Отчёт по методической проблеме

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по математике.

Введение. Познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения. Классическая педагогика прошлого утверждала - " Смертельный грех учителя - быть скучным". Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией ее, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием. Познавательный интерес - не враг волевого усилия, а верный его союзник. В интерес включены, следовательно, и волевые процессы, способствующие организации, протеканию и завершению деятельности. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.

Целью моей работы является обоснование действенности тех или иных форм, методов и приёмов, используемых на уроках и во внеклассной деятельности по математике, способствующих развитию познавательного интереса учащихся.

Задачи:

1.Изучить виды форм и методов работы, применяемых на уроке и во внеклассной деятельности по математике.

2.Обосновать действенность этих форм и методов.

3.Показать практическое применение некоторых форм и методов работы (разработки уроков, мероприятий).

1.Дидактическая игра.

Дидактическая игра оказывает большое влияние на познавательную деятельность учащихся. В результате систематического использования игры в учебном процессе у детей развиваются основные процессы мышления: сравнение, анализ, умозаключение и т. д.

Дидактические игры и занимательные упражнения способствуют формированию такого важного качества ума, как его подвижность и гибкость. В умело построенной игре ученики систематизируют, закрепляют свои знания, усваивают общие понятия. Дидактическая игра способствует развитию внимания, формирует волю детей.

С помощью игр решаются разные учебные задачи, формируются у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний.

Дидактический материал должен привлекать учащихся не только интересным содержанием, но и не менее интересной соответствующей формой, поскольку дети обращают внимание на внешнее оформление.

Учеников младших классов легко заинтересовать. В гости на урок приходят сказочные герои. Используются разнообразные игрушки: мячи, куклы, кубики, корзины и т. д.

Дидактические игры можно проводить практически на всех уроках в начальных классах. При использовании игр урок становится интереснее, легче усваивается и закрепляется пройденный материал, активизируется познавательная деятельность учащихся. На уроках математики самое обычное решение примеров можно построить так, что работа покажется интереснейшей игрой.

Содержание познавательных дидактических игр помогает закрепить и расширить предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Однако эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы самую сущность игры. Здесь руководителю надо проявлять величайший такт и осторожность.

Проведение дидактических игр имеет свои особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интереск игре, быстро утомляет детей. Напряжённая умственная деятельность, произвольность внимания тоже быстро утомляет учеников. Поэтому длительность дидактических игр должна быть не более 8 - 10 минут. Игре свойственен динамизм, поэтому в ней недопустимы пространные объяснения и обилие замечаний дисциплинарного порядка.

При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение

не сводится лишь к заполнению свободного времени, что они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи.

Игры обязательно должны быть доступны детям. Если какая-либо игра или головоломка предназначена, к примеру, для первоклассников, то это не значит, что каждый должен с ней справиться. Для одного она может показаться слишком сложной, для других - доступной. Индивидуальные различия между детьми, их способности и уровень развития бывают часто значительно большими, чем различия возрастные. Поэтому определить точно, для какого возраста та или иная игра подходит, очень трудно, а иногда невозможно. Подбирать игры надо применительно к каждому ребёнку индивидуально. Однако это относится не ко всем играм, а только к тем, которые основаны на сообразительности, наблюдательности, памяти, пространственном воображении.

В играх познавательных, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, всё обстоит иначе. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают учащиеся, и в этом случае легко определить, учащимся какого класса следует адресовать ту или иную игру.

Интерес к играм, к решению задач, требующих напряжения мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестаёт быть игрой. Игрой можно увлечь, заставить играть нельзя.

Обычно, когда дети решают головоломку, в которой требуется сложить из отдельных частей какую-либо фигуру, переложить предметы, соблюдая известные ограничительные условия, отыскать нужный маршрут и т.п., они, как правило, прибегают к методу проб и ошибок, перебирая различные варианты. Чаще всего это не приводит к нужным результатам. Возникает необходимость подумать, найти какую-то закономерность в действиях, понять, почему задача не решается, какие приёмы следует применить, чтобы приблизиться к цели. Этот момент игры особенно важен, так как начинается интенсивная работа мысли. Поэтому в этот период необходима помощь и поддержка взрослого, его пояснения и рекомендации. Иногда может быть полезна даже подсказка, помогающая играющему найти правильное решение.

Для вовлечения детей в игру большое значение имеет пример окружающих. Если в присутствии ребёнка кто-нибудь из его сверстников добивается успеха в игре, то у него тоже появляется желание испытать свои силы. Не раз

приходилось наблюдать такую картину: сидят за столом несколько ребят, увлеченных игрой, складывают, перекладывают детали головоломки, у них что-то получается, что-то нет, а за спиной стоят болельщики или просто любопытные. Но стоит одному из участников игры подняться, как немедленно раздаются голоса: «А можно мне?», и желающих занять место хоть отбавляй. Пример товарищей заразителен, а в подобных случаях особенно.

2. Использование малых форм фольклора.

В опыте моей работы с детьми положительный результат для развития познавательного интереса к математике оказывает использование малых форм фольклора. Учитель, владеющий фольклорным материалом, знающий загадки, пословицы, поговорки, сказки, умеющий эмоционально, с чувством их прочитать, быстрее добивается успехов в обучении и воспитании.

Так, загадка может служить исходным материалом для знакомства с некоторыми математическими понятиями

(цифра, число, отношение, величина и т. д.). Например, при знакомстве с числом и цифрой 5 можно использовать такую загадку:

Что стоит в конце страницы,

Украшает всю тетрадь?

Чем вы можете гордиться?

Ну, конечно цифрой… (пять)

После того, как найдена отгадка, работа над ней продолжается. Учитель просит вспомнить, о чём загадка, показать числовую карточку, соответствующую числу 5, назвать соседей числа 5 в числовом ряду, объяснить, как получили число5, сравнить число 5 с последующим и предыдущим числами, сказать, как можно получить число 5 из единиц и двух меньших чисел (на наглядной основе).

Для закрепления, конкретизации знаний о числах, величинах, геометрических формах и фигурах можно предложить загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины. Например:

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Всем его представить рад.

Как зовут его? (Квадрат)

Для закрепления пространственных представлений и понятий можно использовать такую загадку:

То назад, то вперёд

Ходит, бродит пароход.

Остановишь - горе,

Продырявит море. (Утюг)

На материале загадок можно формировать умение заменять число двумя слагаемыми в случаях, когда: а) одно слагаемое неизвестно, б) неизвестны оба слагаемые; находить дополнение числа до 10; увеличивать (уменьшать) числа на несколько единиц; закреплять приёмы сложения и вычитания. Например, для того, чтобы отгадать загадку, необходимо решить заданные примеры и записать ответы, затем соотнести каждый ответ с буквой алфавита в таблице и вписать её в клетку рядом. В результате в крайне правом столбце получится слово - отгадка, например: Стоит в поле теремок, угадай кто в нём живёт. (Барсук)

5 + 3 =

8 - 3 =

8 - 5 =

6 - 4 =

6 - 2 =

4 + 2 =

4

3

6

5

2

8

у

р

к

а

с

б

Интересен и процесс отгадывания загадки. Он осуществляется таким образом: отгадывающий должен поочерёдно сопоставлять разные и в то же время чем-то близкие предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в ином сочетании и путём исключения ошибочных ответов находить отгадку, отражая это в речи.

Понимание внутренней структуры загадки позволяет учителю обучать детей отгадывать загадки: понимать их содержание, объяснять и доказывать правильность отгадки, а также учить детей составлять загадки самостоятельно.

Иногда для отгадывания загадки детям бывает достаточно одного признака, догадки, озарения. А для того, чтобы доказать правильность отгадки, необходимо подробное, последовательно развёрнутое логическое рассуждение. Без доказательства процесс отгадывания незакончен. Чтобы побудить ребёнка к доказательству, следует выяснить, каким путём он шёл, отгадывая загадку: «Как ты догадался?», «Почему ты так решил?» Для доказательства нужно выделить в загадке все признаки предметов, установить все связи между ними, сопоставить их с отгадкой.

Доказательство начинается с объяснения отгадки, которое потом подтверждается перечисление признаков предмета. Этим способом (дедуктивным) дети пользуются чаще всего, так как в силу особенности возраста они стремятся быстрее дать ответ. Можно поступить по-другому: в начале доказательства рассматриваются признаки и устанавливаются связи

между ними, а отгадка - логический итог этого рассуждения (индуктивный способ).

Ещё один вид малых форм фольклора - скороговорка, соревновательное и игровое начало которой очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции.

Я предлагаю использовать скороговорки со словами, связанными с математикой. Например, при знакомстве с числом и цифрой 3 можно предложить такую скороговорку:

Три сороки - три трещётки

Потеряли по три щётки:

Три - сегодня,

Три - вчера,

Три - ещё позавчера.

После её разучивания педагог предлагает вспомнить, какое слово в тексте связано с данным числом, какая цифра соответствует этому числу.

Считалки - это короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре.

Соревнования в рассказывании считалок обучают детскому артистизму, заставляют разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память (познавательная функция). Например, считалки для закрепления умения вести счёт в прямом и обратном направлениях

  1. Один, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь,

Девять, десять.

Выплыл ясный месяц.

  1. Девять, восемь, семь, шесть,

Пять, четыре, три, два, один.

В прятки мы играть хотим.

Надо только нам узнать,

Кто из нас пойдёт искать.

Мир детства невозможно представить себе без сказки, так же как и без загадки, скороговорки, считалки.

Казалось бы, сказка и математика - понятия несовместимые. Однако сказочная форма позволяет ввести необычные, увлекательные ситуации в математические задачи. Тем самым эти задачи оживляются. Именно такое соединение благоприятно для обучения, поскольку через сказочные элементы учитель может найти путь в сферу эмоций ребёнка. Опыт применения таких задач показывает, что встреча детей со знакомыми героями сказок не оставляет их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает его интерес к математике.

Присутствие сказочного героя на уроке математики придаёт обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует более эффективному усвоению как математического материала, так и литературного.

При составлении задач в сказочной форме надо стремиться, чтобы ситуации задач соответствовали духу самой сказки: борьба за справедливость Ивана и коварство Кощея Бессмертного, верность дружбе неунывающего Буратино и стремление поживиться за чужой счёт неразборчивых в средствах лисы Алисы и кота Базилио. Симпатии детей всегда на стороне положительных героев. Добро торжествует, зло наказывается, отрицательные качества высмеиваются. Сказки и через задачи продолжают воспитывать детей. Например, на уроке - закреплении таблицы на 6, дети помогают освободить Белоснежку из плена Кощея.

Учащиеся должны не только решать готовые задачи, но и уметь составлять их. Эту работу следует вести в течение всего периода изучения математики.

На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это - залог успешной работы. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное, учит детей логически мыслить.

Таким образом, использование малых форм фольклора поможет учителю в воспитании и обучении детей и развитию у них познавательного интереса к изучению математики.

3. Интересные приёмы устного счёта.

На уроках и во время внеклассных занятий по математике нужно знакомить учащихся с несложными приёмами устного счёта.

Учащимся очень нравятся необычные приёмы вычислений, они с интересом их используют и стараются не пропускать занятий.

Приведу некоторые примеры приёмов устных вычислений.

1.Умножение двузначного числа на 11 (32*11)

Приём: между цифрами первого множителя вписываем сумму этих цифр. Между цифрами 3 и 2 вписываем сумму этих цифр 3+2=5. Значит 32*11=352 или 45*11=495. Данный приём справедлив для каждого аналогичного случая.

2. Умножение на 9.

Положите обе ладони на стол и запомните номера ваших пальчиков. (На плакате рисунок ладошек с номерами пальцев). Чтобы умножить число на 9, вам достаточно найти пальчик с таким же номером и сосчитать, сколько пальцев слева и справа от него. Число пальцев слева показывает цифру произведения (десятки), а число пальцев справа - вторую цифру (единицы) 2*9=18

4.Занимательные упражнения и задачи.

Практика показывает, что самым занимательным занятием для детей является такое занятие, в котором они проявляют творческие способности. Следует чередовать письменные работы с устными упражнениями, включая устный счёт. Лучшему запоминанию способствует разная форма заданий: восприятие на слух, зрительно или одновременно на слух и зрительно.

Например: .

1.Обведите в кружок числа из таблицы умножения, а остальные числа - зачеркните.

11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.

21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30.

31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40.

2.Решите задачи. Подарил утятам ёжик

8 кожаных сапожек.

Сколько маленьких утят

Ёжика благодарят?

14 лыж у крылечка стоят.

Сколько на лыжах каталось ребят?

3. Одно яйцо варится 5 минут. За сколько минут сварятся 3 яйца?

Занимательные задачи способствуют развитию логического мышления, активизации учебно - познавательной деятельности.

5. Развивающие игры и задачи. В процессе учебной деятельности школьников, которая идёт в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективно при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Учебный материал, представленный далее, имеет своей целью совершенствование различных сторон внимания, памяти, мышления и т. д. Уровень трудности задач и заданий этого направления с возрастом детей значительно возрастает. Так, например, при выполнении заданий «Лабиринты», появляются трёх - пятиходовые задания, выполнение которых требует не только более продолжительной сосредоточенности внимания, но и умения выполнить часть работы в уме. Внимание - это форма организации познавательной деятельности во многом зависит от степени сформированности такого познавательного процесса, как внимание. В учебный материал включаю содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

Очень ёмким, с точки зрения отработки различных сторон внимания детей, является игра «Весёлый счёт» в таком варианте. Предлагается таблица чисел, написанных двумя цветами, например чёрным и красным. Детям можно предложить выполнить задания:

1)Назови и покажи все числа от11 до 20, написанные чёрным цветом, затем красным цветом.

2) Назови и покажи числа от20 до 11, красным цветом, затем чёрным.

3) Назови и покажи числа от11 до 20 одновременно написанные красным и чёрным цветом.

12

14

15

17

13

20

18

15

18

11

19

20

17

16

13

16

12

19

11

14 Число заданий на развитие различных сторон внимания младших школьников, построенных на математическом материале, очень велико, и можно легко составить многие из них самостоятельно. В начальной школе необходимо готовить детей к обучению в среднем звене, поэтому необходимо развивать логическую память. Учащимся приходится запоминать определения, доказательства, объяснения. Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, мы способствуем развитию их мышления.

Задания на развитие памяти рекомендуется включать не реже двух раз в неделю в устный счёт, который в младших классах проводится на каждом уроке математики. Это могут быть «Запомни математические термины» или «Цепочки слов». Для развития зрительной и слуховой памяти достаточно эффективно использование соответствующих диктантов. Способность детей видеть и запоминать увиденное совершенствуется не только путём восприятия бытовых объектов, но, главным образом. Путём восприятия и запоминания геометрических фигур. Знаков арифметических действий, числовых выражений. Различных чисел, величин и т.д. Например, зрительный диктант с изображением листьев различной формы. Могут предлагаться задания на преобразования и перестроения геометрических фигур. Например, убрать из данной фигуры, состоящей из 5 квадратов, 4 палочки так, чтобы осталось 3 одинаковых квадрата. Отчёт по методической проблеме

Очень большой интерес у учащихся вызывают и простейшие задания по топологии, в которых предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, и не проводя одну и ту же линию дважды, изобразить предложенные фигуры, например, конверт.

1.Лабиринты.

2.Весёлый счёт по таблице чисел.

3.Найди различия.

4.Найди, кто спрятался.

Задания на развитие мышления. Здесь рассматриваются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций младших школьников, умение делать заключение из двух суждений, в которых указывается соотношение между первым и вторым объектами,

вторым и третьим с использованием свойства транзитивности некоторых отношений: продолжается формирование умений делать обобщения и т.д. 1.Задачи на смекалку. 2.Задачи-шутки.

3.Нестандартные задачи Задания на развитие восприятия и воображения. Восприятие - это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической .деятельности как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. Психологические исследования показали, что одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становится более глубоким. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. 1.Собери разбитую вазу. 2.Сосчитай животных. 3.Не отрывая карандаша от бумаги, изобрази конверт. 4.Подбери заплатку к сапожку.

5. Преобразование геометрических фигур.


Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.

Чтобы ребенок учился в полную силу своих способностей, стараюсь вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности.

6. Школьные олимпиады.

Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учёбе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Одна из форм внеклассной работы - олимпиада по предмету. Она способствует воспитанию познавательного интереса у детей и помогает определить их уровень знаний. Привит любовь к предмету, научить самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить - вот

задача творчески работающего учителя. Олимпиады в собственной школе -

это первая ступень к дальнейшему участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах и олимпиадах более высокого уровня.

По времени олимпиада не должна превышать одного урока (40-45минут). При проведении олимпиады необходимо создать комфортную и, может быть, даже праздничную атмосферу, чётко организовать работу, проследить за тем, чтобы задания были сформулированы грамотно и понятно. Обязательно предупредить участников, что на вопросы они могут отвечать в любом удобном для них порядке.

Необходимо заранее разработать критерии оценки каждого задания, в зависимости от его сложности. Если задание включает в себя несколько пунктов, то следует учитывать ответ на каждый пункт вопроса. Правильный ответ, требующий только знания предмета, оценивается 1 баллом. Если требуется «включить воображение», опереться на логику в рассуждении, то ответ на подобный вопрос можно оценить в 2 балла. В том случае, если для

ответа нужно произвести сложные вычисления или сделать нестандартные логические шаги, данный труд оценивается в 3 балла. Победителями следует считать учеников, набравших наибольшее количество баллов или ответивших на наибольшее количество вопросов.

Призёрами могут быть учащиеся, которые не ответили на 2-3 вопроса или их ответы были недостаточно полными, но в своей основе верными.

Подведение итогов и разбор результатов не следует откладывать надолго. Победителей и призёров следует поощрить, наградив их грамотами или книгами, которые они смогут использовать в дальнейшем как справочный или познавательный материал.

7. Применение информационных технологий как один из способов повышения познавательного интереса учащихся к предмету математика.

«Детская природа ясно требует

наглядности. Учите ребёнка каким-

нибудь пяти неизвестным ему

словам и он будет долго и напрасно

мучиться над ними; но свяжите с

картинками двадцать таких слов -

и ребёнок усвоит их на лету…»

К. Д. Ушинский

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы, а успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.

Использование информационных технологий, в частности интерактивной доски, способствует активизации внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти, творческих способностей и познавательных интересов. Практический опыт свидетельствует, что педагог может добиться серьёзных качественных результатов, работая с учащимися в современных условиях с использованием возможностей мультимедиа на своих уроках и во внеклассной деятельности., что даёт более высокие и качественные результаты. Например, урок - сказка по закреплению знаний таблицы умножения и деления на 6, где дети в игровой форме, используя работу с интерактивной доской, повторили знание таблицы умножения на 2, 3, 4, 5, 6, причём активно работали даже слабоуспевающие ученики.

Освоение и применение учителем новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса, уважения, желания обмениваться информацией с учителем и одноклассниками. Возможности мультимедиа позволяют сделать урок насыщеннее, продуктивнее, эмоционально богаче . Например, уроки - закрепления умений умножать сумму на число и делить сумму на число.

Приходя на урок, ребята спрашивают: «Что нового будет сегодня? Что интересного?» А это значит, что ещё дол урока есть учебная мотивация, развить и поддержать которую - одна из важнейших творческих задач учителя.

Компьютер, интерактивная доска помогают реализовать один из важнейших принципов дидактики - принцип наглядности, а значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала по сравнению с традиционными схемами и таблицами.

Применение информационных технологий на уроке математики также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля: проверка работы по эталону, тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса. Предоставляются широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения: выполнение индивидуальных заданий, использование модулей - тренажёров, разноуровневые задания и т. д.

Конечно, подготовка мультимедийного урока или отдельного модуля к нему- процесс довольно трудоёмкий , требующий времени, достаточного уровня владения компьютером и навыками работы с интерактивной доской, но результат стоит того!

Заключение.

Исследованием установлено, что качественный анализ уровня знаний свидетельствует о том, что школьники младшего возраста охотно и с большим интересом обращаются к умственным играм, задачам, головоломкам, и есть определённая сумма знаний. А.В.Луначарский писал: «Нам нужно стараться, чтобы каждый ребёнок жил

ожиданием завтрашней радости, ощущением своего роста и движения вперёд, а этого можно достигнуть лишь благодаря целенаправленной работе…»

Игровые ситуации помогают детям овладевать знаниями, формировать соответствующие умения и навыки, пробуждать интерес к учению, развивают умственные способности школьников, совершенствуют и тренируют память и мышление.

Регулярное использование на уроках математики системы специальных задач и заданий, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор младших школьников, повышает качество математической подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.





Библиографический список:

1.Борисов В.М.Загадки - обманки./ В.М. Борисов. - М.: Просвещение,

2001. - 35с.

2. Есенина С.А.Как научить вашего ребёнка быстро считать./ С.А.Есенина. - М.: Грамотей, 2005. - 16с.

3.Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. / Н.Б.Истомина. - М.: Просвещение, 1985. - 64с.

4.Лэнгдон Н., Снейп Ч. С математикой в путь./ Н. Лэнгдон, Ч. Снейп. - М.: Педагогика, 1985. - 48с.

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи. / З.А.Михайлова. - М.: Просвещение, 1985. - 94с.

6.Моро М,И., Пышкало А.М. Методика преподавания математики в начальных классах. / М.И.Моро, А.М, Пышкало. - М.: Просвещение, 1985. - 335с.

7. Начальная школа Казахстана. Республиканский научно - методический журнал./ Алматы, 1998 - 2008.

8. Начальная школа. Приложение к 1 сентября./ Москва, №12, №22, 2005.

9. Педагогика под редакцией Бабанского Ю.К. / М.: Просвещение, 1988. - 479с.

10. Преподавание по всем предметам в начальной школе.Республиканский научно - методический журнал./ Алматы, 2005 - 2009.

11. Сорокин П. И. Занимательные задачи по математике в начальных классах. / П.И, Сорокин. - М.: Просвещение, 1985. - 145с.

12. Сухин И. Г. Занимательные материалы./ И.Г.Сухин. - М.: ВАКО, 2005. - 224с.

13. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 1988. - 175с.

14.Узорова О.В. 3000задач и примеров по математике. / О.В. Узорова. - М.: Аквариум, 1999. - 224с.

15. Я иду на урок в начальную школу. Математика. Книга 1./ М.: 1 сентября, 2002. - 336с.

16. Я иду на урок в начальную школу. Математика Книга 2./ М.: 1 сентября, 2002. - 224с.


© 2010-2022