Конспект урока по теме «Устная и письменная речь»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 2. РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ Цели: дать учащимся понятия устной и письменной речи; развивать связную речь, память. Оборудование: учебник; русские народные сказки «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».

Ход урока I. Мобилизующая часть урока. II. Формирование новых знаний, умений, навыков. Постановка целей и задач урока. Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей речи. Как вы думаете: что такое речь? Варианты ответов детей. - Все, что говорят люди - это речь. Она служит для выражения мыслей и чувств. Давным-давно, когда люди еще не умели записывать свои высказывания, они передавали разговором увиденное и услышанное, так появились рассказы, легенды, сказания. Губы раньше назывались устами. Поэтому такая речь получила название устной речи (то есть передаваемой из уст в уста). - Расскажите о своих любимых занятиях, о любимом животном, о помощи в домашних делах и т. д. Рассказы детей. - Любой рассказ, выступление, разговор - все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильной и грамотной устной речи. В азбуке, кроме рисунков, страницы заполнены значками (буквами). Ими записаны рассказы, стихи, сказки, вопросы, загадки. Это тоже речь, но не устная, а письменная.

Физкультминутка III. Актуализация опорных знаний.  Работа по учебнику: с. 7. Вопрос: - Герои каких сказок изображены на странице? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению».) ■ Развитие связной речи учащихся. - Вспомните содержание народной сказки «Гуси-лебеди». Краткий пересказ сказки учащимися. ▲ Чтение учителем русской народной сказки «Гуси-лебеди».

ГУСИ-ЛЕБЕДИ Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. - Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь - братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава - что они пошаливали, маленьких детей уносили. Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь. - Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? Печка ей отвечает: - Съешь моего ржаного пирожка - скажу. - Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся... Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше - стоит яблоня. - Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели? - Поешь моего лесного яблочка - скажу. - У моего батюшки и садовые не едятся... Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах. - Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? - Поешь моего простого киселька с молочком - скажу. - У моего батюшки и сливочки не едятся... Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку: - Здравствуй, бабушка! - Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? - Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. - Садись покуда кудель прясть. Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей: - Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу. Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала: - Баба Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять: - Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду. Девочка взяла братца и побежала. А Баба Яга подойдет к окошку и спрашивает: - Девица, прядешь ли? Мышка ей отвечает: - Пряду, бабушка... Баба Яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба Яга закричала: - Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!.. Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди. - Речка, матушка, спрячь меня! - Поешь моего простого киселька. Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня... - Яблоня, матушка, спрячь меня! - Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами. Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки: - Печка, матушка, спрячь меня! - Поешь моего ржаного пирожка. Девочка скорее - пирожок в рот, а сама с братцем - в печь, села в устьице. Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге. Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой. А тут и отец с матерью пришли.

Физкультминутка ■ Развитие связной речи учащихся. - Вспомните содержание народной сказки «По щучьему велению». Краткий пересказ сказки учащимися. ▲ Чтение учителем русской народной сказки «По щучьему велению».

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий - дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его: - Сходи, Емеля, за водой. А он им с печки: - Неохота... - Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут. - Ну ладно. Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку. Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку: - Вот уха будет сладка! Вдруг щука говорит ему человечьим голосом: - Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется: - На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.
IV. Закрепление пройденного материала. Учитель. Нарисуйте свою иллюстрацию к русской народной сказке «Гуси-лебеди» или «По щучьему велению». ■ Творческая работа учащихся (можно под музыку). V. Итог урока. Рефлексия. - Что нового узнали на уроке? - Что особенно понравилось? Почему? Спасибо за урок. Примечание. Целесообразно устроить выставку работ учащихся.

tak-to-ent.net/load/266


© 2010-2022