Конспект урока по литературному чтению в 1 классе

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ "Мульминская СОШ Высокогорского муниципального района РТ"











Урок по литературному чтению

в 1 классе

"Книги - мои друзья"




Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Мульминской СОШ

Высокогорского муниципального района РТ

Мотыгуллина Расима Набеевна

2015

  1. Аннотация.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Урок литературного чтения по теме «Книги - мои друзья» изучается в 1 классе в послебукварный период и приходится на начало весны. В ходе урока предусмотрены разные виды работ по формированию временных представлений и природоведческих понятий, по развитию кругозора и речи учащихся. Большое внимание уделяется работе с текстом, формированию навыков выразительного чтения. Игровые и занимательные моменты, наглядный материал направлены на развитие познавательного интереса к урокам литературы. Урок имеет большое воспитательное значение. Последнее время дети больше времени уделяют компьютеру. Поэтому эта тема является актуальной. 2015 год - год литературы в Российской Федерации. Тема «Книги - мои друзья» рассчитано на 4 часа. Раздел включает диалоги, пословицы, загадки, рисунки и репродукции картин, посвящённые книге, связанную с ней историю письма и разные способы записи информации, передачи её от человека к человеку. Понятия: - книга - писатель - читатель; - способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер.
  1. Введение.



По Стандартам нового поколения дети уже с 1 класса учатся самостоятельности высказываний на предложенную тему и умению слушать и сопереживать другим. Особенно ярко данные моменты раскрываются на уроках литературного чтения. Урок литературного чтения в 1-м классе по УМК «Перспектива» Л. Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская «Литературное чтение», часть первая, Просвещение, 2011г.
Современный урок построен на основе технологии деятельностного метода обучения. Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

«Прежде чем вводить новое знание, надо создать ситуацию… необходимости его появления». (Г.А. Цукерман)

• формирование у школьников умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу;

включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Учебный процесс в деятельностной модели обучения представляет собой:

1. взаимодействие, учитель - организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога.

  1. решение коммуникативных (проблемных) задач.

На всех этапах урока происходит формирование УУД. Урок способствует развитию у учащихся логического мышления, умение анализировать, расширению кругозора.

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю

Психологическая терминология Педагогическая терминология

Язык ребенка

Педагогический ориентир. Личностные универсальные учебные действия.

Воспитание личности (Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса) «Я сам». «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!»

Регулятивные универсальные учебные действия. самоорганизация

«Я могу»

«Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» Познавательные универсальные учебные действия. исследовательская культура «Я учусь».

«Ищу и нахожу»

«Изображаю и фиксирую»

«Читаю, говорю, понимаю», «Мыслю логически», «Решаю проблему» Коммуникативные универсальные учебные действия культуры общения «Мы вместе» «Всегда на связи» «Я и Мы».



Технологическая карта

Тема «Книги - мои друзья»

Тема

Книги - мои друзья (4 часа)

Цель темы

Дать первоначальное представление о книге, о значении книги в жизни человека, учить выбирать книги, выделять слова автора и действующих лиц, учить составлять представление о персонаже на основе его поступков.

Основное содержание темы, термины и понятия

Книги в жизни человека. Возникновение книги. Построение книги. Писатель и читатель.

Книга - читатель - писатель; способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Сформировать представление о том, что такое книга, о значении книги в жизни че­ловека, уметь обращаться с книгой.

Личностные: формирование позитивного отношения к чтению, к книге.

Регулятивные: освоение способов выбора книг, умение выбрать нужный источник информации.

Познавательные: совершенствование навыка чтения, умение от­бирать нужную информацию.

Коммуникативные: формирование конструктивных способов взаимодействия с книгой.

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение. Окружаю­щий мир. Музыка. Технология (умение работать с учебной кни­гой, соотносить музыкальный и литературный образ).

Фронтальная, индивидуальная.

Учебник «Литературное чтение», ч. 1, с. 3-27.

Творческая тетрадь, с. 14-15.

Книги для выставки, портреты детских писателей, элементы кос­тюмов.



I этап. Мотивация к деятельности

Цель - мотивировать учащихся на изучение темы «Книги - мои друзья».

Проблемная ситуация Учитель рассказывает сказку.

Однажды Таня и Ваня возвращались из школы домой. Вдруг подул ветер, налетели тучи, засверкали молнии, началась гроза. Ветер подхватил портфели ребят и унёс в неизвестную сторону. Дети расстроились. Что же делать? Как выучить уроки? Ребята обратились за помощью к своим друзьям. Но и у друзей случилась та же беда. Решили пойти в библиотеку, но и там не оказа­лось ни одной книги. Что же произошло? Это злой волшебник НЕЧИТАЙ решил уничтожить все книги на свете. Этому вол­шебнику очень не нравилось, что люди так много знают. Он считал, что виноваты в этом книги. Как вы думаете, ребята, прав ли волшебник? Нужны ли нам книги?

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Последовательность

изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Диагностические

задания

1. Книги мои друзья

Цель - познакомить учащихся с новой учебной книгой.

Задание 1 (З)

Чтение вступительной статьи. Рассматривание иллюстраций в учебнике.

Какие книги вы любите читать? О чём они? Расскажите. В нашем новом учебнике есть произведения обо всём, что вы любите. А кто пишет книги? Назовите известных вам авторов детских книг.

Задание 2 (П)

Литературное чтение, ч. 1, с. 6.

Рассмотрите обложки книг. Прочитайте названия. Назовите авторов. Знаете ли вы этих писателей?

Задание 3 (У)

Без кого невозможно представить себе книгу? Докажите.

Выберите любую понравившуюся вам книгу. Расскажите, о чём она. Назовите автора.

Или: Литературное чтение, с. 27, № 1.

2. Как хорошо уметь читать

Цель - познакомить учащихся с информа­цией о возникнове­нии письменности; формировать культуру общения с книгой.

Задание 1 (З)

Объясните смысл загадки: «Кто говорит молча?»

Литературное чтение, ч. 1, с. 8-9.

Прочитайте загадки и пословицы о книге. Какие самые главные слова в этих высказы­ваниях? (Книга может научить, дать знания. Книга - лучший спутник человека.) Литературное чтение, ч. 1, с. 10-12.

Для чего человек придумал книгу? Как в старину передавались знания?

Задание 2 (П)

Попробуйте записать какое-либо сообщение с помощью знаков- рисунков или цветных узелков. Или: Литературное чтение, с. 12, 27, № 2, 3.




Как в наше время люди общаются друг с другом, сообщают что-то важное и интерес­ное? Расскажите.

Чтение стихотворения С. Михалкова «Как бы жили мы без книг».

Что было бы, если бы книг не стало? Почему во все времена люди так ценили книги? Достаточно ли только бережно хранить книгу или нужны ещё какие-либо правила при обращении с книгой?

Вырабатываются правила вежливого читателя. (Правила разрабатываются в группах, затем создаётся уголок «Юный читатель», где размещаются правила.)

Задание 3 (У)

Расскажите, кого можно назвать хорошим читателем. Какими качествами он должен обладать? Будет ли «разговаривать» книга без своего читателя? Докажите своё мнение.


3. Мы идём в библиотеку

Цель - познакомить учащихся с библиоте­кой.

Задание 1 (З)

Литературное чтение, ч. 1, с. 15-18.

Рассмотрите внимательно иллюстрации. Где находятся ребята? Что поможет им пра­вильно выбрать книгу? Как стоят книги в библиотеке? Какие ориентиры существуют для выбора книг? (Алфавитный указатель, систематический каталог.)

Для того чтобы ученики реально представляли введённые понятия, этот урок лучше проводить в библиотеке.

Задание 2 (П)

Объясните, для чего нужны каталоги книг. В чём поможет разобраться систематиче­ский каталог?

Задание 3 (У)

С помощью каталогов выберите книги из предложенного списка.

Литературное чтение, с. 18.

Запись детей в библиотеку.

Закончите предложения:

  • Библиотека - это...

  • Для того чтобы правильно вы­брать книгу, мне нужно.

Или: Литературное чтение, ч. 1, с. 27, № 4-7.

4. Мои любимые писатели

Цель - познакомить учащихся с творчест­вом А. С. Пушкина, К. И. Чуковского,

К. Д. Ушинского.

Задание 1 (З)

  1. Чтение учителем вступления к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Какую картину вы представили себе, когда слушали этот отрывок? Что помогло вам увидеть яркие образы?

Работа по тексту. Можно предложить ученикам выучить понравившийся отрывок наи­зусть.

  1. К. И. Чуковский «Айболит». Всем знакомы эти строки с детства. Расскажите начало сказки. Какие ещё сказки К. И. Чуковского вы знаете?

На уроках внеклассного чтения можно провести викторину по сказкам Чуковского.

Назовите автора и произведение:

  • Идёт направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит.

  • Гриша! Помоги мне уложить книги.

  • Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо-По.




3. Самостоятельное чтение отрывков из книг К. Д. Ушинского.

Объясните значение слов. Какое слово показалось вам трудным? Любили ли Гришу то­варищи? Обоснуйте ответ. Предложите свой вариант выхода из сложной ситуации. Что бы вы посоветовали Грише?

Задание 2 (П)

  1. Соотнесите иллюстрации и строки из поэмы. Какие чудеса на ней изображены? Подберите соответствующий отрывок из текста.

  2. Докажите, что прочитанный текст - это отрывок из сказки. Прочитайте его по ро­лям.

  3. Предложите свой вариант рассказа.

Задание 3(У)

  1. Нарисуйте свою иллюстрацию к отрывку. Объясните, почему вы выбрали этот отры­вок.

Организуется выставка рисунков, защита или представление работ.

  1. Приготовьтесь инсценировать сказку.

  2. Придумайте свой поучительный рассказ.


5. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности


Какое из трёх прочитанных произведений понравилось вам больше всего? Что бы вы предложили прочитать своим друзьям? Как найти нужную книгу в библиотеке?


III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цель - учить школь­ников самоорганиза­ции при выполнении учебного задания.

Репродуктивное задание (по образцу)

Помогите организовать выставку книг любимого писателя.

Импровизированное задание. Расскажите о понравившейся книге.

Эвристическое задание

Убедите одноклассников прочитать понравившуюся вам книгу.

Самоорганизация в деятельности

Подготовьтесь к выполнению задания; выполните, представьте и оцените свою работу.



IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Формы контроля; контрольное задание

Оценка результатов деятельности

Самооценка учителя

Оценка присутствующего

Беседа с учащимися о пользе книги. Обсуждение в группах темы «За­чем нужна книга». Составление правил обращения с книгой*.




  1. Основная часть.
Разработка с комментариями, методическими рекомендациями, подробным описанием методов и приемов работы.

Учитель

Мотыгуллина Расима Набеевна

Место работы

МБОУ «Мульминская СОШ Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

1

Тема

Книги - мои друзья

УМК

УМК «Перспектива» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская

Задачи деятельности учителя Цель урока: познакомить и заинтересовать новой учебной книгой «Литературное чтение» Образовательные задачи: - дать первоначальное представление о книге как о друге, советчике, источнике добрых мыслей, чувств и важных знаний; - обогащать лексический запас, расширять кругозор учащихся. Развивающие задачи: - учить читать плавно, неторопливо, целыми словами, вникая в смысл читаемого; - развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах; - развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Воспитательные задачи:

- воспитывать самостоятельность; творческую активность.

Планируемые результаты

Познавательные УУД: Читать тексты и понимать их фактическое содержание; отвечать на простые вопросы учителя, находить информацию в учебнике; выделять события, видеть их последовательность в произведении; сравнивать объекты.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях, отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; принимать участие в обсуждении прочитанного.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя, определять цель и план выполнения заданий, понимать цель и смысл выполняемых заданий.
Личностные: положительное отношение к предмету; формирование интереса к учению, эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений; оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Тип урока

Изучение нового материала

ИКТ

Учебная презентация Power Point «Книги - мои друзья»

Необходим

Ноутбук, проектор

Материал:

Учебник литературного чтения Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская, 1 класс. Методическое пособие: Уроки чтения. 1 класс. Выставка книг: сказки, рассказы о детях, рассказы о животных, стихи о природе.

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах











Этапы работы

Цели и задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование ИКТ

Универсальные учебные действия (УУД)

Сингапурская методика

I этап.

Организационный момент
Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.

«Хорошо того учить, кто хочет все знать»


Мы умные, мы дружные

Мы - внимательные,

мы - старательные

Мы в первом классе учимся

Всё у нас получится!

- Каждый день - всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Регулятивные УУД: Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные УУД:

1) создаются условия для возникновения у ребенка внутренней потребности в УД ("хочу")

II этап. Мотивация к деятельности

Цель - мотивировать учащихся на изучение темы «Книги - мои друзья»

Проблемная ситуация Учитель рассказывает сказку. Однажды Таня и Ваня возвращались из школы домой. Вдруг подул ветер, налетели тучи, засверкали молнии, началась гроза. Ветер подхватил портфели ребят и унёс в неизвестную сторону. Дети расстроились. Что же делать? Как выучить уроки? Ребята обратились за помощью к своим друзьям. Но и у друзей случилась та же беда. Решили пойти в библиотеку, но и там не оказа­лось ни одной книги. Что же произошло? Это злой волшебник НЕЧИТАЙ решил уничтожить все книги на свете. Этому вол­шебнику очень не нравилось, что люди так много знают. Он считал, что виноваты в этом книги. Как вы думаете, ребята, прав ли волшебник? Нужны ли нам книги? Ответы детей.

Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других.

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать по группам.





III. Актуализация опорных знаний. Цель - актуализировать прежние знания. Прочитайте пословицу, объясните её смысл. Чтение книг приносит огромную пользу человеку. Читая каждый день по страничке, мы узнаём всё больше и больше об окружающем мире, о нашей истории, о творчестве нашего народа. Читая книги, мы развиваем своё воображение, мышление, учимся фантазировать.

  1. Выставка книг.

Рассказы детей о прочитанных книгах




















(Слайд 1) Кто книг не читает, тот ничего не знает.

Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других.

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать по группам. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. IY. Работа над новым материалом.









а) работа со стихотворением до чтения б) первичное чтение. Работа со стихотворением во время чтения в) контроль закрепления прочитанного Цель - познакомить учащихся с новой учебной книгой.


  1. Слово учителя об учебнике «Литературное чтение».

  • Знакомство с учебником «Литературное чтение», его назначением, обращая внимание на:
-систему условных обозначений, -элементы учебника (оглавление,титульный лист, аннотация,расположение учебного материала, иллюстрации,словарь)


  1. Чтение обращения авторов учебника к детям.

Задание 1 (Знание)

Чтение вступительной статьи. Рассматривание иллюстраций в учебнике.

Какие книги вы любите читать? О чём они? Расскажите. В нашем новом учебнике есть произведения обо всём, что вы любите. А кто пишет книги? Назовите известных вам авторов детских книг.


  1. Иллюстрция на стр 4 - 5, чтение диалога Ани и Вани, известных детям по «АБВГДейке» персонажей, друзей и помощников в чтении.

  2. Введение первоначальных представлений о книге, писателе, читателе. (с. 5-6)


  1. Чтение стихотворения С. Маршака «Новому читателю». Перечитывание текста целыми словами с дополнительными вопросами:

- Кому писатель посвящает свою песню? Какая хорошая весть его радует? Почему?

- С чем сравнивается букварь? ( С ярким волшебным фонарём) Почему?

6. Объявление о конкурсе юных читателей с. 6

- Кто больше всех прочитает книг, тому присвоим звание "Лучший читатель"

Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) выявлять сущность, особенности объектов;

3) на основе анализа объектов делать выводы;

4) обобщать и классифицировать по признакам; МИКС-ПЭА-ШЭА

Дети смешиваются под музыку, образовывают пару, обсуждают, используя Релли Робин (короткие ответы) (Слайд 2) Книги бывают:

Сказки

рассказы о детях рассказы о животных

стихи о природе



Слайд 3)

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе

Маршак Самуил Яковлевич (1887 -1964), поэт, переводчик. Физминутка


Вот по книге мы гуляли.

(Подскоки на месте)

И, конечно же, устали.

(Руки на пояс)

Мы немного отдохнём,

(наклон вперёд)

Дальше в книгу мы пойдём.

(наклон назад)

Высоко поднимем руки.

(Подняли руки)

Будем жить всегда без скуки.

(опустили руки)

Повернёмся вправо, влево.

(Повороты вправо, влево) Вновь работать будем смело.
V. Закрепление учебного материала

  1. Обсуждение: как вы понимаете значение таких слов,как "книга", "читатель", "писатель"?
  2. Чтение слов профессора Самоварова на с. 7
  • Объясните смысл таких его слов: "Читая книгу, мы ведём разговор с писателем и героями его произведений"
  • Согласны ли вы с названием темы "Книги - мои друзья"? Можете ли вы так сказать о себе?

Задание 2 (Понимание)

Литературное чтение, ч. 1, с. 6.

- Рассмотрите обложки книг. Прочитайте названия.

Назовите авторов.

Знаете ли вы этих писателей?

Задание 3 (Умение)

Без кого невозможно представить себе книгу? Докажите.

Коммуникативные УУД: 1) развиваем умение слушать и понимать других; 2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: 1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе повторенного материала.

Познавательные УУД: 1) развиваем умения извлекать информацию из текста;

2) выявлять сущность, особенности объектов;

3) на основе анализа объектов делать выводы;

4) обобщать и классифицировать по признакам. Слайд 4) Обложки книг: Пушкин, Толстой, Михалков КУИЗ-КУИЗ-ТРЕЙД (проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу)
VI. Рефлексия.


Получился ли у вас урок таким, каким мы его хотели видеть?
Было ли вам интересно на уроке? Что нового узнали? Что сегодня развивали?
Развивали память, внимание, речь, умение отвечать на вопросы
МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…
МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ… Я ЗАПОМНЮ…
Я РАССКАЖУ ДОМА…

  1. Заключение.
Несмотря на господство в нашем мире телевидения, радио и компьютерных технологий, надо сделать всё возможное, чтобы ребёнок не потерял интерес к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека, дают знания о жизни и окружающем мире, развивают мышление и доставляют читателю художественное наслаждение. Учебник «Литературное чтение» - союзник учителя и его единомышленник. Главная особенность работы с произведением состоит в том, что чтение рассматривается как процесс общения с автором книги и его героями. Поэтому даны понятия, как «читатель», «книга», «писатель». Общение с писателем - автором и героями книги носит воображаемый, условный характер. Этот приём позволяет оживить чтение, вести воображаемый диалог с героями, высказывать своё мнение, обсуждать художественно - эстетические и нравственные проблемы. Указанный подход позволяет совместить два вида деятельности: вживание в текст и развитие навыка чтения через перечитывание текста без особого на то принуждения.
  1. Список литературы.
  1. Интернет - ресурсы

  2. Методическое пособие « Уроки чтения в 1 классе»

  3. Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан. Преобразование обучения для XXI века.

  1. «Приложение».
Маршак Самуил Яковлевич (1887 - 1964), поэт, переводчик. Родился 22 октября (3 ноября н.с.) в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя, поддерживавшего в детях стремление к знаниям, интеpec к миру, к людям. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки В. Стасова - известного русского критика и искусствоведа, который принял горячее участие в судьбе юноши. С помощью Стасова он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке, где работал Стасов. В 1904 в доме Стасова Маршак познакомился с Горьким, который отнесся к нему с большим интересом и пригласил его на свою дачу в Ялте, где Маршак лечился, учился, много читал, встречался с разными людьми. Когда семья Горького вынуждена была покинуть Крым из-за репрессий после революции 1905, Маршак вернулся в Петербург, куда к тому времени перебрался его отец, работавший на заводе за Невской заставой. Началась трудовая молодость: хождение по урокам, сотрудничество в журналах и альманахах. Через несколько лет, в 1912, для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию, сначала в политехникуме, затем в Лондонском университете. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских баллад, впоследствии прославившими его. В 1914 вернулся на родину, работал в провинции, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В годы Первой мировой войны Маршак занимался помощью детям беженцев. С начала 1920-х участвует в организации детских домов в Екатеринодаре, создал детский театр, в котором началось его творчество детского писателя. В 1923, вернувшись в Петроград, создавал свои первые оригинальные сказки в стихах - "Сказка о глупом мышонке", "Пожар", "Почта", переводил с английского детские народные песенки "Дом, который построил Джек" и т.д. Возглавлял один из первых советских детских журналов - "Новый Робинзон", вокруг которого группировались талантливые детские писатели. Стихи Маршака для детей, его песни, загадки, сказки и присказки, пьесы для детского театра со временем составили сборник "Сказки, песни, загадки", неоднократно переиздававшийся и переведенный на многие языки. Его книги для детей, представляющие собой краткие рассказы в стихах, - "Багаж", "Мистер Твистер", "Блиц-фрицы", богаты по содержанию и по форме, пытаются охватить все доступные ребенку стороны жизни и в то же время соответствуют современной тематике. В 1938 переселился в Москву. В годы Великой Отечественной войны активно сотрудничал в газетах - его пародии, эпиграммы, политические памфлеты высмеивали и обличали врага. В послевоенные годы вышла книги стихов - "Почта военная", "Быль-небылица", поэтическая энциклопедия "Веселое путешествие от А до Я". В 1955, 1957, 1959 Маршак снова ездил в Англию. Много занимался переводами сонетов Шекспира и песен Р. Бёрнса, переводил стихотворения Дж. Китса, Р. Киплинга, У. Водсворта, П. Б. Шелли, Дж. Байрона. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки "Двенадцать месяцев", "Умные вещи", "Кошкин дом". В 1961 вышел сборник статей "Воспитание словом" - итог большого творческого опыта писателя. В 1963 вышла "Избранная лирика" - последняя книга писателя. Лирика Маршака, не предназначенная для детей, отличается простотой, конкретностью, ясностью. Его поэтический стиль консервативен и классичен, язык его произведений отличает близость к разговорной речи. С. Маршак скончался 4 июля 1964 в Москве.





16



© 2010-2022