Конспект урока - исследования по русскому языку на тему Обозначение мягкости согласных звуков на письме (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока-исследования на Всероссийский конкурс «Творческий учитель»

Учитель: Котаева Елена Николаевна

Место работы: город Воронеж, МБОУ «Лицей №9»

Тема урока: «Обозначение мягкости согласных звуков на письме".

Цель урока: систематизировать знания детей о парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуках; рассмотреть случаи обозначения мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.

Задачи урока:

личностные:

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

коммуникативные:

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- уметь работать в паре и группе;

регулятивные:

- развивать умение высказывать своё предположение;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

познавательные:

- на основе анализа объектов делать выводы;

- обобщать и классифицировать по признакам;

- находить ответы на вопросы.

Учебник: Л.Ф. Климанова, С. Г. Макеева «Русский язык», Москва, «Просвещение», 2014

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.





Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.











Постановка учебной задачи (открытие нового знания).









Работа по теме урока. Осмысление.











Самостоятельная

работа.



















Рефлексия.

Слайд1

Включает в деловой ритм. Организует погружение в проблему. Дает задание, сталкивающее разные мнения учеников.

Ребята! Начнём наш урок. За окном зима, морозно, а у нас тепло и уютно. Какое у вас настроение? Желаю вам успеха на уроке.

Слайд 2

Вместо окрика злого

Лучше доброе слово,

И улыбку не надо стеречь.

Жизнь устроена мудро:

Это вовсе не трудно -

Берегите пожалуйста, речь!

От чего надо беречь русскую речь?

Что для этого нужно делать?

Ведёт подводящий и побуждающий диалог. Выявляет уровень знаний.

Беседа о сказке.

И сегодня на уроке мы с вами сочиним сказку. Но, конечно, не забудем, что у нас урок русского языка. Итак, сказка начинается.

Слайд 3

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и была у него дочь - лицом пригожа, величава, а как заговорит, точно ручеёк журчит. Очень любили её жители царства и не за красоту, а за её доброту, сердечность, отзывчивость, уважительное отношение к людям. За это прозвали её - царевна Доброта.

Все в этом царстве-государстве были счастливы. А когда люди бывают счастливы?

Люди эти были добрыми, всегда помогали друг другу, были веселы и доброжелательны.вот и царило в этом царстве счастье. А мы для начала порадуем всех и покажем, как красиво мы можем писать. Приготовьтесь.

Учитель. Проверяю я посадку, спинку и тетрадку.

Дети. Ручку правильно держу, не тороплюсь и не спешу.

Откройте тетради, отступите 2 строки и напишите число, классная работа.

Минутка чистописания.

е ё ю я и ь

Найди лишнюю букву в данном ряду. (ь-не обозначает звука).

А ещё какую букву можно исключить? (и- т.к. остальные обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных, после ь и ъ).

Однако, у всех этих 6 букв есть общее свойство и об этом мы будем говорить на уроке.

Запишите на строке эти буквы.

Подчеркните ту букву, которую вы написали красивее остальных.

Ребята, в связи с этим, предположите, какой может быть тема нашего урока?

Слайд 4

Тема: " Обозначение мягкости согласных звуков на письме".

Это царство-государство, в котором живёт царевна Доброта. Она была любознательная девочка, училась в школе. Сегодня у неё урок. Тема урока такая же, как у нас.

Анализирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. Организует учебное исследование. Даёт задание на преобразование информации: вывести правило.

Словарная работа.

Слайд 5

Отгадайте загадки.

Гаркнул гусь на всю Русь.

Гуляет в поле, да не конь.

Запишите слово-отгадку.

Как обозначена мягкость согласных звуков в выделенных словах? ( С помощью ь)

Слайд 6

Что такое ветер? Обратимся к толковому словарю. (Ветер - это движение, поток воздуха в горизонтальном и вертикальном направлении.Происхождение этого слова от слова "веять").

Запись: Ветер. Ставим ударение. Какую букву надо запомнить? ( б/г е в первом слоге)

Определим количество букв и звуков.

Диагностическая работа оценивает выполнение каждой операции. Устанавливает осознанность восприятия. Предлагает привести примеры на изученное правило.

Слайд 7

Лексическая работа.

Объясните,когда так говорят?

Один как ветер в поле. (Совершенно одинок)

У него ветер в голове. (Безответственный человек)

Слайд 8

Слов на ветер не бросает. (Обязательно выполнит свое обещание)

Запись в тетради: Один как ветер в поле. Подчеркните в словах буквы, с помощью которых обозначена мягкость согласных звуков.

Какие гласные буквы для обозначения мягкости согласных здесь не встретились? (я,ё,ю)

Слайд 9

Сказка продолжается. Поднялся сильный ветер, налетел злой Змей Горыныч и унёс царевну Доброту. Загрустили жители и сразу стало в царстве-государстве серо и неуютно и все жители от отчаяния впали в глубокий сон.

Что же делать? Надо царевну выручать! А вы хотите выручить царевну?

Слайд 10

Как называется человек большой силы, стойкости и отваги? (Богатырь)

А среди женщин были богатыри? Как они назывались? (Богатырки)

Теперь вы богатыри и богатырки. Физическая сила нам не понадобится, а вот сила ума и сплочённости, внимание и дисциплина необходимы. Нам предстоит выполнить ряд заданий, чтобы выручить из плена царевну. Для этого надо пройти 3 испытания.

Слайд 11

Динамическая пауза

Погуляем по лесу (музык.зарядка).

Организует самостоятельную практическую работу. С целью коррекции знаний предлагает тесты.

Испытание 1

Добраться до дремучего леса.

Нам будет помогать листочек самооценки "Лесенка успеха". Слайд 12

Путь неблизкий. Непогода нам помешала. Выполнив задание, мы преодолеем трудности.

Работа по учебнику (упр. 165). Читаем задание.

Проверка по образцу .

Слайд 13

Молодцы! Дождь прошёл. Поставьте «плюс» в первом прямоугольнике, если выполнили без ошибок.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пришли богатыри в дремучий лес. В этом лесу есть пещера, в котором живёт Паук. У него мы должны отвоевать меч-кладенец. А что это? Зачем? (Чтобы победить Змея Горыныча).

Слайд 14

Испытание2

Найти в лесу пещеру Паука и добыть меч- кладенец.

Физминутка. (Гимнастика для глаз от паучка)

Чтобы пройти 2 испытание, надо решить 3 загадки Паука.

Слайд 15

Первый слог - нота

Второй слог - тоже

А в целом

На горох похоже .Фасоль.

СБ мучительной бываю,

С М одежду пожираю,

С Р актёру я нужна,

С С для повара важна. (Боль-моль-роль-соль).

С твёрдым Л я на стене,

Книги, например, на мне,

Но как только Л смягчите,

Сразу в танец превратите. (Полка - полька)

Запись слов с мягким знаком.

Слайд 16

Молодцы! Меч-кладенец у нас! Если справились с заданием успешно, поставьте второй «+». ("Лесенка успеха")

4. Какие согласные звуки есть в словах: карандаш, молоко, корова, собака.

- только мягкие звуки;

- мягкие и твёрдые согласные звуки;

- только твёрдые согласные звуки.

Взаимопроверка. Оцените себя, используя знаки !, +, -.

Слайд 17

Вот Змей Горыныч. Кто самый смелый? Кто вызовет на бой похитителя царевны Доброты? Богатырь-это образ собирательный. В нем заключена сила народа. Вот всем миром и вызовем Змея Горыныча.

Испытание 3. Работа в парах.

Чтобы пройти последнее испытание, надо поработать в парах, составив пословицу из слов.

Добро творить - себя веселить. (2 человека у доски). Запись пословицы. Объяснение смысла.

Подчеркните в словах буквы, с помощью которых обозначена мягкость согласных звуков.

Какие буквы указывают на мягкость согласных звуков? (ь, е, ё, и, ю, я).

Организует работу по подведению итогов самими обучающимися. Инициирует рефлексию обучающихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Молодцы! Змея мы победили! Поздравьте друг друга. Пожмите друг другу руки.

А знаете ли вы, какое значение имеет рукопожатие?

Пожатие руки должно быть полным. Это говорит о добрых качествах человека: открытости, доверительности.

Слайд 18

"Лесенка успеха". Правильность выполнения задания в парах отметьте «+».

Нарисуйте смайлик на третьей ступеньке, если прошли 3 испытания без ошибок.

Слайд 19

Какой же вы представляете себе царевну Доброту? (Царевна-весна)

Итак, дружба, сплочённость и ум помогли сделать доброе дело. Царевна Доброта вернулась домой. А вместе с ней вернулись солнышко, пение птиц, добро и жизнь. Все жители царства стали жить счастливо.

Слайд 20

Вот и сказке конец. Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. А какой урок вы извлекли из нашей сказки?

Слайд 21

Закончите предложения:

  • На сегодняшнем уроке я повторил....

  • На этом уроке я похвалил бы себя за...

  • После урока мне захотелось...

  • Сегодня я сумел...

Подготовка класса к работе.

Объясняют собственное понимание высказывания, составляют предложения.

Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.





Проводят анализ.

Самостоятельно формулируют тему урока, ставят цель.



Самостоятельно формулируют тему урока, ставят цель.



Выполняют практическую работу со словарём.Записывают слово. Проводят лексическую работу.

Работают в парах.

Вступают в диалог.

Составляют звуковые схемы слов.





Выполняют задания, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Работа в парах. Запись поговорки с комментированием. Объяснение смысла.





Проводят анализ.





Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. Осуществляют самопроверку.

Работа со схемой-опорой.









Самостоятельно заполняют лист самооценки. Взаимопроверка. Самооценка.



Работают в парах.

Вступают в диалог.

Запись пословицы с комментированием. Объяснение смысла.









Взаимопроверка. Самооценка.

Самостоятельно подводят итог урока.

Осуществляют саморефлексию













Познавательные:

пытаются решить задачу известным способом

Регулятивные:определяют цель урока, обсуждают способы решения проблемы

Коммуникативные:

строят высказывания, осуществляют совместное сотрудничество со сверстниками

Познавательные: доказывают и аргументируют свою точку зрения, фиксируют знания в графической модели и буквенной форме; анализируют объект с целью выделения признаков.

Регулятивные: определяют цель урока, обсуждают способы решения проблемы

Коммуникативные:

строят высказывания, воспринимают ответы обучающихся, осуществляют учебное сотрудничество с учителем и друг с другом





Познавательные: самостоятельно формулируют понятия

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют самоконтроль

Коммуникативные:

участвуют в обсуждении содержания материала





Познавательные: осуществляют работу по выполнению отдельных операций

Регулятивные:

осуществляют самоконтроль

Коммуникативные:

учатся формулировать собственное мнение и позицию







Познавательные: Применяют новый способ, новые знания.

Регулятивные:

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль

Коммуникативные:

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия













Познавательные: Анализируют, контролируют и оценивают результат работы на уроке

Регулятивные:

Осуществляют пошаговый контроль, саморефлексию.

Коммуникативные:

Умеют использовать речь для регуляции своего действия














Список литературы и используемых Интернет-ресурсов



  • Л.Ф. Климанова, С. Г. Макеева «Русский язык», Москва, «Просвещение», 2014


  • Л.Ф. Климанова «Русский язык». Рабочая тетрадь, Москва, «Просвещение», 2014


  • Волков С. В. Детский фразеологический словарь в картинках. М.: АСТ Астрель, 2010


  • Ожегов С. И.,Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.:Азбуковик, 1999


  • Асмолов А. Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В. и др.; под редакцией Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. -издание второе. М. Просвещение, 2011г.


  • Интернет-каталог детских сайтов: kinder.ru/

  • Сайт для учителей начальных классов: nachalka.com/

  • Сеть творческих учителей: it-n.ru/

  • Газета "Первое сентября" Объединение педагогических изданий: 1september.ru/ru/

  • Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов: school-collection.informika.ru




© 2010-2022