- Преподавателю
- Начальные классы
- ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «Мир логики» для внеурочной деятельности младших школьников (1класс)
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «Мир логики» для внеурочной деятельности младших школьников (1класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Лебедева Е.В. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «Мир логики»
для внеурочной деятельности младших школьников (1 класс)
Цель: обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям,
развивать у детей умение рассуждать, доказывать,
воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.
Задачи: Изучить уровень способностей первоклассников.
Выявить слабые места в интеллектуальном развитии младших школьников.
Оказать помощь детям в развитии памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого мышления, языкового чутья, фантазии.
Учить решать нестандартные задачи.
Развивать интеллект и познавательную деятельность учеников.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будет проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. Факультатив «Мир логики» расширяет математический кругозор и эрудицию учащихся, способствует формированию познавательных универсальных учебных действий. Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий.
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Мир логики» направлено на воспитание интереса к учению, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески.
Факультатив «Мир логики» входит во внеурочную деятельность по направлению
«Общеинтеллектуальное развитие личности».
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько содержанием, сколько новизной и необычностью ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу -это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться,
стараться и самому найти выход - ответ.
Программа 1 класса рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса являются:
- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
- формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Актуальность.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.
Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для младшего школьника и очень актуально в наши дни.
Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.
Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания - смысловой группировкой.
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии- длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие
логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но
и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность,
развитое логическое мышление- это залог успешного обучения первоклассника в школе.
Навыки, умения, приобретенные ребенком в начальный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность«действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности. Занятия кружка «мир логики» создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию
Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество.
Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через дидактические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника и в дальнейшем обучении помогут успешно овладеть основами математики и информатики.
Содержание программы
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии):
1. Анализ - синтез.
Цель - учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка - котенок, собака - ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью). Поиск противоположностей (легкий - тяжелый, холодный - горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
2. Сравнение.
Цель - учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой - маленький, длинный - короткий, низкий - высокий, узкий - широкий, выше - ниже, дальше - ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
3. Ограничение.
Цель - учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение лишнего.
4. Обобщение.
Цель - учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
5. Систематизация.
Цель - учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
6. Классификация.
Цель - учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
7. Умозаключения.
Цель - учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения - это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются».Верно?). Решение логических задач.
. Программа предусматривает проведение кружковых занятий в различной форме:
-
Индивидуальная самостоятельная работа детей.
-
Работа в парах.
-
Групповые формы работы.
-
Фронтальная проверка и контроль.
-
Самооценка выполненной работы.
-
Дидактическая игра.
-
Соревнование.
-
Конкурсы.
Учебно-тематический план.
№
Тема занятия
Часы
Дата
Знакомство с кружком «мир логики». Вводное занятие.
1
Графическое рисование
1
Замкнутые и незамкнутые кривые линии
1
Игры-головоломки. Логически задачи и упражнения.
1
Пространственно-временные представления
1
Построение фигур по образцу и словесному описанию
1
Считалки с математическим содержанием
1
Цифры в стихах и сказках
1
Лабиринты и головоломки.
1
Математические загадки с числами в пределах 5.
1
Сравнение величин
1
Игры на исключение лишнего.
1
Действия с числами
1
Задания с палочками
1
Математические стихи-шутки.
1
Нахождение логической пары
1
Геометрическое конструирование
1
Ребусы
1
Решение логических задач
1
Магические квадраты
1
Задачи в стихах
1
Поиск противоположностей (антонимы)
1
Простейшее конструирование
1
Поиск сходств и различий на картинках
1
Решение задач на развитие пространственных представлений
1
Математика в сказках. Викторина.
1
Игры и упражнения на обобщение
1
Задания на расширение кругозора и словарного запаса
1
Упражнения для развития речи.
Придумывание историй по картинкам
Логические цепочки
1
Сравнение и составление
1
Классификация и обобщение
1
Логические действия и операции «не», «и», «или»
1
Заключительное занятие
1
Этапы реализации программы
-
Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний
-
Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.
-
Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.
-
Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
Дети должны знать:
-
принципы построения закономерностей, свойства чисел, предметов, явлений, слов;
-
принципы строения ребусов, кроссвордов, чайнвордов, лабиринтов;
-
антонимы и синонимы;
-
названия геометрических фигур и их свойства;
-
принцип программирования и составления алгоритма действий.
Дети должны уметь:
-
определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
-
путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
-
быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
-
выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти
-
выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических схем,
-
уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Составитель программы - учитель начальных классов Лебедева Е.В.