Рабочая программа школы раннего развития «Обучение письму»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40 с углубленным изучением

отдельных предметов» г.Воркуты

РАССМОТРЕНА

школьным методическим объединением

учителей начальных классов

Протокол № 5

от «23» мая 2014 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № с УИОП» г.Воркуты

Герт М. Б.

«31» августа 2014 г.

Рабочая программа школы раннего развития

«Обучение письму»

срок реализации программы: 1 год



Программа составлена на основе Программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Я готовлюсь к письму», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования.

Составители: Иванова Венера Александровна,

Жураховская Ольга Юрьевна,

учителя начальных классов

Воркута

2014

Пояснительная записка Рабочая программа по обучение письму для дошкольников (в рамках дополнительных платных образовательных услуг при подготовке к школе) разработана на основе программы Н. А. Федосовой «Преемственность. Подготовка детей к школе», авторской программы Н.А.Федосовой «Я готовлюсь к письму», утверждённой МО РФ (Москва 2009 г.) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Подготовка к письму «Я готовлюсь к письму», предполагает работу по комплекту пособий Н. Федосовой «Я готовлюсь к письму», который дополняет программу «От слова к букве». Комплект состоит из 2 тетрадей: "От рисунка к букве", «Мои первые буквы". Курс предназначен для подготовки детей дошкольного возраста к письму и к восприятию форм букв. Работая по ним, дети приобретают навыки работы в открытом и ограниченном пространстве, учатся штриховать, обводить предложенный образец по намеченному контуру. Задания в тетрадях знакомят ребенка с конфигурацией печатных букв русского алфавита, развивают мелкую моторику, координацию движений, аналитические способности, формируют графические навыки детей. Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно. Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения. Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др Задачи подготовки к обучению письму:

  • готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев;
  • знакомить с правилами письма - с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо;
  • знакомить с контуром предмета и его особенностями;
  • знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой;
  • моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.


Планируемые результаты: Соблюдать элементарные гигиенические правила. Ориентироваться на странице тетради.

Отличать буквы от звука.

Отличать заглавные и строчные буквы.

Отличать прописных букв от печатных.

Печатать буквы

Перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо, справа налево и т.д.

Ориентироваться на странице тетради

Знать конфигурацию печатных букв.

Литература

  1. Безруких М.М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2007.
  2. Волков Б.С. Готовим ребенка к школе. СПб: Питер, 2008.
  3. Гризик Т.И. Как подготовить ребенка к школе. Методическое пособие для воспитателей. М.: Просвещение, 2011.
  4. Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) - Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Предшкольное образование. Региональная модель. Сборник научно-практических материалов. М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2010.
  6. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации. Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев, Л.М. Денякина и др. М.: Баласс, 2008.
  7. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  8. Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. -М.: Просвещение, 2013.


Календарно- тематическое планирование занятий

по обучению письму

(28 часов - 1 час в неделю)


№ п/п

Тема


Дата

1

Правила посадки. Расположение тетради при письме. Умение держать ручку. Раскрашивание узора «Петушок»

2

Строка и междустрочное пространство. Письмо наклонных палочек и линий с закруглением внизу. Раскрашивание узора «Слон».

3

Письмо наклонных палочек. Узор «Кит». Раскрашивание пространства около контура.

4

Письмо прямых линий. Узор «Снеговик»

5

Прямая наклонная линия. Узор «Мишка».

6

Наклонная линия с закруглением внизу и вверху.

Конструирование букв А,а. Письмо печатной буквы Аа.

7

Овал. Линия с закруглением внизу или вверху. Конструирование буквы О. Письмо печатной буквы Оо.

8

Длинная линия с закруглением внизу. Конструирование буквы ы. Письмо печатной буквы

9

Линия с закруглением внизу и петлей. Конструирование буквы У,у. Письмо печатной буквы Уу.

10

Прямая линия с петлей внизу. Узор «Цветок». Конструирование букв Э,э.

Письмо печатной буквЭэ.

11

Конструирование букв Я,я, Письмо печатной буквы Яя.

12

Конструирование букв Ю,ю. Письмо печатной буквы Юю.

13

Конструирование букв Е,е, Письмо печатной буквы Ее.

14

Конструирование букв Ёё. Письмо печатной буквы Ёё.

15

Конструирование буквы Л,л. Письмо печатной буквы Лл.

16

Конструирование буквы М,м. Письмо печатной буквы Мм.

17

Конструирование букв Н,н Р,р . Письмо печатных букв: Нн,Рр.

18

Конструирование букв Н,н Р,р . Письмо печатных букв: Нн,Рр.

19

Конструирование букв В,в ; Ф,ф . Письмо печатных букв: В,в ; Ф,ф .

20

Конструирование букв : З,з ; С,с. Письмо печатных букв: З,з ; С,с.

21

Конструирование букв : Ж,ж ; Ш,ш . Письмо печатных букв: Ж,ж; Ш,ш

22

Конструирование букв : Б,б ; П,п. Письмо печатных букв: Б,б ; П,п.

23

Конструирование букв : Д,д, ; Т,т . Письмо печатных букв: Д,д, ; Т,т .

24

Конструирование букв : Г,г, ; К,к. Письмо печатных букв: Г,г, ; К,к.

25

Конструирование букв : Х,х. Письмо печатной буквы Хх.

26

Конструирование букв: Щщ, Чч, Письмо печатных букв Щщ, Чч

27

Конструирование букв6 ь,ъ. Письмо печатных букв ъ,ь

28

Диагностическое занятие



© 2010-2022