Конспект урока

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока марийского (государственного) языка по теме «Ялыште»

Цель урока:

развитие устной речи - диалогической и монологической;

развитие навыков правильного письма слов, словосочетаний и предложений;

развитие фонематического слуха.

Задачи:

предметные:

1. Образовательные: знакомить с новыми словами и выражениями по теме урока, отработать их использование в речи; закрепить песню о родном крае.

2. Развивающие: развивать навыки правильного произношения марийских слов, правильного построения вопросов и ответов.

3. Воспитывающие: воспитывать любовь к родному краю, уважительное отношение к своему роду.

метапредметные:

Личностные УУД: формирование у обучающихся уважительного отношения к родным и близким, любви и бережного отношения к родному краю, природе.

Регулятивные УУД: формирование умений выполнять задания по образцу и в соответствии с правилами марийского языка, подбирать лексические и языковые средства для составления собственных высказываний в рамках темы, осуществление оценивания своей работы и результатов деятельности товарища по парте.

Познавательные УУД: формирование умений читать и понимать основное содержание текста, находить нужную информацию в тексте, описывать картину по изучаемой теме, познакомить с творчеством первого марийского композитора И.С. Ключникова-Палантая.

Коммуникативные УУД: формирование умений составлять предложения по рисунку, составлять небольшой текст, высказывать свою точку зрения на основе ситуаций, прослушанного текста.

Оборудование: учебник «Марий йылме» для 2 класса, презентация к уроку, кружки красного, зеленого, желтого цветов на каждого ученика, запись песни, видео, портрет композитора, музыкальный центр, компьютер, проектор, экран.



Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Слово дежурного.

2. Введение в тему.

1 слайд

Работа с текстом:

- Чтение текста; /Про себя и вслух/

- Придумать заголовок к тексту; /Шочмо ялем./

- Найти слова по теме «Ялыште»; /Ял, чодыра, пасу, энер, олык, урем, пöрт/

- Чтение и перевод предложений;


… … .

Шочмо ялем мокталтыде ом чыте. Воктенак чодыра. Вес велне пасу, энер, олык. Шошым уремым пушенге-влак ужартат. Ялыштына кажне ийын у пöрт-влак ешаралтыт. Тиде чылажат чоным куандара.

Ялна ончыкыжым эше сöрал лийже манын, кажне шыжым пушенгым шындена.

( «Ямде лий» газет гыч)

2 слайд

Сравнение 2 домов. Найти отличия.

Высказывания детей.

3 слайд

- Перевести словосочетания на марийский язык: деревянный дом, деревенская дорога, короткая улица, длинная река, зеленый луг, большой огород, маленький лес, черное поле, моя деревня.

3. Изучение новой темы

4 слайд

Прочитайте слова: кудывече, вÿта, пöртйымал, ÿмбалне, йымалне, ончылно, шенгелне, воктене.

Постановка проблемы - Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Продолжение изучения темы «Ялыште»

Работа по учебнику /с.130, 1 паша/

5 слайд

Где Матроскин? - Кушто Матроскин? /6 предложениий/

1 - Матроскин пöрт ÿмбалне.

2 - Матроскин пöрт ончылно.

3 - Матроскин пöрт воктене.

4 - Матроскин пöрт шенгелне.

5 - Матроскин пöртыштö.

6 - Матроскин пöрт йымалне.

6 слайд

Работа по картине:

- Составить предложения по картине;

- Придумать заголовок к картине;

4. Деревня и марийская музыка, марийская песня.

- Деревня неразрывно связана с песней, музыкой. Марийский народ всегда очень любил петь. Через песни он выражал свою любовь к родной деревне, родному краю, родному народу.

- Послушайте песню про деревню «Ялем», слова Т.Милютиной, музыка В. Осипова.

«Ялем» /видео/ - презентация Вячеслав Осипов

Вопросы после прослушивания песни:

1. Какой характер песни?

2. В каком темпе звучала песня?

3. Какой голос пел? В каком регистре?

4. О чем поется в песне?

5. Понравилась ли вам эта песня?

- Одним из собирателей марийских песен был И.С. Ключников-Палантай.

7 слайд

Иван Степанович Ключников-Палантай - первый марийский композитор. Родился в деревне Кокшамары Звениговского района РМЭ в большой крестьянской семье. В семье было 5 детей: 2 брата и 3 сестры. Отец, Степан Петрович, был хлебопашцем. Мать, Анастасия Яковлевна, отличалась неплохими музыкальными способностями, хорошо играла на гуслях, пела, прививала любовь к музыке детям. Особенно отличался пристрастием Иван. Будучи музыкально одаренным, он очень скоро научился играть на гармошке. С 9 лет играл марийские песни и пляски на девичьих вечеринках. Его детство проходило в трудных условиях, из-за материального недостатка в большой семье 10-летнему Ивану приходилось работать на лесоповале. Окончив школу, он поступил в Уфимское двухклассное училище, где он научился играть на скрипке. Весной 1905 года Иван на «отлично» сдал экзамен на звание учителя начальной школы. Вскоре он поступил на регентские курсы при Казанском музыкальном училище на 1 курс по специальности «хоровое дирижирование». В 1909-1915 годах он работал в городах Усолье, Лысьва пермского края. В 1918 году вернулся в Краснококшайск (Йошкар-Ола). В 1919 году назначен на должность учителя музыки и пения в учительской семинарии. Свое композиторское творчество И.С.Ключников-Палантай развивал в 2-х направлениях - обработка народных песен и создание собственных произведений. В августе 1923 года хор под руководством Палатая занял в Москве 2 место в хоровой олимпиаде, уступив знаменитому хору Пятницкого. 1 мартв 1926 года на юбилейном концерте Марийской автономной области выступил хор из 180 человек, прозвучала песня Палантая «Йывырте», дирижировал сам композитор. 11 июня 1926 года он умер от туберкулеза. Его сборники: «Марийский учебник пения», «Пионерские песни», «Споем хором». Песни: «Воды текут», «Гусли», «На восходе солнца».

- Я вам предлагаю посмотреть видеоролик «Венок марийских песен» И.С. Ключникова-Палантая. Исполняет хор Александры Гинсбург.

Вопросы после просмотра видео:

1. Кто исполняет?

2. Что такое хор?

3. В каком характере прозвучали песни?

- Продолжим работу над песней «Шочмо мланде», музыка Вячеслава Осипова, слова Ивана Осмина.

Словарная работа: хор, а капелла

5. Закрепление.

8 слайд

Самостоятельная работа на листочках

Вставить нужные слова в предложения

/ончылно, шенгелне, воктене, йымалне. ÿмбалне/

  • Школ ….. пеледыш клумбо уло.

  • Школ ….. стадион уло.

  • Школ ….. пакча уло.

  • Школ ….. подвал уло.

  • Парт ….. книга кия.

9 -18 слайды

Составить предложения по теме с новыми словами

5. Подведение итогов.

- Ребята, какое открытие для себя каждый из вас сделал сегодня на уроке?

Рефлексия на кружочках:

Зеленый - все получилось, и было интересно;

Желтый - не все получилось, было немного скучно;

Красный - на уроке многое не получилось, временами было скучно;

6. Домашнее задание.

Исправь подписи к рисункам - с. 131, 4 паша.

Выучить слова песни. Нарисовать домик в деревне.


© 2010-2022