Пейзажная лирика Сергея Есенина

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11




МБОУ Суховская СОШ Пролетарского района Ростовской области







Конспект урока литературного чтения С. Есенин «Берёза» 2 класс УМК «Школа России»

Учитель начальных классов Пирогова Наталья Николаевна





2014 - 2015 учебный год


УРОК ЧТЕНИЯ 2 КЛАСС Тема: Пейзажная лирика в творчестве С. Есенина. Цели: создать условия для ознакомления со стихотворением; способствовать развитию памяти, навыков чтения и анализа стихотворного текста. Тип урока: решение частных задач. Планируемые образовательные результаты: Предметные: научатся: читать стихотворение с выражением, передавать настроение с помощью интонации, темпа чтения, силы голоса; получат возможность научиться: представлять картины зимней природы, придумывать самостоятельно вопросы к стихотворениям. Метапредметные: Познавательные: используют разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое); осознанно воспринимают и оценивают содержание и специфику различных текстов, участвуют в их обсуждении; Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Коммуникативные: слушают собеседника и ведут диалог, признают различные точки зрения. Личностные: развивают эстетические потребности на основе прослушивания произведений художественной литературы. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
I Организация класса. II Работа по теме урока. 1. Мотивация к учебной деятельности. (На доске висит нарисованное на ватмане окно, оно может открываться. В данный момент оно закрыто) - Что же загадочное ждёт нас, если мы откроем окно? Что можно увидеть за окном? (Учащиеся высказывают свои предположения) (Открываю окно, дети читают слово «красота») - Что такое красота? (Это когда красиво, радует глаз, увидишь и не можешь уйти) - Лексическое значение слова красота можно посмотреть в толковом словаре. (Дети читают в словаре) Красота - а) совокупность качеств, которые доставляют наслаждение взору, слуху; б) красивые прекрасные места в природе, художественном произве- дении то, что производит впечатление своим красивым видом. - Вы, ребята, были правы, когда размышляли о красоте. Что же в жизни мы видим красивого, за чем наблюдаем? - А можем ли мы наблюдать за красивыми поступками, общением друг с другом? - Человек отличается от животного тем, что он видит глубину синего неба, отражение солнца в прозрачных каплях дождя, нежный стебелёк, видит, изумляется и начинает создавать новую красоту. 2. Актуализация знаний. 1) Речевая разминка - Прочти стихотворение про себя, в пол - голоса, жужжащим чтением. Читаем хором делая ударение на выделенных словах. Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица Белокоса, белолица. Как махнула рукавом Всё покрылось серебром. 2) Постановка темы и цели урока. - Кто догадался кто же это: царица, покрывшая всё серебром? (Зима) Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (О зиме, о красоте) - Правильно, ребята, сегодня мы понаблюдаем за красотой зимней природы. Но как? В этом нам помогут композиторы, художники, поэты. (включаю музыкальный фрагмент) 3. Прослушивание музыкального фрагмента. - Прослушайте отрывок из музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь. Тройка». Постарайтесь себе представить картины зимней природы, которые рисует композитор с помощью музыки. - Какие картины зимней природы вы себе представили, слушая музыкальное произведение? 4.Работа над репродукцией картины И. Грабаря «Февральская лазурь». (Демонстрация репродукции картины) - Как вы думаете, созвучна ли прослушанная музыка с картиной И. Грабаря «Февральская лазурь»? Почему? - Как вы думаете, почему она так названа? - Именно в феврале начинается игра света. Еще кругом лежит снег, морозно, но чувствуется, что весна не за горами. Небеса светлеют, синеют, воздух пронизан солнечными лучами. -Какой февральский день изобразил художник? - (Художник изобразил солнечный, ясный день.) - Рассмотрите небо: есть ли на нём облака, какого оно цвета вверху, на горизонте? - (Небо чистое, нет, не единого облачка. Вверху оно синее, а на горизонте светлее светло-голубого цвета.) -Рассмотрите снег, какого он цвета на солнце? - (Снег сверкает на солнце, переливается всеми цветами радуги, сливается с голубой эмалью неба.) -Что изобразил художник в центре картины? - (В центре картины художник изобразил берёзу.) -Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей? - (Ствол и ветви берёзы белые, на ветвях не опавшая листва, как напоминание о том, что зима не вечна, и скоро зажурчат весенние ручейки.) -Какие краски художник выбрал для своей картины? - (Художник выбрал для своей картины сочные краски: все оттенки синего, лазоревого цвета. Вся картина пронизана солнечным светом. Всё вокруг переливается, сверкает, как в хрустальной чаше.) -Какое настроение она создаёт? - (От картины веет радостным, праздничным настроением.) -Красота природы побуждает людей творить. Художник это делает с помощью красок, композитор с помощью звуков, а писатель, поэт «рисует» картину словами. 5. Первичное восприятие стихотворения. -Вот послушайте, какой увидел берёзу замечательный русский поэт С.Есенин. (читаю стихотворение наизусть.) -Какими впечатлениями вам хочется поделиться? Что вам особенно понравилось? 6. Повторите чтение стихотворения учащимися самостоятельно. -Откройте страницу… - Прочтите стихотворение про себя, и отметьте карандашом слова и выражения, значения которых вам непонятно. 7. Словарная работа. - Я бы хотела уточнить с вами значение слов бахрома кайма (Учащиеся, пользуясь толковым словарём, объясняют значение этих слов) Бахрома - ряд тонких свисающих нитей или кистей. Кайма - отличающаяся по цвету или рисунку полоса по краю ткани или изделия. 8. Анализ стихотворения. - Прочти первую строфу. Чем привлекла внимание С.Есенина берёза? (Она была белая, окутана снегом) - Правильно. Вся белая, будто невеста в свадебном наряде. - Где он увидел берёзу? (Под своим окном) - Эта строка указывает на то, что автор сам становится участником происходящего. Пристально вглядывается в открывшееся взору чудо и делает неожиданные открытия. - Прочтём вторую строфу и подумаем, что же нового открылось поэту в образе берёзы? (Ветки у берёзы пушистые) - С чем поэт сравнивает ветви берёзы? - Как вы думаете, для чего он это делает? Почему он говорит о бахроме, о кистях? - Чтобы ярче передать свои чувства, поэт использует приём сравнения (выставляю табличку на доске) - Найди в прочитанных строфах ещё одно сравнение (принакрылась снегом точно серебром) - Прочтите третью строфу. Как вы думаете, какое время дня рисует поэт? - Почему вы так думаете? («заря», «сонная тишина», иней ещё не растаял после морозной ночи) - Это утро солнечное или пасмурное? Какие слова это подтверждают? Прочти. - Какие слова придают словам «тишина», «в огне» особую выразительность? (Тишина сонная, огонь золотой) - Такие слова, которые придают слову большую выразительность, называются эпитетами. (Выставляю табличку на доске) Найди эпитеты в выше прочитанных строфах (ветки пушистые, кайма снежная, бахрома белая) - Прочти четвёртую строфу. Кто же главный герой в этой строфе? (заря) - Какие слова - краски помогают оживить её? («обходя лениво», «обсыпая») - Такой приём, когда неживым предметам или явлениям природы придаются действия человека, называется олицетворением (выставляю табличку на доске). - Найдите в прочитанном стихотворении выражения, которые являются олицетворением. - А теперь задание для самых внимательных. Найди слова на изученные орфограммы: безударные гласные (окном, стоит, золотом, лениво, обходя), жи - ши (пушистые, тишине, снежинки), словарные слова (берёза, серебро) 9. Физминутка. 10. Отработка выразительности чтения стихотворения. - Давайте подумаем, как мы будем читать это стихотворение, с каким чувством? - В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо? Почему? (Выражения «сонная тишина», «заря, лениво обходя кругом» подсказывают, что читать нужно певуче, неторопливо) - А теперь ответьте, где мы будем делать небольшие паузы при чтении? (В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания) - Прослушайте чтение стихотворения в исполнении мастера художествен- ного слова. И отметьте, какие слова он выделяет с большей силой голоса. - А теперь, когда мы подготовились к выразительному чтению стихотворе- ния, давайте перечитаем его по частям. - Приготовьтесь читать стихотворение целиком. Проведём конкурс на лучшего чтеца. - Кто, по вашему мнению, был лучший? Почему? (Учащиеся дают оценку выразительного чтения товарищей) 11. Обобщение. - С творчеством, какого поэта мы познакомились на этом уроке? (С. Есенин) - С.Есенин родился и вырос в селе Константиново, которое привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу Оки. Серёжа Есенин был очень ловким мальчиком, который хорошо лазил по деревьям, прекрасно плавал. Позже сам вспоминал, что «после лет восьми, … дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками». Летние ночи, как и все деревенские мальчишки, проводил в ночном. С двух лет мальчика воспитывали дедушка и бабушка. Бабушка Есенина Наталья Евсеевна была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. Дед Фёдор Андреевич любил испытывать внука в отгадывании загадок. Загадка заставляла думать, развивала воображение, учила мыслить. Попробуйте и вы отгадать загадки, над которыми ломал голову будущий поэт.
Голубой шатёр весь мир накрыл (Небо). У кого есть шапка без головы, нога без сапог (Гриб) Стоит красавица на поляне, в белом сарафане, в зелёном полушалке (Берёза) Весна придёт, слеза потечёт (Берёзовый сок) - Берёза - самое любимое дерево русского народа и было одно из почитаемых деревьев у древних славян. Ей посвящено много народных песен. С нею связывались надежды на исцеление от болезней. С ней связано много народных промыслов (показываю изделия из бересты) и замечательно то, что первым произведением, которое напечатал Есенин в 1914 году в детском журнале «Мирок», было стихотворение «Берёза». Это одно из известнейших произведений поэта. - Как вы думаете, почему же читателям полюбилось это стихотворение? Что очень важное несёт оно читателю? ( Поэт своим стихотворением выражает восхищение природой, её красотой) - Вы правы, но чтобы эта красота всегда окружала нас, нужно заботиться о природе, беречь. - Ребята, а с какими литературными терминами, понятиями вы познакомились на этом уроке? III Итог урока. Рефлексия.

  1. Выставление оценок.
-Наш урок подошёл к концу. Выбери и продолжи любое предложение: На сегодняшнем уроке я узнал… После урока мне захотелось… Сегодня я сумел… На этом уроке я похвалил бы себя за… - Спасибо, ребята, за плодотворную работу на уроке и. каждому из вас я хочу подарить вот такую закладку со стихами Есенина и образом русской берёзки, как напоминание о вашем первом знакомстве с творчеством этого замечательного русского поэта. Во всём мире знают и любят его. Любят за теплоту, лиричность, удивительную образность. Мне тоже очень нравятся стихи Есенина, надеюсь, что полюбите их и вы. 2. Домашнее задание. - Домашнее задание каждый выберет себе сам. Я предлагаю два варианта: 1) Выучить стихотворение наизусть. Нарисовать к стихотворению иллюстрацию 2) Выучить стихотворение наизусть. Сочинить стихотворение на заданные рифмы: бег - снег - век - человек.
Источники:

1.Литературное чтение. 2 класс : учеб.для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. - М. : Просвещение, 2012 г
2.Технологические карты уроков по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого. Издательство «Учитель» 2014 г


© 2010-2022