Урок технологии «Экономность-это не жадность, а рачительность»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ближнеигуменская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области» Акиньшина Елена Ивановна учитель начальных классов


Урок технологии методом проектов в 4 классе

УМК «Начальная школа XXI века»


Тема: «Экономность - это не жадность, а рачительность» Цель: формирование экономического мышления учащихся. Задачи урока:

  • продолжить работу над понятием «ремейк», его значением для промышленности;
  • формировать систему общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся при работе с бросовым материалом;
  • развивать умение работать по самостоятельно составленному проекту;
  • развивать творческие способности учащихся, совершенствовать речь при защите проектов.
Материалы: жестяные банки, цветная бумага, цветной картон, пеноплен, другие полимеры, скотч, клей ПВА, упаковки от таблеток, чёрный маркер. Инструменты: ножницы. I. Организационный момент. Тренинг «Создаём хорошее настроение» -Улыбнитесь, пожелайте друг другу успехов в работе и хорошего настроения на уроке! II. Организация рабочего места: цветная бумага, клей, скотч, ножницы, полимеры, чёрный маркер, шаблоны; III. Мотивация к учебной деятельности - Девизом нашего сегодняшнего урока является пословица, которую нужно составить из разбросанных слов: ДРУЖНО НЕ БУДЕТ БЕРИСЬ ГРУЗНО (Берись дружно - не будет грузно!) - Какие пословицы о труде, о взаимопомощи вы знаете ещё? IV. Актуализация опорных знаний - Вы уже знаете такой вид деятельности, как техника ремейк. Кто помнит, что означает это слово в переводе с английского языка? (Переделка). Вам также известно, что многие современные технологии носят это название. Такой процесс в промышленности очень важен. Докажите, почему? Сообщение учащегося. Сохраняются природные ресурсы, а старые использованные и ненужные вещи приобретают новую жизнь. Сырьём для производства служат уже использованные материалы: ткань, бумага, пластик, поролон и т.д. - В домашних условиях тоже можно осуществить некоторые технологии ремейка. Приведите свои примеры, как вы дома переделываете старые, ненужные вещи в полезные изделия? Сообщение учащегося. - Сделанная вашими руками вещь подарит вашему дому тепло и уют, вашим родственникам и друзьям радость от оригинального подарка, а вам - удовлетворение от хорошо выполненной работы и экономию в семейный бюджет. Ведь цена такой вещи не рубли, а ваше умение, терпение, фантазия и творчество. V. Обсуждение проекта, объекта труда - Посмотрите на эти жестяные баночки из-под кофе. Какую нужную вещь вы бы из них сделали? Ваши предложения. А я вам предлагаю сделать необычные копилки. А как вы думаете, хорошо ли копить деньги? Не является ли это признаком жадности? (Мнения детей). - Вот мы и поговорим о том, что такое экономность и сравним её с жадностью. VI. Реализация построения проекта 1. Словарная работа (На доске написано новое слово «экономика»). - Экономика, или экономность в переводе с греческого языка означает «управление домом». Экономика страны - это хозяйство страны в широком смысле. Как вы понимаете, это очень сложное дело, так как это управление должно быть, в первую очередь, бережливым, а бережливость проявляется, прежде всего, в умении правильно распределять свой бюджет. Ведь, если человек не будет рассчитывать свой семейный бюджет, то вряд ли до зарплаты ему хватит денег… Бывает так, что, купив что-то дешевле, а в чём-то себе отказав, мы сэкономили. И далее замечаем, что небольшая экономия в течение, скажем, месяца, складывается в заметную сумму. - А вы, ребята, когда-нибудь экономили? Если нет, то давайте попробуем. Для этого вам будет нужна копилка, в которую вы будете ссыпать по монетке. Что бы вы купили на сэкономленные деньги? (Рассуждения учащихся). Вывод: Экономия с целью - не жадность, а рачительность.[2] 2. Форма работы - Я даю вам образцы работ - готовые изделия. На верху копилок лежат монеты. Я очень надеюсь, что их останется столько же и к концу урока. - Скажите, пожалуйста, а почему воровать - значит поступать очень плохо? (Мнения детей). - Работать вы будете традиционно, в группах. Только усложним задачу. Так как вы уже четвероклассники, то мастерить копилку будете не по готовому проекту, как раньше, а по самостоятельно составленному плану. Этим займутся руководители групп. А ещё они окажут вам посильную помощь в работе. - Помогайте друг другу, делитесь друг с другом! 3. Виды и свойства используемого материала - Мы будем использовать следующие материалы: жесть, полимерные вещества, различную бумагу. - Что такое жесть? Из чего её получают? Сообщение учащегося. - Материалы, которые мы ещё будем использовать - необычные, но распространённые. О нем мы послушаем стихотворение, которое прочтёт ….

В свете есть такое диво,

Вот молва идет правдива-

Материалы нынче есть.

Что не можно глаз отвесть:

И красивы, и практичны,

И легки, и нетоксичны.

Правду молвят или лгут-

Их пластмассами зовут. Ребята, вообще пластмасса - это как бы фамилия. А имен у нее много. Первые два брата - пенопласт и поролон. Когда они были горячими и жидкими, в них добавили специальное вещество. А им не нравится высокая температура, они разозлились и стали выпускать газ. Этот газ надул у пенопласта шарики, а у жидкого горячего поролона газ насквозь продул дырочки - поры. Когда они остывают, то перестают быть жидкими. Еще всем известен полиэтилен и пластик. Современная промышленность использует для упаковки продукции эти синтетические полимерные материалы: такие упаковки легки, прочны, практичны и красивы. Но, после использования их, как правило, выбрасывают и тем самым надолго загрязняют окружающую среду. Почему?

(Потому что эти материалы очень долго разлагаются). [1] - О бумаге мы знаем с первого класса. Это самый дешёвый и распространённый материал. Насчитывается до 600 видов бумаги. Но кто и когда её изобрёл?

Сообщение ученика: Бумагу изобрёл китайский учёный по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил его сушиться на солнце. 4. Инструменты - Какие инструменты помогут нам в работе? (Ножницы). - Давайте повторим правила по технике безопасности при работе с данными инструментами:

  • Нельзя держать ножницы концами вверх.
  • Нельзя резать ножницами на ходу.
  • Передавать ножницы только в закрытом виде, держа их за рабочую часть.
  • Нельзя подставлять под ножницы пальцы левой руки.
-А как обращаться с клеем?
  • Пользоваться клеем при помощи кисточки.
  • Если клей всё же попал в глаз, то промыть его холодной водой.
VII. Музыкальная физкультминутка - Вы уже устали. Проведём физкультминутку. VIII. Самостоятельная работа учащихся в группах над проектом по эталону IX. «Защита» проектов. Рефлексия X. Итог урока - Что нового вы узнали на уроке? А что вы знали и умели раньше? XI. Домашнее задание - Придумайте проект такой копилки, чтобы крышка была закрытой, и вы не соблазнились взять деньги раньше времени.
Использованная литература: 1. «Начальная школа», 2005 г., №6. Метод творческих проектов на уроках технологии в 4 классе, стр. 44-47. 2. «Новейшие технологии начального образования», Ростов-на-Дону, 2004 г., «Феникс», стр. 166.Автор Е.Л.Харитонова


© 2010-2022