- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по окружающему миру. в 3 классе Красная Книга России
Конспект урока по окружающему миру. в 3 классе Красная Книга России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Рыбкина О.В. |
Дата | 11.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное образовательное учреждение
Северная средняя общеобразовательная школа
Конспект внеклассного занятия
по окружающему миру
в 3 классе
по теме:
Красная книга России.
Подготовила:
Учитель начальных классов
Рыбкина Ольга Васильевна
п.Северный, 2012 год
Тема: "Красная книга России."
Цели и задачи урока:
Образовательно - развивающие:
-
рассказать о существовании Красной книги, содержащей сведения о редких, исчезающих животных России;
-
раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны;
-
учить осуществлять поиск информации в учебниках, справочниках, словарях, анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать свое мнение, убеждать;
- Развивать навыки наблюдательности, основы исследовательской работы при изучении отдельных видов животных, занесённых в Красную книгу.
Воспитательные:
-
Любовь к живым существам.
-
Потребность в бережном отношении к природе.
-
Умение наблюдать и видеть прекрасное в окружающем мире.
-
Помощь детям в составлении основных правил поведения в природе.
- Эмоциональное развитие, воспитывать способности к сопереживанию, рефлексии, эстетической способности переживать красоту окружающего мира.
- Вопрос: «Что такое Красная книга»?
- Вопрос: «Какие животные нуждаются в охране»?
- Вопрос: «В чём причины гибели животных»?
- Вопрос: «Что вы знаете о заповедниках России»?
- Вопрос: «Что значит: быть природе другом»?
- Видео - клип: «Все на свете нужны».
- Видео - клип: «Как прекрасен этот мир!»
- Видео - клип: «Зверобика» - для физпаузы.
- Выставка книг по теме занятия.
-
Мультимедиапроектор.
-
Экран.
-
П.О. - энциклопедия Кирилл и Мефодий, MS PowerPoint, Flash-player.
-
Компьютер.
Ход занятия:
Организационный момент.
-
Эмоциональное введение в тему урока.
Прослушивание и просмотр видео - клипа «Как прекрасен этот мир!» - Ребята, сейчас вы посмотрели видео - клип. Как прекрасен этот мир! Не правда ли, прекрасны творения природы. Чтобы она оставалась такой красивой, щедрой, загадочной, бескорыстной, доброй ее надо любить, охранять и защищать. Чтобы охранять и защищать природу надо знать, кто в этом нуждается.
- Постановка проблемного вопроса по теме и задачам урока.
Охраняется Красной книгой,
Столько редких зверей и птиц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга Красная,
Может, значит, она, что природа умрёт?
Цель у неё иная: Всё живое хранить зовёт.
- Кто из вас сможет назвать тему урока? ( Мы будем говорить о Красной книге).
(На доске открывается запись) Тема: Красная книга России. Правила поведения в природе. Вопросы: 1. «Что такое Красная книга?» 2. «Какие животные нуждаются в охране?» 3. «В чём причины гибели животных?» 4. «Что вы знаете о заповедниках России?» 5. «Что значит: быть природе другом?»
- Для того, чтобы ответить на данные проблемные вопросы, мы с вами распределились на группы. Каждая группа искала ответ на один из данных вопросов. Сегодня - день защиты ваших проектов. Сегодня мы получим полные ответы на поставленные вопросы.
- Защита 1-го проекта.
- (слайд 4) Нам предстояло ответить на вопрос: «Что же такое Красная книга?» - (слайд 5) Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у неё, всё снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. - (слайд 6) В 1948 году учёные всего мира создали Международный Союз Охраны природы. По заданию этого союза учёные стали наблюдать, каким животным и растениям планеты надо помочь в первую очередь. Они составили списки и издали их в виде книги, которая получила название «Красная книга». - (слайд 7) Так почему же книгу назвали именно «красной?» Красный цвет - сигнал тревоги, опасности. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда». - (слайд 8) Мы выяснили, что Красная книга информирует какие виды животных и растений в опасности. Предупреждает об исчезновении этих видов. Призывает их изучать и как сохранять. - (слайд 9) В 1966 году Международная красная книга была издана в необычном виде. Обложка у неё была красная, а страницы - разноцветные: красные, жёлтые, белые, серые, зелёные и чёрные. - (слайд 10) На красных страницах сообщается о животных, которые находятся на грани вымирания. - (слайд 11) например, сахалинская кабарга и жёлтая пеструшка. - (слайд 12) На белых страницах - животные, численность которых всегда была невелика. - (слайд 13) Например, панда и северный олень. - (слайд 14) Зелёные страницы книги рассказывают нам о животных, которых удалось спасти от вымирания и сохранить их численность. - (слайд 15) Это красавка и зубр. - (слайд 16) Животные, количество которых стремительно снижается. - (слайд 17) К ним относятся Амурский степной хорь, белый медведь, цокорь. - (слайд 18) Серые страницы книги нам рассказывают о животных, которые до сих пор мало изучены. - (слайд 19) Это гадюка Никольского и Прибайкальский сурок.
- (слайд 20) Кроме того, в книге был опубликован черный список - перечень вымерших животных. - (слайд 21) Посмотрите, их численность с каждым годом растёт. И это очень печально. Этих животных теперь мы можем увидеть только на фотографиях. - (слайд 22) Больше нет на сете Балтийского тигра и дронта, зебры квагги и сумчатого волка. - (слайд 23) Так произошло с морскими коровами. Морские коровы не боялись людей, спокойно кормились водорослями у берегов. Они позволяли себя гладить. Если животному причиняли боль, оно отплывало, но вскоре прощало человека и возвращалось. Охотники охотились на этих животных. Так за 27 лет исчезли морские коровы. Теперь мы можем увидеть этих животных на фотографиях или в кино. - (слайд24) Красная книга Российской Федерации вышла в 2001 году. В первом томе говорится о животных, во втором - о растениях. - (слайд 25) Красная книга (том 1) сообщает о 213 видах редких и исчезающих животных, которые обитают на территории нашей страны.
Вывод: - Спасибо, ребята. Давайте сделаем вывод: так что такое Красная книга? (это государственный документ, в котором сообщается о животных и растениях, нуждающихся в охране). Молодцы, мы ответили на наш первый вопрос.
Проведение физ. минутки под видеоклип «Зверобика»
- Защита 2-го проекта. Работа с фото-стендом «Животные Красной книги»
(Выходит ученик и указкой показывает и называет животных из Красной книги). - Таких животных, действительно очень много. Посмотрите, это и млекопитающие: речной бобр, белый медведь, леопард и серый тюлень, амурский тигр и пятнистый олень. Особо отметим зубра. В начале прошлого века их практически истребили. Осталось только 48 штук, которые жили в зоопарках. Тогда их выпустили в заповедник «Беловежскую пущу» в Белоруссии. Там за ними ухаживали и их спасли. Также в Красной книге много птиц: аист, сокол сапсан, каравайка и многие другие. Есть в книге пресмыкающиеся, земноводные и рыбы. Часть из них представлена на нашей фото-выставке. - Молодцы, мы ответили на второй вопрос урока.
- Защита 3-го проекта.
- Деятельность человека.
- Природные катастрофы.
- Пожары.
- Охота и браконьерство.
- Использование животных в экспериментах.
- Попадание животных в группу вредителей с\х хозяйства.
- Выброшенный на берег мусор.
- Столкновения животных с транспортом
- Гибель птиц на линиях электропередач
- Инфекционные болезни
- Освоение новых земель человеком.
Люди, берегите эти земли, эти воды!
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы!
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Вывод: Подводя итог вашему выступлению, я предлагаю вам посмотреть видеоклип на песню «Все на свете нужны».
- Защита 4-го проекта.
- Спасибо, ребята. Вы хорошо подготовились. Итак, мы получили ответ на вопрос о заповедниках России и Московской области. - Давайте вспомним, сколько их в России? (больше ста) - А какую роль они выполняют? (защищают и оберегают флору и фауну нашей страны) - Молодцы.
- Защита 5-го проекта.
- Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!
- Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
- Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
- Не оставляйте мусор на природе!
- Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!
-
Итог урока.
-
Что нового вы узнали для себя, работая на уроке?
-
Какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги?
-
Что бы вы посоветовали своим сверстникам?