Урок окружающего мира в 1 классе Живая и неживая природа

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира в 1 классе Живая и неживая природаУрок окружающего мира в 1 классе Живая и неживая природаУрок окружающего мира в 1 классе Живая и неживая природаУрок окружающего мира в 1 классе Живая и неживая природаУрок окружающего мира в 1 классе Живая и неживая природаУрок окружающего мира в 1 классе Живая и неживая природаУрок окружающего мира в 1 классе Живая и неживая природаУрок окружающего мира в 1 классе.

Система Л.В.Занкова

Учебник «Окружающий мир», авторы: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков.

Тема. Живая и неживая природа.

Педагогическая цель. Выделить признаки, присущие объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы; уточнить эти понятия.

Тип урока. Решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные)

Обучающиеся научатся: различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры объектов живой и неживой природы, сравнивать их на основе внешних признаков.

Получат возможность научиться: соблюдать правила поведения в природной среде, описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.

Универсальные учебные действия (метапредметные). Создать на уроке ситуацию для формирования у обучающихся

личностных УУД: Принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу урока, оценивать вместе с учителем и товарищами результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

познавательных УУД: Осуществлять поиск нужной информации в учебнике, анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков, проводить сравнение и классификацию обЪектов по заданным признакам;

коммуникативных УУД: допускать существование различных точек зрения, формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Формы и методы обучения: фронтальная, парная; учебный диалог, проблемный, исследовательский.

Основное содержание темы, понятия и термины.

Живая и неживая природа. Животные и растения. Признаки, присущие объектам живой природы. Главное условие существования живой природы на Земле: свет, тепло, вода, воздух.

Оборудование.

Сценарий урока.

І. Актуализация опорных знаний.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать-

Научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет все узнать

Наша любознательность.

1. - Послушайте внимательно стихотворение:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года -

Это все вокруг…. (природа) . (Слайд 2)

- Что вызнаете о том, что такое природа? (Все, что существует независимо от человека, сам человек)

- Что мы отнесем к объектам природы? (Слайд 3)

2. - Вспомните рассказ Виктора Драгунского «Он живой и светится». По какой причине Дениска поменял новую большую машину, подарок отца, на маленького светлячка? (Слайд 4)

- Что значит, по-вашему, живое?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 5)

- Что бы вы хотели узнать на уроке?

- Как вы думаете, почему вам это нужно знать?

ІІ. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Работа с дидактическим материалом, выделение признаков живой природы.

- Рассмотрите предметы, изображенные на картинках. Какой объект, на ваш взгляд, лишний и почему? (Объект, созданный руками человека, не природа).

- Что скажете об остальных объектах? (это объекты природы, их можно разделить на две группы: живая и неживая природа).

- Разделите объекты на две группы. (Работа в парах)

- Назовите объекты живой природы. Попробуйте доказать свое мнение.

По ходу рассуждений составляется опорная схема: (Слайд 6)

Размножение

Рождение

Старение и умирание

Питание

Рост

Движение

Дыхание

Живая природа, признаки.



2.Работа по учебнику с.18 - 19.

- Рассмотрите рисунок, назовите объекты неживой природы.

- Живой природы. Объясните, почему вы решили, что эти объекты относятся к живой природе.

- Как вы понимаете слово «размножение».

Опыт. Разломите кусочек мела, он ведь тоже «размножится» на множество новых кусочков, это значит, что родились новые мелки? (Слайд 7)

- А что будет, если сломать деревце или цветок? Значит, живое может погибнуть. А мел тоже погиб? Нет, мел, камень погибнуть не могут.

Если Я
Сорву цветок,
Если ТЫ
Сорвёшь цветок...
Если ВСЕ:
И Я, и ТЫ-
Если МЫ
Сорвём цветы,
То окажутся пусты,
И деревья, и кусты...
И не будет красоты,
И не будет доброты,
Если только Я и ТЫ,
Если МЫ
Сорвем цветы…

Физкультминутка.

Звериная зарядка.
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться, (потянуться)
Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть, (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть. (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый, (руки согнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе, (переступание а ноги на ногу)
Долго топчется на месте. (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало -
Начинает все сначала! (развести руки в стороны )

- Как обезьянка достает нужные ей плоды? (Движение.) А зачем ей плоды? (Питание.)

- А как питаются растения?

Опыт. - Посмотрите, куда тянутся веточки растений на подоконнике в нашем классе. Давайте повернем одно растение к классу. Что произойдет через несколько дней? Сделайте вывод.

- Рассмотрите рисунок с.19, справа. Что здесь движется и почему? ( река, в ней движется вода в результате разности высот русла.)

- А двигаются растения? (Да, они тянутся к солнышку).

- Некоторые растения в засушливых местах, чтобы уменьшить количество солнечного света, падающего на листовую пластинку, поворачивают ее ребром к солнцу (эвкалипт), открывают и закрывают цветки в разное время суток или при изменении погоды (мимоза, кислица, одуванчик). Головка подсолнечника всегда смотрит на солнышко. (Слайды 9-13)

- Посмотрите на картинку, почему курица и обезьяна испугались? (Увидели хищную птицу).

- Живые организмы могут испытывать испуг и страх и изменять свое поведение в зависимости от изменений внешней среды. Они могут приспосабливаться к изменившимся условиям.

3.Составление сравнительной схемы. (Дети разгадывают загадки, выходят к доске и помещают картинку с изображением данного объекта в нужный столбик) (Слайды 14-23)

  1. Что видно только ночью? (Луна, звезды)

  2. Белые кораблики по небу плывут, белые кораблики дождики везут. (Облака)

  3. Дышит, растет, а ходить не может. (Растение)

  4. Что всех людей на Земле греет? (Солнце)

  5. В лесу на одной ножке выросла лепешка. (Гриб)

  6. Без рук, без ног, а бежит. (Река)

  7. В воде под мостиком виляет хвостиком. (Рыба)

  8. На всех садится, никого не боится. (Снежинка)

  9. Ползун ползёт, иглы везёт. (Ежик)

  10. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

Живая природа. Неживая природа.

Растение Луна, звезды

Гриб Облака

Рыба Солнце

Ежик Река

Скворец Снежинка

- Что же является главными условиями существования жизни на Земле?

Вывод: Свет, тепло, вода, воздух - главные условия существования живой природы на Земле. (Слайд 24)

4.Игра «Так, да не так» (Слайды 25-28)

  • Автомобиль двигается, издает звуки, значит, это объект живой природы.

  • Ручей «бежит», «поет», значит, это объект живой природы.

  • Сосулька «растет», значит, это объект живой природы.

  • Звезды «рождаются» и «умирают», значит, это объекты живой природы.

5.Игра «Кто я?» (Работа в парах)

По желанию дети выбирают одну из карточек набора и рассказывают по образцу: « Я -… . Я - объект живой (неживой) природы, потому что … .» (2-3 ребенка вызываются к доске)

6.Практическая работа в парах. Мозаика.

- Сложите картинку. Определите, какой это объект природы. (Дети складывают картинки, приклеивают к листу бумаги и размещают на доске в три группы: объекты живой природы, объекты неживой природы, предметы, сделанные руками человека)

ІІІ. Рефлексия.

- Что вы нового для себя узнали на уроке?

- Чем же живая природа отличается от неживой?

- Назовите главные условия существования живой природы на Земле.

Игра «Живая - неживая»

Объект живой природы - хлопаем.

Объект неживой природы - топаем.

Объект, созданный руками человека - не двигаемся.

Самоконтроль и самооценка. Слайд 29)

Интерес -----------------------*--

Понимание ---------*-----------------

Трудность ----*----------------------

Примечание: Практическую работу в парах можно вывести во внеурочную деятельность во второй половине дня.





© 2010-2022