. Экскурсии, викторины.
  5. Создание проблемных ситуаций и их анализ.
  6. Предметно-тематические недели и декады.
  7. Мониторинги.
  8. Конкурсы различного уровня.
  9. Дидактические и демонстрационные материалы.
  10. Совместная работа с социальными партнерами и др.
Условия реализации:
  1. Цикл практических занятий «Полезные привычки» для учащихся 1-4 классов.
  2. Программа мероприятий по вопросам профилактики заболеваний и пропаганде здорового образа жизни, реализуемая Центром медицинской профилактики.
  3. План совместной работы с отделом по делам несовершеннолетних Кировского РОВД.
  4. Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом.
  5. План работы с родителями.
  6. Участие школьников в соответствующих мероприятиях различного уровня.



Тематическое планирование программы (1 класс)

Название темы

Количество часов

1.

Я - неповторимый человек

2

2.

Культура моей страны и Я

2

3.

Чувства

2

4.

О чем говорят чувства

2

5.

Что такое мимика

2

6.

Знакомство с жестами

2

7.

Калейдоскоп эмоций

2

8.

Радость

1

9.

Грусть

1

10.

Страх

1

11.

Жалость

1

12.

Гнев

1

13.

Обида

1

14.

Множество решений

2

15.

Решения и здоровье

2

16.

Быть здоровым модно!

2

17.

Нужные и ненужные тебе лекарства

2

18.

Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор

2

19.

Скажем курению «Нет!». Конкурс рисунков

2

20.

Итоговое занятие

1

ИТОГО

33




Тематическое планирование программы (2 класс)

Название темы

Количество часов

1.

Вкусы и увлечения

2

2.

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

2

3.

О чем говорят выразительные движения

2

4.

Учусь понимать людей

2

5.

Опасные и безопасные ситуации

2

6.

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

2

7.

Реклама табака и алкоголя

2

8.

Правда об алкоголе

2

9.

Чем люди отличаются друг от друга?

2

10.

Светлые и тёмные качества

2

11.

Хорошие качества людей

2

12.

Какой Я - какой ТЫ?

1

13.

Итоговое занятие

1


ИТОГО

34




Тематическое планирование программы (3 класс)

Название темы

Количество часов

1.

Мой характер

2

2.

Учусь оценивать себя

2

3.

Учусь взаимодействовать

2

4.

Я и мой учитель

2

5.

Я и мои родители

2

6.

Я и мои друзья

2

7.

Учимся сотрудничать

2

8.

Учусь настаивать на своем

2

9.

Я становлюсь увереннее

2

10.

Учусь отстаивать свое мнение

2

11.

Когда на меня оказывают давление

2

12.

Конфликт. Что это?

2

13.

Учимся избегать конфликтных ситуаций

2

14.

Курение

2

15.

Табачный дым

2 16. Профилактика табакокурения

2 17 Итоговое занятие

2

ИТОГО

34





Тематическое планирование программы (4 класс)

Название темы

Количество часов

1.

Самоуважение

2

2.

Привычки

2

3

Дружба

2

4.

Учусь сопротивляться давлению

2

5.

Учусь говорить «Нет»

2

6.

И снова алкоголь

2

7.

Кто Я?

2

8.

Какой я - большой или маленький?

2

9.

Мои способности.

2

10

Мой внутренний мир.

2

11.

Я расту, я изменяюсь.

2

12. Откуда берутся грязнули?

2

13. Чистота залог здоровья

2

14. Нужна ли отзывчивость человеку

2

15. Что такое равнодушие? Как жить с равнодушными людьми?

2

16 Добрый юмор и улыбка в вашей жизни

2

17. Итоговое занятие

2

ИТОГО

34



Литература

  1. Алексеев, Д.В. Вредные привычки, их негативное воздействие. - М., 2003
  2. Ваккер, А. Так ли труден здоровый образ жизни? / А. Ваккер // Здоровье и успех. - 2007. - № 5.
  3. Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1-4 классы. - М. ВАКО, 2089. - 224 с.
  4. Курамшина, О.Н. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4- кл. / О.Н. Курамшина, А.М. Железкина. - М.: ВАКО, 2008. - 160 с.
  5. Обухова, Л.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. - М.: ВАКО, 2004. - 240 с.
  6. Петриченко Г. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения // Начальная школа, 2008, № 9
  7. Сборник методических материалов / Профилактика табакокурения у учащихся образовательных учреждений / Автторы-составители Н.Г. Одинец, Т.П. Аксютич и др. - Иркутск, 2008. - 120 с.
  8. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. - Изд. 3-е, улуч. и доп. / Пособие для учителя. - М., 2000. - 94 с.
  9. Учебные пособия «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», авторский коллектив российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю.Ивановой, Е.Н. Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной)
© 2010-2022