Статья на тему: Здоровьесберегающие технологии
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дубровина Р.Ф. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели: Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными, вот поэтому я и решила посвятить свою статью данной теме. Здоровье каждого человека определяется отношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействия полезных для здоровья факторов, с другой стороны. Степень успешности этой деятельности - устранение вредных воздействий (корректировка окружающей среды) и повышение устойчивости к ним (тренировка, повышение адаптационных способностей организма) - определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья. Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье (патогенные факторы), в аспекте охраны здоровья учащихся, необходимо разделить их на 2 большие группы: факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»), и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников. Рассмотрим для начала нескольких общих факторов, наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников, на которые указывают многие исследователи и практики. Во-первых, это воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов. Во-вторых, воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов. К таковым относится воздействие электромагнитных полей, частые поездки на транспорте («транспортное утомление»), социально - психологические стрессы, неизбежные при интенсивных межличностных взаимодействиях, и травмирующее психику воздействие средств массовой информации, заполонившей эфир рекламой, сценами насилия и убийств. Именно эти «атрибуты городской жизни» определяют происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний, проявлений агрессии. В-третьих, отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. В-четвертых, несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности, детей и подростков школьного возраста. Приведем примерный перечень внутришкольных факторов, представляющих потенциальную угрозу для здоровья учащихся. I. Гигиенические условия, факторы - шум
- освещенность
- воздушная среда
- размер помещений, кубатура
- дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)
- используемые стройматериалы, краска
- мебель: размеры, размещение в помещении
- видеоэкранные средства - компьютеры, телевизоры
- пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
- качество питьевой воды, используемой в школе
- экологическое состояние прилегающей к школе территории
- состояние сантехнического оборудования.
II.Учебно-организационные факторы (зависящие в большей степени от администрации школы) 2.1. объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника 2.2. расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году 2.3. организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.) 2.4. объем физической нагрузки - по дням, за неделю, за месяц (на уроках физкультуры, на переменах, во внеучебное время) 2.5. медицинское и психологическое обеспечение школы 2.6. интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы 2.7. наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся III. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя) 3.1. психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок 3.2. стиль педагогического общения учителя с учащимися 3.3. характер проведения опросов и проблема оценок 3.4. степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно группы риска) 3.5. особенности работы с «трудными подростками» в классе 3.6. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников 3.7. степень ограничений в свободе естественных телесных, эмоциональных и мыслительных проявлений учащихся на уроках (и вообще во время пребывания в школе) 3.8. личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений 3.9. профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий. Перечисленные и другие аналогичные им факторы - это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня здоровья подрастающего поколения. В этих условиях здоровьесберегающие технологии являются одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников. Здоровьесберегащие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии - регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало - конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий; построение урока с учетом работоспособности детей, использование средств наглядности; обязательное выполнение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой и т. д.) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики - сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов. При освоении школьных предметов на уроках детьми выполняются преимущественно следующие виды учебных действий: аудиовизуальные, речевые, локомоторные, счетно-решающие, аналитико-синтетические. Близкие по характеру выполнения учебных действий предметы не желательно располагать на смежных уроках. В младших классах недопустимо ставить в расписании сдвоенные уроки по изучению одного предмета, т. к. это приводит к быстрому утомлению школьников. Физкультура и физический труд снимают умственное утомление школьников и поддерживают их работоспособность на стабильном уровне. Поэтому эти предметы следует ставить 3-4-м уроком и в учебные дни, с которых начинается падение работоспособности у детей и подростков (четверг, пятница) Для поддержания недельной динамики работоспособности школьников необходимо предусматривать в расписании занятий облегченный день в середине недели. Облегченный день создается как путем уменьшения длительности или числа уроков, так и планированием на этот день двух-трех уроков по изучению легких предметов (физическая культура, технология, музыка, изобразительное искусство) Для преодоления отрицательных последствий обучения, по мнению многих учителей и по моим личным наблюдениям за учащимися, нужны следующие средства. 1). Средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучения. Это физические упражнения, рекомендованные валеологами, медиками, физиологами, гигиенистами. К ним относятся физкультминутки, упражнения для глаз, «перемена поз» (по В. Ф. Базарному); уражнения, стимулирующие биологически активные точки (по А. А. Уманской); комплекс физических упражнений - наклонов, приседаний, вращательных движений и тому подобное (см. Приложение 1). Важное место в системе обучения должна занять и «психогимнастика» - то есть упражнения, игры, направленные на развитие умения общаться со сверстниками,выражать свои чувства и т. д. Психогимнастика поможет сформировать положительные черты характера, изжить страхи. 2). Ко второй группе можно отнести средства, организующие процесс усвоения предметного содержания, но прямо его не затрагивающие. Это физические упражнения, совмещённые с выполнением учебных заданий. Например, на уроке математики учащиеся, выполняя двигательные упражнения, сопровождают их счётом, измерением, проговариванием, конструируют пространственные образы математических понятий, используют приём «живого построения» различных предметов и математических действий. 3). В третью группу можно включить средства «завлекательного характера». Это такие задания и формы организации, которые своей внешней привлекательностью незаметно втягивают учащихся в деятельность по освоению предметного содержания. Такие задания представляются с помощью ярких картинок, включаются в сказочный или занимательный сюжет. Вначале детей привлекает яркая изобразительная или словесная форма. Задача учителя - переключить внимание и интерес детей с формы на содержание. 4). К четвёртой группе относятся средства, помогающие ребёнку стать не только объектом, но и субъектом обучения, обеспечивающие личностно - значимый смысл собственно предметному знанию, понимание и принятие учащимся содержания учебного материала (см. Приложение 2). Воздействие этих средств на здоровье детей очень значимо, хотя и проявляется не так явно, как воздействие плохого освещения или неправильного двигательного режима, они оказывают воздействие на отношение ребёнка к содержанию и процессу обучения, на его психологическое здоровье, а через него и на физическое. На мой взгляд, все эти средства организации обучения сводят к минимуму отрицательные воздействия процесса обучения на здоровье учащихся. Быть здоровым - естественное стремление человека. Целостность, гармония человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, поэтому такого человека я пытаюсь создать, начиная с 1 класса. Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.
Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Сегодня перед школой стоит проблема совершенствования работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной деятельности учащихся. Поэтому одна из основных целей, которую я ставлю перед собой в процессе обучения младшего школьника, является работа в русле педагогики здоровья, формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, отвечающего медицинскому и педагогическому принципу: «Не навреди!»