Духовно-нравственное воспитание в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Актуальность программы определяется сложностью темы, поскольку духовно-нравственное воспитание личности рассматривается не только как одно из направлений содержания воспитательных программ, но и как стержень, базовая основа процесса воспитания во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий. Духовно-нравственное воспитание - это и система воспитательных мер, и специально организованный воспитательный процесс, и воспитательная деятельность, направленные на формирование и развитие духовно-нравственных качеств человека. Программа - это документ максимально практический. Его предназначение - помочь педагогу в реализации воспитательного процесса, т.е. действий, направленных на развитие личности ученика, его внутреннего мира. Система работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся МБОУ НШДС№1 представляет собой реализацию программы «Открытие мира ребенком» через тематические познавательно-игровые занятия интегративного курса «Открытие мира ребенком», самостоятельная познавательная деятельность детей (моделирование, микроисследования, детское экспериментирование и др.), интегрированные с программой «ОМР» занятия и уроки по изодеятельности, родному языку, математике, литературе и др. Представленной системе работы с детьми свойственна развивающая направленность, т.к. заданное тематическое содержание ориентируется на становление интереса к познанию мира и себя в нем, на выявление закономерностей, связей и зависимостей предметов и явлений мира, обогащающих опыт ребенка и выявляющих его индивидуальные возможности и уровень развития. Содержание программы реализуется в разных видах детской деятельности, интегрируясь с ним. Одним из методов овладения содержанием является поисковая деятельность. Познание ребенком многообразия окружающего мира и себя в нем осуществляется с помощью наблюдений, исследований: Что это? Почему? Зачем? Когда это появилось? Чем можно заменить? и т.д., через развивающие игры, игровые упражнения и прочее. Реализация предложенного содержания осуществляется успешно лишь при условии применения наиболее эффективных игровых и учебно-игровых пособий, таких как модели, макеты, схемы, дидактические игры, и др.














Виды деятельности и формы занятий с обучающимися по основным направлениям

духовно-нравственного воспитания и развития 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

Основное содержание

Виды деятельности

Формы организации занятий Элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; представления о символах государства - Флаге, Гербе России, о флаге и гербе Челябинской области и Нязепетровского района; Получение первоначальных представлений о Конституции Российской Федерации, ознакомление с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом Челябинской области и Нязепетровского района. Изучение плакатов, картинок, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных учебным планом. Элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города; Знакомство с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, детскими школьными организациями октябрят и пионеров. В процессе посильного участия в социальных проектах и мероприятиях. уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; Получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми - представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни. В процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, фольклором, особенностями быта народов России. В процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, изучения вариативных учебных дисциплин. Элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина. В процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко - патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин Интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение; Знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников. В процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвящённых государственным праздникам. Любовь к школе, своему городу, народу, России; Участие во встречах и беседах с выпускниками своей школы, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. Уважение к защитникам Родины; Участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов; проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества; подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, сюжетно-ролевых игр на местности, встреч с ветеранами ВОв и труда, военнослужащими. Умение отвечать за свои поступки; негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

Основное содержание

Формы организации

Ответственные Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения. Классный час «Правила поведения в школе» «Как надо вести себя на улице, в магазине, в гостях?» Диспуты «Что такое хорошо и что такое плохо?» Классные руководители начальных классов, педагог - организатор, школьный библиотекарь. Участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся забота о животных, природе. Акция «Прилетите птицы» (строим домик для пернатых), Акция «Милосердие», Акция «Вахта памяти», Акция «Земля-планета людей» Зам. директора по ВР, педагог-организатор. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье. Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье. Праздники вместе с родителями. Конкурс творческих работ: «История и традиции моего города», «История и традиции моей семьи». Классные руководители, работники культуры и учреждений дополнительного образования. Получение первоначальных представлений о ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. Заочные путешествия «Традиции народов России» Посещения музеев. Классные руководители, учителя образовательной области «Искусство», преподаватели курсов внеурочной деятельности. Ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей с деятельностью православных религиозных организаций. Экскурсия в церковь города. Встреча с религиозным деятелем. Классные руководители совместно с родителями. 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

Основное содержание

Виды деятельности

Формы организации занятий Первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; элементарные представления об основных профессиях; элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; Узнают о профессиях своих родителей (законных представителей) и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных». В процессе изучения учебных дисциплин и проведения внеурочных мероприятий обучающиеся получают первоначальные представления о роли знаний, труда и значении творчества в жизни человека и общества: участвуют в экскурсиях по городу, встречах с представителями разных профессий; Презентация «Труд моих родных». Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно - трудовых проектов; умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно - трудовых заданий; умение соблюдать порядок на рабочем месте; бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; Приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду (посредством презентации учебных и творческих достижений, стимулирования творческого учебного труда, предоставления обучающимся возможностей творческой инициативы в учебном труде); получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно - трудовой деятельности учатся творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов на практике приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих организаций социума. В ходе сюжетно - ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий Конкурсы: - На лучшую тетрадь, - На лучшего чтеца. Конкурсы по трудовой тематике на лучшую поделку: из природного материала, оригами, аппликация. Изготовление подарков. Отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей Приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома; участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с биографиями выпускников, показавших достойные примеры высокого профессионализма, творческого отношения к труду и жизни. Деятельность школьников на пришкольном участке в учебное и каникулярное время. 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

Основное содержание

Виды деятельности

Формы организации занятий Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. Приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья; участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; практическое освоение методов и форм физической культуры, здоровьесбережения, простейших элементов спортивной подготовки; составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания; получение элементарных представлений о взаимосвязи, взаимозависимости здоровья физического, нравственного (душевного) и социального-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива), получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека, отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой. В ходе уроков физической культуры и других учебных дисциплин (например, в курсе «Окружающий мир» разделы: «Здоровье и безопасность», «Путешествия», «Как устроен мир», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность»), бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, в спортивных секциях школы, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований. Через здоровьесберегающие формы досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия школы и местного социума. В ходе бесед с педагогами, школьными психологами, медицинскими работниками, родителями. 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

Основное содержание

Виды деятельности

Формы организации занятий Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе. Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой В ходе изучения учебных дисциплин «Окружающий мир», некоторых тем «Литературное чтение», «Обучение грамоте», курсов внеурочной деятельности экологической направленности: бесед, просмотра учебных фильмов «Мой край», «Растения нашей местности». Ценностное отношение к природе и всем формам жизни. Получение первоначального опыта эмоционально - чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе В ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю. Элементарный опыт природоохранительной деятельности. Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности (на пришкольном участке, экологические акции, десанты - уборка территории школы, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка пришкольной территорий от мусора и т. д.), в деятельности школьных экологических патрулей; участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов; Бережное отношение к растениям и животным. Усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой (при поддержке родителей (законных представителей). Расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями (законными представителями) в экологической деятельности (проект «Комфорт и уют пусть на улице у нас живут») по месту жительства. 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

Основное содержание

Виды деятельности

Формы организации занятий Представления о душевной и физической красоте человека; формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; интерес к занятиям художественным творчеством; стремление к опрятному внешнему виду. Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России; ознакомление с эстетическими идеалами, традициями; художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами. В ходе изучения учебных дисциплин и курсов внеурочной деятельности, виртуальные знакомства с лучшими произведениями искусства в музеях, на выставках. Классный час «Художественные ценности России и малой родины» Знакомство с понятием «Ландшафтный дизайн» на примере оформления двора у дома, школьного двора. Представление творческих работ по мотивам семейных экскурсий: «Осень - очей очарованье», «В царстве Морозко», «Природа просыпается». Отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве школы и дома, сельском ландшафте, в природе в разное время суток и года, в различную погоду; разучивание стихотворений, знакомство с картинами, участие в просмотре учебных фильмов, фрагментов художественных фильмов о природе; обучение видеть прекрасное в поведении и труде людей, получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности, умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества участие вместе с родителями (законными представителями) в проведении выставок семейного художественного творчества, творческих вечеров получение элементарных представлений о стиле одежды как способе выражения внутреннего, душевного состояния человека; участие в художественном оформлении помещений. В ходе изучения вариативных дисциплин, в системе экскурсионно - краеведческой деятельности, внеклассных мероприятий, посещение театрализованных народных праздников Экскурсия «Красота родного края» Конкурс рисунков, На классных часах, в беседах о прочитанных книгах, художественных фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх различать добро и зло, отличать красивое от безобразного, плохое от хорошего, созидательное от разрушительного.





Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно - нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка и становление личностных характеристик выпускника начальной школы.
Объективная оценка определяется социологическими и психолого-педагогическими исследованиями (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов). Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора. Используемые диагностики (Приложения) - диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); - диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); - изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской) - диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); - диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); - диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой); - письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?»; - диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной); - диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.
























1. Модель выпускника начальной школы Модель выпускника 1 класса − умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале и действовать в соответствии с указаниями педагога; − умеет строить отношения со взрослыми, сверстниками, доброжелателен в отношениях с людьми; − дисциплинирован, знает правила поведения в общественных местах; − имеет представление о здоровом образе жизни, элементарные культурно-гигиенические навыки, обладает хорошей работоспособностью, развиты двигательные и моторные навыки; − знает элементарные правила безопасного поведения при взаимодействии с другими людьми, правила поведения на улице, в быту, школе; − владеет доступными видами общественно-полезного труда − владеет наглядно-образной памятью. 2 класса − умеет управлять своим вниманием, самостоятельно его организовать; − владеет разнообразными формами и средствами общепланирования в совместной продуктивной деятельности; − проявляет чувство ответственности за живое существо, начатое дело, результат совместной деятельности, сдержан, тактичен; − выполняет основные положения здорового образа жизни, правила личной и общественной гигиены, особенности охраны здоровья в разные времена года; − выполняет правила безопасного поведения на улице, в быту, при контактах с людьми; − трудолюбив, умеет правильно организовать свой труд, поддерживать, контролировать правильность своих действий; − владеет словесно-логической памятью; 3 класса − обладает устойчивостью внимания, умеет распределять и переключать свое внимание; − проявляет интерес к людям, общителен, доброжелателен, склонен не к конфликтам, а к сотрудничеству; − умеет контролировать свое поведение, различать разные позиции в общении, оценивать свое положение в системе социальных отношений; − выполняет основные положения здорового образа жизни, относится к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности, имеет прочные культурно-гигиенические навыки, умеет оказывать первую медицинскую помощь; − знает и выполняет условия безопасного поведения на улице, в быту, условия безопасности при пользовании общественным транспортом, знает правила дорожного движения; − обладает потребностью трудиться и осознает необходимость трудовой деятельности, умеет самостоятельно ориентироваться в любой работе, трудовой деятельности; − умеет управлять своей памятью и регулировать ее проявление. 4 класса − владеет произвольным вниманием, умеет организовывать и регулировать свое внимание, сознательно управлять им; − имеет первоначально отработанную произвольную память; − коммуникативен, владеет культурой общения, бережно относится к общечеловеческим ценностям; честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, настойчив в преодолении трудностей; − ведет здоровый образ жизни, осознанно относится к здоровью и физической культуре, владеет антистрессовой защитой, умеет применять простейшие способы оказания первой медицинской помощи; − способен действовать в чрезвычайных ситуациях, сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих; − способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, строить новый проект своих действий, способен к рефлексии, саморегуляции, к сознательному управлению своим поведением; − владеет культурой самоопределения личности, стремится к самосовершенствованию, мотивирован на достижение успеха, на дальнейшее продолжение образования в основной школе; − он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее отечества, приверженный общечеловеческим духовным идеалам; − обладает уверенностью в себе, чувством собственного достоинства, положительной самооценкой.


© 2010-2022