Статья Организация самообразовательной деятельности младших школьников

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация самообразовательной деятельности

младших школьников.


Продуктивное интеллектуальное и профессиональное развитие, доскональность - процесс постоянный, непрерывный. Ни одно учебное заведение не дает человеку законченное образование. Знания, приобретенные в любом учебном заведении, на протяжении человеческой жизни неоднократно обновляются, пополняются, приспосабливаются к новым условиям и требованиям. Первоочередным заданием учителя начальной школы является обучение учащихся умению учиться, т.е. педагоги должны развивать умения и навыки самообразовательной деятельности у школьников. Процесс обучения базируется на активности ученика и его самостоятельности. Что же такое самостоятельность? Это обозначено в «Дидактике начальной школы» Савченко О.Я. как деятельность ученика, нацеленная на усвоение знаний и способов их приобретения, которая осуществляется без контроля взрослых. Наряду с программным материалом, особенную роль необходимо уделять развитию у детей умения учиться. То, что детей необходимо «научить учиться», не является новым. Когда ребенок приходит в школу, для него сложным есть не то, что она не умеет решать задачи или записать слово. Самое трудное ему осознать, что все действия, в которые он вовлечен в школе, отныне связаны так, что каждое из них подкрепляет другое. Ученик был невнимательным на уроке - на следующем не справился с самостоятельной работой, не записал домашнее задание - не выполнит его дома, не приготовил с вечера портфель - снова забыл книжку. Умение учиться не может возникнуть у ребенка от того, что учитель часто напоминает ему быть организованным и ответственным. Это умение может сформироваться лишь путем приобретения личного опыта. На уроке учитель обязан максимально предоставить ребенку возможность такой опыт приобрести. Для организации этой деятельности каждого учащегося необходимо определить его возможное участие в изучении нового материала, т.е. виды учебной деятельности, взаимодействие с учителем и другими учениками. Ученик должен уметь обобщать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Можно условно выделить 4 уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся. 1. Самостоятельно перенести знакомый способ решения задачи в аналогичную ситуацию. 2. Самостоятельно перенести знакомый способ решения с некоторыми его модификациями в необычную проблемную ситуацию. 3. Самостоятельно перенести несколько известных способов в необычную проблемную ситуацию и комбинирование их для решения новой задачи. 4. Самостоятельно переносить знания и способы решения задач, самостоятельно разрабатывать новые оригинальные способы. Действительно, то, что детей необходимо «научить учиться», не является новым. Но если не смотреть на требования как на необходимую работу и действительно желать помогать детям уверенно чувствовать в личностно-ориентированном государстве, необходимо выполнять это на практике. Из опыта учителей можно привести некоторые примеры. Ребенок и его родители должны знать, что не нужно бояться ошибок. Хороший ученик - не тот, который ошибается, а тот, который на ошибках учится. Упражнение на развитие общеучебных умений можно включать в контекст жизни ребенка. Он справляется, не зная о том, что справляется. Несколько примеров: 1. Учить ориентироваться в целом, его частях, выделять главное. - «А кто быстрее найдет страницу 5?» - «А сейчас - «листальный» диктант. Я быстро диктую страницы, а вы на названную страницу кладите в книжку закладку. Кто больше положит закладок, тот выиграет». Таким образом, дети постепенно приучаются иметь в награду радость процесса поиска. - «Сейчас мы изучаем раздел «Геометрические фигуры». Помогите мне найти его. Найдите этот раздел в содержании книжки «Укажите, на какой странице его искать». Задание непростое. Дети часто еще плохо читают. Тем не менее, можно выбрать указанный раздел по первой букве, по количеству слов в предложении или просто по длине предложения. Не менее важно учить детей отбрасывать ненужную для поиска информацию. Для этого перед учениками необходимо ставить задачи, в которых есть лишние для решения данные. Плодотворными являются упражнения по составлению плана. Важно, чтобы ученик мог осмыслить этапы своей работы. Традиционная методика предлагает использовать так называемые упражнения по конспектированию. Следует уделять внимание развитию умения у детей оценивать себя. Практика утверждает, что они, как правило, не завышают, а скорее занижают себе оценку. Кроме этого, только они знают, что именно они хорошо усвоили, а что - не очень. Поэтому периодически следует предлагать ученикам самостоятельно оценивать свою работу. В развитии самообразовательных умений выделяют такие уровни. Подготовительный - это умение осуществлять начальную обработку учебного материала, составлять планы, ставить эксперименты по прямым указаниям учителя. Первый уровень - умение выбирать способ действий и применять его в работе над дополнительным источником. Формируется данное умение соответственно к возникновению у учеников актуального интереса к дополнительному материалу, способов деятельности. Второй уровень - умение осуществлять самообразовательные действия в поисковой и познавательной деятельности. Это умение видеть проблему, найти гипотезу, доказать ее, сделать вывод. Формируются данные умения соответственно к возникновению у учеников стойкого интереса к дополнительным источникам, способам деятельности. Третий уровень - владение навыками поисковой самообразовательной деятельности, которая осуществляется на основе изучении материала и широкого привлечения дополнительных источников. Это умение самостоятельно видеть проблему, формулировать ее, предлагать пути решения, реализовать разработанный план, сделать выводы и обобщения.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учебное пособие - 2-е изд., перераб. СПб; Изд.-во Михайлова В.А., 1998, - 379с.
  2. Самообразовательная деятельность младших школьников: методические рекомендации, дидактический материал (Капинус Н.О., Грабовая Г.С., Седова Н.М. - Х.: Изд.группа «Основа», 2005


© 2010-2022