Программа внеурочной деятельности «Театр-творчество-дети»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение



Принято «Утверждаю» Научно - методическим советом Директор школы Протокол № _______ ___________ __________ От «____» ________ 201_ г. Приказ № _____ от «_____» ______ 201__г.







Рабочая учебная программа

по внеурочной деятельности

кружка «Театр - творчество - дети»

1 год обучения - 144 часа

2 год обучения - 216 часов

3 год обучения - 216 часов

Срок реализации программы - сентябрь - май

Пояснительная записка

Детство - особый период в жизни человека, который нужно прожить содержательно и радостно, то кукольный спектакль - один из самых простых и действенных способов доставить радость.

Е. Соловьева. С самых ранних лет ребенок стремительно проявляет творчество. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание детей быть непохожими на других, разбудить их фантазию, попытаться максимально реализовать их способности. В развитии творческих способностей нам помогает кукольный театр. Он и развивает детей, и воспитывает морально и эстетически, развивает детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Таким образом, театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно - эстетического воспитания. Тематика и содержание кукольного театра имеет нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке и должна найти свое место в импровизированных постановках. Это дружба, отзывчивость, честность, смелость... Самостоятельно разыгрывание роли детьми позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. Она также является источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. С помощью театрализованной деятельности ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания, именно театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Итак, занятия по театрализованной деятельности имеют большое значение для всестороннего развития ребенка. В современном мире не столько фундаментальные знания, сколько творческое мышление, способность к фильтрации, быстрота реакции, устойчивость к эмоциональным нагрузкам являются гарантией профессиональной карьеры. Программа рассчитана на 3 года обучения. Первый год обучения - 144 часа, второй год обучения - 216 часов, третий год обучения - 216 часов. Программа «Театр- творчество - дети» относится к программам художественно-эстетической направленности. Ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации.

Актуальность. Данная программа актуальна, поскольку кукольный театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа детей- это не подготовка к выступлению на профессиональную театральную сцену, но проверка действием множества межличностных отношений. В процессе репетиций приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества.

Новизна. В программе «Театр - творчество - дети» впервые обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (игровое творчество, изготовление перчаточных и больших напольных кукол), театральной деятельности (основы кукловождения, основы актерского мастерства, основы техники речи, основы сценического движения, работа над постановкой театральных представлений).

Цель: Развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение его эмоционального благополучия, приобщение к общекультурным и человеческим ценностям, творческой самореализации, социализации детей (умение работать в партнерстве, адекватно самовыразиться, коммуникабельность). Задачи:

  1. Научить детей изготавливать кукол и декорации;

  2. Совершенствование артистических навыков детей в плане
    переживания и воплощения образа, моделирование навыков
    социального поведения в заданных условиях;

  3. Воспитание гармонично - развитой личности;

  4. Развитие артикуляционного аппарата, совершенствование речи.

  5. Развитие внимания, памяти, чувство ритма, творческого воображения, фантазии, освоение предполагаемых обстоятельств, чувства гармонии в себе т окружающем мире.

  6. Эмоциональное и психологическое раскрепощение.

  7. Органическое взаимодействие с партнером.

  8. Импровизация, научить действовать осознано спонтанно.

Сроки реализации программы: сентябрь - май. Срок реализации проекта: декабрь

Режим занятия. Теоретические сведения по всем разделам программы даются непосредственно по ходу занятий. В детское объединение принимаются все желающие. Занятия проводится 2 раза в неделю для учащихся I года обучения, продолжительностью каждого занятия 2 часа. Для II года обучения 3 раз в неделю, продолжительностью каждого занятия 2 часа. Для III года обучения 3 раза в неделю, продолжительность занятия 2 часа. Занятия могут проводиться со всем составом, с подгруппой и индивидуально. Ход занятий предусматривает чередование различных обучающих приемов: беседы, упражнений, игры - этюды, изготовление кукол и декораций.
Критерии оценки качества деятельности обучающихся и способы проверок. 1. Уровень освоения детьми содержания образовательной программы. Для проведения итогов реализации программы по освоению разделов используются различные формы: беседа, наблюдение, творческие задания, упражнения-этюды, спектакли. Определение качества знаний, умений и навыков учащихся проводится по следующим критериям:

  • Оценка глубины творческого восприятия;
  • Уровень исполнительского мастерства;
  • Индивидуальность исполнения;
  • Проявление художественного вкуса;
- Умение на практике и в жизни применить полученные знания, умения, навыки. Стремится узнать сверх программы. 2. Уровень интереса детей к предмету, к познавательной и творческой деятельности. При оценки результатов деятельности педагога учитываются следующие показатели: -положительная мотивация к знаниям (ведущие мотивы: познавательный, общения, добиться результатов); -сохранность контингента. Выводы по данному критерию предполагаются делать на основе: -наблюдения за творческим ростом, ростом уровня их самостоятельности, увлеченности, стойкости интереса к деятельности; -контроля сохранности контингента учащихся.

Форма контроля. Мониторинг, который по определению включает в себя входящую диагностику, наблюдение за ходом воспитательного процесса, его коррекцию и итоговую обобщающую диагностику. Ожидаемый результат Участники детского объединения чувствуют себя раскованно, свободно. Грамотно применяют знания технологии изготовления кукол и декораций. Умело применяют приемы кукловождения. Умеют самостоятельно сочинять короткие истории. Умеют импровизировать. Владеют основами актерского мастерства, основами сценического движения. Применяют знания основ техники речи. Чувствуют ответственность перед зрителем. Стремятся к знаниям и красоте, умеют ценить труд в коллективе.

Форма проведения результатов: Выступление перед зрителями, показ подготовленных театральных представлений (ДК - КВД, праздники; детские сады, библиотеки и др.






Учебно - тематический план.

( I год обучения)

Темы

Количество учебных часов

Всего

Теор.

Прак.

  1. Инструменты и материалы, правила техники безопасности

2

2

-

  1. Игровое творчество

14

2

12

  1. Основы кукловожления

23

3

20

  1. Основы техники речи

10

1

9

  1. Основы сценического движения

22

2

20

  1. Основы актерского мастерства

21

1

20

  1. Изготовление кукол и декораций к постановке театрального представления

22

2

20

  1. Постановка театрального представления

22

4

18

  1. Итоговое занятие. Спектакль.

8

1

7

Итого: 144 часа.



Содержание изучаемого курса.

(1 год обучения)

Инструменты и материалы.

Цели и задачи:

Образовательные: Познакомить с видами инструментов, материалами

необходимыми для изготовления кучол и декораций.

Развивающие: Развивать умение использовать инструменты и материалы по

назначению.

Воспитательные: Воспитывать аккуратность при работе и инструментами.

Волеологическая: Соблюдение правил техники безопасности при работе с

инструментами и материалами.

Теоретические сведения. Правила техники безопасности при работе с

утюгом. Правила техники безопасности при работе с колющими режущими

предметами. Основные правила труда на занятиях. Правила работы с клеем и

различными видами красок (акварельные, гуашевые, водоэмульсионные),

бумаги. Техника безопасности при работе с лаком.

Практическая работа. Умение пользоваться инструментами и материалами

по назначению. Подбор цвета ткани, ниток для изготовления кукол и

декораций. Подбор цвета и вида красок. Подбор размера иглы.

Игровое творчество.

Цели и задачи:

Образовательные: Выявить склонности и способности каждого ребенка,

нацелить на самостоятельное творчество и создать коллектив

единомышленников.

Развивающие: Развивать у детей интерес к театрально- игровой

Деятельности. Умение самостоятельно сочинять диалоги действующих

героев. Умение импровизировать. Развивать память, мышление детей.

Воспитательные: Способствовать воспитанию эстетических чувств и умений

работать в коллективе.

Теоретические сведения. Придумывание диалогов действующих лиц к сказке

(индивидуальное, коллективное). Работа над созданием игровых образов с

помощью движений, мимики. Умение вжиться в создаваемый образ.

Практическая работа.

«В гостях у Красной Шапочки», «Петрушка и лиса», «Собака и волк»

(диалоги действующих лиц к сказкам - индивидуальные).

«Теремок» (созданье игрового образа с помощью движения, жестов).

«Лесная школя», «Новоселье», «Звериная больница» (импровизация).

«День рождения», «Маша и бабушка», «Собачка заболела» (диалоги

действующих лиц -коллективное),

«Мишка - Шалунишка», «Магазин игрушек» (вжиться в создаваемый образ).

«Зайчик и лиса», «Котик и козлик» (создание образов персонажей -индивидуальное). «Мальвина и Пьеро», «Колобок и лиса» (создание образов персонажей -коллективное)

Основы кукловождения.

Цели и задачи.

Образовательные: Познакомить с устройством перчаточной куклы. Умение

руководить перчаточной куклой.

Развивающие: Развивать интерес к приемам кукловождения.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к кукле.

Теоретические сведения. Приемы кукловождения перчаточных кукол. Схема

устройства перчаточных кукол. Пальчиковая гимнастика.

Практическая работа.

1. Упражнения для формирования выразительности исполнения. Этюды - упражнения. Походка- бег, спокойная, прыжок, важная, крадущаяся. Энергичная, безвольная, легкая трусца, строевой шаг. Жесты -плач, радость, испуг, строгость, стыд, крик, ярость, презрение, поиск, усталость, нокаут. «Тень - тень потетень», «Большие ноги», «Дождик», «Зайчонок», «Волчише», «Мчится заяц от лисы», «Мишка лапу занозил», «Бедный ежик», «Зайчишка-трусишка» «Дануся», «Почему медведь спит зимой?», «Бычок», «Заяц и медведь» и др. - Этюды на игру с предметами. «В огороде», «Маша гуляет», «Дед и репа», «Две мыши», «Как у нас козел», «Хозяюшка», «Как петух в печи», «Лиса -лисонька», «Пошел котик на торжок» «Котик и щенок», «Плутишка», «Озорник» «Мышка» и др.

2. Пальчиковая гимнастика. Основы техники речи Цели и задачи: Образовательные: Умение изменять силу и высоту голоса, умение четко, ясно и отчетливо произносить все звуки родного языка с правильной артикуляцией , при четком и внятном произнесении слов и фраз, выработать четкую дикцию, укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти), выработать правильное речевое дыхание. Вызвать интерес к приемам артикуляции. Развивающие: Развивать речевое дыхание, речевой слух, силу голоса, дикцию. Развивать умение правильно произносить свистящие и шипящие звуки . Развивать полноценное глубокое и ритмичное дыхание Воспитательные:Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в коллективе.

Теоретические сведения: Приемы работы «у зеркала». Артикуляция. Приемы развития памяти, внимания.

Практическая работа.

  1. Речевое дыхание

- упражнения для правильного развития речевого дыхания «Кто лучше надует игрушку», «Насос», «Магазин», «Угадай, кто свистит?», «Чудесные коробочки», «Комары», «Назови картинку», «Подруги» и др.

2. Работа над дикцией.

- упражнения для развития нижней челюсти

- упражнения для развития мышц языка

- упражнения для подвижности губ

- упражнения в четкости произношения согласных звуков в слогах

-упражнения в четкости и ясности произношения звуков и слов во фразовой речи

- упражнения в четкости произношения слов со стечением согласных звуков.

3. Комплекс упражнений для правильного произношения свястящих и шипящих звуков. 4. Речевой слух. «К кому пришел, от кого ушел волк?», «Назови картинку», «Подарки кукле Зине», «Тихо, тихо», «Разведчики», «Что кому?», «Ослик потерялся», «Споем как птички»и др. 5. Развитие силы голоса «Вьюга», «Эхо», «Лото» и др. 6. Разучивание скороговорок, чистоговорок.
Основы сценического движения. Цели и задачи: Образовательные: Умение правильно двигаться и «держать» себя на сцене. Повысить уровень ритмичности, чутко реагировать на темп мелодии. Знакомство с элементарной теорией музыки. Развивающие: Развиавть способность мысленно представлять себе любые задания прежде чем выполнить его. Развивать гибкость и подвижность кистей и пальцев рук. Развивать действенного, целенаправленного начала в движении тела. Научить простейшим приемам невербального взаимодействия с собеседником. Воспитательные: Умение работать в коллективе. Теоретические сведения. Для чего необходимо владеть элементами сценического движения. Теория музыки. Практическая работа.

  1. Организация учебной группы. Введение организма в тренировочный процесс
- разминочные упражнения; - упражнения на внимание и координацию.
  1. Упражнения на регуляцию состояний мышечного напряжения «Потягивание», «Баю- бай», «Деревья качаются», «Петрушка пляшет» и др.
  2. Тренировочный бег
- освоение техники правильного дыхания. 4. Развитие выразительно действующих рук «Волна», «Поавник», «Змея», «Веер» и др. 5. Освоение жестов общения
Основы актерского матерства. Цели и задачи: Образовательные: Умение мимикой, жестом, движениями передавать основные эмоции. Умение перевоплощаться. Преодолжение мышечных зажимов, умение взаимодействовать с партнером. Помочь преодолеть тормозящие факторы - смущение, застенчивость, скованность, напряженность. Выработать быстроту реакции, внутреннюю готовность к совершению действия, включение себя в общий процесс. Добиваться организованности в работе, дисциплинированности. Умение снимать излишнее напряжение в теле. Умение самостоятельно найти выразительные средства для восплощения образа. Развивающие. Развивать актерское мастерство, восприятие и наблюдательность, воображение. Развивать артистическую смелость, внимание, сообразительность, ощущение партнера, чувство коллективизма. Развиавть умение чувствовать, понимать партнера, используя только язык жестов. Умение замечать в партнере изменения. Воспитательные. Воспитывать умение работать в коллективе. Теоретические сведения. Работа над мимикой, жестом и движениями. Что такое перевопложение. Практическая работа. 1.Настройка к действию. - упражнения на развитие собранности и внутренней мобильности к действию. Произвольно сосредотачивать внимание на заданных объектах в присутствии других детей. 2. Упражнения на преодоление мышечных зажимов. 3. Восприятие и наблюдательность - упражнения для развития слухового восприятия - упражнения на развитие осязания - упражнения обоняния и вкуса. 4. Развитие артичтичекой смелости и непосредственности - упражнения для выработки готовности быстро и смело откликнуться на поставленные задачи. 5. Действия с воображаемыми предметами (упражнения, придуманные самостоятельно и по заданию педагога).
Изготовление кукол и декораций к постановке театрального представления. Цели изадачи: Образовательные. Обучить детей технологии изготовления кукол и декораций, кройке и шитью, изготовлению эскизов куклы, познакомить с видами ниток и швов. Развивающие. Развивать умение работать с инструментами и материалами по назначению, кройки, шитья. Воспитательнве. Воспитывать аккуратность при изготовлении кукол. Валеологические. Соблюдать технику безопасности при работе с инструментами и материалами. Теоретические сведения. Познакомить детей с понятием - эскиз. Подготовка необходимого материала для изготовления кукол и декораций к спектаклю. Способы изготовления перчаточных кукол, декораций. Практическая работа. Подбор цвета ткани, ниток для изготовления кукол и декораций. Подбор цвета и вида красок. Подбор размера иглы. Технология изготовлдения кукол. Кройка и шитье одежды кукол и самой куклы. Технология изготовления папье - маше. Сборка деталей куклы.
Постановка театрального представления. Цели из задачи: Образовательные: Умение использовать мимику, жесты, движения при постановке театрального представления. Вызывать желание выступать перед зрителями. Развивающие. Развивать интерес к кукольному спектаклю. Воспитательные: Воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности. Теоретические сведения. Подбор пьесы. Подбор персонажей и декораций к кукольному спектаклю. Распределение ролей. Практическая работа. Работа над текстом пьесы. Использование персонажей и декораций. Разучивание ролей. Выступление перед зрителями.





















Учебно - тематический план.

( II год обучения)

Темы

Количество учебных часов

Всего

Теор.

Практ.

1. Инструменты и материалы, правила

2

2

-

техники безопасности


2. Игровое творчество

22

2

20

3. Основы кукловождения

30

5

25 4. Основы техники речи

23

3

20

5. Основы сценического движения

30

5

25

6. Основы актерского мастерства

30

5

25

7. Изготовление кукол и декорации к

35

5

30

постановке театрального представления




8. Постановка театрального

33

5

28

представления


9. Итоговое занятие. Спектакль.

11

1

10

Итого: 216ч.













Содержание изучаемого курса. (2 год обучения)

Инструменты и материалы. Цели и задачи: Образовательные: Знать виды инструментов, материалов необходимых для изготовления кукол и декораций. Развивающие: Продолжить развивать умение использоваться инструменты и материалы. Воспитательные: Воспитывать аккуратность при работе и инструментами. Волеологическая: Соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментами и материалами. Теоретические сведения. Правила техники безопасности при работе с утюгом. Правила техники безопасности при работе с колющими режущими предметами. Основные правила труда на занятиях. Правила работы с клеем и различными видами красок (акварельные, гуашевые, водоэмульсионные), бумаги. Техника безопасности при работе с лаком. Практическая работа. Умение пользоваться инструментами и материалами по назначению. Подбор цвета ткани, ниток для изготовления кукол и декораций. Подбор цвета и вида красок. Подбор размера иглы. Работа с лаком.

Игровое творчество.

Цели и задачи:

Образовательные: Умение самостоятельно на заданную тему сочинять истории. Умение создавать игровые образы с помощью мимики, жестов, движения. Умение вживаться в создаваемый образ.

Развивающие: Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности.

Воспитательные: Способствовать воспитанию эстетических чувств и умений работать в коллективе.

Теоретические сведения. Работа над сочинением историй на заданную тему (индивидуальное, коллективное). Работа над созданием игровых образов с помощью движений и мимики. Умение вживаться в создаваемый образ.

Практическая работа. Подбор фонограммы.

  • «В лесу», «Жили - были ...», «Кот и дрозд», «Дрозд и журавль», «Кошки
    мышки», «Как - то раз», «На опушке леса», «Про зайца и лису», «Бабушка и котенок» + самостоятельное сочинение сказок (Сочинение сказок, историй).

  • «Котенок потерялся», «Собака и кот», «Колобок на пенсии», «в гостях у сказки», «Котик и козлик», «Девочка, которая не смеялась», «Утро», «На ночь глядя», «Веселые поросята», «История про мышонка»( создание игровых образов с помощью движения, мимики).

Основы кукловождения.

Цели и задачи.

Образовательные: Научить руководить большой напольной куклой, перчаточными куклами.

Развивающие: Развивать навыки кукловождения большой напольной и перчаточными куклами, интерес к приемам кукловождения.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к кукле.

Теоретические сведения. Приемы кукловождения больших напольных и перчаточными куклами. Схема устройства больших напольных кукол.

Пальчиковая гимнастика.

Практическая работа.

1. Упражнения для формирования выразительности исполнения. Этюды - упражнения. Походка - бег, спокойная, прыжок, важная, крадущаяся, энергичная, безвольная, легкая трусца, строевой шаг. Жесты -плач, радость, испуг, строгость, стыд, крик, ярость, презрение, поиск, усталость, нокаут, (походка старухи, девочки, лисы, медведя и т.д.). Этюды с «живой рукой».

2. Этюды на игру с предметами. «В огороде», «Рыбак», «Наказанный
котенок», «Озадаченный ежик», «Когда двое ссорятся», «Перестарались»,
«Качели», «Плутовка», «Ох, уж эти ежики! », «Вот так герой !», «Проворный
щенок», «Помощь друга», и др.

3. Пальчиковая гимнастика.

Основы техники речи

Цели и задачи. Образовательные: Умение изменять силу и высоту голоса, умение четко, ясно и отчетливо произносить все звуки родного языка с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз, выработать хорошую дикцию, укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти), наладить правильное речевое дыхание. Вызвать интерес к приемам артикуляции. Умение правильно использовать интонационные средства выразительности: логического ударения, пауз, мелодии, изменении голоса, тембра. Уметь выражать мысль более плотно, законченно. Развивающие: Развивать речевое дыхание, речевой слух, силу голоса, дикцию. Развивать умение правильно произносить свистящие и шипящие звуки л, р.

Воспитательные: Воспитывать внимательность, наблюдательность, способность воспитанию чувства коллективизма, умение работать в группе. Теоретические сведения. Приемы работы «у зеркала». Артикуляция. Приемы развития памяти, внимания. Практическая работа.

3. Речевое дыхание - упражнения для правильного развития речевого дыхания

«Кто лучше надует игрушку», «Насос», «Магазин», «Угадай, кто свистит?», «Чудесные коробочки», «комары», «Назови картинку», «Подруги». 4. Работа над дикцией

  • упражнения для развития нижней челюсти

  • упражнения для подвижности губ

  • упражнения для развития мышц языка

  • упражнения в четкости произношения согласных звуков в слогах

  • упражнения в четкости и ясности произношения звуков и слов во фразовой
    речи

  • упражнения в четкости произношения слов со стечением согласных звуков.


  1. Комплекс упражнений для правильного произношения свистящих звуков
    с, з, ц; шипящих звуков ш, ж, ч, щ; звука л, р.

  2. Речевой слух.

«Лес шумит», «Шар лопнул», «Жук жужжит», «Пчелки собирают мед», «Мухи в паутине», «Жуки», «кто наблюдательней?», «Игра в лошадки», «Буря», «Вороны», «Угадай на какой трубе играем?», «Угадай, кто поет?».
  1. Развитие силы голоса.
    Интонационная выразительность.

  2. Разучивание скороговорок, чистоговорки.

Основы сценического движения.

Цели и задачи:

Образовательные: Умение правильно двигаться и «держать» себя на сцене.

Повысить уровень ритмичности, чтобы позволял чутко реагировать на

задания исходящие от музыки. Знакомство с элементарной теорией музыки.

Овладение умением создавать физическое действие в роли на основании

текста. Познание двигательных возможностей своего тела. Научиться

органично сочетать действие слов с движением тела. Умение

импровизировать.

Развивающие: Развивать способность мысленно представлять себе любые

задания, прежде чем выполнить его. Развивать гибкость и подвижность

кистей и пальцев. Развитие действенного, целенаправленного начала в

движениях тела. Развивать чувство ответственности за все, что он делает на

сцене.

Воспитывающие: Умение работать в коллективе, внимательность.

Наблюдательность, координацию. Воспитывать потребность активно и

увлеченно выполнять любое, даже самое простое физическое задание.

Теоретические сведения. Для чего необходимо владеть элементами

сценического движения. Теория музыки.

Практическая работа.

2. Организация учебной группы. Введение организма в тренировочный процесс

  • разминочные упражнения;

  • упражнения на внимание и координацию.

2. Развитие гибкости и подвижности тела. Укрепление мышц туловища

  • ОРУ на полу;

  • ОРУ на стуле.

3. Тренировочный бег.

- освоение техники правильного дыхания;

4. Воспитание ритмичности.

  • соотношение длительности звуков;

  • акцент.


  1. Осанка и походка. Позы сидя.

  2. Развитие выразительно действующих рук

«Волна», «Плавник», «Змея», «Крест», «Веер», «Крылья», «Схватить -бросить», «Пружинки», «Назойливая муха», «Когти», «Прошу не надо», «Протираем зеркало».
  1. Рече - двигательная координация.

  2. Импровизация.

Основы актерского мастерства.

Цели и задачи:

Образовательные: Умение мимикой, жестом, движением передавать основные эмоции. Умение перевоплощаться. Преодоление мышечных зажимов, умение взаимодействовать с партнером. Помочь преодолеть тормозящие факторы - смущение, застенчивость, скованность, напряженность. Выработать быстроту реакции, внутреннюю готовность к совершению действия, включение в себя в общий процесс. Добиваться организованности в работе, дисциплинированность, волю.

Развивающие: Развивать актерское мастерство, восприятие и

наблюдательность, воображение. Развивать артистическую смелость, внимание, сообразительность, ощущение партнера, чувство коллективизма.

Воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе.

Теоретические сведения. Работа над мимикой, жестами, движениями. Что такое перевоплощение.

Практическая работа.

2. Настройка к действию.

- упражнения на развитие собранности и внутренней мобильности к действию. Произвольно сосредотачивать внимание на заданных объектах в присутствии других детей.

  1. Упражнения на преодоление мышечных зажимов.

  2. Восприятие и наблюдательность

  • упражнение для развития слухового восприятия

  • упражнение на развитие осязания

  • упражнения обоняния и вкуса.

4. Развитие артистической смелости и непосредственности -упражнения для выработки готовности быстро и смело откликнуться на поставленные задачи.

5. Действия с воображаемыми предметами (упражнения, придуманные
самостоятельно, по заданию педагога).

  1. Характерность действия.

  2. Действия в условиях вымысла.

- упражнения связанные с оправданием заданного действия вымыслом.

  1. Взаимодействие с партнером.

  2. Словесное взаимодействие.

  1. Темп и ритм действия.

  2. Группировки и мизансцены.

- коллективные упражнения, требующие передвижения группы исполнителей
по сценической площадке;

упражнения, которые помогут овладеть приемами сценической группировки;

  • принцип ступенчатого построения группы;

  • упражнения на пересечении линии

  • радиусы движения.

Изготовление кукол и декораций к постановке театрального представления.

Цели и задачи.

Образовательные: Обучит детей технологи изготовления кукол и декораций,

кройке, шитью, изготовлять эскиз куклы, познакомить с видами швов.

Развивающие: Развивать умение работать с инструментами и материалами

по назначению, кройки, шитья.

Воспитательные: Воспитывать аккуратность при изготовлении кукол.

Валеологическая: Соблюдать технику безопасности при работе с

инструментами и материалами.

Теоретические сведения. Познакомить детей с понятием - эскиз. Подготовка

необходимого материала для изготовления кукол и декораций к спектаклю.

Способы изготовления перчаточных кукол, декораций.

Практическая работа.

Подбор цвета, ткани, ниток для изготовления кукол и декораций. Подбор

цвета и вида красок. Подбор размера иглы. Технология изготовления кукол.

Кройка и шитье одежды кукол и самой куклы. Технология изготовления

папье - маше. Сборка деталей куклы.

Постановка театрального представления.

Цели и задачи.

Образовательные: Умение использовать мимику, жесты, движения при

постановке театрального представления. Вызывать желание выступать перед

зрителями.

Развивающие: Развивать интерес к кукольным спектаклям.

Воспитательные: Воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности.

Теоретические сведения. Подбор пьесы. Подбор персонажей и декораций к кукольному спектаклю. Распределение ролей.

Практическая работа. Работа над текстом пьесы. Использование персонажей и декорации. Разучивание ролей. Выступление перед зрителями.

Учебно - тематический план.

(3 год обучения)

Темы

Количество учебных часов

Всего

Теор.

Практ.

1. Инструменты и материалы, правила

2

2

-

техники безопасности


2. Игровое творчество

22

2

20

3. Основы кукловождения

30

5

25

4. Основы техники речи

23

3

20

5. Основы сценического движения

30

5

25

6. Основы актерского мастерства

30

5

25

7. Изготовление кукол и декорации к

35

5

30

постановке театрального представления




8. Постановка театрального

представления

33

5

28


9. Итоговое занятие. Спектакль.

11

1

10

Итого: 216ч.















Содержание изучаемого курса. (3 год обучения)

Инструменты и материалы.

Цели и задачи:

Образовательные: Знать виды инструментов, материалов необходимых для изготовления кукол и декораций.

Развивающие: Продолжить развивать умение использоваться инструменты и материалы.

Воспитательные: Воспитывать аккуратность при работе и инструментами.

Волеологическая: Соблюдение правил техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

Теоретические сведения. Правила техники безопасности при работе с утюгом. Правила техники безопасности при работе с колющими режущими предметами. Основные правила труда на занятиях. Правила работы с клеем и различными видами красок (акварельные, гуашевые, водоэмульсионные), бумаги. Техника безопасности при работе с лаком.

Практическая работа. Умение пользоваться инструментами и материалами по назначению. Подбор цвета ткани, ниток для изготовления кукол и декораций. Подбор цвета и вида красок. Подбор размера иглы. Работа с лаком.

Игровое творчество.

Цели и задачи:

Образовательные: Умение самостоятельно на заданную тему сочинять истории. Умение создавать игровые образы с помощью мимики, жестов, движения. Умение вживаться в создаваемый образ.

Развивающие: Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности.

Воспитательные: Способствовать воспитанию эстетических чувств и умений работать в коллективе.

Теоретические сведения. Работа над сочинением историй на заданную тему (индивидуальное, коллективное). Работа над созданием игровых образов с помощью движений и мимики. Умение вживаться в создаваемый образ.

Практическая работа. Подбор фонограммы.

  • «В лесу», «Жили - были ...», «Кот и дрозд», «Дрозд и журавль», «Кошки
    мышки», «Как - то раз», «На опушке леса», «Про зайца и лису», «Бабушка и
    котенок» + самостоятельное сочинение сказок (Сочинение сказок, историй).

  • «Котенок потерялся», «Собака и кот», «Колобок на пенсии», «в гостях у сказки», «Котик и козлик», «Девочка, которая не смеялась», «Утро», «На ночь глядя», «Веселые поросята», «История про мышонка»(создание игровых образов с помощью движения, мимики).


Основы кукловождения.

Цели и задачи.

Образовательные: Научить руководить большой напольной куклой, перчаточными куклами.

Развивающие: Развивать навыки кукловождения большой напольной и перчаточными куклами, интерес к приемам кукловождения.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к кукле.

Теоретические сведения. Приемы кукловождения больших напольных и перчаточными куклами. Схема устройства больших напольных кукол. Пальчиковая гимнастика.

Практическая работа.

1. Упражнения для формирования выразительности исполнения. Этюды с «живой рукой».

2. Этюды на игру с предметами.

3. Пальчиковая гимнастика.

Основы техники речи

Цели и задачи. Образовательные: Умение изменять силу и высоту голоса, умение четко, ясно и отчетливо произносить все звуки родного языка с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз, выработать хорошую дикцию, укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти), наладить правильное речевое дыхание. Вызвать интерес к приемам артикуляции. Умение правильно использовать интонационные средства выразительности: логического ударения, пауз, мелодии, изменении голоса, тембра. Уметь выражать мысль более плотно, законченно. Развивающие: Развивать речевое дыхание, речевой слух, силу голоса, дикцию. Развивать умение правильно произносить свистящие и шипящие звуки .

Воспитательные: Воспитывать внимательность, наблюдательность, способность воспитанию чувства коллективизма, умение работать в группе. Теоретические сведения. Приемы работы «у зеркала». Артикуляция. Приемы развития памяти, внимания.

Практическая работа.

Речевое дыхание - упражнения для правильного развития речевого дыхания. Работа над дикцией. Комплекс упражнений для правильного произношения свистящих звуков, шипящих звуков. Речевой слух.

Развитие силы голоса.
Интонационная выразительность.

Разучивание скороговорок, чистоговорки.

Основы сценического движения.

Цели и задачи:

Образовательные: Умение правильно двигаться и «держать» себя на сцене.

Повысить уровень ритмичности, чтобы позволял чутко реагировать на

задания исходящие от музыки. Знакомство с элементарной теорией музыки.

Овладение умением создавать физическое действие в роли на основании

текста. Познание двигательных возможностей своего тела. Научиться

органично сочетать действие слов с движением тела. Умение

импровизировать.

Развивающие: Развивать способность мысленно представлять себе любые

задания, прежде чем выполнить его. Развивать гибкость и подвижность

кистей и пальцев. Развитие действенного, целенаправленного начала в

движениях тела. Развивать чувство ответственности за все, что он делает на

сцене.

Воспитывающие: Умение работать в коллективе, внимательность.

Наблюдательность, координацию. Воспитывать потребность активно и

увлеченно выполнять любое, даже самое простое физическое задание.

Теоретические сведения. Для чего необходимо владеть элементами

сценического движения. Теория музыки.

Практическая работа.

3. Организация учебной группы. Введение организма в тренировочный процесс

- разминочные упражнения;

- упражнения на внимание и координацию.

2. Развитие гибкости и подвижности тела. Укрепление мышц туловища

  • ОРУ на полу;

  • ОРУ на стуле.

3. Тренировочный бег.

- освоение техники правильного дыхания;

4. Воспитание ритмичности.

  • соотношение длительности звуков;

  • акцент.

  1. Осанка и походка. Позы сидя.

  2. Развитие выразительно действующих рук

«Волна», «Плавник», «Змея», «Крест», «Веер», «Крылья», «Схватить -бросить», «Пружинки», «Назойливая муха», «Когти», «Прошу не надо», «Протираем зеркало».
  1. Рече - двигательная координация.

  2. Импровизация.

  3. Сценическое падение.

Основы актерского мастерства.

Цели и задачи:

Образовательные: Умение мимикой, жестом, движением передавать основные эмоции. Умение перевоплощаться. Преодоление мышечных зажимов, умение взаимодействовать с партнером. Помочь преодолеть тормозящие факторы - смущение, застенчивость, скованность, напряженность. Выработать быстроту реакции, внутреннюю готовность к совершению действия, включение в себя в общий процесс. Добиваться организованности в работе, дисциплинированность, волю.

Развивающие: Развивать актерское мастерство, восприятие и наблюдательность, воображение. Развивать артистическую смелость, внимание, сообразительность, ощущение партнера, чувство коллективизма.

Воспитательные: Воспитывать умение работать в коллективе.

Теоретические сведения. Работа над мимикой, жестами, движениями. Что такое перевоплощение.

Практическая работа.

3. Настройка к действию.

- упражнения на развитие собранности и внутренней мобильности к действию. Произвольно сосредотачивать внимание на заданных объектах в присутствии других детей.

  1. Упражнения на преодоление мышечных зажимов.

  2. Восприятие и наблюдательность

  • упражнение для развития слухового восприятия

  • упражнение на развитие осязания

- упражнения обоняния и вкуса.

4. Развитие артистической смелости и непосредственности
-упражнения для выработки готовности быстро и смело откликнуться на
поставленные задачи.

5. Действия с воображаемыми предметами (упражнения, придуманные
самостоятельно, по заданию педагога).

  1. Характерность действия.

  2. Действия в условиях вымысла.

- упражнения связанные с оправданием заданного действия вымыслом.

  1. Взаимодействие с партнером.

  2. Словесное взаимодействие.

  1. Темп и ритм действия.

  2. Группировки и мизансцены.

- коллективные упражнения, требующие передвижения группы исполнителей
по сценической площадке;

упражнения, которые помогут овладеть приемами сценической группировки;

  • принцип ступенчатого построения группы;

  • упражнения на пересечении линии;

  • радиусы движения.

Изготовление кукол и декораций к постановке театрального представления.

Цели и задачи.

Образовательные: Обучит детей технологи изготовления кукол и декораций,

кройке, шитью, изготовлять эскиз куклы, познакомить с видами швов.

Развивающие: Развивать умение работать с инструментами и материалами

по назначению, кройки, шитья.

Воспитательные: Воспитывать аккуратность при изготовлении кукол.

Валеологическая: Соблюдать технику безопасности при работе с

инструментами и материалами.

Теоретические сведения. Познакомить детей с понятием - эскиз.

Практическая работа.

Подбор цвета, ткани, ниток для изготовления кукол и декораций. Подбор

цвета и вида красок. Подбор размера иглы. Технология изготовления кукол.

Кройка и шитье одежды кукол и самой куклы. Технология изготовления

папье - маше. Сборка деталей куклы.

Постановка театрального представления.

Цели и задачи.

Образовательные: Умение использовать мимику, жесты, движения при

постановке театрального представления. Вызывать желание выступать перед

зрителями.

Развивающие: Развивать интерес к кукольным спектаклям. Воспитательные: Воспитывать устойчивый интерес к театрально - игровой деятельности.

Теоретические сведения. Подбор пьесы. Подбор персонажей и декораций к кукольному спектаклю. Распределение ролей.

Практическая работа. Работа над текстом пьесы. Использование персонажей и декорации. Разучивание ролей. Выступление перед зрителями.




Учебный проект «Карнавальные маски (шляпки)»

Методическое представление

  • Введение

  • Методический паспорт учебного проекта

  • Осуществление учебного проекта

  • Заключение.

Введение. «Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проекта лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся; умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». (Е.С. Полат) Этот метод наиболее полно отражает два основных принципа коммуникативного подхода к обучению: мотивация к учению - в проектной работе она всегда положительна - и личный интерес: проект отражает интересы учащихся, их собственный мир. Целью использования проекта является желание привить вкус к овладению посильным изготовлениям карнавальных масок (шляпок), умение самостоятельно принимать решение в выборе образца масок (шляпок) или придумать свои образцы. Педагог в этой ситуации не только активный участник образовательного процесса: он не сколько учит, сколько понимает и чувствует, как ребенок учится сам. Это задача личностно ориентированной педагогики.

Роль педагога в проектной деятельности:

  • помогает ученикам в поиске источников;

  • сам является источником информации;

  • координирует весь процесс;

  • поддерживает непрерывную связь с детьми;

  • организует представления результатов работы в различных формах.

Проектное обучение активизирует усвоение знаний учениками, поскольку оно:

  • ориентировано на личность учащегося;

  • использует множество дидактических приемов;

  • самомотивирумо;

• позволяет само реализоваться учащимся и приносит им удовлетворение от собственного труда. Анализируя учебный проект, педагог мысленно представляет реакцию детей, обдумывает форму предложения рассмотреть проблему, найти решение задачи проекта, окунуться в ситуацию сюжета. Учащиеся, личностно и «присваивая» проблему проекта, стремятся к оптимальной форме ее разрешения, что повышает качество обучения.

Методический паспорт учебного проекта.

Проект: «Карнавальные маски (шляпки)» Предмет: Кукольный театр

Тип проекта: Творческий

Планируемый результат: Изготовление карнавальных масок (шляпок), демонстрация перед зрителями. Цели:

Развивать умение работать с техникой папье - маше, картоном. Умение подбирать цвет, тон красок, ниток, гуаши. Развивать внимательность, фантазию, воображение, аккуратность, умение синтезировать полученные ЗУН и выбирать необходимое. Воспитывать способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творческих усилиям товарищей, давать адекватную оценку полученным результатам (как собственным так и чужим). Задачи учебно - педагогические: - приобщение к полезной деятельности;

  • развитие эстетического вкуса;

  • овладение техников папье - маше;

  • развитие творческих способностей.

Мотивация к познанию, работе: самомотивация от удовлетворения собственным трудом, личный интерес учащегося, самореализация. Время работы над проектом: декабрь.

Осуществление учебного проекта.

Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое место, необходимые инструменты и материалы и может получать консультацию педагога.

Работа над проектом разбита на IV этапа.

I этап. Подготовка

1. Подготовка инструментов и материалов необходимых для работы.

  1. Правила техники безопасности при работе с колющими режущими предметами. Правилами работы с клеем, аппликацией, измерения.

  2. Рассмотрение возможных вариантов изготовления масок (шляпок), предложения...

II этап. Планирование Определив задачи, вырабатывается план действия, проводится анализ проблемы: что уже есть и что нужно было бы сделать.

III этап. Изготовление карнавальных масок (шляпок) Основа изготавливается техникой паьпе - маше или из картона. Затем по усмотрению детей расписывают красками, гуашью, обтягивают тканью, добавляют свои составляющие элементы.

IV этап. Оценка результата Участники проекта делятся мнением. Педагог оценивает работы учащихся. Подготовка к демонстрации карнавальных масок (шляпок).

Заключение. Участие в осуществлении данного проекта позволяет открыть много неожиданного в своей фантазии. Это путь к саморазвитию личности, через самореализацию в предметной деятельности. Помимо работы над конкретным заданием, предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом. Проектная деятельность способствует истинному обучению, т.к. она:

  • личностно ориентирована;

  • характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее
    выполнения;

  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;

  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;

  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.
    При осуществлении проекта ценны не только его результаты, но и сам процесс,
    который позволяет учащимся почувствовать себя творческими личностями,
    свободными от преподавательского диктата, педагогу и учащимся - лучше
    понять друг друга.




Примерные образцы карнавальных масок (шляпок)

ЛЯГУШКА Для того чтобы сделать маску лягушки, к основной форме надо прилепить глаза. Определите высоту маски и приступайте к формовке, смазав модель вазелином.

Программа внеурочной деятельности «Театр-творчество-дети»
Когда папье-маше высохнет, отделите его от модели. Подро: няйте края маски, срезав лишние кусочки бумаги, и обработав те напильником. Приложите маску к лицу и наметьте отверстия для гла; Возьмите острое шило, проколите маску в намеченных местах. Обработайте отверстия круглым напильником. Загрунтуйте покрасьте маску. Отверстия для глаз вполне могут совпасть с ноздрями лягут ки или поместиться на линии рта. Поскольку рот нарисова темной краской, дырочки будут незаметны.



ШЛЯПКА «ЧАШКА»

Программа внеурочной деятельности «Театр-творчество-дети»


Чтобы сделать такую шляпку, кроме основной понаадобится еще одна форма. Наверняка с ней не будет проблем, гак как она уже ждет вас на кухне.

Программа внеурочной деятельности «Театр-творчество-дети» Сделайте чашку внутренним матированием. После высыхания папье-маше отделите его от формы. Внутреннюю поверхность чашки обклейте бумагой или тканью. Можно загрунтовать ее так же, как и внешнюю, но поверхность внутри обрабатывать не так просто, как снаружи. Когда будут готовы, обработаны и загрунтованы обе формы, склейте их. Место их соединения подработайте напильником, сделав маленькие площадки: благодаря этому склеиваемая поверхность увеличится и соединение верхней и нижней части будет крепче. Приклейте по внутреннему краю шляпки полоску поролона, а по бокам чашки - две сушки, которые будут изображать ручки. Предварительно слегка обработайте каждую сушку напильником в месте соединения с чашкой.





Список литературы.

  1. Г. Залкинд, В. Кусов. «За столом» и «на ширме», М.: «Просвещение», 1979.

  1. В. Штейн. Этюды с куклами. М.: «Просвещение», 1973 .

  2. Г. Н. Карамаренко. Кукольный театр. М.: «Просвещение», 1982 .

  3. В. Д. Прохорова. Хоровод кукол. М.: «Искусство», 1989 .

  4. В. С. Горичева. Куклы. Ярославль. «Академия развития», 1999 .

  5. М. Давидовски. Веселые куклы. М. «Внешсигма», 1998 .

  6. Н. Петров. Что и как в театре кукол. - М. : Просвещение, 1980.

8. Бельтюкова П.. Папье маше. - Санкт - Петербург: Валерии СПД, 2001.

  1. Журнал «Дошкольное воспитание», № 8, 9, 10, 11, научно -
    методический журнал, 1996 г.

  2. Гиацинтова С.В. Жизнь актера. - М.: Просвещение, 1999 г.

  3. Кох Э.И. Основы сценического движения.- М.: Просвещение, 2003 г.

12. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского. - М.:Просвещение, 1968 г.

  1. Кристи Г.В. Основы актерского мастерства. - М.: Советская Россия,1970г.

  2. Моров А.Г. Три века русской сцены. - М.: Просвещение, 2006 г.

  3. Чеботаревская Г.Б. Путешествие по театральной программке. - М.:Просвещение, 1995 г.

  4. Стромов Ю.А. Путь актера к творческому перевоплощению. - М.Просвещение. 2006 г.

  5. Сохина Ф.А. Развитие речи. - М.: Просвещение, 1990 г.

  1. Фомичева М.Ф. воспитание у детей правильного произношения (учебное пособие для училищ) - М.: просвещение. 2005 г.

  2. Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность школьников, дошкольников. М.: Просвещение, 2004 г.

20. Гибсон Р. Карнавал (маски, костюмы), М.: Росмэн, 2002 г.

  1. Герасимова А.С. и др. Энциклопедия обучения и развития дошкольников. - СПб.: Издательский Дом Нева; М.: Алма - Пресс, 2002 г.

  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: Арти, 2005 г.

23. Смелова Ж.ж. Сценарии и репертуар (журнал), № 4. 2008 г.

  1. Верещагина Е.М., Костомаров В.Г. Русские народные пословицы, поговорки, крылатые выражения. - М.: Русский язык, 1979 г.

  2. Акинин В.П. Русские пословицы и поговорки. - М.: Художественная литература, 1988 г.

  3. Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для
    детей. - М.: Айрис Пресс, 2007 г.

30

© 2010-2022