Урок по обучению грамоте

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по обучению грамоте.
Тема: Буква Ь. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. Цели: 1. Познакомить с Ь, его значением в речи. 2. Расширять кругозор, словарный запас, развивать речь, любознательность. 3. Прививать любовь к столице, к памятникам истории. Форма урока: урок-беседа. 1.Орг. момент.
2 Послушайте сказку. 1) - Жили-были в Азбуке буквы, разные - гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости. Вот как-то раз С пошла в гости к Я, Л к Е, Д к И, Т к Е. Слайд 2. Какие это согласные? Буквы жили - не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука. -Кто догадался, о какой букве идет речь? - Что ты за буква? - возмущались они. Вот это буква Ь. Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало. Без головы, а в шляпе, Одна нога - и та без сапога. Гвоздь. Слайд 3 Стали буквы составлять слово гвоздь. ГВОЗД - получается. -Что-то у нас не получается! - говорили буквы. - Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый. - И говорит: - Встану я и обозначу мягкость Д, - и быстро пристроилась в конце.

  • Что получилось? ГВОЗДИ. Слайд 3.
  • Но ведь у нас один гвоздь, а не много…Как же быть?
  • Лучше я встану, - сказала Я. Слайд 3
  • У нас опять ничего не получится, ведь ты обозначаешь звук [а], - сказали буквы.
  • Что же делать, ребята, подскажите? ( Надо подставить ь)
  • Иди к нам, мягкий знак, - позвали буквы.
Он с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец. Что получилось? ГВОЗДЬ слайд 3 Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь. - Кто из вас , ребята, догадался , какая будет тема нашего урока? 2) - Откройте Буквари на с.152-153.
Давайте составим план нашего урока: 1.Знакомство с буквой ь 2. чтение буквосочетаний с ь, слов. 3. Письмо буквы ь, слов с ь в прописях 4. Работа с текстом.
Рассмотрите букву мягкий знак на странице Букваря. На что похож ь? Буква Р перевернулась мягким знаком обернулась. Итак, живет в любимом Букваре известный фокусник. Прочитайте буквосочетания с ь Подчеркните ь, укажите стрелкой направление от ь к предшествующей букве согласного звука, поставьте точку соответствующего цвета. Какой? Зеленый. Что заметили? - Мягкий голос Мягкий шаг Это буква (мягкий знак) Вывод: ь не обозначает звука, это особая буква, обозначает мягкость согласного звука.
3.Физкультминутка. Я называю слова. Если в слове есть ь, приседаете. Если нет, - делаете хлопок в ладоши. ( Ел, ель, брат, брать, мел, мель, роль, хор, моль, хорь, день, дверь, сом, семь, зверь)
4) Нам нужно научиться писать эту букву, открываем прописи с.35 -Я рисую мягкий знак нежной капелькой вот так. А)Письмо на 1 строке. Для чего прописаны наклонные линии?
Элементы каких букв вы увидели при написании буквы ь? (в, Ы) Б) Письмо букв сходных по написанию. 2 строка В) Как соединяется ь с буквами? (внизу или петлей-поворотом в середине буквы) 3-4 строчки
5. Физкультминутка для рук, для глаз.
6. Чтение 1 столбика слов про себя. Какие фокусы и превращения заметили? (заменили тверд. согл. зв. на конце на мягкие. Изменился смысл и звучание слов) - Буква Ь, как волшебник пробирается к словам и изменяет смысл, дает словам новую жизнь. Давайте прочитаем еще раз эти слова: слайды 4-7 (мол, угол, был, кон, пыл. ) - Буквам нравились превращения, они развеселились и предложили вам отгадать другие загадки . - Кто приходит, Кто уходит- Все ее за ручку водят. ( дверь) слайд 8 Один ученик печатает слово на доске - Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (лось) слайд 8 Второй печатает на доске - Спит или купается, Все не разувается: День и ночь на ножках Красивые сапожки. (гусь) слайд 8 Третий ученик Подчеркните мягкие согласные -Подвиньте к себе прописи. Запишите пары слов, подчеркните ь. 7. Найдите, куда спрятался ь в словах следующей строки? В середину слова. Подчеркните ь. Спишите слова.
8. Прочитайте слова 2 столбика. Кто может объяснить значение слова ЛАНЬ? Слайд 9. (Олень средней величины) -О каких превращениях мягкого знака узнали? 9.Прочитайте слова: слайд 10
Кремль Красная площадь Царь-пушка Царь-колокол Церковь Собор
-Прочитайте слово, которое обозначает здание для богослужения. Чем отличаются? (Собор главная церковь) - Где находится Красная площадь и Кремль? - Что объединяет эти слова? О Москве. Кто догадался о чем будем читать тект? Прочитайте название текста. Рассмотрите рисунки. Что вы видите на них?
10 Чтение текста с комментированием. Смотри методичку
- Современная Москва - большой, красивый и многолюдный город. И трудно представить, что когда-то Москва была маленьким поселком. Впервые поселение Москвы упоминается в летописи 1147 года в связи с именем суздальского князя Юрия, прозванного долгоруким. Его археологические раскопки показали, что в месте впадения реки Неглинной в Москву - реку стояло селение с небольшим укреплением. Подступы к крепости, этому первому, еще деревянному Кремлю, с двух сторон преграждали воды Москвы-реки и Неглинной, а с третьей ров. (Слайд 11.) В Кремле стояли дружины, охранявшие подступы к городу. В 1238 году деревянный Кремль сгорел и на его месте появились белые стены первого каменного Московского Кремля. (слайд 12) Узнали о Москве и за пределами Русского государства. Тесно стало Москве в белокаменных стенах, и в конце XV века построили новый Кремль - из красного кирпича. (Слайд 13) Тот самый, который мы знаем сейчас, только верхушки башен были надстроены позднее. (слайд 14)
- Из чего были сделаны стены Кремля? - Как называли потом Москву? Почему? - Как выглядит современный Кремль? - Какая самая старая башня? (Слайд 15) Тайницкая - Как вы думаете от какого слова произошло название? (башня имела тайник- колодец. Этот тайник и дал название башне.) - Какая башня самая красивая? Спасская (слайд 16) (на ней находятся часы- куранты, бой которых мы слышим каждый день по радио и телевидению) - Что еще есть на территории Кремля? Царь-пушка и Царь-колокол (слайд 17) -Жили-были в Москве пушечных дел мастера. Пушкам давали имена по тому зверю, который украшал ее: «Лев», «Орел» и т.д. Андрей Чохов отливал самые хорошие орудия. Вместе с другими мастерами отлил он пушку, какой свет не видывал. Она была очень тяжелой, стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышение для защиты Спасских ворот от крымского хана и его орды. Но хан не дошел до Москвы, а чоховскую пушку за красоту, за величину прозвали Царь-пушкой. И стоит она в Москве как памятник мастерству, а не войне. Царь-колокол памятник литейного искусства 18 в. Отлит русскими мастерами Маториными. Императрица Анна Иоановна указом повелела отлить гигантский колокол. Его вес около 202 т, высота более 6 м. Во время пожара 1737 года от Царя-колокола отвалился кусок весом в 11,5 т.
- Почему площади дали название Красная? (слайд 18) - Чем она являлась раньше? Большой торговый центр. -Чтение текста ещё раз, выделяя слова, которые имеют мягкий знак.
Итог урока.
  • С какой буквой мы сегодня познакомились? Для чего нужен мягкий знак? Что ещё нового узнали на уроке?
  • Справились мы с планом урока?
  • А на следующем уроке мы узнаем ещё об одной роли этой волшебной буквы - Ь.
Рефлексия: Давайте оценим нашу работу на уроке. Кто работал очень активно? Кто не достаточно понял о роли ь в словах? Кому нужна помощь? А теперь закрасьте кружок, оцените свою работу.
© 2010-2022