- Преподавателю
- Начальные классы
- Образовательная программа Юный эколог
Образовательная программа Юный эколог
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Холоденко Н.А. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Образовательная программа
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
эколого-биологического кружка
«Родничок»
для детей 8-9 лет на 1 год
Вид: экспериментальная
Направленность: эколого-биологическая
Автор: Холоденко Наталья Анатольевна
Шира
Пояснительная записка Экология - наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Но в нашей действительности экология - это не просто наука, это новое мировоззрение. Человек - не главное действующее лицо, а особая, разумная, но всё же только часть природы. Необходимо помочь детям осознать реальное положение человека, как биологического вида, существующего на нашей планете наравне с другими, не менее значимыми. Охранять природу необходимо не потому, что она "наше богатство", а потому, что она самоценна, человек не может существовать без природного окружения, а вот природа без человека - может. Вот почему нужно формировать у детей систематические экологические знания, а не сводить познание к биологическим и географическим терминам. Экологические проблемы актуальны для каждого образованного человека. Поэтому, программа кружка затрагивает вопросы, с которым приходится сталкиваться жителям нашего села и района - сохранение и поддержание экологически чистой обстановки в родном крае, сохранение здоровья человека. Поисково-познавательная деятельность, решение проблемных ситуаций совершенствуют умения детей анализировать, вычленять проблему, осуществлять поиск ее решения, делать выводы и аргументировать их, уметь сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры школьников.
Задачи экологического воспитания:
Обучающие:
-
Обучение азам экологической безопасности.
-
Формирование умения рационально использовать природные богатства.
-
Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения.
-
Формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру.
-
Понимание взаимосвязи и взаимозависимости в природе.
-
Подведение к пониманию неповторимости и красоты окружающего мира.
-
Осознание себя, как части природы.
Развивающие:
-
Развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
-
Развитие интереса и любви к родному краю, формирование представления детей об экологических проблемах села.
Воспитывающие:
-
Воспитание уважительного отношения ко всем, без исключения, видам, вне зависимости от наших симпатий и антипатий.
-
Воспитание активной жизненной позиции.
Этапы реализации программы:
Предполагаемая реализация данной программы в течение 1 года.
1 этап - подготовительный (вводные занятия)
2 этап - основной
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 8-9 лет. Состав постоянный, но с привлечением учащихся школы для участия в акциях и различных мероприятиях. Набор учащихся свободный, по желанию. Количество обучающихся 15 человек.
Режим занятий:
Общее количество часов в год: 144.
2 раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты: Для детей:
- Сформированность положительной мотивации на природу.
- Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
- Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей.
- Ответственное отношение детей к окружающей среде, к своему здоровью.
- Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
- Организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ.
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога.
- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности школьников.
- Личностный и профессиональный рост.
- Самореализация.
Способы проверки результатов реализации программы:
-
Тестирование.
-
Защита проектов.
Формы подведения итогов реализации данной программы:
- Участие в школьных, районных экологических акциях.
- Участие в Республиканской экологической акции «Покормите птиц зимой».
- Участие в Международной экологической акции «Марш парков».
- Защита проектов по выбранной теме.
- Участие в праздниках, концертах и др. мероприятиях.
- Проектная работа.
Методическое обеспечение программы:
Для реализации данной программы используются различные способы и формы работ:
- Индивидуальные, групповые: конкурс, путешествие, гостиная, викторина.
- Практические: практикум, праздник.
- Теоретические: беседа, экскурсия.
Для реализации данной программы нужны следующие материалы:
- карта Хакасии, буклеты;
- фотографии (иллюстрации) животных и растений;
- диск «Красная книга Хакасии»;
- диск «Природа Хакасии»;
- образцы кормушек и корма для птиц;
- фотокамера;
- фотоаппарат;
- мультимедийная установка;
- музыкальные фонограммы;
- куклы-перчатки, ширма, пьесы.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема занятий
Общее кол-во
Теорет. занятия
Практич. занятия 1.
Вводное занятие.
2
2
2.
«Удивительное рядом».
4
2
2 3.
«День работников заповедников и национальных парков»
8
6
2 4. «Мы - друзья природы».
6
2
4 5. Акция «Каждой птице свой дом».
6
4
2 6.
«Туристята - друзья природы» - нормы и правила туристского природопользования, «законы туристят».
10
4
6 7. Экология человека.
30
14
16 8. По страницам Красной книги.
8
6
2 9.
Акция «Покормите птиц зимой».
24
10
14 10.
Экологические сказки
8
8 11.
Акция «Все на борьбу с пожарами»
8
6
2 12. Акция «Марш парков»
14
4
10 13. Проектная работа.
16
12
4
Всего часов
144
72
72
Содержание программы
№ п/п
Тема
Содержание
Общее кол-во
Теорет. занятия
Практич. занятия 1.
Вводное занятие.
Объяснение понятие «экология». Обсуждение плана работы на год. Цели работы кружка.
2
2
2.
«Удивительное рядом».
Беседа с использованием мультимедийной презентации «Правила поведения на природе». Разработка памятки поведения в природе. Экскурсия по окрестностям села. Фотозарисовка с целью создания творческих работ «Удивительное рядом».
4
2
2 3.
«День работников заповедников и национальных парков»
Разучивание стихов, подбор фонограммы, иллюстраций для презентации. Создание мультимедийной презентации. Празднование Дня работников заповедников и национальных парков. Выступление членов кружка
8
6
2 4. «Мы - друзья природы».
Беседа с использованием мультимедийной презентации «Как человек может помочь природе?» Подбор информации, иллюстрации для выставки «Природа - наш дом». Оформление.
6
2
4 5. Акция «Каждой птице свой дом».
Изучение литературы о том, как правильно изготовить скворечник. Изготовление скворечников и их развешивание.
6
4
2 6.
«Туристята - друзья природы» - нормы и правила туристского природопользования, «законы туристят».
Повторение правил поведения во время экскурсий. Создание «законов туристят». Экскурсия в природу. Фотозарисовка с целью создания творческих работ.
10
4
6 7. Экология человека.
Обобщение понятий «семья», «здоровье», «физическое и психологическое здоровье», формирование здорового образа жизни. Подвижные игры на свежем воздухе
30
14
16 8. По страницам Красной книги.
Знакомство с Красной книгой Хакасии и России. Выполнение творческих работ «По страницам Красной книги»
8
6
2 9.
Акция «Покормите птиц зимой».
Изготовление и распространение агитационных листовок «Покормите птиц зимой». Оформление выставки «Птицы зимой». Работа над проектом «Птицы зимой» (изговоление и развешивание кормушек, сбор корма, подкормка птиц, фотоотчет)
24
10
14 10.
Экологические сказки
Чтение экологических сказок. Их инсценировка.
8
8 11.
Акция «Все на борьбу с пожарами»
Встречи со специалистами: лесниками, егерями, инспекторами пожарной безопасности. Проведение мероприятия на тему «Все на борьбу с пожарами».
8
6
2 12. Акция «Марш парков»
Просмотр тематических видеофильмов, слад фильмов ("Флора и фауна Хакасии" и т.п.). Проведение мероприятия на тему: «Заповедные земли - территории прав природы».
14
4
10 13. Проектная работа.
Индивидуальная работа по созданию проекта на выбранную тему., обсуждение содержания с учащимися. Защита проектов
16
12
4
Всего:
144
72
72
Календаро - тематический план
№ п/п
Тема занятий
Кол-во часов
Форма занятий
Техническое оснащение
Дата 1.
Вводное занятие. 2 Беседа
2.
Культура поведения в природе.
2 Беседа Мультимедийная презентация
3.
Наблюдения «Удивительное рядом». Фотозарисовки.
2
Экскурсия по окрестностям села. фотокамера, фотоаппарат
4.
Подготовка к празднику «День работников заповедников и национальных парков» 6 Практикум Стихи, музыка
5.
Участие в празднике, посвященному Дню работников заповедников и национальных парков. 2 Праздник Стихи, музыка
6. «Мы - друзья природы». 2 Беседа Мультимедийная презентация
7.
Выставки «Природа - наш дом». 4 Практикум. Сбор материала для выставки. Энциклопедии, иллюстрации т.д.
Выставки «Природа - наш дом». 2 Оформление выставки Материал для выставки
8. Акция «Каждой птице свой дом». Изготовление скворечников. 6 Практикум Бросовый материал
9.
«Туристята - друзья природы» - нормы и правила туристского природопользования, «законы туристят». 2 Беседа Карандаши, альбомные листы, иллюстрации, правила.
10.
Собирайся в поход. Фотозарисовки. 6 Путешествие фотокамера, фотоаппарат
11.
Что такое здоровье. Физическое и психологическое здоровье. 2 Беседа Мультимедийная презентация
12.
Моя семья. 2 Беседа. Фотографии, иллюстрации.
13.
Моя семья. 2 Творческая мастерская Творческие работы учащихся
14.
Гигиена человека. 2 беседа
15.
Гигиена человека. Откуда берутся грязнули? 2 беседа Мультимедийная презентация
16.
Гигиена человека. Наше здоровье. 2 Творческая мастерская Творческие работы уч-ся
17.
Здоровое питание. Зачем человек ест? 2 Беседа Иллюстрации
18.
Здоровое питание. Что нам полезно. 2 Творческая мастерская Творческие работы уч-ся
19.
Психология здоровья. 2 Беседа Иллюстрации
20.
Вредные привычки. 2 Беседа Иллюстрации
21.
Вредные привычки. 2 Творческая мастерская Творческие работы уч-ся
22.
Подвижные игры на свежем воздухе. 8 Спортивные состязания, игры Спортивный инвентарь
23.
По страницам Красной книги. Красная книга Росси. 2 Беседа. Красная книга России.
24.
По страницам Красной книги. Красная книга Хакасии. 2 Викторина Мультимедийная презентация
25.
По страницам Красной книги. 2 Творческая мастерская Творческие работы уч-ся
26.
Изготовление и распространение агитационных листовок «Покормите птиц зимой» 4 Практикум Картинки птиц, бумага, краски, фломастеры.
27.
Выставки «Птицы зимой» 4
Творческая мастерская. Подбор материала к выставке. Энциклопедии, иллюстрации.
28.
Оформление выставки «Птицы зимой» 2 Практикум Материал для выставки
29.
Творческая работа «Птицы». 4 Творческая мастерская. Подбор материала Энциклопедии, иллюстрации.
30.
Творческая работа «Птицы». 2 Защита творческих работ Работы детей
31.
Работа над проектом «Птицы зимой». Каждой птице нужен свой корм. 2 Беседа Энциклопедии.
32.
Работа над проектом «Птицы зимой». Сбор корма для птиц. Его сортировка. Подкормка птиц. 6 Практикум Корм для птиц
33. Чтение экологических сказок . 4 Гостиная Сказки, иллюстрации
34. Инсценировка экологических сказок. 4 Кукольный театр Куклы, ширма
35.
Акция «Все на борьбу с пожарами». Изготовление агитационных листовок. 4 Практикум Карандаши, фломастеры, бумага.
36.
«Все на борьбу с пожарами». Распространение агитационных листовок. 2
37.
Встречи со специалистами: лесниками, егерями, инспекторами пожарной безопасности. 2 Беседа
38.
Акция «Марш парков». 2 Сбор материала для выставки. Энциклопедии, иллюстрации
39.
Акция «Марш парков». 2 Оформление выставки. Материал для выставки
40. Акция «Марш парков». Подготовка к проведению праздника. 4 Беседа Стихи, фонограмма, сценарий
41. Заповедные земли - территории прав природы. 2 Праздник Стихи, музыка
42.
Просмотра тематических видеофильмов, слад фильмов ("Флора и фауна Хакасии" и т.п.). 4 Виртуальная экскурсия Видеофильмы, мультимедийная презентация
43. Работа над проектами. 16 Беседа
Индивидуальные и групповые консультации
44. Защита проектов. 4 Конкурс Проекты
Литература:
Для педагога:
-
Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. - Калуга: Институт усовершенствования учителей, 1996.
-
Буклет. Государственный природный заповедник «Хакасский»
-
Буковская Г.В. Игры и занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2004.
-
Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры. - Ростов н/Д: Феникс, 2007
-
Косованова Л.В., Мельникова М.М., Айзман Р.И. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях. - Новосибирск, 2003.
-
Попова А.И. Укреплять здоровье.// Начальная школа. // 1990. - № 6
-
Слободник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. - Москва, 2003. - 56 с.
Для детей:
-
Детская энциклопедия. Царство животных / Пер. с англ. С.В.Чудова. М.ЗАО «Издательский Дом ОНИКС», 2000.
-
Зименкова Л.В. Большая книга загадок. - М.: Астрель, 2008.
-
Экология. Научно-популярное издание для среднего школьного возраста / Пер. с англ. Л.Яхнина. - Смоленск: Русич, 2000.