Образовательная программа Юный эколог

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Образовательная программа

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

эколого-биологического кружка

«Родничок»

для детей 8-9 лет на 1 год

Вид: экспериментальная

Направленность: эколого-биологическая



Автор: Холоденко Наталья Анатольевна










Шира

Пояснительная записка Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. Экологические проблемы актуальны для каждого образованного человека. Поэтому, программа кружка затрагивает вопросы, с которым приходится сталкиваться жителям нашего села и района - сохранение и поддержание экологически чистой обстановки в родном крае, сохранение здоровья человека. Поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.

ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры школьников.

Задачи экологического воспитания:

Обучающие:

  1. Обучение азам экологической безопасности.

  2. Формирование умения рационально использовать природные богатства.

  3. Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.

  4. Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.

  5. Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.

  6. Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.

  7. Осознание себя, как части природы.

Развивающие:

  1. Развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.

  2. Развитие интереса и любви к родному краю, формирование представления детей об экологических проблемах села.

Воспитывающие:

  1. Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.

  2. Воспитание активной жизненной позиции.

Этапы реализации программы:

Предполагаемая реализация данной программы в течение 1 года.

1 этап - подготовительный (вводные занятия)

2 этап - основной
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 8-9 лет. Состав постоянный, но с привлечением учащихся школы для участия в акциях и различных мероприятиях. Набор учащихся свободный, по желанию. Количество обучающихся 15 человек.

Режим занятий:

Общее количество часов в год: 144.

2 раза в неделю по 2 часа.
















Ожидаемые результаты: Для детей:

  • Сформированность положительной мотивации на природу.
  • Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
  • Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
  • Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
  • Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Для педагога:
  • Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
  • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога.
  • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности школьников.
  • Личностный и профессиональный рост.
  • Самореализация.
























Способы проверки результатов реализации программы:


  • Тестирование.

  • Защита проектов.




Формы подведения итогов реализации данной программы:

  • Участие в школьных, районных экологических акциях.
  • Участие в Республиканской экологической акции «Покормите птиц зимой».
  • Участие в Международной экологической акции «Марш парков».
  • Защита проектов по выбранной теме.
  • Участие в праздниках, концертах и др. мероприятиях.
  • Проектная работа.

Методическое обеспечение программы:
Для реализации данной программы используются различные способы и формы работ:

  • Индивидуальные, групповые: конкурс, путешествие, гостиная, викторина.
  • Практические: практикум, праздник.
  • Теоретические: беседа, экскурсия.

Для реализации данной программы нужны следующие материалы:

  • карта Хакасии, буклеты;
  • фотографии (иллюстрации) животных и растений;
  • диск «Красная книга Хакасии»;
  • диск «Природа Хакасии»;
  • образцы кормушек и корма для птиц;
  • фотокамера;
  • фотоаппарат;
  • мультимедийная установка;
  • музыкальные фонограммы;
  • куклы-перчатки, ширма, пьесы.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема занятий

Общее кол-во

Теорет. занятия

Практич. занятия 1.

Вводное занятие.

2

2


2.

«Удивительное рядом».

4

2

2 3.

«День работников заповедников и национальных парков»

8

6

2 4. «Мы - друзья природы».

6

2

4 5. Акция «Каждой птице свой дом».

6

4

2 6.

«Туристята - друзья природы» - нормы и правила туристского природопользования, «законы туристят».

10

4

6 7. Экология человека.

30

14

16 8. По страницам Красной книги.

8

6

2 9.

Акция «Покормите птиц зимой».

24

10

14 10.

Экологические сказки

8


8 11.

Акция «Все на борьбу с пожарами»

8

6

2 12. Акция «Марш парков»

14

4

10 13. Проектная работа.

16

12

4

Всего часов

144

72

72



Содержание программы

п/п

Тема

Содержание

Общее кол-во

Теорет. занятия

Практич. занятия 1.

Вводное занятие.

Объяснение понятие «экология». Обсуждение плана работы на год. Цели работы кружка.

2

2


2.

«Удивительное рядом».

Беседа с использованием мультимедийной презентации «Правила поведения на природе». Разработка памятки поведения в природе. Экскурсия по окрестностям села. Фотозарисовка с целью создания творческих работ «Удивительное рядом».

4

2

2 3.

«День работников заповедников и национальных парков»

Разучивание стихов, подбор фонограммы, иллюстраций для презентации. Создание мультимедийной презентации. Празднование Дня работников заповедников и национальных парков. Выступление членов кружка

8

6

2 4. «Мы - друзья природы».

Беседа с использованием мультимедийной презентации «Как человек может помочь природе?» Подбор информации, иллюстрации для выставки «Природа - наш дом». Оформление.

6

2

4 5. Акция «Каждой птице свой дом».

Изучение литературы о том, как правильно изготовить скворечник. Изготовление скворечников и их развешивание.

6

4

2 6.

«Туристята - друзья природы» - нормы и правила туристского природопользования, «законы туристят».

Повторение правил поведения во время экскурсий. Создание «законов туристят». Экскурсия в природу. Фотозарисовка с целью создания творческих работ.

10

4

6 7. Экология человека.

Обобщение понятий «семья», «здоровье», «физическое и психологическое здоровье», формирование здорового образа жизни. Подвижные игры на свежем воздухе

30

14

16 8. По страницам Красной книги.

Знакомство с Красной книгой Хакасии и России. Выполнение творческих работ «По страницам Красной книги»

8

6

2 9.

Акция «Покормите птиц зимой».

Изготовление и распространение агитационных листовок «Покормите птиц зимой». Оформление выставки «Птицы зимой». Работа над проектом «Птицы зимой» (изговоление и развешивание кормушек, сбор корма, подкормка птиц, фотоотчет)

24

10

14 10.

Экологические сказки

Чтение экологических сказок. Их инсценировка.

8


8 11.

Акция «Все на борьбу с пожарами»

Встречи со специалистами: лесниками, егерями, инспекторами пожарной безопасности. Проведение мероприятия на тему «Все на борьбу с пожарами».

8

6

2 12. Акция «Марш парков»

Просмотр тематических видеофильмов, слад фильмов ("Флора и фауна Хакасии" и т.п.). Проведение мероприятия на тему: «Заповедные земли - территории прав природы».

14

4

10 13. Проектная работа.

Индивидуальная работа по созданию проекта на выбранную тему., обсуждение содержания с учащимися. Защита проектов

16

12

4

Всего:

144

72

72







Календаро - тематический план


№ п/п

Тема занятий

Кол-во часов

Форма занятий

Техническое оснащение

Дата 1.

Вводное занятие. 2 Беседа

2.

Культура поведения в природе.

2 Беседа Мультимедийная презентация
3.

Наблюдения «Удивительное рядом». Фотозарисовки.

2

Экскурсия по окрестностям села. фотокамера, фотоаппарат
4.

Подготовка к празднику «День работников заповедников и национальных парков» 6 Практикум Стихи, музыка
5.

Участие в празднике, посвященному Дню работников заповедников и национальных парков. 2 Праздник Стихи, музыка
6. «Мы - друзья природы». 2 Беседа Мультимедийная презентация
7.

Выставки «Природа - наш дом». 4 Практикум. Сбор материала для выставки. Энциклопедии, иллюстрации т.д.

Выставки «Природа - наш дом». 2 Оформление выставки Материал для выставки
8. Акция «Каждой птице свой дом». Изготовление скворечников. 6 Практикум Бросовый материал
9.

«Туристята - друзья природы» - нормы и правила туристского природопользования, «законы туристят». 2 Беседа Карандаши, альбомные листы, иллюстрации, правила.
10.

Собирайся в поход. Фотозарисовки. 6 Путешествие фотокамера, фотоаппарат
11.

Что такое здоровье. Физическое и психологическое здоровье. 2 Беседа Мультимедийная презентация
12.

Моя семья. 2 Беседа. Фотографии, иллюстрации.
13.

Моя семья. 2 Творческая мастерская Творческие работы учащихся
14.

Гигиена человека. 2 беседа

15.

Гигиена человека. Откуда берутся грязнули? 2 беседа Мультимедийная презентация
16.

Гигиена человека. Наше здоровье. 2 Творческая мастерская Творческие работы уч-ся
17.

Здоровое питание. Зачем человек ест? 2 Беседа Иллюстрации
18.

Здоровое питание. Что нам полезно. 2 Творческая мастерская Творческие работы уч-ся
19.

Психология здоровья. 2 Беседа Иллюстрации
20.

Вредные привычки. 2 Беседа Иллюстрации
21.

Вредные привычки. 2 Творческая мастерская Творческие работы уч-ся
22.

Подвижные игры на свежем воздухе. 8 Спортивные состязания, игры Спортивный инвентарь
23.

По страницам Красной книги. Красная книга Росси. 2 Беседа. Красная книга России.
24.

По страницам Красной книги. Красная книга Хакасии. 2 Викторина Мультимедийная презентация
25.

По страницам Красной книги. 2 Творческая мастерская Творческие работы уч-ся
26.

Изготовление и распространение агитационных листовок «Покормите птиц зимой» 4 Практикум Картинки птиц, бумага, краски, фломастеры.
27.

Выставки «Птицы зимой» 4

Творческая мастерская. Подбор материала к выставке. Энциклопедии, иллюстрации.
28.

Оформление выставки «Птицы зимой» 2 Практикум Материал для выставки
29.

Творческая работа «Птицы». 4 Творческая мастерская. Подбор материала Энциклопедии, иллюстрации.
30.

Творческая работа «Птицы». 2 Защита творческих работ Работы детей
31.

Работа над проектом «Птицы зимой». Каждой птице нужен свой корм. 2 Беседа Энциклопедии.
32.

Работа над проектом «Птицы зимой». Сбор корма для птиц. Его сортировка. Подкормка птиц. 6 Практикум Корм для птиц
33. Чтение экологических сказок . 4 Гостиная Сказки, иллюстрации
34. Инсценировка экологических сказок. 4 Кукольный театр Куклы, ширма
35.

Акция «Все на борьбу с пожарами». Изготовление агитационных листовок. 4 Практикум Карандаши, фломастеры, бумага.
36.

«Все на борьбу с пожарами». Распространение агитационных листовок. 2


37.

Встречи со специалистами: лесниками, егерями, инспекторами пожарной безопасности. 2 Беседа

38.

Акция «Марш парков». 2 Сбор материала для выставки. Энциклопедии, иллюстрации
39.

Акция «Марш парков». 2 Оформление выставки. Материал для выставки
40. Акция «Марш парков». Подготовка к проведению праздника. 4 Беседа Стихи, фонограмма, сценарий
41. Заповедные земли - территории прав природы. 2 Праздник Стихи, музыка
42.

Просмотра тематических видеофильмов, слад фильмов ("Флора и фауна Хакасии" и т.п.). 4 Виртуальная экскурсия Видеофильмы, мультимедийная презентация
43. Работа над проектами. 16 Беседа

Индивидуальные и групповые консультации
44. Защита проектов. 4 Конкурс Проекты

Литература:

Для педагога:

  1. Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. - Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1996.

  2. Буклет. Государственный природный заповедник «Хакасский»

  3. Буковская Г.В. Игры и занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.

  4. Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. - Ростов н/Д: Феникс, 2007

  5. Косованова Л.В., Мельникова М.М., Айзман Р.И. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях. - Новосибирск, 2003.

  6. Попова А.И. Укреплять здоровье.// Начальная школа. // 1990. - № 6

  7. Слободник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. - Москва, 2003. - 56 с.

Для детей:

  1. Детская энциклопедия. Царство животных / Пер. с англ. С.В.Чудова. М.ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», 2000.

  2. Зименкова Л.В. Большая книга загадок. - М.: Астрель, 2008.

  3. Экология. Научно-популярное издание для среднего школьного возраста / Пер. с англ. Л.Яхнина. - Смоленск: Русич, 2000.



© 2010-2022