Конспект урока по окружающему миру. в 3 классе Красная Книга России

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Северная средняя общеобразовательная школа




Конспект внеклассного занятия

по окружающему миру

в 3 классе

по теме:

Красная книга России.









Подготовила:

Учитель начальных классов

Рыбкина Ольга Васильевна

п.Северный, 2012 год


Тема: "Красная книга России."

Цели и задачи урока:

Образовательно - развивающие:

  1. рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих животных России;

  2. раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны;

  3. учить осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать;

  4. Развивать навыки наблюдательности, основы исследовательской работы при изучении отдельных видов животных, занесённых в Красную книгу.

Воспитательные:

  1. Любовь к живым существам.

  2. Потребность в бережном отношении к природе.

  3. Умение наблюдать и видеть прекрасное в окружающем мире.

  4. Помощь детям в составлении основных правил поведения в природе.

  5. Эмоциональное развитие, воспитывать способности к сопереживанию, рефлексии, эстетической способности переживать красоту окружающего мира.
Предварительная работа: Учащиеся делятся на 5 групп и готовят проекты по проблемным вопросам:
  1. Вопрос: «Что такое Красная книга»?
1-й проект: «Что такое Красная книга?» - электронная презентация.
  1. Вопрос: «Какие животные нуждаются в охране»?
2-й проект: оформление фото-стенда «Животные Красной книги России».
  1. Вопрос: «В чём причины гибели животных»?
3-й проект: выпуск газеты «SOS!»
  1. Вопрос: «Что вы знаете о заповедниках России»?
4-й проект: оформление книжки - раскладушки «Заповедники России и Московской области».
  1. Вопрос: «Что значит: быть природе другом»?
5-й проект: электронная презентация и выставка детских рисунков на тему «Правила друзей природы». Оборудование:
  1. Видео - клип: «Все на свете нужны».
  2. Видео - клип: «Как прекрасен этот мир!»
  3. Видео - клип: «Зверобика» - для физпаузы.
  4. Выставка книг по теме занятия.
  5. Мультимедиапроектор.

  6. Экран.

  7. П.О. - энциклопедия Кирилл и Мефодий, MS PowerPoint, Flash-player.

  8. Компьютер.

Ход занятия:

Организационный момент.

  1. Эмоциональное введение в тему урока.

Прослушивание и просмотр видео - клипа «Как прекрасен этот мир!» - Ребята, сейчас вы посмотрели видео - клип. Как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы. Чтобы она оставалась такой красивой, щедрой, загадочной, бескорыстной, доброй ее надо любить, охранять и защищать. Чтобы охранять и защищать природу надо знать, кто в этом нуждается.

  1. Постановка проблемного вопроса по теме и задачам урока.
- Послушайте стихотворение и попробуйте догадаться, о чём мы сегодня будем говорить.

Охраняется Красной книгой,
Столько редких зверей и птиц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга Красная,
Может, значит, она, что природа умрёт?
Цель у неё иная: Всё живое хранить зовёт.


- Кто из вас сможет назвать тему урока? ( Мы будем говорить о Красной книге).

(На доске открывается запись) Тема: Красная книга России. Правила поведения в природе. Вопросы: 1. «Что такое Красная книга?» 2. «Какие животные нуждаются в охране?» 3. «В чём причины гибели животных?» 4. «Что вы знаете о заповедниках России?» 5. «Что значит: быть природе другом?»
- Для того, чтобы ответить на данные проблемные вопросы, мы с вами распределились на группы. Каждая группа искала ответ на один из данных вопросов. Сегодня - день защиты ваших проектов. Сегодня мы получим полные ответы на поставленные вопросы.

  1. Защита 1-го проекта.
- Защита 1-го проекта: «Что такое Красная книга?» Ребята подготовили электронную презентацию. Давайте их послушаем.
- (слайд 4) Нам предстояло ответить на вопрос: «Что же такое Красная книга?» - (слайд 5) Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. - (слайд 6) В 1948 году учёные всего мира создали Международный Союз Охраны природы. По заданию этого союза учёные стали наблюдать, каким животным и растениям планеты надо помочь в первую очередь. Они составили списки и издали их в виде книги, которая получила название «Красная книга». - (слайд 7) Так почему же книгу назвали именно «красной?» Красный цвет - сигнал тревоги, опасности. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда». - (слайд 8) Мы выяснили, что Красная книга информирует какие виды животных и растений в опасности. Предупреждает об исчезновении этих видов. Призывает их изучать и как сохранять. - (слайд 9) В 1966 году Международная красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы - разноцветные: красные, жёлтые, белые, серые, зелёные и чёрные. - (слайд 10) На красных страницах сообщается о животных, которые находятся на грани вымирания. - (слайд 11) например, сахалинская кабарга и жёлтая пеструшка. - (слайд 12) На белых страницах - животные, численность которых всегда была невелика. - (слайд 13) Например, панда и северный олень. - (слайд 14) Зелёные страницы книги рассказывают нам о животных, которых удалось спасти от вымирания и сохранить их численность. - (слайд 15) Это красавка и зубр. - (слайд 16) Животные, количество которых стремительно снижается. - (слайд 17) К ним относятся Амурский степной хорь, белый медведь, цокорь. - (слайд 18) Серые страницы книги нам рассказывают о животных, которые до сих пор мало изучены. - (слайд 19) Это гадюка Никольского и Прибайкальский сурок.

- (слайд 20) Кроме того, в книге был опубликован черный список - перечень вымерших животных. - (слайд 21) Посмотрите, их численность с каждым годом растёт. И это очень печально. Этих животных теперь мы можем увидеть только на фотографиях. - (слайд 22) Больше нет на сете Балтийского тигра и дронта, зебры квагги и сумчатого волка. - (слайд 23) Так произошло с морскими коровами. Морские коровы не боялись людей, спокойно кормились водорослями у берегов. Они позволяли себя гладить. Если животному причиняли боль, оно отплывало, но вскоре прощало человека и возвращалось. Охотники охотились на этих животных. Так за 27 лет исчезли морские коровы. Теперь мы можем увидеть этих животных на фотографиях или в кино. - (слайд24) Красная книга Российской Федерации вышла в 2001 году. В первом томе говорится о животных, во втором - о растениях. - (слайд 25) Красная книга (том 1) сообщает о 213 видах редких и исчезающих животных, которые обитают на территории нашей страны.
Вывод: - Спасибо, ребята. Давайте сделаем вывод: так что такое Красная книга? (это государственный документ, в котором сообщается о животных и растениях, нуждающихся в охране). Молодцы, мы ответили на наш первый вопрос.
Проведение физ. минутки под видеоклип «Зверобика»

  1. Защита 2-го проекта. Работа с фото-стендом «Животные Красной книги»
- Посмотрите, ребята, на фото-стенд «Животные Красной книги». Давайте ответим на 2-й вопрос: «Какие животные нуждаются в нашей охране».
(Выходит ученик и указкой показывает и называет животных из Красной книги). - Таких животных, действительно очень много. Посмотрите, это и млекопитающие: речной бобр, белый медведь, леопард и серый тюлень, амурский тигр и пятнистый олень. Особо отметим зубра. В начале прошлого века их практически истребили. Осталось только 48 штук, которые жили в зоопарках. Тогда их выпустили в заповедник «Беловежскую пущу» в Белоруссии. Там за ними ухаживали и их спасли. Также в Красной книге много птиц: аист, сокол сапсан, каравайка и многие другие. Есть в книге пресмыкающиеся, земноводные и рыбы. Часть из них представлена на нашей фото-выставке. - Молодцы, мы ответили на второй вопрос урока.
  1. Защита 3-го проекта.
- (слайд 26) Следующий вопрос: «В чём причины гибели животных?» Ребята третьей группы дадут нам ответ. - Проанализировав информацию печатных и интернет источников, мы оформили стенгазету, которую назвали «Газета SOS!». Она перед вами. (показывают на газету). - (слайд 27 ) Мы пришли к выводу, что причинами гибели диких животных являются:
  • Деятельность человека.
  • Природные катастрофы.
  • Пожары.
  • Охота и браконьерство.
  • Использование животных в экспериментах.
  • Попадание животных в группу вредителей с\х хозяйства.
- (слайд 28) а также:
  • Выброшенный на берег мусор.
  • Столкновения животных с транспортом
  • Гибель птиц на линиях электропередач
  • Инфекционные болезни
  • Освоение новых земель человеком.
- (слайд 29) но больше всего нас поразили факты, когда человек использует животных при тестировании медицинских препаратов и косметики. Это очень жуткие картины, когда над животными ставятся опыты, и животные при этом очень долго мучаются. Мы выяснили, что ещё очень много компаний, которые свою продукцию тестируют на животных. - (слайд 30) но есть компании, которые этого не делают. На их продукции стоят такие значки. Если Вы покупаете продукцию этих фирм, Вы говорите "Да" современным, гуманным опытам без участия в них животных! - (слайд 31) Также радует и тот факт, что во всём мире поднимается движение, которое призывает не убивать животных ради их шкурок на одежду. - (слайд 32) В заключении нам хочется сказать:

Люди, берегите эти земли, эти воды!

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы!

Убивайте лишь зверей внутри себя!
Вывод: Подводя итог вашему выступлению, я предлагаю вам посмотреть видеоклип на песню «Все на свете нужны».

  1. Защита 4-го проекта.
- На уроках окружающего мира во 2 классе мы с вами говорили о том, что большой вклад в дело охраны животных и растений вносят заповедники мира. И сегодня ребята нам расскажут о Государственных заповедниках России. Им слово. - (слайд 33) Наш проект мы назвали: «Заповедники России» - (слайд 34) мы выяснили, что в России действует 101 государственный природный заповедник, они находятся во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 70 субъектах Российской Федерации. - Мы оформили книжку-раскладушку, где поместили информацию о части заповедников. (показывает страницы и рассказывает) Это: заповедник «Приволжская лесостепь» и «Лазовский заповедник», «Командорский» и «Центральнолесной» заповедники. Это Государственный заповедник «Бастак», где охраняются амурские тигры и «Алтайский», под охраной которого живут медведи и лоси,. А в «Приокско-Террасном» заповеднике охраняют косулей, зубров и кабанов. - Также мы выяснили, что для защиты животных и растений на территории Подмосковья созданы многочисленные охранные зоны и природные заказники. - Например, «Журавлиная родина» - один из наиболее старых в Московской области заказников. Он организован в 1979 году. Территория заказника - место крупнейшего в Центральной России предотлетного скопления серых журавлей. Ежегодно в начале сентября здесь проводятся экологические экскурсии для всех желающих, которые могут наблюдать журавлей в естественных условиях. В 1996 г. в дер.Дубровки Талдомского района открыт музей журавля. И мы с Ольгой Васильевной обязательно организуем туда экскурсию.
- Спасибо, ребята. Вы хорошо подготовились. Итак, мы получили ответ на вопрос о заповедниках России и Московской области. - Давайте вспомним, сколько их в России? (больше ста) - А какую роль они выполняют? (защищают и оберегают флору и фауну нашей страны) - Молодцы.
  1. Защита 5-го проекта.
- (слайд 35) Итак, нам предстоит ответить на последний вопрос урока: «Что значит быть природе другом»? Давайте послушаем ребят, которые подготовили нам презентацию «Правила друзей природы» - (слайд 36) Где бы не жил человек, в городе или загородной местности, он всегда окружён растениями, животными, птицами, насекомыми… Человек никогда не бывает изолирован от природы, но люди не всегда понимают как отражаются на природе их поступки. - (слайд 37) Сначала, мы выяснили: что же наносит вред природе. Оказалось, что это и бесконтрольная вырубка лесов, и загрязнение почвы и водоёмов мусором и отходами, и браконьерство и хулиганство по отношению к животным, и отравление воздуха токсичными выхлопами от машин, большой вред наносят пожары, а ещё: когда предприятия не ставят фильтров и выбрасывают ядовитые отходы в речки или в воздух. -(слайд 38) Ребята, мы не можем охранять всю природу сразу, но мы можем бережно относится ко всему живому. Делать все, чтобы оберегать, спасать, защищать её. Пусть вы не примите участие в спасении уссурийского тигра, снежного барса, белого медведя. Это делают взрослые люди- ученые, зоологи. Но и ты что-то можешь сделать для сохранения окружающего тебя мира. Ты можешь встать на защиту ландыша , кувшинки. Можешь пожалеть стрекозу, бабочку. В тех местах, где мы живем, есть растения и животные , которые нуждаются в нашей защите. - Каждому из вас мы составили памятку, и , если вы будете соблюдать эти правила, то мы с вами и будем друзьями природы. А правила эти очень просты: давайте вместе их обсудим. (дети обсуждают каждый значок). - (слайд 39) Запомните пять «НЕ», которые нельзя делать.
  • Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!
  • Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
  • Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
  • Не оставляйте мусор на природе!
  • Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!

  1. Итог урока.

- Мы ответили с вами на все проблемные вопросы нашего урока.
  • Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?

  • Какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги?

  • Что бы вы посоветовали своим сверстникам?












© 2010-2022