Конспект урока по окружающему миру на тему Разнообразие веществ ( 3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Разнообразие веществ Цель: познакомить с веществами и их свойствами. Планируемые результаты: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты, анализировать, доказывать предположения, делать выводы. Оборудование: карточки с заданиями; портрет М.В. Ломоносова; раствор йода, пипетки, продукты (картофель, яблоко и т. д.) для практической работы; соль, сахар и крахмал.

Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания 1. Индивидуальные задания (Учитель раздает учащимся карточки с заданиями.) 1) Подчеркни красным карандашом твердые вещества, синим - жидкие, зеленым - газообразные. Углекислый газ, соль, железо, медь, водород, серебро, молоко, вода. 2) Приведи примеры естественных, искусственных и небесных тел. 2. Фронтальный опрос - Что такое тело? Какие бывают тела? Приведите примеры. - Что такое вещество? Какие бывают вещества? Приведите примеры. - Из чего состоят вещества? (Из молекул и атомов.) (Учитель вывешивает на доску портрет М.В. Ломоносова.) - Послушайте рассказ о великом русском ученом М.В. Ломоносове. (Заранее подготовленный ученик выступает с докладом.) III. Самоопределение к деятельности - Отгадайте загадки. • Думал, что мел, потому что бел, А в руки взял - он водой побежал. (Снег.) Не лес, а шумит. Не конь, а бежит. (Вода.) - Каким одним словом можно назвать эти понятия? (Вещества.) Сегодня на уроке мы будем говорить о веществах, научимся их описывать. Наука, которая изучает вещества, называется химией. (Учитель записывает термин на доске.) IV. Работа по теме урока

  1. Беседа
Разнообразие веществ Первое вещество, которое мы рассмотрим, - поваренная соль. - Что вы знаете о соли? Поваренная соль - это одна из минеральных солей, встречающихся в природе. Некоторые из них люди добывают и используют как удобрение для растений. Самое важное для человека свойство поваренной соли - то, что она соленая на вкус. Поэтому ее используют для подсаливания пищи. В природе поваренная соль встречается не только под землей. Много ее содержится в морской воде, а также в воде соленых озер. Есть она и в почве, и в телах живых организмов. (Далее заслушивают сообщение одного из учеников о поваренной соли.) Следующее вещество - сахар. - Что вы знаете о сахаре? Назовите его главное свойство. (Сладкий вкус.) В Индии детишки сегодня, как и много лет назад, любят сосать сахарный тростник. Его стебель на редкость сладкий и для лакомок все равно что наши леденцы. В Индии чуть ли не каждая семья издавна сажает на своем клочке земли сладкий тростник. И на Кубе крестьяне сажают сладкий тростник. И в других жарких странах. Придет время собирать урожай, крестьяне длинным ножом - мачете - срезают тростинку за тростинкой - и в котел. Выварят на огне - получаются белые сладкие кристаллики. Индийцы называют их «саркар», а мы - похожим словом «сахар». Правда, у нас сахар варят не из сахарного тростника, который и наших краях не растет, а из сахарной свеклы. Не подумайте, будто это та самая свекла, о которой в загадке сказано: «Вверху зелено, внизу красно, в землю вросло». Нет, это другая свекла: не красная, а белая и очень сладкая. Наши прапрадедушки, бывало, нарежут ее дольками и с ней чай пьют. Как мы - с белыми кусочками сахара. А еще вместо сахара в те времена ели мед, пили сладкий сок клена, липы. Даже делали из этих соков пастилу. Продавали сахар не в лавке, а в аптеке, вместе со всякими редкостными снадобьями. Его и принимали только как лекарство: очень дорого стоил. Чтобы было много тростникового сахара, надо много тростника. Недаром же наши друзья-кубинцы высаживают у себя на острове целые тростниковые рощи. Ну и чтобы было много свекольного сахара, надо много сахарной свеклы. Спросят у вас в шутку: «Где растет сахар?» - смело отвечайте: «В поле!» Ведь сахарная свекла в поле растет. Комбайн ее из земли выбирает, кучками складывает. Приедет грузовик, отвезет свеклу на сахарный завод. Там-то из нее и сварят сахар. Без сахара у нас и дня не проходит - и чай с ним пьем, и кофе. Да и конфеты, и мороженое, и печенье без сахара не сделать! - Прочитайте второй абзац текста в учебнике на с. 42. - Какие еще сладкие вещества встречаются в природе? (Глюкоза.) - Где в природе встречается глюкоза? (В различных частях растений. Особенно ее много в плодах винограда и в виноградном соке.) Крахмал Крахмал - это белый порошок. Его обычно используют, когда варят кисель. Это одно из важнейших питательных веществ, необходимых человеку. Он содержится во многих продуктах растительного происхождения. Ученые-химики подсказали, как узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой настойка йода. Если капнуть ею на продукт, в котором содержится крахмал, настойка йода поменяет цвет на сине-фиолетовый. 2. Практическая работа (Учитель делит класс на группы по четыре человека. Каждая получает какое-нибудь тело (картофель, яблоко, хлеб, рисовая каша, груша), пипетку и раствор йода. Продукты учитель берет по своему усмотрению.) - С помощью разбавленной настойки йода определите, есть ли крахмал в выданных вам продуктах. - Результаты исследования запишите и зарисуйте в рабочей тетради. (Дети выполняют практическую работу и заполняют таблицу в рабочей тетради на с. 18.) - Расскажите о полученных результатах. 3. Работа по учебнику - Прочитайте в учебнике текст на с. 43-44. - Как называется большая группа веществ, встречающихся на кухне? (Кислоты.) - В каких продуктах какие содержатся кислоты? (В лимоне - лимонная, в яблоке-яблочная, в листьях щавеля - щавелевая, в прокисшем молоке - молочная.) - Назовите главное свойство кислот. (Кислый вкус.) - Какие кислоты вы знаете? - Любую ли кислоту можно пробовать на вкус? (Нет.) - Почему этого нельзя делать? (Кислоты едкие. Они разъедают кожу человека, ткани, древесину.) - Как образуются кислотные дожди? (Ответы учеников.) Основная причина возникновения кислотных дождей - это загрязнение воздуха различными вредными газами, и одним из их источников является автомобиль. Выделяющиеся при сгорании топлива химические вещества на большой высоте но влажном воздухе превращаются в кислоты. Эти опасные вещества, которые находятся в облаках и тучах, переносятся ветром на тысячи километров и выпадают в виде кислотных дождей. Огромный вред приносят они лесам, паркам, садам. В разгар лета у растений вдруг желтеют и опадают листья. Побеги становятся хрупкими, словно стекло, ломаются, отмирая, до половины корней. Кислота разрушает легкие людей, разъедает металлы, краски, разрушает несущие конструкции мостов, башен, антенн и даже узлы самолетов. Многие исторические памятники, существующие веками, находятся сейчас на грани гибели из-за кислотных дождей. V. Физкультминутка Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом. Мы потопаем ногами: Топ-топ-топ. Мы руки опускаем: Хлоп-хлоп-хлоп. Мы руки разведем И побежим кругом. VI. Закрепление изученного материала Выполнение заданий в рабочей тетради №1(с. 16), - Прочитайте задание. Найдите в учебнике часть текста о поваренной соли. - Назовите главное свойство соли. (Соленая на вкус.) - Где встречается соль? (В природе, под землей, в виде камня.) - Где содержится поваренная соль? (В морской, озерной воде, в почве, в телах живых организмов.) - Запишите эти сведения в таблицу. - Используя текст учебника, аналогично запишите сведения о сахаре и кислоте. (После выполнения задания проводится взаимопроверка.) №2 (с. 16). - Прочитайте задание. Что в этом списке лишнее? Докажите. (Глюкоза -разновидность сахара.) №3(с.17). - Прочитайте задание. Выполните его. (После выполнения задания проводится взаимопроверка.) VII. Рефлексия 1. Работа в группах - Прочитайте первое задание в учебнике на с. 44. Составьте описание вещества в виде загадки и загадайте ее классу. - Прочитайте второе задание на с. 44. Выполните его. Как только не ругают крапиву, которая виновата лишь в том, что умеет себя защищать! А ведь крапива и вкусная, и полезная. Ее бы с удовольствием съели и коровы, и козы, и овцы, и свиньи. Да только поди-ка тронь ее. Зато, если крапиву измельчить да ошпарить кипятком, корм для скота получится такой, что, как говорится, за уши не оттащишь. Попала крапива и на стол. Весной из молодой крапивы варят отличные щи. Ведь крапива появляется раньше, чем щавель на лугах, раньше огородной зелени. А еще в старину из волокон крапивных стеблей делали прочные нитки, а из ниток ткали холст. Чем жалится-жжется крапива? Ведь острых шипов-колючек у нее вроде бы и нет. Есть, только они такие маленькие, что еле видны. Крапива покрыта колючими волосками. В каждом волоске спрятана крошечная закупоренная «бутылочка» со жгучей кислотой. Горлышко бутылочки такое острое, что сразу впивается в кожу и ломается, а изнутри выливается та самая «жгучка», из-за которой на руках и ногах ребят появляются волдыри, а на глазах - слезы. 2. Игра «Определи на ощупь» - Попробуйте на ощупь определить сахар, соль, крахмал. (Учитель проводит игру.) - Можно ли сделать то же самое, пробуя вещество на вкус? (Неизвестное вещество не следует пробовать на вкус, так как оно может оказаться ядовитым.) Итак, вещества очень разнообразны. В повседневной жизни люди часто сталкиваются с поваренной солью, сахаром, крахмалом и различными кислотами. VIII. Подведение итогов урока - С какими веществами мы сталкиваемся каждый день? - Назовите главные свойства сахара, поваренной соли, крахмала, кислоты. - Что новое вы узнали на уроке? Домашнее задание Учебник: прочитать текст на с. 41-45, ответить на вопросы раздела «Проверь себя» на с. 45.

Дополнительный материал

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) Ломоносов родился в Архангельской губернии, в крестьянской семье. С детства он вместе с отцом ходил в море и ловил с ним рыбу. Мальчик рано научился читать. Ему страстно хотелось учиться дальше. С этой целью Михаил Ломоносов пешком с обозом мороженой рыбы отправился и Москву. В Москве, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сына дворянина (крестьянскому сыну туда доступа не было). А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии. Годы упорного труда на пути к знаниям - и Ломоносов становится крупнейшим ученым. Трудно представить себе, как мог один человек сделать так много » самых разных областях знаний, в литературе и искусстве. Один французский историк даже считал, что в России есть два Михаила Ломоносова - поэт и химик. Но химиком и поэтом был один и тот же человек. А еще физиком и художником, астрономом и металлургом, географом и историком, просветителем и государственным деятелем. Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов и своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он проделал такой опыт: взвесил запаянный стеклянный сосуд со свинцовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись оксидом, но общая масса сосуда при этом не изменилась. Так был открыт закон сохранения материи - один из основных законов природы. Одного только этого открытия было бы достаточно, чтобы назвать Ломоносова великим ученым. Ломоносов сконструировал и построил телескоп для наблюдения звёзд и планет. С помощью этого телескопа он открыл, что планета Венера окружена атмосферой, как и наша Земля. Лишь через сто с лишним лет астрономы смогли подтвердить это наблюдение. Ломоносов всю жизнь неустанно боролся с отсталостью и невежеством за торжество науки. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, а обитаемых миров в ней бесчисленное множество, что как наша Земля, так и все существующее в природе не неизменно, а непрерывно меняется и развивается. Никто не заботился так, как Ломоносов, о практическом применении астрономии. Ломоносов справедливо считается одним из крупнейших астрономов своего времени. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц - молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении - медленнее. До Ломоносова книги в России писали в основном на церковнославянском языке. Михаил Васильевич изучил живой разговорный язык и написал первую подлинно научную грамматику русского языка. Красоту и силу русского языка он показал в своих собственных стихах. Недалеко от Петербурга Ломоносов построил фабрику, на которой по его рецептам изготавливали стекло разных цветов и оттенков. Из разноцветных стеклышек Ломоносов создал несколько прекрасных картин-мозаик, например изображение знаменитого Полтавского боя и портрет Петра I. Немало сил приложил Михаил Васильевич, чтобы добиться открытия первого в России высшего учебного заведения - университета в Москве. Московский государственный университет - один из лучших в мире - с гордостью носит имя М.В. Ломоносова.

Соль Поваренную соль, или, как сказали бы химики, хлористый натрий, назвать обычным веществом нельзя. Свойства у нее удивительные и судьба очень интересная. В Древнем Риме караваны с солью медленно брели по главной торговой дороге - Виа Солариа, что означает «соляной путь». Караваны сопровождали отряды воинов, чтобы соль - драгоценное сокровище - не стала добычей разбойников. В древности соль ценилась буквально на вес золота. Для человека соль жизненно необходима. Если ее долго не хватает организму, человек может погибнуть. Нехватка соли вызывала и народные волнения - в истории известны «соляные бунты». Солью расплачивались вместо монет, из-за соли страны воевали друг с другом. Времена эти прошли, сейчас соль добывают в достаточном количестве. И запасы ее на Земле поистине неисчерпаемы. Гигантские куполообразные глыбы, целые соляные горы есть и в недрах Земли, и на ее поверхности. Например, гора Ходжа-Мумин в Таджикистане, сплошь состоящая из каменной соли, поднимается на 900 м над уровнем моря. В растворенном состоянии соль содержится в воде морей и океанов: в минеральных озерах, соленых ручьях. Вся эта соль в твердом состоянии заняла бы около 70 млн кубических километров. Таким количеством можно покрыть всю Землю слоем, толщина которого превышала бы 30-этажный дом! Соль добывают выпариванием, а также в соляных шахтах - примерно так же, как и каменный уголь. Кроме того, в соляных шахтах устраивают подземные санатории для больных астмой: соляной воздух в них целебен.



© 2010-2022