- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект на тему «Упражнение в различении приставок и предлогов»
Конспект на тему «Упражнение в различении приставок и предлогов»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Парахина Л.В. |
Дата | 10.01.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок по русскому языку в 3-а классе по теме:
«Упражнение в различение приставок и предлогов»
Цели: добиваться осознанного усвоения новых знаний и формирование практических умений, научить распознавать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать, продолжить работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности учащихся, воспитывать интерес к предмету русского языка; умение работать парами; помогать и договариваться друг с другом.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя и организация деятельности учащихся
Рабочие пометки 1. Организационный момент (2 мин.) Приветствие, проверка готовности класса к уроку. Прозвенел уже урок, Начинаем наш урок. Мы друг к другу повернемся И, конечно, улыбнемся. Пожелаю вам, друзья, Я ни пуха ни пера!
- Сегодня на уроке мы отправимся в воображаемое космическое путешествие. Наш класс космический корабль, мы космонавты, тетради - бортовые журналы
На каждой остановке нам будут встречаться препятствия, в виде различных заданий которые мы будем решать. Первая остановка и первое задание .
Слайд 1
Организация ситуации успеха
Слайд 2 2. Проверка домашнего задания. (5 мин)
- Прочитайте стихотворение.
- Какие слова произносятся одинаково? Что они обозначают?
- Назовите предлоги и приставки . Обоснуйте.
-Что такое приставка? Для чего она служит?
- Что такое предлог? Для чего он служит?
Молодцы! Все уверенно преодолели препятствие, поэтому отправляемся дальше.
Упр. 260 (с132)
Слайд 3
Слайд 4
3. Актуализация знаний (10мин)
На доске записаны словосочетания:
Чистописание
Открываем тетради. (следим за посадкой при письме) Пишем (число, классная работа)
О о о ( Написание заглавной О, о- с верхним и с нижним соединением)
По от об о под около
- Посмотрите внимательно на вторую строчку. Что написано? (предлоги и приставки)
- Так приставки или предлоги?
Где приставка? Где предлог?
Кто бы нам понять помог!
(до)ехал (до)деревни
(по)бежал (по)дороге
(про)читал (про)завод
(под)полз (под)машину
(на)кричал (на)собаку
- Внимательно прочитайте написанные словосочетания.
На какие две группы можно разделить находящиеся в них слова?
1 Можно разделить на словарные слова и не словарные
2 На глаголы и существительные
3 На слова с приставками и слова с предлогами
Беседа:
- Назовите слова с приставками? (Ответ:(до)ехал, (по)бежал, (про)читал , (про)читал, (под)полз, (на)кричал )
- Докажите, обоснуйте свой ответ. (Ответ: это глаголы, между приставкой и корнем нельзя вставить слово)
-Что такое приставка и для чего она служит? (Ответ: приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- Как найти приставку в слове? (Ответ: надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой)
-Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами (Ответ: до города, по дороге, про вокзал, под вагон, на собаку)
- Докажите, обоснуйте свой ответ (Ответ: это существительные, между предлогом существительным можно вставить вопрос или другое слово)
- Что такое предлог? Для чего он служит? (Ответ: предлог - это часть речи, которая служит для связи слов в предложении)
- Как пишутся предлоги с другими словами? (Ответ: Предлоги с другими словами пишется отдельно)
- Ребята посмотрите внимательно на словосочетания. Какие ещё орфограммы «спрятались» в словах ? (Ответ: безударная гласная в корне слова; правописание приставок по, на, под, до ,про; словарные слова )
-А как написать такие слова без ошибок? (Ответ: гласную в приставке надо запомнить, а безударную гласную в корне надо проверить, подобрав однокоренное слово с ударением на эту гласную)
- Спишите словосочетания.
- Подчеркните предлоги и выделите приставку.
Слайд 5
Третья остановка
Слад 6
Взаимопроверка Слайд7
5.
Работа по теме урока.
Работа в паре.
Карточка № 1
Предлоги
1.Часть речи
2 Можно вставить вопрос или другое слово
3. Дружат с глаголами
4. Пишутся раздельно
Приставки
1.Часть слова
2. Нельзя вставить вопрос или другое слово
3. Не дружат с глаголами
4.Пишутся слитно
Следующая остановка - индивидуальная работа.
Дети получают карточку на которой пропущены слова. Вы вместе со своим соседом по парте вписываете недостающие слова.
Закончили, поменялись с соседней партой и проверяем
Слайд 8
Слайд 9
Индивидуальная работа
Возьмите карточки №2.Прочитайте текст на карточке.
-К какому жанру литературы относится отрывок из текста?
-Ребята, а кто вспомнит из какой сказки этот отрывок ?
- Напишите свою фамилию. Прочитай те задание. Выполняйте
- Найди в тексте слова с приставками, выделите приставки.
- Найдите в тексте слова с предлогами, подчеркните предлоги.
Налетели на мальчика гуси, унесли у сестрицы братца.
Заплакала Алёнушка от горя. Побежала по чистому полю, добежала до речки студёной, про дорогу у речки спросила.
- Оцени своё выполнение работы. Поставь в левое окошечко себе оценку.
- Поменяйтесь листочками. Поставь оценку своему товарищу в окошко посередине.
- Сдайте работы
Проверка по слайду10
Физкультминутка
А теперь мы с вами, дети,
Полетаем на ракете.
На носочки поднимись -
Полетит ракета ввысь.
Раз, два - стоит ракета.
Три, четыре - самолет.
Раз, два - хлопок в ладоши,
А потом на каждый счет.
Раз, два, три, четыре -
И на месте походили.
Раз, два, три, четыре. пять -
Нам пора опять писать.
Слайд 11
Работа по учебнику
(15 мин)
Упр.261 (с.133)
-Прочитайте фразеологизмы. Объясните их значение. (Примерный ответ.
Как с неба (с луны) свалился - неожиданно; покраснеть до ушей - стало стыдно; сгорать от стыда - покраснеть; как воды в рот набрал - молчит; язык развязался - много разговаривать; в час по чайной ложке - медленно; оставляет желать лучшего - недостаточно хорошо, не соответствует определенным требованиям; зарубить на носу - запомнить)
- Назовите приставки и предлоги.
-Прочитайте предложение, которое вы составили.
Слайд 12
Составляем и записываем предложение с одним из фразеологизмом.
Слайд 13
Работа со словом из словаря
Составьте из букв слово.
ТЕЛАЬЖ
- Найдите слово желать в орфографическом словаре
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.
- Составьте предложение со словом желать, запишите.
Слайд 14
Работа по учебнику
-Прочитайте сведения о языке на с 133
- Перед какими словами никогда не стоит предлог? (Ответ: перед словами, которые обозначают действие предмета)
6.
Рефлексия.
- Спишите, раскройте скобки.
Хороша у Алены коса.
И трава на лугу ей (по)косу.
Скоро лугом пройдется коса:
Приближается время к (по)косу.
7.
Подведение итогов урока (3 мин)
-Перед какими словами никогда не ставится предлог?
-Как отличить приставку от предлога?
Возьмите в руки листочки , которые лежат на ваших столах
- нарисуйте ! вместо носа, если вы хорошо поняли тему и успешно справлялись с заданием
- нарисуйте? вместо носа , если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас остались вопросы.
- Дорисуйте рот , который покажет ваше настроение
- Какую работу выполняли сегодня на уроке?
Слайд 15