- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира в 1 классе Живая и неживая природа
Урок окружающего мира в 1 классе Живая и неживая природа
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Царёва О.Я. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок окружающего мира в 1 классе.
Система Л.В.Занкова
Учебник «Окружающий мир», авторы: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.
Тема. Живая и неживая природа.
Педагогическая цель. Выделить признаки, присущие объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы; уточнить эти понятия.
Тип урока. Решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные)
Обучающиеся научатся: различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры объектов живой и неживой природы, сравнивать их на основе внешних признаков.
Получат возможность научиться: соблюдать правила поведения в природной среде, описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Универсальные учебные действия (метапредметные). Создать на уроке ситуацию для формирования у обучающихся
личностных УУД: Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу урока, оценивать вместе с учителем и товарищами результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
познавательных УУД: Осуществлять поиск нужной информации в учебнике, анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков, проводить сравнение и классификацию обЪектов по заданным признакам;
коммуникативных УУД: допускать существование различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Формы и методы обучения: фронтальная, парная; учебный диалог, проблемный, исследовательский.
Основное содержание темы, понятия и термины.
Живая и неживая природа. Животные и растения. Признаки, присущие объектам живой природы. Главное условие существования живой природы на Земле: свет, тепло, вода, воздух.
Оборудование.
Сценарий урока.
І. Актуализация опорных знаний.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать-
Научитесь наблюдать.
Будем вместе развивать
У себя внимательность,
А поможет все узнать
Наша любознательность.
1. - Послушайте внимательно стихотворение:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это все вокруг…. (природа) . (Слайд 2)
- Что вызнаете о том, что такое природа? (Все, что существует независимо от человека, сам человек)
- Что мы отнесем к объектам природы? (Слайд 3)
2. - Вспомните рассказ Виктора Драгунского «Он живой и светится». По какой причине Дениска поменял новую большую машину, подарок отца, на маленького светлячка? (Слайд 4)
- Что значит, по-вашему, живое?
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 5)
- Что бы вы хотели узнать на уроке?
- Как вы думаете, почему вам это нужно знать?
ІІ. Усвоение новых знаний и способов действий.
1.Работа с дидактическим материалом, выделение признаков живой природы.
- Рассмотрите предметы, изображенные на картинках. Какой объект, на ваш взгляд, лишний и почему? (Объект, созданный руками человека, не природа).
- Что скажете об остальных объектах? (это объекты природы, их можно разделить на две группы: живая и неживая природа).
- Разделите объекты на две группы. (Работа в парах)
- Назовите объекты живой природы. Попробуйте доказать свое мнение.
По ходу рассуждений составляется опорная схема: (Слайд 6)
Размножение
Рождение
Старение и умирание
Питание
Рост
Движение
Дыхание
Живая природа, признаки.
2.Работа по учебнику с.18 - 19.
- Рассмотрите рисунок, назовите объекты неживой природы.
- Живой природы. Объясните, почему вы решили, что эти объекты относятся к живой природе.
- Как вы понимаете слово «размножение».
Опыт. Разломите кусочек мела, он ведь тоже «размножится» на множество новых кусочков, это значит, что родились новые мелки? (Слайд 7)
- А что будет, если сломать деревце или цветок? Значит, живое может погибнуть. А мел тоже погиб? Нет, мел, камень погибнуть не могут.
Если Я
Сорву цветок,
Если ТЫ
Сорвёшь цветок...
Если ВСЕ:
И Я, и ТЫ-
Если МЫ
Сорвём цветы,
То окажутся пусты,
И деревья, и кусты...
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только Я и ТЫ,
Если МЫ
Сорвем цветы…
Физкультминутка.
Звериная зарядка.
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть, (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть. (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый, (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе, (переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте. (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала! (развести руки в стороны )
- Как обезьянка достает нужные ей плоды? (Движение.) А зачем ей плоды? (Питание.)
- А как питаются растения?
Опыт. - Посмотрите, куда тянутся веточки растений на подоконнике в нашем классе. Давайте повернем одно растение к классу. Что произойдет через несколько дней? Сделайте вывод.
- Рассмотрите рисунок с.19, справа. Что здесь движется и почему? ( река, в ней движется вода в результате разности высот русла.)
- А двигаются растения? (Да, они тянутся к солнышку).
- Некоторые растения в засушливых местах, чтобы уменьшить количество солнечного света, падающего на листовую пластинку, поворачивают ее ребром к солнцу (эвкалипт), открывают и закрывают цветки в разное время суток или при изменении погоды (мимоза, кислица, одуванчик). Головка подсолнечника всегда смотрит на солнышко. (Слайды 9-13)
- Посмотрите на картинку, почему курица и обезьяна испугались? (Увидели хищную птицу).
- Живые организмы могут испытывать испуг и страх и изменять свое поведение в зависимости от изменений внешней среды. Они могут приспосабливаться к изменившимся условиям.
3.Составление сравнительной схемы. (Дети разгадывают загадки, выходят к доске и помещают картинку с изображением данного объекта в нужный столбик) (Слайды 14-23)
-
Что видно только ночью? (Луна, звезды)
-
Белые кораблики по небу плывут, белые кораблики дождики везут. (Облака)
-
Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)
-
Что всех людей на Земле греет? (Солнце)
-
В лесу на одной ножке выросла лепешка. (Гриб)
-
Без рук, без ног, а бежит. (Река)
-
В воде под мостиком виляет хвостиком. (Рыба)
-
На всех садится, никого не боится. (Снежинка)
-
Ползун ползёт, иглы везёт. (Ежик)
-
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)
Живая природа. Неживая природа.
Растение Луна, звезды
Гриб Облака
Рыба Солнце
Ежик Река
Скворец Снежинка
- Что же является главными условиями существования жизни на Земле?
Вывод: Свет, тепло, вода, воздух - главные условия существования живой природы на Земле. (Слайд 24)
4.Игра «Так, да не так» (Слайды 25-28)
-
Автомобиль двигается, издает звуки, значит, это объект живой природы.
-
Ручей «бежит», «поет», значит, это объект живой природы.
-
Сосулька «растет», значит, это объект живой природы.
-
Звезды «рождаются» и «умирают», значит, это объекты живой природы.
5.Игра «Кто я?» (Работа в парах)
По желанию дети выбирают одну из карточек набора и рассказывают по образцу: « Я -… . Я - объект живой (неживой) природы, потому что … .» (2-3 ребенка вызываются к доске)
6.Практическая работа в парах. Мозаика.
- Сложите картинку. Определите, какой это объект природы. (Дети складывают картинки, приклеивают к листу бумаги и размещают на доске в три группы: объекты живой природы, объекты неживой природы, предметы, сделанные руками человека)
ІІІ. Рефлексия.
- Что вы нового для себя узнали на уроке?
- Чем же живая природа отличается от неживой?
- Назовите главные условия существования живой природы на Земле.
Игра «Живая - неживая»
Объект живой природы - хлопаем.
Объект неживой природы - топаем.
Объект, созданный руками человека - не двигаемся.
Самоконтроль и самооценка. Слайд 29)
Интерес -----------------------*--
Понимание ---------*-----------------
Трудность ----*----------------------
Примечание: Практическую работу в парах можно вывести во внеурочную деятельность во второй половине дня.