Конспект урока по литературному чтению на тему

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-обобщение к разделу «Писатели-детям»

Цели урока:

1. Помочь детям повторить и обобщить пройденный материал, отрабатывать навыки беглого выразительного чтения.

2. Развивать память, внимание, логическое и образное мышление.

3. Воспитывать интерес к чтению, гуманность, любовь к животным, к урокам чтения.

Оборудование: карточки с отрывками произведений раздела, предметы и кар тинки для игры «Угадай-ка», портреты писателей, картинки детей, карточки-анаграммы.

Ход урока.



  1. Постановка цели, актуализация знаний.

Итак, друзья, начнем урок

Затей у нас большой мешок

А для кого они? Для вас.

Я знаю, любите вы игры

Загадки, песни,сказки,

Но нет ничего интереснее

Чем наши веселые книги!

- Сегодняшний урок - урок повторения и обобщения. Скажите, какой раздел учебника мы закончили изучать? («Писатели - детям») Сегодня на уроке мы вспомним детских авторов и их произведения, поиграем в литературные игры.

II. Повторение и обобщение.

  1. «Угадай портрет». Давайте вспомним, произведения каких писателей мы изучали. Я буду показывать портрет, а вы назовёте его фамилию, имя и отчество.

  2. На доске игра «Путаница». Необходимо соединить название произведения и его автора.

«В школу»

«Верёвочка»

«Вовка - добрая душа»

«Живая шляпа»

«Затейники»

«Кот и лодыри»

«Мой секрет»

«Мой щенок»

«Мы не заметили жука»

«На горке»

«Путаница»

«Радость»

«Сила воли»

«Федорино горе»

К. И. Чуковский

С. Я. Маршак

С. В. Михалков

А. Л. Барто

Н. Н. Носов

  1. Вопросы.

  1. Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов? (Ответы: пишут интересно, весело; ругают детей; радуются хорошим детским поступкам; помогают избавиться от недостатков; подшучивают над плохими детьми; учат добру.)

  2. В каких произведениях предметы показаны как живые? Зачем это понадобилось писателям? (Ответы : «Федорино горе»)

  3. На самом ли деле шляпа из рассказа Н. Носова была живая? Почему писатель именно так озаглавил рассказ?

  1. «Угадай автора и произведение». Вспомни названия следующих произведений и назови их авторов.

1.Я сегодня сбилась с ног -

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала.

За уроки не садилась

И обедать не могла. («Мой щенок» С. Михалков.)

2.Тут прохожим не пройти:

Тут веревка на пути.

Хором девочки считают

Десять раз по десяти.

Это с нашего двора

Чемпионы, мастера.

Носят прыгалки в кармане,

Скачут с самого утра. («Веревочка» А. Барто.)

3.Почему сегодня Петя

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,

А теперь он новичок,

У него на новой куртке

Отложной воротничок. («В школу» А. Барто)

4.Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:

- Нам не страшен серый волк!

Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:

- Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно! («Затейники ». Н. Носов)

5.Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет - и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода, Васька со рвался и как полетит на пол! А шляпа - бух! - и накрыла его сверху.

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки и не видели, как Васька попал под шляпу. Они только услы шали, как позади что-то плюхнулось - упало на пол. («Живая шляпа». Н. Носов)

6.А Котька Чижов из шестой квартиры хит рый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да голо вой мотает, - как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! («На горке». Н.Носов)

Зарядка для глаз.

  1. «Рассыпанные буквы». Вспомни слова из произведений. Анаграммы.

Федора - дфеаро

Лодыри - дыроли

Заинька - казаинь

Пожарные - жарпоные

Самовар - моварса

Посуда - судапо

Темнота - нотемта

Щенок - кощне

Верёвочка - вочвекарё

Шляпа - ляшап

  1. «Кто сказал?» Назови героя, которому принадлежат слова.

1.«Кому велено чирикать -

Не мурлыкайте!

Кому велено мурлыкать -

Не чирикайте!

Не бывать вороне коровою,

Не летать лягушатам под облаком!» (Заинька. «Путаница»)

2.«Ой, вы, бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы пойдите-ка, немытые, домой,

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять.

А поганых тараканов я повыведу,

Прусаков и пауков я повымету!» (Федора. «Федорино горе»)

3.«А теперь без грамоты пропадёшь,

Далеко без грамоты не уйдёшь.

Ни попить без грамоты, ни поесть,

На воротах номера не прочесть!» (Кот. «Кот и лодыри»)

4.«Я и прямо, я и боком,

С поворотом, и с прискоком,

И с разбега, и на месте,

И двумя ногами вместе…

Доскакала до угла.

- Я б не так ещё могла!» (Лида. «Верёвочка»)

5.«-Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним». (Валя. «Затейники»)

III. Физкультминутка

7. Игра «Угадай-ка, откуда я?».

Учитель показывает предметы или картинки, дети угадывают произведения.

Любая посуда - «Федорино горе».

Картошка, корзина, шляпа - «Живая шляпа».

Совок, лопата, ведро, песок - «На горке»

Прыгалки - «Веревочка»

Апельсин - «Радость»

Бинт - «Мой щенок»

Заяц - «Путаница»

Пенал - «В школу» и т.д.

8. Игра «Расскажи по картинке». В игре используются лучшие сюжетные картинки, которые рисовали дети в качестве иллюстраций к рассказам раздела.

9. Игра «Угадай загадку». Резерв. Ученикам раздаются карточки с загадками К. Чуковского и С. Маршака.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу? (Очки)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие как братья.

Мы за обедом - под столом.

А ночью - под кроватью. (Ботинки)

Самый бойкий я рабочий

В мастерской.

Колочу я что есть мочи

День-деньской.

Как завижу лежебоку.

Что валяется без проку.

Я прижму его к доске

Да как стукну по башке!

В доску спрячется бедняжка -

Чуть видна его фуражка. (Молоток)

Принялась она за дело.

Завизжала и запела.

Ела. ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб. (Пила)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб - всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю. (Рот и зубы)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет -

Заплачет она и умрет. (Сосулька)

Я великан: вон ту громадную,

многопудовую плиту

словно плитку шоколадную,

вмиг поднимаю в высоту. (Подъёмный кран)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней.

Чем у волков и медведей. (Расчёска)

Я одноухая старуха.

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну. (Иголка)

Я лаю со всякой собакой,

Я вою со всякой совою,

И каждую песню твою

Я вместе с тобою пою

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревет,

Я тоже реву: «У-у!» (Эхо)

Два коня у меня, два коня.

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная.(Коньки)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжик)

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (Крапива)

Лежу я у вас под ногами.

Топчите меня сапогами,

А утром во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня.

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр)

3. Подведение итогов, выставление коллективных оценок.



Домашнее задание. Выучить наизусть и научиться произносить без ошибок 2 любых скороговорки со стр. 66-67 и подготовить ответы на вопросы на стр. 68-70



© 2010-2022