Урок по литературному чтению Е. Чарушин Теремок (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7


Литературное чтение 1 класс

Тема. Е. Чарушин «Теремок» Цели: познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; выявить особенности народных и авторских сказок; познакомить с творчеством Е. Чарушина; учить называть действующих лиц, характеризовать с помощью учителя их поступки; формировать интерес к самостоятельному чтению; совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа, развивать память, речь, мышление. Тип урока: изучение новых знаний. Планируемые результаты. Предметные: знакомство с понятием «авторская сказка», умение читать целыми словами, по ролям; делить текст на части и пересказывать их. Личностные: представления о добре и зле, общих нравственных категориях и нравственном содержании собственных поступков, ответственности за общее благополучие. Регулятивные: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, вносить коррективы; уметь самостоятельно оценивать правильность выполненных действий; сравнивать свой ответ с ответами одноклассников. Познавательные: уметь определять новый жанр литературного произведения, сравнивать произведения разных жанров; уметь устанавливать причинно-следственные связи между поступками персонажей сказки, выдвигать гипотезы других вариантов окончания сказки и обосновывать их. Коммуникативные: уметь формулировать ответ на вопрос учителя, аргументировать свою позицию; высказывать своё отношение; уметь сотрудничать и договариваться, участвуя в коллективной деятельности; Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая; объяснительно-иллюстративный, частично поисковый.

Образовательные ресурсы: видеофрагмент на песню в исполнении В. Толкуновой «Сказки гуляют по свету»; презентация о творчестве Е. Чарушина, выставка книг писателя, рисунок теремка, маски с изображением героев сказки; схема; карточки с частями пословиц; иллюстрации автора к сказке «Теремок».

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
Подведение итогов конкурса индивидуальных проектов «Город букв». III. Постановка учебных задач урока -Сегодня мы начинаем новый раздел. А какие произведения в нём будем изучать, вы узнаете, посмотрев видеоролик (По мотивам песни «Сказки мчатся по свету») - О чем эта песня? (О сказках) Учитель выставляет на доску карточку со словом «сказки» - Послушайте четверостишие.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов. (Теремок)

- Что за стихотворение я вам прочитала? (Это загадка) Отгадайте её. Учитель выставляет на доску карточку со словом «загадки». - В сказках часто разные предметы заколдованы. Вот и у нас есть заколдованное слово. Давайте его расколдуем. Может кто-то догадается, как расколдовать эту запись? (Нужно читать только русские буквы) RНQGЕSБZЫYЛVLИWЦNЫJ Учитель выставляет на доску карточку со словом «небылицы» - Как вы думаете, с какими произведениями мы встретимся в новом разделе учебника? - Попробуйте самостоятельно определить цели нашего урока. Дети прогнозируют, знакомятся со шмуцтитулом (с. 29). - Сегодня на уроке мы встретимся с произведениями устного народного творчества: с известными вам сказками и познакомимся с новыми, будем учиться пересказывать сказку по картинкам, отгадывать загадки. - А вы любите сказки? Почему? - Сказка всегда учит чему-либо. Не зря говорится: «Сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок». В сказках отражается мудрость народа. А ещё в сказках добро всегда побеждает зло. IV. Изучение нового материала.

  1. - Рассмотрите обложки книг (с.30). Везде ли указаны авторы сказок? (Нет)
- Те сказки, чьи авторы известны, называются авторскими сказками. А есть еще народные сказки. Их авторы нам неизвестны. Принято говорить, что их сочинил народ. На доске оформляется таблица:

авторские

СКАЗКИ

народные









  1. - Рассмотрите рисунки (с. 31 учебника или на отдельных карточках.).
- Вспомните название этой сказки. - Это народная сказка. - Восстановите последовательность событий в ней. (Дети работают с карточками, проставляют нумерацию картинок). - Кто расскажет эту сказку? (Желающий ученик пересказывает сказку по картинкам).

  1. - Вспомните русскую народную сказку «Теремок». Не так давно мы читали её. Назовите её героев. ( Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, мишка косолапый)


  1. Физкультминутка «Изобрази героев сказки». (Дети под музыку изображают героев сказки.)


  1. - Сюжет этой сказки стал интересен многим писателям. Её пересказывали и А. Толстой, и С. Маршак. Свой вариант этой сказки предложил и замечательный писатель Евгений Чарушин. (Учитель знакомит с творчеством писателя, используя презентацию).


  1. - А сейчас мы с вами побываем в театре.
- Кто из вас был в театре? - Кто знает, как нужно вести себя в театре? (Не бегать, не шуметь, не разговаривать во время просмотра спектакля, не вертеться и т.д.) - К нам в гости пришла литературная (авторская) сказка Е. Чарушина «Теремок». Давайте с ней познакомимся. (Учитель катит яблочко по тарелочке.) Катись, катись, яблочко наливное По блюдечку, по серебряному. Чудо-яблочко катись, Наша сказка расскажись.
  1. Инсценировка сказки подготовленными учащимися.


  1. Беседа.
- Почему мышка назвалась норушкой? (роет норку) Лягушка - квакушкой? (квакает) Заяц - на горе увёртыш? (умеет «увёртываться» от опасности) Лисичка - сестричкой? (сестра волку) - Ребята, так много героев и все они разные. - Как же они могли дружно жить в таком маленьком теремочке, да еще и песни распевать? (Уступали друг другу, помогали и т.д.)

  1. Подготовка к самостоятельному чтению.
- Прежде чем вы начнёте читать сказку самостоятельно, давайте научимся быстро и правильно читать трудные слова. оста-но-ви-лась те-ре-мо-чке не-вы-со-ком рас-пе-вать

  1. Самостоятельное чтение.


  1. - Так как сказка в учебнике дана в сокращении, отгадайте её следующих героев.
На овчарку он похож. Что ни зуб - то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк) - Волка в сказке зовут «волк-из-за куста хватыш». Почему? (прячется в кустах и хватает добычу) - Рассмотрите иллюстрацию к сказке (с.35) - Как вы думаете, кто из героев сказки на ней не изображён? (Медведь) - Медведь в сказке назвался так: «медведь-всем пригнётыш». Как вы понимаете эти слова? («Гнёт» - это груз. Медведь может придавить своей тяжестью). - В других вариантах сказки его зовут: медведь-тяпыш-ляпыш-всех вас давишь.

12. Разминка для глаз. Выполняют движения глазами согласно указанию учителя:
  • Закрыть ладонями глаза - волк спрятался в кустах;
  • Движения глазами влево, вправо - пытаемся заметить опасность;
  • Прищурились - волк высматривает добычу;
  • Раскрыли широко глаза - заметили волка и испугались.
  • Поморгали быстро - убегаем от волка сквозь заросли.
  1. - Вы заметили, что реплика каждого нового персонажа предваряется словами-звукоподражаниями: Пик! Пик! Ква! Ква! Чук! Чук! Тяф! Тяф!
Слова-звукоподражания выстраиваются в цепочку, и в конце сказки из них образуется целая песенка. Автор намеренно использует этот приём, так как сказка предназначена для малышей, чтобы они развивали свою речь. Поэтому и читать эти слова нужно соответствующим голосом.

  1. Чтение учащимися «цепочкой».


  1. - Давайте составим картинный план сказки. А для этого расположим героев сказки в том порядке, в котором они появляются в сказке. (Выставляются картинки, дети расставляют их в нужном порядке)


  1. - Как ведут себя герои сказки? (дружно)
- Чему можно поучиться у героев этой сказки? (дружелюбию, взаимовыручке, желанию жить в мире и согласии, умению уступать, желанию помочь) По ходу ответов учащихся на доску выставляются карточки и появляется изображение:

дружелюбие

взаимовыручка

мир и согласие

уступчивость

взаимопомощь
























  1. Творческое задание.
- Писатель закончил сказку тем, что медведь навалился на теремок, он рассыпался, а все звери разбежались.? - Придумайте свой вариант окончания сказки. (Указать на мораль сказок)

18. Собери пословицу (Работа в группах)
  • В тесноте, да не в обиде.
  • Не учись разрушать, а учись строить.
  • Согласие крепче каменных стен.
  • Без друга в жизни туго.
  • Дружба и братство дороже богатства.
  • Нет друга - ищи, а нашёл - береги.


V. Рефлексия - С какой сказкой познакомились? - Кто автор этой сказки? - Чему научил вас этот урок? - Что для вас на уроке было самым интересным? - Выскажите своё отношение к уроку. (Памятка на доске с началом фраз: «На уроке я узнал…», «Я научился…» «Теперь я знаю…», «Я смог…», «Стало понятно…», «Было интересно…» и т.д.) - Оцените свою работу на уроке.

© 2010-2022