Разработка урока по окружающему миру на тему Круговорот воды в природе (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока по окружающему миру на тему Круговорот воды в природе (3 класс)Разработка урока по окружающему миру на тему Круговорот воды в природе (3 класс)Разработка урока по окружающему миру на тему Круговорот воды в природе (3 класс)Разработка урока по окружающему миру на тему Круговорот воды в природе (3 класс)

Открытый урок

по окружающему миру

в 3 классе Б

Разработка урока по окружающему миру на тему Круговорот воды в природе (3 класс)


МБОУ средняя общеобразовательная школа № 9 г. Ефремова, Тульской области

Глушак Татьяна Борисовна

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Дидактическая цель: создание условий для «открытия» нового знания.

Методические задачи урока:

Предметные:

подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию понятий;

формировать умение анализировать материал, выделять главное, делать выводы;

характеризовать свойства воды;

наблюдать опыт, моделирующий круговорот воды в природе;

характеризовать круговорот воды с опорой на схему в учебнике.

Метапредметные.

Развивать: УУД учащихся;

психические процессы: произвольное внимание, память, логическое мышление, мыслительные операции

(сравнение, анализ, синтез, обобщение), речь;

умение работать фронтально, в паре, индивидуально;

высказывать предложения, почему воду называют часто самым главным веществом на планете;

различать состояния воды;

рассказывать о распространении воды в природе;

раскрывать значение воды для живых организмов и хозяйственной деятельности человека;

исследовать свойства воды в ходе практической работы в парах;

извлекать из источников дополнительную информацию о воде, её свойствах и её значении.

Личностные:

-формировать положительную мотивацию учения;

- воспитывать бережное отношение к воде; прививать основы экологических знаний, интерес к окружающем

миру.

- осознавать значение воды для живых организмов и хозяйственной деятельности человека;

- осознавать значение круговорота воды для живых организмов.

Основные дидактические методы: системно - деятельностный подход ,проблемный, исследовательский,

практический;

методы и приемы технологии развития критического мышления.

Форма организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная.

Место данного урока в системе уроков по теме: второй урок.

Форма проведения урока: урок с использованием деятельностного метода обучения, с применением ИКТ.

Учебные пособия: Окружающий мир: 3класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч.

Ч.1/А.А. Плешаков. - М. «Просвещение», 2012 г., 64 -65 с. («Перспектива»).

Используемое оборудование: ПК, проектор, экран, колба с водой, лабораторные стаканчики, стеклянная

палочка с наконечником, фильтры, поваренная соль, сахар, толченый мел, земля, колба с трубкой, термос

с горячей водой, лед, штатив, спиртовка, стакан с водой, лабораторное стекло, картинки для доски, учебник

«Мир вокруг нас» 3 класс, рабочие тетради у учащихся, ноутбук с презентацией к уроку, мультимедийный

проектор, плакат по технике безопасности, капля Капитошка (рисунок).

Используемые ресурсы из других общедоступных источников: mail.ru.- картинки



Ход урока:

1.Мобилизационный момент.

Громко прозвенел звонок - Слайд 2.
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем
Ни минуты не теряем.

Проверка готовности к уроку. Рефлексия.

- Какое настроение мы возьмём сегодня на урок?

- Покажите соответствующий смайлик (солнышко красное или жёлтое).

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

- Какие качества нужно вам проявить, чтоб получился такой урок?

Актуализация знаний. Мотивация. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать с загадки

Солнышко купалось

В луже под окном,

Но сегодня лужу

Затянуло льдом.

Слайд 3,4.

  • Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем уроке?

( о воде) Слайд 5.

(Читает ученик)

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся
Средь высоких стройных елей.
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!

Да, ребята, сегодня мы продолжим с вами тему о воде. А помогать нам будет наша героиня… Слайд 6.

( капля Капитошка). Как ее зовут? (Дети говорят.)

Плыли по небу тучки.
Тучек - четыре штучки:
от первой до третьей - люди
четвёртая была верблюдик.
К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая…

И не знаю, спугнула шестая ли,
Тучки взяли все - и растаяли… (В.В.Маяковский)

(На доске появляется схема "Круговорот воды в природе", состоящая из солнца, тучек, прикрывающих его, капель дождя и поверхности земли.)

(На обороте «капель» написаны вопросы. Снимаем каплю, читаем вопрос).

  1. - Какие свойства воды вы знаете?

  2. Практическая работа.

  1. Сейчас мы проведём практическую работу «Исследования свойств воды».

Цель работы: определить свойства воды.

  1. Рассмотрим оборудование, приготовленное для практической работы.

  2. Назовите лабораторную посуду. (Учитель показывает)

  3. Самостоятельная работа.

(Работа в тетрадях, стр. 44-45).

Закрепим знания о лабораторной посуде.

  1. Повторение техники безопасности.

Опыт 1.

- Как доказать, что вода прозрачна?

Вывод: вода прозрачна. (Записать в тетрадь).

Опыт 2.

- Бесцветная?

Вывод: вода бесцветна. (Записать в тетрадь).

Опыт 3.

- Как доказать, что вода не имеет запаха?

Вывод: вода не имеет запаха. (Записать в тетрадь).

Опыт 4. (Выполняет учитель).

- Проведём исследование. Что произойдёт с водой при нагревании.

Вывод: вода при нагревании расширяется. (Запись в тетрадь).

Опыт 5. (Выполняет учитель).

- Проведём исследование. Что теперь произойдёт с водой при охлаждении.

Вывод: вода при охлаждении сжимается. (Запись в тетрадь).

Опыт 6. (Выполняют ученики).

Растворим соль, сахар (по вариантам).

Вывод: вода - растворяет соль, сахар.

Вода - универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно-кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебреную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся - этого глазом увидеть нельзя.

Опыт 7. (Выполняют ученики).

-Что произойдёт, если мы в мел или землю добавим воду и размешаем?

Вывод: вода не растворяет мел и землю.

Опыт 8. (Выполняют ученики).

- Как можно очистить загрязнённую воду?

Вывод: вода очищается с помощью фильтра.

Хором дети читают все свойства.

  1. Рефлексия.

  1. Оценить в тетрадях.

  2. Оцените свою практическую работу, все ли опыты у вас получились (смайликами).

Физкультминутка. (Под песню «Капитошка»).

Определите тему урока, разгадав загадки Капитошки и объединив их общим понятием.

(Загадки написаны на капельках прикреплённых на доске).


  1. Прибежит и солнце спрячет,

А потом еще заплачет. (Облака).


  1. С неба к нам прилетел,

Покружился, тихо сел,

Замерзшую землю

В шубу белую одел. (Снег).


  1. Забралась на карниз,

Нос повесила вниз.

На ночь слезы прячет,

А на солнце плачет. (Сосулька).

  1. Летним утром - спозаранку

Выплывает на полянку,

Расстилает белый пух, Хоть без ног он и без рук. (Туман)

  1. Случается и с неба камешки летят.
Прячутся прохожие, а всего-то… (Град) 1

  1. Крупно, дробно зачастил, всю землю полил. (Дождь)


  1. С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Чёрная земля.

Много-много звездочек

Тонких как стекло;

Звёздочки холодные,

А земле тепло. (Снежинки)

  1. Кто-то проплакал всю ночь на лугу,
Столько слезинок, счесть не могу! (Роса)

  1. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд)


  1. Ног нет - а идёт, глаз нет - а плачет. (Туча)


  1. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

- Загадки такие разные, а что их всех объединяет? (Все загадки о воде)


Вода в природе находится в трёх состояниях - жидком, твёрдом и газообразном


Как вы думаете, от чего зависит различное  состояние воды? ( От температуры)
Где мы можем наблюдать воду в жидком  состоянии?

( Это лужи, ручьи, реки, озёра, моря, океаны и т.д.)
Где мы  можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Это лёд на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги)


Игра «Светограмма»

Капитошка рада, что вы справились с этим заданием. Теперь она хочет поиграть с вами в игру «Светограмма». Капля задает вопрос, а вы должны поднять карточку, напротив которого написан правильный ответ.

Разработка урока по окружающему миру на тему Круговорот воды в природе (3 класс)

- Скажите, в какое состояние перешла вода при испарении? (В газообразное.)

- При замерзании? (В твердое.)

- При таянии? (В жидкое.)

Рефлексия.

- Молодцы. С заданием справились.

- Что происходит с водой, что вы заметили? Что образуется? (Круг.)

Разработка урока по окружающему миру на тему Круговорот воды в природе (3 класс)

Слайд 7.



Слайд 8. 1

Слайд 8. 2

Слайд 8. 3

Слайд 8. 4.

Слайд 8. 5.

Слайд 8. 6.


Слайд 8.7.


Слайд 9.

Слайд10. 1.

Слайд 10. 2.

Слайд 10. 3.

Слайд 11.1.

Слайд 11. 2

Слайд 12. 1

Слайд 12. 2

Слайд 13. 1

Слайд 13. 2

Слайд 14. 1

Слайд 14. 2


Слайд 15.

Слайд 16.

Слайд 17.





Слайд 18.

4. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы проследим, как вода превращается (переходит) из одного состояния в другое, а также попробуем проследить (раскрыть) круговорот воды в природе. И в конце урока попробуем доказать, что вода - действительно путешественница. А отправимся мы в путешествие с Капитошкой.

Слайд 19.

Капитошка хочет нам рассказать о своих путешествиях.

Жил когда-то Капитошка в большой-большой речке. Но жил он не один, а вместе со своими братьями и сестрами, их было очень много. Жили они весело, дружно, играли в разные игры. Однажды в жаркий день, они так разыгрались, что Капитошка оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх.

- Что произошло с водой в жаркий день?

- Какую знакомую частицу вы увидели в слове "испарение"?

- В какое состояние перешла вода при испарении?

- Вспомните, в какую погоду белье быстрее высыхает?

- Многие хозяйки вывешивают белье на улицу не только летом, но и зимой, осенью, весной. Какой вывод можно сделать? ( Испарение происходит круглый год)

- Известно, что в морях и океанах вода соленая. Как вы думаете, вода, которая испаряется с поверхности морей и океанов, тоже соленая?

Летел Капитошка, летел вверх, ветер относил его все дальше и на пути он чаще и чаще стал встречать своих братьев и сестер. Чем выше они поднимались, тем больше они мерзли (Почему?) Они стали мерзнуть и прижиматься друг к другу. Их уже было целое облако.

Капитошка и его братья и сестры превратились в большое тяжелое облако. Они не могли больше удержаться высоко над землей и стали падать вниз. Капитошке было интересно, куда же он упадет, что нового увидит?

- В виде чего же выпали на землю капли воды? Почему летом выпадают дожди, а зимой - снег?

Капитошка приземлился в речку. Он снова встретился там со своими братьями и сестрами, снова стал весело жить. Но ему очень понравилось путешествовать, и Капитошка стал ждать, когда же этот момент наступит снова.

Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озёра или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.

- И так, процесс называется круговорот воды в природе. Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

10. Подведение итогов.

С какими чудесами природы мы сегодня познакомились?

В каких трёх состояниях находится вода в природе?

- Вода удивительное вещество. Она даже может, например, из пара сразу превратиться в лёд, при этом не превращаясь в воду. И тогда утром на деревьях мы увидим иней.

Как происходит круговорот воды в природе?

«Вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, образует облака в виде дождя и снега, возвращается на землю».

Слайд 20.

Слайд 21.

Слайд 22.

  1. Подведение итогов урока.

- Мы целый урок доказывали нашу гипотезу.

- В начале урока вы высказали своё мнение и записали в тетрадь.

-Чьи предположения совпали с теми выводами, которые мы сделали на уроке?

- У кого не получилось, не огорчайтесь, главное, в ходе урока вы пришли к правильным выводам.

  1. Рефлексия.

- Вспомните, с каким настроением вы начали работать на уроке? Давайте

посмотрим, изменилось ли у вас настроение.

(У вас на столах лежат маленькие капельки, нарисуйте на них своё настроение.)

Слайд 23.

Домашнее задание. Слайд 24.

Вода - путешественница, значит и маленькая капелька воды тоже.

Представьте, где и как может путешествовать капелька, и напишите мини-сочинение о путешествии капельки.

Слайд 25.



© 2010-2022