Статья на тему: Внеурочная деятельность, как фактор развития в современной педагогике в рамках внедрения ФГОС

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность, как фактор развития в современной педагогике в рамках внедрения ФГОС. В современной педагогике школьное образование представляет собой один из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Решение задач социализации школьников в контексте воспитания их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников организуется в I классе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с 1 сентября 2011года. Согласно требованиям ФГОС НОО нового поколения, учебный план для начальной школы включает для каждого класса до 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Содержание внеурочной деятельности определялось на основе анкетирования родителей и с учетом имеющихся ресурсов Образовательным учреждениям была разработана модель организации внеурочной деятельности по направлениям: спортивно - оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Из предложенного ФГОС НОО мы выбрали духовно- нравственное и общеинтеллектуальное направления. Поскольку остальные реализуются в нашем образовательном учреждении за счёт дополнительного образования. По первому направлению мы вели учебный курс «Истоки». Целью, которого было - введение младшего школьника в курс основных социокультурных ценностей. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живёт и развивается ребёнок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного её восприятия. Данный курс состоял из 4-х разделов: Мир, Слово, Образ, Книга. В организации образовательном процессе использовались следующие методы и приёмы: живой диалог учителя и ученика, организация самостоятельной работы, организация занятия по правилу смены деятельности, тематическая связь с другими предметами, использование эмоционально-положительных значимых образов, опора на непроизвольное запоминание. Самостоятельная работа в парах и группах позволяла ребенку видеть и формулировать проблему, анализировать и обобщать. Ученик мог не только решать задачу без готового «примера», но и сопоставить полученный результат с накопленными знаниями. При этом «неправильный» ответ позволял оценить развитие таких функций, как самоконтроль, способность к переключению. При проведении занятий мы использовали различные виды детской деятельности: игру, чтение, изобразительную, эколого-познавательную, трудовую, физкультурно-оздоровительную деятельность, практическую работу в тетрадях. Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением. Изучение нашего общества, истории государства, его культуры, обычаев, гражданских войн создает условия для воспитания высших нравственных чувств - патриотизма, гуманизма, интернационализма[1]. В мае 2011 года с целью изучения результативности внедрения курса «Истоки» в образовательный процесс нами было проведено методом опроса мониторинговое исследование учащихся и их родителей. Полученные результаты позволяют нам сделать следующие выводы: - в процессе изучение курса «Истоки» у большинства учащихся формируется положительное эмоциональное отношение к изучаемому предмету, создаются условия для непрерывного развития личности; - курс способствует целенаправленному формированию положительных ценностных установок, моделей поведения; - большинство родителей удовлетворены результатами работы в этом направлении и считают необходимым дальнейшее изучение этого курса; - данный предмет создает предпосылки для устойчивой преемственности поколений; - курс восстанавливает престиж традиционных национальных идеалов, формирует духовно-нравственные ценности. Одна из актуальных проблем сегодня - это активизация познавательной деятельности учащихся. Решить на практике эту проблему позволяют современные педагогические технологии. Научно-исследовательская деятельность учащихся совместно с учителем развивает активный интерес к учебному предмету, более того, поднимает этот интерес на более высокий уровень. Исходя из вышесказанного, мы выбрали общеинтелектуальное направление, реализуя его через следующие курсы: «Что? Где? Когда?», «Развитие творческого мышления». Процесс познания мира невозможен без ощущений. Именно они «поставляют» нам сведения о предмете. Всем известно значение чувственного познания - от него зависит развитие разнообразных сфер личности человека: познавательной деятельности (умения наблюдать, давать полную сенсорную характеристику объекту), личностных качеств (любознательности, внимательности и др.)[2, с.39]. Учащийся в процессе такой деятельности самостоятельно ставит себе задачу, продумывает цель деятельности, предполагает конечный результат. Методики исследования обсуждаются с учителем, а далее, на каждом этапе работы, от теоретического до практического, школьник работает самостоятельно, обращаясь с вопросами к учителю. Со своими работами учащиеся выступали на классных часах в лицее. Важно не требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка [3, с.278]. С учетом возрастных особенностей детей мы использовали следующие формы и приемы работы: игры, работа в библиотеке с каталогами, интеллектуальные головоломки, практические занятия, работа в компьютерном классе, дискуссии, беседы. Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика должна достичь следующих результатов: умение работать с информацией, опыт целеполагания, ребёнок приобрёл опыт планирования, расширение кругозора, развитие мышления, развитие эмоциональной сферы, опыт публичного выступления. Подводя итоги сказанному отметим на сегодняшний день « плюсы» и «минусы» нашей работы. К положительными результатами внеурочной деятельности на ступени начального образования мы считаем: 1. Широкий выбор кружков 2.Бесплатные образовательные услуги 3. Удобное расписание 4. Развитие индивидуальных способностей, кругозора 5. Общение со сверстниками в разных группах, в разных ситуациях. А к отрицательным моментам внеурочной деятельности на сегодняшний день можно отнести следующее: 1.Большая нагрузка на ребенка 2. Недостаток оборудования для проведения занятий 3. Есть совпадения в расписании при посещении внеурочных занятий в школе и в учреждениях дополнительного образования 4.Невозможность удовлетворить все запросы детей и их родителей (законных представителей) Нам хочется, чтобы наши коллеги, которые уже в этом году работают по этим направлениям, не боялись различных нововведений, а смело изучали их и претворяли в жизнь, поскольку «высший пилотаж» учительской работы, это интерес и радость в глаза их учеников. «Преподавание - есть искусство,

поэтому совершенство недостижимо,

а совершенствование - бесконечно». (Л.Н. Толстой)


Библиография 1. Бондаренко,В. Д. Культура общения с природой. /В. Д. Бондаренко - М.: Агропромиздат.-1987.- 172 с. 2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 класс. Методика обучения. М. 2005. 240 с. 3. Разагатова, Н.А. Городская межшкольная конференция «Первые шаги в науку» (для учащихся 1- 7 классов). Информационный бюллетень[Текст]/ Н.Разагатова. - Самара: изд-во МГПУ, 2003. - 76 с.

© 2010-2022