- Преподавателю
- Начальные классы
- Комплексная профилактическая программа Полезные привычки
Комплексная профилактическая программа Полезные привычки
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | [email protected] А.С. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
«Полезные привычки»
Пояснительная записка
Модифицированная программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной. Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни». Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача - предупреждение приобщения к наркотикам. Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ. Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ - вероятностный процесс, зависящий от стечения большого количества обстоятельств. Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях:
- Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу.
- Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика.
- Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные употреблению табака и алкоголя модели поведения.
- Вероятность приобщения в группе снижается, если дети обучены распознаванию ситуаций группового давления и располагают навыками сопротивления давлению.
- формировать объективные знания о табаке и алкоголе, соответствующие возрасту;
- формировать негативное отношение к табаку и алкоголю, как к вредным факторам, влияющим на здоровье;
- учить детей анализировать свои поступки и критически относиться к собственному поведению;
- формировать коммуникативную компетентность;
- формировать умение делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;
- формировать умение распознавать ситуации давления и навыки сопротивления давлению.
- Уроки, коррекционно-развивающие занятия.
- Ролевые игры.
- Беседы.
- Экскурсии, викторины.
- Создание проблемных ситуаций и их анализ.
- Предметно-тематические недели и декады.
- Мониторинги.
- Конкурсы различного уровня.
- Дидактические и демонстрационные материалы.
- Совместная работа с социальными партнерами и др.
- Цикл практических занятий «Полезные привычки» для учащихся 1-4 классов.
- Программа мероприятий по вопросам профилактики заболеваний и пропаганде здорового образа жизни, реализуемая Центром медицинской профилактики.
- План совместной работы с отделом по делам несовершеннолетних Кировского РОВД.
- Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом.
- План работы с родителями.
- Участие школьников в соответствующих мероприятиях различного уровня.
Тематическое планирование программы (1 класс)
-
№
Название темы
Количество часов
1.
Я - неповторимый человек
2
2.
Культура моей страны и Я
2
3.
Чувства
2
4.
О чем говорят чувства
2
5.
Что такое мимика
2
6.
Знакомство с жестами
2
7.
Калейдоскоп эмоций
2
8.
Радость
1
9.
Грусть
1
10.
Страх
1
11.
Жалость
1
12.
Гнев
1
13.
Обида
1
14.
Множество решений
2
15.
Решения и здоровье
2
16.
Быть здоровым модно!
2
17.
Нужные и ненужные тебе лекарства
2
18.
Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор
2
19.
Скажем курению «Нет!». Конкурс рисунков
2
20.
Итоговое занятие
1
ИТОГО
33
Тематическое планирование программы (2 класс)
-
№
Название темы
Количество часов
1.
Вкусы и увлечения
2
2.
Учусь находить новых друзей и интересные занятия
2
3.
О чем говорят выразительные движения
2
4.
Учусь понимать людей
2
5.
Опасные и безопасные ситуации
2
6.
Учусь принимать решения в опасных ситуациях
2
7.
Реклама табака и алкоголя
2
8.
Правда об алкоголе
2
9.
Чем люди отличаются друг от друга?
2
10.
Светлые и тёмные качества
2
11.
Хорошие качества людей
2
12.
Какой Я - какой ТЫ?
1
13.
Итоговое занятие
1
ИТОГО
34
Тематическое планирование программы (3 класс)
-
№
Название темы
Количество часов
1.
Мой характер
2
2.
Учусь оценивать себя
2
3.
Учусь взаимодействовать
2
4.
Я и мой учитель
2
5.
Я и мои родители
2
6.
Я и мои друзья
2
7.
Учимся сотрудничать
2
8.
Учусь настаивать на своем
2
9.
Я становлюсь увереннее
2
10.
Учусь отстаивать свое мнение
2
11.
Когда на меня оказывают давление
2
12.
Конфликт. Что это?
2
13.
Учимся избегать конфликтных ситуаций
2
14.
Курение
2
15.
Табачный дым
2 16. Профилактика табакокурения
2 17 Итоговое занятие
2
ИТОГО
34
Тематическое планирование программы (4 класс)
-
№
Название темы
Количество часов
1.
Самоуважение
2
2.
Привычки
2
3
Дружба
2
4.
Учусь сопротивляться давлению
2
5.
Учусь говорить «Нет»
2
6.
И снова алкоголь
2
7.
Кто Я?
2
8.
Какой я - большой или маленький?
2
9.
Мои способности.
2
10
Мой внутренний мир.
2
11.
Я расту, я изменяюсь.
2
12. Откуда берутся грязнули?
2
13. Чистота залог здоровья
2
14. Нужна ли отзывчивость человеку
2
15. Что такое равнодушие? Как жить с равнодушными людьми?
2
16 Добрый юмор и улыбка в вашей жизни
2
17. Итоговое занятие
2
ИТОГО
34
Литература
- Алексеев, Д.В. Вредные привычки, их негативное воздействие. - М., 2003
- Ваккер, А. Так ли труден здоровый образ жизни? / А. Ваккер // Здоровье и успех. - 2007. - № 5.
- Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1-4 классы. - М. ВАКО, 2089. - 224 с.
- Курамшина, О.Н. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4- кл. / О.Н. Курамшина, А.М. Железкина. - М.: ВАКО, 2008. - 160 с.
- Обухова, Л.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. - М.: ВАКО, 2004. - 240 с.
- Петриченко Г. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения // Начальная школа, 2008, № 9
- Сборник методических материалов / Профилактика табакокурения у учащихся образовательных учреждений / Автторы-составители Н.Г. Одинец, Т.П. Аксютич и др. - Иркутск, 2008. - 120 с.
- Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. - Изд. 3-е, улуч. и доп. / Пособие для учителя. - М., 2000. - 94 с.
- Учебные пособия «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», авторский коллектив российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю.Ивановой, Е.Н. Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной)