- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения, 3 класс, ПНШ, Н. Тэффи «Преступник»
Урок литературного чтения, 3 класс, ПНШ, Н. Тэффи «Преступник»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Долгополова Т.В. |
Дата | 02.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Н. Тэффи «Преступник»
Цель деятельности педагога: с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты характера героя. Учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.
Задачи:
-развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;
-способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях;
Планируемые результаты: личностные УУД:
- проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений ;
-работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
-самостоятельно ставить перед собой цели,
-контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания
Коммуникативные :
-развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре, участвовать в диалоге на уроке; -учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при анализе прозаических текстов. Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, листы самоконтроля, учебник.
Ход урока
- Оргмомент
- Подготовка к восприятию. Постановка целей урока.
-Верно, это ПСЕВДОНИМ
Существует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи. Одна версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы. Она говорила, что лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака - дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву , писательница «решила подписать пьеску свою "Тэффи"». III.Работа по теме урока 1.Словарная работа. -Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения. -Где можно посмотреть значение слов? Возьмите Толковый словарь, найдите объяснение значения следующих слов. Преступник-человек, который совершил преступление, нарушил закон.Преступление- опасное действие, нарушающее закон и подлежащее
наказанию.
Преступный - содержащий в себе преступление
Надобности - необходимость, потребность, дело
Порядочный (человек) -честный, заслуживающий уважения. Не способный совершить подлость
Легальный -не нарушающий закона
Пазуха-место между грудью и прилегающей одеждой
Выгореть- то же , что и удасться
Тактика-сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели
Мораль - общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека.
2.Чтение учителем первого абзаца.
-Почему автор так начала свое произведение?
Что значит «страсти»?
3.Чтение 1 части до стр.61.по цепочке по заданию учителя.
-О каких же страстях может идти речь?
-Прочитаем первую часть и узнаем , кто же преступник?
-Догадайтесь, сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей старшей сестры Бубы? Найдите подтверждение в тексте.
-Как вы понимаете выражение «возбуждал страсть»?
-Какой же предмет возбуждал страсть Вовки?
4. Перечитайте первую часть про себя и найдите описание карандаша.
-Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг? ( Он трижды повторяет слово «красота»)
-Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг. С какой интонацией нужно прочитать эти слова?
- -Найдите в тексте описание карандаша.
-Подтвердите, что карандаш вызывает восторг у мальчика.
-Какой литературный прием использовал автор, чтобы усилить впечатление от красоты карандаша? ( прием контраста, который противопоставляет классную комнату и карандаш)
-Сразу ли Вовка встал на путь преступления?
-Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что он попробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш.
-О чем говорит тот факт, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом?
-Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?
Перечитайте фрагмент, выделенный рамочкой. Какую пословицу использует автор? Что он хотел нам сказать?
-Предположите, как дальше будут развиваться события?
Ф И З М И Н У Т К А
Потрудились - отдохнем!
Встанем, глубоко вздохнем- (три раза)
Три наклона - раз, два, три.
Прямо встать -
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили - всем улыбки подарили!
IV.Продолжение работы по теме урока.
1.Чтение второй части рассказа
-Прочитаем следующую часть рассказа и узнаем, как дальше будут разворачиваться события.
-Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста героя?
-Подтвердите словами из текста. (пятилетнее сердце не выдержало)
2.Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны на стр.63 ( слайд)
3. Работа в парах
-Предлагаю вам обсудить это задание в парах. ( результаты работы пар выборочно озвучивают)
А) Во-первых, если мама сама вернет карандаш, то все поймут, кто их взял , и Вовка будет опозорен перед товарищами .
Б) Во-вторых, мама боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаши, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.
-Как вы думаете, что же было важно для мамы? ( Чтобы Вовка сам осознал, что брать чужое нельзя)
-Ребята, мама Вовки никого вам не напоминает?
-Сработал ли план, придуманный маминой приятельницей Верой?
-Чем закончилась эта часть?
-Почему Вовка не отдал карандаши?
-Как он рассуждал? Подтвердите словами из текста.
-Как вы думаете, продолжил Вовка брать чужие вещи?
-Об этом мы узнаем на следующем уроке.
-А сейчас подведем итог нашей работы на сегодняшнем уроке. V .Подведение итогов урока. Рефлексия. -Возьмите сфетофорчики и закрасьте огоньки нужным цветом . -Совпали ваши прогнозы с результатом? -Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока? -Все цели достигнуты? -А теперь, кто доволен своей работой на уроке, похвалите себя. - -Расскажите, что вам дал сегодняшний урок. -Как вы думаете, кто на уроке был самым активным, правильно отвечал на вопросы по тексту? VI. Домашнее задание: 1.Перечитать обе части на стр .58-63; 2. По выбору: а). Нарисовать , каким вы себе представляете Вовку. б). Составить синквейн о Вовке.