НПК младших школьников Оригами

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 17»


XVII научно-практическая конференция «За нами будущее России!»


Секция «Искусство»




ОРИГАМИ ВОКРУГ НАС


НПК младших школьников Оригами.


Автор работы:

Антончиков Артём Денисович,

гимназия №17, 1 «ф» класс

Научный руководитель:

Факеева Елена Витальевна

учитель начальных классов

гимназии №17

Кемерово 2014

Содержание


Введение………………………………………………. стр. 3

  • Цель………………………………………………. стр.4

  • Гипотеза………………………………………… стр.4

  • Задачи исследования……………………… стр.4

  • Практическое значение работы…………… стр.4


  1. История оригами………………………………… …стр.5


  1. Техника и типы оригами ………………………… стр.7


  1. Оригами в современном мире……………………стр.10


  1. Оригами в педагогике…………………………… стр.11


  1. Оригами и праздники…………………………… стр.12

Заключение………………………………………………. стр.13

Литература……………………………………………… .стр.14






ВВЕДЕНИЕ



Давно смотрю влюбленными глазами На древнее искусство - Оригами. Здесь не нужны волшебники и маги, Здесь нечего особенно мудрить, А нужно просто взять листок бумаги И постараться что-нибудь сложить.


Оригами я начал увлекаться еще в детстве, в 5 лет. Мне нравилось, что любую фигурку можно сделать из одного листочка бумаги, просто складывая его. Мы привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные конструкции. Теория изобретательства утверждает, что идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа бумаги) складываются тысячи и тысячи разнообразных фигурок!

Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал эту увлекательную японскую игру, называемую во всем мире «ОРИГАМИ».




  • Цель работы
- выявить, где в жизни встречается оригами;
  • Гипотеза исследования
- построена на предположении о том, что оригами достаточно распространенный вид творчества и имеет дальнейшее развитие;
  • Задачи исследования
- в ходе анализа аналитического материала и литературы по данной теме попробовать выявить сферы, где используются оригами и узнать, есть ли новые техники оригами; - самостоятельно изготовить изделия с помощью различных техник оригами.
  • Практическое значение работы
- данная работа имеет важное значение, если попробовать организовать в школе кружок или факультатив оригами, это значительно повысит качество образования (так как, занимаясь техникой оригами, развиваются все психологические способности). А так как оригами распространенный вид творчества, то и ученик будет распространенно развитой личностью.



1. ИСТОРИЯ ОРИГАМИ


Оригами (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса. Оригами стало значительной частью японских церемоний. Самураи обменивались подарками, украшениями, своего рода символами удачи, сложенными из бумажных лент. Сложенные из бумаги бабочки использовались во время празднования и представляли жениха и невесту. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников. На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Примерно в это же время оригами пришло и во Францию. Сюда его завезли странствующие фокусники. Они развлекали жителей страны тем, что прямо на глазах у них выполняли замысловатые фигурки животных, птиц или человека из бумаги. Причем эти фигурки оживали во время представления. А по окончании номера циркачи разбирали фигурку, снова превращая ее в ровный лист бумаги. Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались оригами всерьез. К их числу относят и русского писателя Льва Толстого. НПК младших школьников Оригами. Каждый японец и каждый, кто брался за оригами, знает историю Садако Сасаки, девочки из Хиросимы, которая делала бумажных журавликов, веря, что это спасет ее от лучевой болезни. Кто-то сказал ей, что если она сделает тысячу журавликов, она поправится. Садако скоро поняла, что ей уже не станет лучше, она умрет. И тогда она стала дарить своих журавликов другим больным - каждый журавлик, которого сворачивала маленькая Садако, был молитвой: молитвой о спасении человека и молитвой о мире. На Востоке журавль издавна символизирует жизнь и надежду -- история двенадцатилетней Садако превратила фигурку журавля в символ. В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению.





2. ТЕХНИКА И ТИПЫ ОРИГАМИ
Традиционным, классическим способом оригамного дела по праву считается работа с квадратом, взятым за основу. Любая фигура выполняется из квадрата большего или меньшего размера путем сгибания, исключая какие-либо надрезы и склеивания. Определенная цепочка взаимопревращений исходного листа-квадрата от начала работы и до полного ее завершения - это и есть техника выполнения оригами. Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со "школы оригами" - с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий - подобрать наиболее подходящий вариант базы. Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База - простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. НПК младших школьников Оригами. Отрабатывая технику складывания различных элементов изделий оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически "острыми" и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В противном случае при наложении сгибов друг на друга в последующих операциях происходит смещение элементов и невозможно создать красивое, аккуратное изделие. Поэтому после выполнения каждого отдельного этапа работы нужно проверять "остроту" всех сгибов.
Типы оригами

  • Модульное оригами
Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения даёт конструкции распасться. В технике модульного оригами часто делаются: коробочки, плоские и объемные звезды, объекты шарообразной формы, которые в России получили не совсем точное название кусудама, так как первоначально кусудама предполагала сшивание модулей в шар. НПК младших школьников Оригами.

  • Простое оригами
Простое оригами - стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом. Простое оригами ограничено использованием только складок. Целью данного стиля является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками.НПК младших школьников Оригами.
  • Мокрое складывание

Мокрое складывание - техника складывания, разработанная Акирой Ёсидзавой, использует смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов. В этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.

НПК младших школьников Оригами.



3. ОРИГАМИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа. Недолгий путь создания оригамной фигуры особо важен для тех, кому не терпится получить быстрый результат. Ведь уже через несколько минут после начала работы вы держите в руках готовую фигурку. При этом процесс творчества не ограничивается только складыванием. Ведь с готовой фигуркой можно поиграть, преподнести ее в подарок другу и даже устроить спектакль для детей с бумажными куклами - героями сказок. Создание оригамной фигуры похоже на чудо. Только что у него в руках был лист бумаги. Несколько поворотов... И птица начинает махать крыльями! Или лошадка скачет по столу!

НПК младших школьников Оригами.



4. ОРИГАМИ В ПЕДАГОГИКЕ
Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, поэтому его можно без страха доверять детям. Другое удобство таких занятий для ребенка это то, что бумага легко поддается любым деформациям. А после занятий еще долго и хорошо держит заданную форму. Это используется сегодня во многих воспитательно-развивающих методиках. Оригами развивает способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так как чтобы сделать поделку, нужно запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и тт. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, можно включиться в игру-драматизацию по знакомой сказке, они становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. Оригами можно очень продуктивно использовать в процессе обучения. С его помощью ученики быстрее освоят математику (особенно ее раздел - геометрию, т.к. понятие о геометрических фигурах лежит в основе всех методик). Бумажные техники помогут понять и другие точные науки, основы архитектуры и других искусств. Обращаясь к оригами, все педагоги могут найти в нем необходимые психологические и развивающие аспекты, которые не всегда легко найти в обычном классическом образовании. Занятия по этому виду искусства значительно улучшает координацию движений, логику, конструктивное и художественное мышление детей. 5. ОРИГАМИ И ПРАЗДНИКИ
Оригами активно используется в индустрии развлечений и праздников. Стоит вспомнить лишь традиции празднования Нового года во многих странах. Именно в этот период года оригами оживает каждый раз с новыми силами. Фигурки из бумаги вдруг заполоняют все вокруг и приносят ощущения праздника в дома и на улицы городов. Оригами часто используется в украшении рождественской елки, что позволяет не только значительно сократить расходы на праздновании, но и занять беспокойных детей интересным и увлекательным занятием. Во многих городах традицией стало в огромном павильоне размещать новогоднюю елку, которая украшается исключительно оригамными фигуркам, которые привозятся для нее со всех концов света. Эта елка становится «деревом мира» в период новогодних каникул. Это дерево становится символом объединения народов, мира и того, что все население Земного шара, объединившись, свободно совершить чудо. И все же Новый год не остался единственным праздником оригами. В США в штате Северная Каролина проходит ежегодный недельный фестиваль оригами. Впервые инициатором этого действия стал американский очень известный шоу-мен и продюсер Джонатан Бакстер. Он в своем родном городе Шарлотте ежегодно устраивает спектакль, в котором все роли отданы бумаге. Фигурки оригами могут стать прекрасным украшением праздничного стола (можно делать модели из накрахмаленных салфеток). А можно из простых бумажных. НПК младших школьников Оригами.

Вот и мы в классе с ребятами попробовали применить на практике знания, полученные мной в результате исследования, и попробовать вместе смастерить оригами-кораблик. Посмотрите, как у нас это получилось. НПК младших школьников Оригами.НПК младших школьников Оригами.
НПК младших школьников Оригами. НПК младших школьников Оригами.






А это мои собственные поделки-оригами, я делал их дома, когда маме удавалось выгнать меня из-за компьютера и уговорить заняться чем-нибудь полезным.

раздвижной сюрикен НПК младших школьников Оригами.НПК младших школьников Оригами.

Звезда

НПК младших школьников Оригами.

модульное оригами - рыбка

НПК младших школьников Оригами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам. Освоив основы оригами, можно применить его в таких сферах жизни, как сервировка стола, упаковка подарка, изготовление сувениров, новогодних игрушек, открыток к праздникам, бижутерии и др. С помощью оригами можно развить свои психологические способности - это память, внимание, воображение и даже речь. Ведь мелкая моторика (работа пальцами рук) активизирует работу левого полушария, которое отвечает за функцию речи. Сейчас методику оригами используют в развивающих центрах (детские центры развития), в школах как факультативы или даже как отдельный предмет. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, в интернете можно найти множество сайтов посвящённых техникам оригами. Люди, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии. Подводя итоги своей работы, мне бы очень хотелось, чтобы и в нашей гимназии оригами нашло свое применение. Например во внеурочной деятельности в качестве факультатива. Это несомненно положительно повлияет на развитие способностей учеников младших классов и поможет повысить успеваемость по предметам. Спасибо за внимание!













Список использованной литературы:


  1. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2006.
  2. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005.
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005.
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Кусудамы - волшебные шары. М, «Аким», 1997.
  5. Пудова В.П., Лежнева Л.В. Легенды о цветах. Приложение к журналу «Оригами», М, «Аким», 1998.
  6. all-origami.ru/
  7. samodelki.com.ua/node/1556
  8. yourorigami.info/tag/istoriya-origami
  9. origami-school.narod.ru/page_03.htm
  10. stranamasterov.ru/technics





© 2010-2022