- Преподавателю
- Начальные классы
- К ВОПРОСУ О ПОРТРЕТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
К ВОПРОСУ О ПОРТРЕТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Женетль Е.Г. |
Дата | 11.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
К ВОПРОСУ О ПОРТРЕТЕ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Женетль Елена Григорьевна
Современное развитие начального образования, вариативность систем обучения, разнообразие учебно-методических комплектов, введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, введение профессионального стандарта педагога, все это выдвинуло новые требования к подготовке учителя начальных классов, знающего методику преподавания предметов, обладающего глубокими знаниями в области психологии, развития и становления личности ребёнка, организации учебной деятельности, а также владеющего специальными знаниями и умениями для внедрения инновационных технологий в практику школьной жизни.
Учитель начальных классов - это учитель особой возрастной группы обучающихся, так как практически каждый младший школьник видит в своём учителе идеального человека, стремится подражать ему и копировать его. Учителю начальных классов отводится особая роль, особая ответственность перед обучающимися, их родителями.
Главными качествами учителя начальных классов были и есть: любовь к детям, доброта, щедрость души, искренность в общении с обучающимися. Главное задача - помогать ребёнку стать гармонично развитой личностью.
В соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога, учитель должен обладать личностными качествами, неотделимыми от его профессиональных компетенций, такими как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей. [3].
Современному обществу необходимы высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Этого требуют современные задачи образования.
Учитель начальных классов должен поддерживать и развивать основные достижения дошкольного периода развития, формировать на этой основе учебную самостоятельность младших школьников.
Учитель должен уметь формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поликультурного общения и толерантность до уровня, необходимого для обучения в основной школе, обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста, работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии, с девиантными, наркозависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении. [3].
В условиях реализации ФГОС учитель начальных классов выступает не только в роли учителя, но и в роли воспитателя, наставника, консультанта, руководителя проектной деятельности, психолога, социального педагога. Ученик же становится активным участником образовательного процесса, который умеет думать, рассуждать, свободно высказывать свои мысли, а если необходимо и доказывать свое мнение.
Учитель начальных классов должен осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемых предметов, должен уметь использовать разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
Современная российская школа в целом быстро развивается в направлении информатизации всех процессов, становится цифровой. Большинство учителей умеют, пользуются компьютером для подготовки текстов, презентаций к урокам, используют электронные образовательные ресурсы для начальной школы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР), из коллекций Федерального центра информационных образовательных ресурсов (ФЦИОР) и других, дают задание учащимся по поиску информации в Интернете. Многие учителя начальных классов апробировали и ведут электронные дневники и журналы, обеспечивающие частичное погружение образовательного процесса в информационную среду (ИС).
Учитель начальных классов должен уметь планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательной организации, разрабатывать рабочие программы по предметам, обеспечивать её выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организовывать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализовать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой и т. д. [2].
Велика роль учителя начальных классов в развитии и становлении гармоничного развития личности, обладающей универсальными учебными действиями. Но чтобы влиять на личность, самому учителю необходимо быть тоже личностью, соответствовать званию «УЧИТЕЛЬ» по своему внутреннему миру, поведению, привычкам, по отношению к себе и окружающим, т. е. быть достойным представителем педагогического социума, обладать профессиональными качествами, предметной и педагогической компетентцией.
Профессиональный стандарт повышает ответственность педагога за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Профессиональная компетенция - способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Чтобы быть профессионально компетентным учитель (даже со значительным педагогическим стажем) должен постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать квалификацию, самореализовываться, активно участвовать в работе школьных (муниципальных) методических объединений, посещать мастер-классы.
Список литературы
-
Абдулгалимов Г.Л. Модель готовности современного учителя к профессиональной деятельности. // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. № 5.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08. 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
-
Федеральный государственный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 31с.
-
Шадриков В.Д. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. / Под ред. В.Д. Шадрикова и др. - Москва, 2010. - 172с.