Урок литературного чтения, 3 класс, ПНШ, Н. Тэффи «Преступник»

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Н. Тэффи «Преступник»

Цель деятельности педагога: с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты характера героя. Учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.

Задачи:

-развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;

-способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях;

Планируемые результаты: личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений ;

-работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

-самостоятельно ставить перед собой цели,

-контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

Коммуникативные :

-развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре, участвовать в диалоге на уроке; -учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при анализе прозаических текстов. Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, листы самоконтроля, учебник.

Ход урока

  1. Оргмомент
-Придумано кем-то, Просто и мудро, Здороваться утром: «Доброе утро!» «Доброе утро солнцу и птицам»! «Доброе утро улыбчивым лицам»! -Посмотрите друг не друга, улыбнитесь , повернитесь к гостям поприветствуйте их улыбкой и с хорошим настроением начнем урок. -Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора зажжете в конце урока. 1). Насколько активно вы планируете разбирать текст? Справитесь ли с заданиями , предложенными на уроке? 2). Все ли получится при работе в паре? 3). Все ли будет понято в конце урока на подведении итогов.
  1. Подготовка к восприятию. Постановка целей урока.
-Вспомните название темы, которую мы изучаем. -Найдите название следующего произведения и фамилию автора. -Какие цели поставим на урок? -Знакомы ли мы этой писательницей? Хотите о ней узнать? -По моей просьбе Настя Мартынова нашла материал об этом авторе. Надежда Александровна Теффи - русская писательница и поэтесса. Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью. Надежда Александровна Теффи, (настоящая фамилия Лохвицкая) родилась в Санкт-Петербурге в семье адвоката. В 1892 году начала литературную карьеру. Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон».. Надежда Александровна Тэффи работала в Киеве, Одессе,Турции, Париже. Некоторое время жила в Германии. Умерла 6 октября 1952 года в Париже, похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. -Ребята, вы наверное, поняли, что Теффи -это не настоящая фамилия, а..

-Верно, это ПСЕВДОНИМ

Существует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи. Одна версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы. Она говорила, что лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака - дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву , писательница «решила подписать пьеску свою "Тэффи"». III.Работа по теме урока 1.Словарная работа. -Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения. -Где можно посмотреть значение слов? Возьмите Толковый словарь, найдите объяснение значения следующих слов. Преступник-человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Преступление- опасное действие, нарушающее закон и подлежащее

наказанию.

Преступный - содержащий в себе преступление

Надобности - необходимость, потребность, дело

Порядочный (человек) -честный, заслуживающий уважения. Не способный совершить подлость

Легальный -не нарушающий закона

Пазуха-место между грудью и прилегающей одеждой

Выгореть- то же , что и удасться

Тактика-сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Мораль - общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека.

2.Чтение учителем первого абзаца.

-Почему автор так начала свое произведение?

Что значит «страсти»?

3.Чтение 1 части до стр.61.по цепочке по заданию учителя.

-О каких же страстях может идти речь?

-Прочитаем первую часть и узнаем , кто же преступник?

-Догадайтесь, сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей старшей сестры Бубы? Найдите подтверждение в тексте.

-Как вы понимаете выражение «возбуждал страсть»?

-Какой же предмет возбуждал страсть Вовки?

4. Перечитайте первую часть про себя и найдите описание карандаша.

-Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг? ( Он трижды повторяет слово «красота»)

-Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг. С какой интонацией нужно прочитать эти слова?

- -Найдите в тексте описание карандаша.

-Подтвердите, что карандаш вызывает восторг у мальчика.

-Какой литературный прием использовал автор, чтобы усилить впечатление от красоты карандаша? ( прием контраста, который противопоставляет классную комнату и карандаш)

-Сразу ли Вовка встал на путь преступления?

-Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что он попробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш.

-О чем говорит тот факт, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом?

-Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?

Перечитайте фрагмент, выделенный рамочкой. Какую пословицу использует автор? Что он хотел нам сказать?

-Предположите, как дальше будут развиваться события?

Ф И З М И Н У Т К А

Потрудились - отдохнем!

Встанем, глубоко вздохнем- (три раза)

Три наклона - раз, два, три.

Прямо встать -

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили - всем улыбки подарили!

IV.Продолжение работы по теме урока.

1.Чтение второй части рассказа

-Прочитаем следующую часть рассказа и узнаем, как дальше будут разворачиваться события.

-Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста героя?

-Подтвердите словами из текста. (пятилетнее сердце не выдержало)

2.Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны на стр.63 ( слайд)

3. Работа в парах

-Предлагаю вам обсудить это задание в парах. ( результаты работы пар выборочно озвучивают)

А) Во-первых, если мама сама вернет карандаш, то все поймут, кто их взял , и Вовка будет опозорен перед товарищами .

Б) Во-вторых, мама боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаши, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.

-Как вы думаете, что же было важно для мамы? ( Чтобы Вовка сам осознал, что брать чужое нельзя)

-Ребята, мама Вовки никого вам не напоминает?

-Сработал ли план, придуманный маминой приятельницей Верой?

-Чем закончилась эта часть?

-Почему Вовка не отдал карандаши?

-Как он рассуждал? Подтвердите словами из текста.

-Как вы думаете, продолжил Вовка брать чужие вещи?

-Об этом мы узнаем на следующем уроке.

-А сейчас подведем итог нашей работы на сегодняшнем уроке. V .Подведение итогов урока. Рефлексия. -Возьмите сфетофорчики и закрасьте огоньки нужным цветом . -Совпали ваши прогнозы с результатом? -Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока? -Все цели достигнуты? -А теперь, кто доволен своей работой на уроке, похвалите себя. - -Расскажите, что вам дал сегодняшний урок. -Как вы думаете, кто на уроке был самым активным, правильно отвечал на вопросы по тексту? VI. Домашнее задание: 1.Перечитать обе части на стр .58-63; 2. По выбору: а). Нарисовать , каким вы себе представляете Вовку. б). Составить синквейн о Вовке.





© 2010-2022