Русский язык. Из опыта работы. Формы работы над словарными словами

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Октябрьская школа»

Джанкойский район Республика Крым

учитель начальных классов

Тернавская Нина Ивановна

(стаж 35 лет) 2015-2016 уч.год

Из опыта работы

Формы работы над усвоением правописания «Слов из словаря»

Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное условие ряда слов, правописание которых не проверяется правилами.

Прочное усвоение таких слов достигается путём частого употребления их в различных заданиях и упражнениях, связанных с изучаемой темой урока. У каждого учителя складывается своя система по усвоению правописания словарных слов.

Словарная работа на уроке не самоцель, она должна легко и свободно вписываться в тему урока.

Первоначальные сведения о написании словарных слов дети получают уже в первом классе, работая по «прописи». Например: пенал, сорока, воробей и т.д. Дети запоминают правописание таких слов путём многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письма и устных работ учащихся.

Работа над каждым словом из «Словаря» непосредственно связана с изучением на уроке грамматико-орфографическим материалом. Учитель предлагает детям написать нужное слово, осмыслить его значение, составить с ним словосочетание, употребить его в предложении, в составлении текста.

Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, загадки, стихи, тексты-отрывки из художественных произведений.

Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений являются словарные диктанты. Словарные диктанты бывают обучающиеся и контролирующие.

1.Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся читают и проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной орфограммой и записывают его по памяти. Выясняют значение этого слова, составляют с ним предложение.

2.Контрольный диктант (обучающий: а); б);в);)

а) учитель показывает карточку-картинку, дети называют нарисованный предмет, объясняют написание орфограмм в слове и записывают его;

б) учитель показывает карточку-картинку, дети называют нарисованный предмет, записывают слово, выделяют орфограммы, ставят ударение.

в) (контрольный) учитель показывает карточку-картинку, дети самостоятельно записывают слово, выделяют орфограммы, ставят ударение.

3.Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Используют либо карточки-слова, либо карточки-картинки, либо слова на слух и задания:

а) записать слова в два столбика:

1. НАЗВАНИЯ ЖИВОТНЫХ, ИЛИ 1.С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ - Е-;

2. НАЗВАНИЯ РАСТЕНИЙ, ИЛИ 2. С БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ -О-;

ИЛИ УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ТЕКСТ, А ДЕТИ ЗАПИСЫВАЮТ ТОЛЬКО СЛОВАРНЫЕ СЛОВА:

Наступила зима. Трещат морозы. Толя надел пальто, взял коньки и пошёл на каток. Там много ребят из нашего класса. И т.д.

4. Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Записывают (словарное) слово-отгадку и выделяют орфограммы. Например: « С людьми дружит, дом сторожит» (собака); «Мал, не велик, чик-чирик» (воробей) и т.д.

5.Диктант по памяти:

а) записать слова, обозначающие названия инструментов ( лопата, молоток, топор и т.д.;

б) записать по памяти словарные слова с безударной гласной -е- ( берёза, песок, север, декабрь и т.д.;

6. Диктант с комментированием: учитель называет слова из словаря или однокоренные ему слова, один учащийся комментирует написание слова, а остальные записывают. Например: ученик, учитель, пенал, тетрадь и т.д.

7. Творческий диктант. Заменить развёрнутое определение одним словом. Например:

-четвёртый день недели (четверг),

-приём пищи в середине дня (обед),

-плод с яблони (яблоко) и т.д.

Проверка выполняется объяснением правильности написания слов с помощью сигнальных карточек.

Начиная со 2 класса все слова, предусмотренные программой для каждого класса, группируются по примерным темам:

«Животные и птицы», «Поле, сад, огород», «школа» и т.д.

Тематически учащиеся лучше запоминают слова из словарика, составляют с ними предложения, небольшие связные тексты.

Работа над словарными словами проводится как в устной так и в письменной форме.

Словарные слова широко используются для грамматического разбора (фонетического, морфологического) в пределах изученного в каждом классе. При выполнении различных заданий включаются не только те слова, которые изучаются в данном классе, но и те, которые изучались ранее. Такая система обеспечивает прочное усвоение правописания всех слов, предусмотренных программой.

Вот некоторые из видов и форм работы над словарными словами: 1.-Записать (перечислить) названия птиц ( животных учебных вещей и т.д.) ( соловей, сорока, ворона, воробей и т.д.).

- Записать слова с мягким знаком на конце ( в середине) слова: ( пьёт, вьёт, пальто и т.д. ).

- Записать слова на тему «Огород и сад» и т.д. : (картофель, морковь, капуста, яблоко и т.д. ).

- Записать слова, отвечающие на вопросы. Например:

1 вариант 2 вариант

Кто? Что?

Девочка, медведь, заяц и т.д. Машина, сапоги, платок и т.д.

- Записать родственные слова к словарному слову. Например:

К СЛОВУ МЕДВЕДЬ ( МЕДВЕДИЦА, МЕДВЕЖОНОК, МЕДВЕЖИЙ И Т.Д.)

2. «Ответы на вопросы»

а) 3-4 вопроса записаны на доске, а учащиеся в тетрадь записывают полные ответы на эти вопросы.

б) учитель диктует вопросы, а учащиеся в тетрадь записывают полные ответы, используя словарные слова. Например:

- Что даёт нам корова? (Корова даёт нам молоко.)

- Какие овощи растут на огороде? ( На огороде растёт капуста, горох, морковь, картофель.) и т.д.

3. « Дописать предложения».

а) Учащиеся пишут только пропущенные слова: (Зимой ------------- спит в берлоге. И т.д.

б) Слова для вставок записаны на доске. Учитель диктует предложение, а учащиеся выбирают нужные по смыслу слова и записывают предложение в тетрадь.

в)На доске записаны предложения, а учащиеся вместо точек вписывают словарные слова. Например:

В лесу живут …., …. и ….. (медведь, лисица, заяц ).

Весело чирикает на ветке … . (воробей).

4. Игра. Например:

- Записать словарные слова, которые начинаются с буквы д (к; м; п; и т.д.). Например: Дежурный, девочка, декабрь и т.д.

- Игра «Первый слог потерялся». Например:

..рока, ..рова, ..рона, ..роз, ..вод и т.д.

- Игра «Какое слово записано?». Например: (на доске запись)

М.р.з, н.р.д, г.р.х и т.д.

- «Цепочка слов». Учитель называет первое слово, а дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего (использовать только словарные слова). Записать 6-8 слов. Например: Берёза, автобус, сахар, рисунок, колхоз, завтрак и т.д.

- «Под каждой буквой столбик».На доске записано несколько букв, а учащиеся должны под каждой буквой написать 3-4 словарные слова. Например:

К М С

Капуста, Магазин, Сахар,

картина, малина, соловей,

квартира. машина. Собака.

- «Дописать пропущенные буквы». Например:

.о.о. ,(топор), .о.о. , (горох), .е.е., (ветер), .е.е..я, (деревня) и т.д.

- Игра «Кто больше?». К словарным словам подобрать противоположное ( близкое) по значению слово из словарика. Например:

Друг - …, (товарищ),

Белый - …, (чёрный) и т.д.

- Игра «Кто правильнее? Кого как называют?» Например:

Тракторист - …, директор - …, и т.д.

- Игра « Кто больше запомнит» Учитель читает один раз «цепочку» из 3 слов (или показывает запись на доске 9 - 15 секунд) и больше не повторяет. Делает паузу, во время которой учащиеся записывают, что запомнили. Затем читает или показывает новую «цепочку» из следующих 3 слов и снова пауза, а учащиеся записывают. Так происходит несколько раз, пока учащиеся не запишут то количество слов, которое рекомендует программа ( 2 класс - 10-12 слов, 3 класс - 12-15 слов, 4 класс - 15-18 слов). После написания слов проводим взаимопроверку. Например:

Родной, ягода, урожай,

яблоко, вокруг, бежит,

огурец, герой, летит,

молоток, завтракать, капуста.

Поставить ударение, подчеркнуть орфограммы, с одним словом составить предложение.

Самыми лёгкими для запоминания являются серии слов, принадлежащих к одной части речи и одной тематической группе ( картофель, капуста, помидор, морковь и т.д.).

Наиболее трудными, а значит, наиболее эффективными оказываются «цепочки» слов относящиеся к разным частям речи и разным тематическим группам ( воробей, решать, рассказ, большой, вокруг, шёл и т.д.).

Если этот вид применять регулярно, то повышается орфографическая память, увеличивается скорость письма, совершенствуется память. «Цепочки» слов постоянно надо удлинять.

- «По опорным словам составить рассказ и озаглавить его». Например: даны опорные слова Зима, мороз, коньки, ребята, каток.

Наступила холодная зима. Сильный мороз сковал льдом речку. Ребята взяли коньки и побежали на каток. Там весело.

- «Разгадывание кроссворда». Вписать в клетки слова из словарика, обозначающие:

- указание места жительства (адрес),

- упакованные вещи, которые пассажир берёт в дорогу (багаж),

- дорога, обсаженная деревьями (аллея) и т.д.

- Составить свои кроссворды.

- «Сюжетные картинки». Найти на картинке предметы, обозначающие словарные слова. Правильно произнести их и записать в тетрадь.

Это далеко не полный перечень различных видов заданий в целях прочного усвоения правописания слов из словаря.

© 2010-2022