Методическая разработка урока по окружающему миру «Наши подземные богатства»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 70

г. о. Тольятти







Методическая разработка по окружающему миру

Урок - проект

« Наши подземные богатства».







Учитель начальных классов

МБУ СОШ № 70 Кононенко С. В.













Тема урока №: Наши подземные богатства.

Тип урока: Урок - проект по окружающему миру. Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Ч 2. Учебник для 4 класса. - М.: «Просвещение», 2012г. Цели урока: Образовательная - повторить и закрепить знания о полезных ископаемых России и нашего края; Методическая - научить учащихся использовать проектный метод; прививать навыки самостоятельного подбора, анализа, систематизации, обобщения материала. Воспитательная - показать необходимость охраны полезных ископаемых России и Самарской области, прививать бережное отношение к природе, активизировать желание детей к изучению родного края, формировать чувство гордости за родной край. Формирование универсальных учебных действий (УУД). Познавательные УУД: -познакомить с; - обобщить и систематизировать знания о; - сравнивать свои возможности - учить искать и выделять необходимую информацию в тексте; - учить устанавливать причинно-следственные связи на основе микроисследований: - описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое; - использовать словарь учебника Личностные УУД: - работать над развитием учебных и познавательных мотивов; - работать над формирование рефлексивного отношения к учёбе Регулятивные УУД: - учить ставить цели предстоящей работы; - учить различать учебные задания разного типа; - учить контролировать свои учебные действия, обнаруживать и исправлять ошибки, осуществлять контроль; - учить оценивать себя и своих товарищей Коммуникативные УУД: - совершенствовать умение работать в паре, в группе; - учить осуществлять учебное сотрудничество; - учиться работать в роли консультантов, оказывать взаимопомощь по ходу выполнения задания. Планируемые образовательные результаты:
Личностные: 1. Интерес к изучению явлений природы 2. Чувство прекрасного на основе знакомства с природным явлением "радуга" 3. Умение оценивать трудность предлагаемого задания и делать выбор. Метапредметные: 1. Опережающее обучение: связь природоведения и физики. Регулятивные: 1. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. 2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. 3. Высказывать предположения о причинах возникновения радуги. Познавательные: 1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. 2. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (видео, текст, таблица, иллюстрация и др.). 3. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий 4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: 1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций 2. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Предметные: 1. Узнать, как образуется радуга. 2. Называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника. 3. Запомнить последовательность цветов радуги.


Пояснительная записка. Урок - презентация « Полезные ископаемые» проводится с целью проверки знаний, умений и навыков, полученных учащимися в ходе изучения данной темы по программе общеобразовательной школы « Окружающий мир» (учебник « Мир вокруг нас», 4 класс, автор А. А. Плешаков) Для разработки данной темы использован проектный метод. В ходе занимательной игры- путешествия учащимися был закреплён изученный материал и проверен уровень усвоения пройденного материала. Тема « Полезные ископаемые» рассчитана на 5 этапов. На первом этапе перед учащимися был поставлен проблемный вопрос « Куда исчезли древние животные и растения?» На втором этапе - исследовательском, дети разбились на 5 команд по 5 человек. Ребята собирали информацию: загадки, тексты, рисунки, стихи для данного урока. На третьем, конструктивном этапе, учащиеся создавали документы, разрабатывали эскизы, выбирали материал. Четвёртый этап - технологический. Изготавливали детали проекта. Пятый этап - заключительный. Защита проекта в виде урока - презентации. Представители от каждой команды были разбиты на 3 группы:

  1. ведущие - 2 гнома,
  2. помощники - 15 человек,
  3. команда -8 человек.
Ведущие - гномы задавали вопросы команде. После ответов команды помощники обобщали и давали полный ответ на поставленные вопросы. Зрителями являлись дети из других классов, учителя, родители, приглашённые на урок. Урок помогает ученику через игру, большое количество наглядности усвоить и закрепить полученную информацию. Проектный метод прививает навыки самостоятельного подбора, анализа, систематизации, обобщения материала. Ценность метода в том, что активное участие в подготовке к уроку - презентации принимают родители. В процессе подготовки к уроку учащиеся реализовали навыки работы с компьютером. Все этапы работы с материалом носили творческий характер.


Аннотация.
Методическая разработка данного урока адресована учителям, работающим в начальной школе по программе: А.А. Плешаков « Мир вокруг нас». Данная программа рассчитана на 68 учебных часов в год. Урок, к которому прилагаются данные рекомендации, был дан в 4 классе в ходе изучения темы « Наши подземные богатства». Методический материал адресован учителю в качестве помощи в подборе и систематизации материала по теме «Наши подземные богатства». Данная разработка урока содержит пояснительную записку, описание хода урока, приложения в виде текстов, рисунков, кроссворда, списка литературы, которым может пользоваться учитель для подготовки.

Оборудование:

Маршрутная карта,

Карта Самарской области с месторождениями полезных ископаемых,

Коллекция полезных ископаемых,

Буклет,

Макет представителей древнего мира фауны,

Янтарные бусы, малахитовая шкатулка,

Плакат с названием команды, девиза и цели.

Бейджики с названием команды,

Кроссворд,

Ракушки (фишки).

Костюмы гномов. Основные методы: -Исследовательский; -Деятельностный.
Время реализации урока - 40 минут

Проблемные вопросы.


  1. Куда исчезли древние растения и животные?

  2. Какое богатство нельзя восстановить?

Основополагающий вопрос:

« Всё ли то золото, что блестит?»













Характеристика этапов урока

Этап урока

Цель

Содержание учебного

материала

Методы и приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности

Создать эмоциональный

настрой на урок, мотивировать обучающихся на работу.


Приветствует обучающихся,создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

На основе актуализации ранее полученных знаний подвести к раскрытию темы урока.

Раскодирование ключевого слова

Проблемная ситуация

Ставит проблемный вопрос.

Объясняет задание-кодировку.

Получают ключевое слово.

Выявление места и причины затруднения

На основе

соотнесения

своих знаний и поставленной проблемой выявить и определить причину затруднения подвести к теме урока.

Куда исчезли древние растения и животные?

Проблемная ситуация

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выдвигает проблему . Подводит к теме урока.

Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему урока.

Построение проекта выхода из затруднения

Практическим способом спроектировать работу дыхательной системы, сконструировать проект будущих учебных действий.

Какое богатство нельзя восстановить?

Основополагающий вопрос:

« Всё ли то золото, что блестит?»


Наблюдение


Анализ-синтез


Предлагает проследить движение воздуха по организму , прочувствовать работу лёгких. С помощью подводящего диалога подводит к проекту будущих учебных действий.

Наблюдают за движением воздуха по организму, обдумывают проект будущих учебных действий.

Реализация построения проекта

Научить самостоятельно искать и выделять необходимую информацию, используя литературу и учебник.

Работа с учебником с энциклопедиями.


Предлагает рассмотреть работу дыхательной системы путём поиска информации из энциклопедий и учебника и занесением полученных определений в кроссворд.

Поиск и выделение нужной информации и занесение её в кроссворд.

Включение в систему знаний и повторение

Научить применять приобретённые знания в жизни. Организовать поиск информации, в которой тренируется использование изученного материала и автоматизация умственных действий.

Поиск интересной информации в энциклопедиях.

Просмотр видеоролика «О вреде курения».

Составление памятки «Будь здоров!»

Вопросно- ответный


Наглядный

Задаёт вопросы.

Показывает видеоролик.

Организует работу в группах-составление памятки обучающимися.

Ответы на вопросы учителя.

Поиск занимательной информации.

Просмотр видеоролика.

Составление памятки.

Рефлексия учебной деятельности

Проверка способности самооценки , как личностный результат

Заполнение рефлексивного листа


Оценивают свою работу на уроке





Хронометраж времени.


Этапы урока

Продолжительность

1

Организационный момент, мобилизующий психологический настрой на работу

1 - 2минуты

2

Проверка домашнего задания


3

Работа над новым материалом. Практическая работа


4

Работа с учебником


5

Интеллектуальная игра


6

Итог урока. Домашнее задание


7

Рефлексия рока



Ход урока

1.Организационный момент

Постановка целей и задач.

2.Основная часть

1) Представление команды, ведущих, экскурсовода по карте.

2) Путешествие по карте:

Загадки.

Усолье.

Съешь камушек?!

Солнечный камень.

Чёрное золото.

Водные процедуры.

Расшифруй надпись.

Ау, динозавры!










Урок.

Карта путешествия

Усолье

Съешь камушек?!

Солнечный камень

Чёрное золото

Водные процедуры

Расшифруй надпись

Ау! Динозавры!






























Учитель. - Сегодня у нас с вами необычный урок, урок - путешествие. Конечно, мы с вами не сможем сравниться с великими путешественниками, такими как: Колумб, Магеллан, Крузенштерн, Дежнёв и другими. Но проникнуть в тайны родного края, побывать в подземелье можно попробовать. Сверять свой путь мы будем с маршрутной картой, она перед вами на стенде. И, судя по карте, нам предстоит пройти 8 отрезков пути. Только тот, кто доберётся до финиша, узнает: « Всё ли то золото, что блестит?» Чтобы нам не было трудно в пути, на помощь спешат гномы. ( Гномы вбегают с песней « Страна Тра- ля-ля- фа -лия….») 1 гном. Здравствуйте, ребята! Собрались в путешествие? Не торопитесь! Сначала надо проверить, готовы ли вы? Есть ли у вас название команды, девиз и цель? ( Командир и команда отвечают.)

Командир: Команда!

Члены команды « Путешественники»

Командир: Наш девиз!

Члены команды: « Люби и изучай свой край.

Загадки, тайны- всё узнай!»

Командир: Наша цель! Член команды: Узнать, куда исчезли древние животные и растения? 1 гном: - Погодите, погодите, не торопитесь, сами всё узнаете! И вот ваше первое задание. ( Указкой показывает на маршрутную карту) Первый пункт « Загадки». За каждый правильный ответ, фишка. А загадывать загадки вам будут мои помощники.

1 помощник:

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл;

Не поднимется ракета,

Отгадайте, что же это? ( Нефть)

2 помощник:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расположен даже. (Песок)

3 помощник:

Одну её не едят,

А без неё мало едят. ( Соль)

4 помощник:

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

Он несёт в дома светло,

От него в домах тепло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. ( Уголь)


2 гном. - С первым пунктом вы справились, переходим ко второму пункту. Попробуйте за одну минуту найти на карте Усолье. Объясните, почему это место так назвали? ( Ответы членов команды)

- А теперь послушайте моих помощников. 5 помощник. Около Жигулей есть село Усолье. Почему оно так называется? Уже во времена Ивана Грозного существовал соляной промысел в районе речки Усолки. Отсюда и произошло название села Усолье ( у соли). Каждый из нас ежегодно употребляет около 8 кг соли.

Методическая разработка урока по окружающему миру «Наши подземные богатства». 2 гном. - Ну что, ребята, я считаю, вы угадали правильно, вот вам фишка и в путь! 1 гном. - Пора бы перекусить! Вопрос: можно ли есть камни? Одна минута на размышление. - Какие вы догадливые! Но это ещё не приз. А приз будет, когда вы, прослушав информацию, сможете ответить, что нового узнали из рассказа помощников?

Методическая разработка урока по окружающему миру «Наши подземные богатства». 6 помощник. Существуют ли съедобные камни? В качестве продуктов питания довольно часто используется глина. На севере Дальневосточного края существуют залежи особой белой глины, которую местные жители часто едят как самостоятельное блюдо или вместе с оленьим молоком. Обычно её называют «земляной сметаной». А в некоторых районах Австралии и Африки считается изысканными лакомствами определённые виды белых, зеленоватых и голубых глин. Их подают в особо торжественных случаях наиболее важным гостям. 2 гном.- Судя по маршрутному листу, существуют ещё и солнечные камни. У вас есть какие- нибудь предположения на этот счёт? ( Ответы команды) - Да, вы правы! А вот как об этом расскажут мои помощники. 7 помощник. Янтарь - необычный камень. Он представляет собой окаменевшую смолу древнейших хвойных растений. Поэтому природный янтарь имеет характерную форму капель, натёков, сосулек. Нередко в янтаре можно увидеть жуков, мух или муравьёв. Как они попали в глубину « солнечного камня»? По, видимому, насекомые привлечённые блеском текущей смолы, садились на неё и прилипали. Более мелкие из них тонули в смоле и постепенно покрывались новыми её слоями, а более крупным иногда всё- таки удавалось вырваться на свободу. В этом случае в янтаре навеки оставались отпечатки их крыльев. Методическая разработка урока по окружающему миру «Наши подземные богатства». 1 гном. - Вы видели когда-нибудь золото? А кто из вас держал в руках «жидкое золото»? А вот посмотрите! (нефть в пробирке) Методическая разработка урока по окружающему миру «Наши подземные богатства». Я приглашаю на сцену настоящих знатоков нефти! Как только не называют нефть: жидкий огонь, горючая вода, земляное масло. Но самое распространённое и наиболее точное определение этого полезного ископаемого - «чёрное золото». Нефть - один из ценнейших даров Земли, основной и наиболее эффективный источник энергии, без которого немыслимо развитие современной промышленности. Главное богатство подземных кладовых Самарской области - это нефть. Нефть добывается почти на всей её территории и по трубопроводам перекачивается на перерабатывающие заводы. С 1936 года в области открыто 350 нефтяных месторождений, из которых добыто около миллиарда тонн «чёрного золота». 2 гном. - Вы уже догадались, что мы ведём речь о полезных ископаемых. А каким образом полезные ископаемые могут быть связаны с водными процедурами, с водой? И опять слово знатокам. 8 помощник. Жили когда - то в древнем море - океане маленькие рачки, улитки в собственном домике- раковинке. И когда они умирали, их раковины падали на дно моря. И так тысячи лет без перерыва сыпался ракушечный дождь: скелеты разных морских существ, панцири рачков. 9 помощник. Шли годы, столетия, тысячелетия. Там, где когда - то было морское дно, возникла суша. Поверхность нашей планеты то поднималась, то опускалась, собиралась в огромные складки- горы. И сегодня мы можем путешествовать по горам, которые состоят из белого камня - известняка. Если положить крупинку известняка под микроскоп, то можно увидеть в нём обломки ракушек. Методическая разработка урока по окружающему миру «Наши подземные богатства». 1 гном. Все из вас любят отгадывать кроссворды, ребусы. И вот такая шифровка пришла к нам из далёкого прошлого. Попробуйте расшифровать! Сдаётесь? Тогда слушайте! 10 помощник. Он может быть бурым или чёрным, блестящим или матовым. Его основу составляют остатки погибших древнейших деревьев и растений, которые разлагаясь, превращаются в рыхлый торф. Торф, покрытый последующими наслоениями погибших растений, оказывается в недрах Земли, а там под действием высокого давления и температуры превращается в твёрдый плотный уголь. Методическая разработка урока по окружающему миру «Наши подземные богатства». 2 гном. - Ну, что друзья, мы с вами подобрались к разгадке, куда же исчезли динозавры? Соберитесь в кружок, вытяните руки с заработанными фишками. Одна минута на размышление. Есть ли у вас ответ? - Да, действительно, вы правы. Послушайте помощников.

Методическая разработка урока по окружающему миру «Наши подземные богатства». 11 помощник. Много миллионов лет назад земля не была такой, какой мы видим её теперь. Густые леса покрывали в то время большие пространства суши. Болотистые берега, покрытые лесом, медленно опускались. Море наступало на сушу, и деревья скрывались под водой. Многие миллионы лет лежали там останки древних растений, животных. На них оседал морской песок, глина покрывала их толстым слоем. Всё глубже скрывались под слоями песка, глины остатки первобытных лесов, животных. Из них - то и образовались полезные ископаемые. 1 гном. Ну, что, ребята, цель свою вы достигли и теперь знаете: 1) Куда исчезли древние животные и растения. 2) Какие полезные ископаемые находятся на территории нашей области. А самый главный вопрос остался неразгаданным: « Всё ли то золото, что блестит?» Есть ли ответ на этот вопрос? ( Ответы команды) -Мне понравилось наше путешествие. Жаль, что остальным ученикам не удалось попутешествовать с нами. 2 гном. - Не переживайте, для всех остальных учеников составлен буклет, прочитав который они узнают: 1. Загадки о полезных ископаемых. 2. Что такое Усолье? 3. Существуют ли съедобные камни? 4. Почему янтарь - солнечный камень? 5. Какое золото называют «чёрным»?
6. Куда исчезли древние животные и растения? И так, ребята, будьте любознательными! Любите и изучайте свой край! Давайте с вами послушаем замечательное стихотворение В. Алфёрова о нашем родном крае.

12 помощник. « Люблю заволжские просторы»

Люблю заволжские просторы,

Луга и ветлы над рекой.

Люблю утиные озёра

В сторонке тихой и родной.

И россыпь трели соловьиной,

И скромный посвист снегиря…

Люблю пунцовый куст рябины

Порой студёной октября.

Люблю речные перекаты,

Чуть внятный шёпот камыша.

Люблю рассветы и закаты

Встречать с ружьём у шалаша.

Люблю Могутовую гору,

Где бегал в детстве босиком.

Люблю своё родное море,

Хотя и не был моряком.

Люблю дороги и тропинки

В родимом, ласковом краю.

И в каждой маленькой травинке

Своё Заволжье узнаю! 1 гном. - А что же мы будем делать с фишками? Предлагаю поменять их на сладкий приз. Рефлексия Разукрась смайлик, соответствующий твоему настроению на уроке.


Список литературы, использованной в ходе подготовки к уроку - презентации.

1. А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» Москва, «Просвещение», 2011г.

2. Детская энциклопедия « Наша планета Земля», издательство «Дом Пилигрим», 1998г.

3. И.Р.Учайкина, Н.П. Лопухов, В.В.Воронин « География Самарской области»,г. Самара, 2002г.

4. В.В.Шнырёв и др. «Атлас Самарской области», Роскартография, 1999г.

5. И.Р.Учайкина « Люби и изучай свой край», г. Самара, 1999г.

6. М.Г.Ракитина «. Природоведение».Дидактические материалы, г Москва, 2002г.

7. Интернет- ресурсы.


© 2010-2022