Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности у младших школьников Методические рекомендации

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дидактическая игра

Управление образования администрации Беловского района

МОУ "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"









Дидактические игры как

средство активизации

познавательной

деятельности у

младших школьников

Методические рекомендации







Составитель Копылова М.А.





Беловский район

2005
Составитель: Копылова Марина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ "Щебзаводская средняя общеобразовательная школа"


























В методических рекомендациях говорится о дидактической игре как наиболее доступном для детей виде деятельности, способе переработки полученных знаний.




Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности у младшего школьника. Методические рекомендации /Сост.: Копылова М.А. - Беловский район, 2005.

© Беловский РМК, 2005 г.

Содержание

Содержание 4

Введение 5

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности 7

Классификация дидактических игр 9

Приложение 14

Творческие игры 14

Игры для индивидуальной работы 14

Игры для групповой работы на уроке 15

Игры для коллективной работы 16

Подвижные игры для экскурсий и прогулок 16

Игры на этапе проверки знаний. 17

Игры на этапе объяснения нового материала. 18

Игры на этапе закрепления и обобщения понятий. 19

Список использованной литературы 21

Введение


Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети в шесть - семь лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Меняется социальная позиция ребенка: раньше он был «просто ребенком», а теперь стал школьником с большим количеством обязанностей. У ребенка происходит смена ведущей игровой деятельности на учебную деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной. Ребенок играет тогда, когда он хочет играть, в соответствии со своими желаниями и самостоятельно. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он становится обязанным делать то, что ему порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана на навыках произвольного поведения ребенка. Переход от игровой к учебной деятельности часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем. Одной из острых проблем в начальной школе выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, напротив, активизации пассивных детей, при этом и тем и другим детям становится дискомфортно. У младших школьников появляются специфические реакции: страх, истерики, слезливость, заторможенность, напряженность. Каждый учитель хочет, чтобы ребенок быстрее адаптировался к школе, чтобы были созданы оптимальные психологические условия для успешного развития личности школьника. Обучение детей должно осуществляться с учетом их интересов, чтобы в познавательном процессе больше участвовали положительные эмоции. Тогда знания детей, прошедшие чувственный этап, будут глубже и прочнее, а в восприятии материала будут участвовать оба полушария головного мозга, что создаст условия для равномерной нагрузки на оба полушария. Проблема формирования и активизации учебной деятельности чрезвычайно актуальна для начальной школы, так как в младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей и активно формирующейся, и хотя в данном возрасте еще невозможно достичь становления ученика как полноценного субъекта учебной деятельности, но существенные предпосылки могут быть сформированы уже в начальной школе. Познавательные интересы школьников оказывают благоприятное влияние на глубину, интенсивность, продуктивность и положительный эмоциональный тонус учения. Под их влиянием учебная деятельность учащихся протекает легче, быстрее, в силу чего снимает утомление, хотя сама деятельность сопровождается высоким интеллектуальным и волевым напряжением. Развитие познавательных интересов благотворно сказывается на качестве и эффективности обучения, поскольку интересы поддерживают и подкрепляют познавательную активность учеников («учиться легче тому, кто учится охотно»). Познавательная активность, интерес к поиску, преобразованию учебной информации проявляются лишь в определенной обучающей атмосфере, где нет принуждения. Наиболее благоприятным для развития личности ребенка в целом (и познавательной активности в том числе) является обучение, строящееся на гуманных началах. Известный советский психолог и педагог Ш.А. Амонашвили так характеризует этот подход: «Суть… заключается в том, чтобы педагогически обязательную учебно-познавательную задачу учащиеся принимали на положительно- мотивационной основе. Иначе говоря, дело заключается в том, чтобы при необходимости усвоения именно определенной системы знаний и именно в определенный период обучения школьник принимал педагогически обязательную задачу как им же свободно выбранную». Если учебная деятельность детей управляется с помощью отметки, то радость, переживаемая в самом процессе познавательной деятельности и после ее завершения, покидает ребенка. Отметки неизбежно подменяют прямые мотивы учения косвенными, и, кроме того, насаждают в процессе обучения страх, нервозность, неприязнь к учителю. Важным условием гуманистического подхода в обучении является широкое использование такой формы педагогического общения, при которой ребенок чувствовал бы себя не только как обучающийся (т.е. как объект), но и как самостоятельно действующая личность (т.е. как субъект). Такой формой общения является сотрудничество. При этом ребенок ощущает доверие к себе, уважение к своей личности, с которой, как он имеет возможность убедиться, считаются, мнение которой ценят. Педагог не только информирует ребенка, но и обращается к нему за помощью, советом. Они вместе выясняют, устанавливают связи, намечают пути решения. Активизация учебной деятельности - это совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающее активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса.

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности


Основы теории игры были заложены мыслителями XIX века Г. Спенсером и Ф. Шиллером. Они предложили так называемую теорию «избытка сил» для объяснения побудительных причин к игре. Аналогичного мнения придерживался Л.Б. Ительсон: «Игры можно рассматривать как реализацию потребности организма к активности, разрядке накопленной энергии». Обобщая мнение различных авторов, можно сделать вывод о том, что игра основана на свободной и творческой деятельности. Обладает развивающими и воспитательными свойствами, формирует воображение, фантазию, интеллект участников игры и служит средством самовыражения личности, позволяющим достигнуть удовлетворения результатами выполненной деятельности. Дидактическая игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки из окружающего мира впечатлений, знаний. Активизация - это побуждение к энергичному, настойчивому, деятельному учению чего - нибудь. Активность в обучении (от латинского aktivus- деятельный)- дидактический принцип, требующий от учителя такой постановки процесса обучения, которая способствует воспитанию инициативности и самостоятельности, прочному и глубокому усвоению знаний, выработке необходимых умений и навыков, развитию у них наблюдательности, мышления и речи, памяти и творческого воображения. Деятельность - важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающему миру. Познавательный интерес- стремление к знанию, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Познавательная деятельность - система осознанных действий, направленных на достижение цели. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества, в котором каждый ребенок - личность данного общества. В условиях игровой деятельности значительно повышается острота зрения, легче удерживается сознательная цель запоминать. В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно - действенного мышления к образному и к элементам словесно - логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их. Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактическим. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Так, в ролевой игре «Капитаны» дети, действуя в воображаемой ситуации « ведут корабль» (поворачивают воображаемый руль то в одну сторону, то в другую, гудят, осуществляя одновременно роль парохода), а в дидактической игре они подражают умственной работе капитана - «ведут корабль по заданному курсу» на основе данного задания. Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным. Позволить ребенку получить собственный опыт. Вся жизнь ребенка в классе пронизана игрой - его учение и труд, развлечения и взаимоотношения с другими детьми. Использование игровых приемов делает обучение в этом возрасте «сообразным природе ребенка». В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Детские игры чрезвычайно многообразны по характеру, содержанию, организации. Педагоги и психологи прошлого и настоящего едины во мнении, что игра - это особый вид деятельности (К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.Н.Скаткин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и т.д.).

Классификация дидактических игр


Существует очень много классификаций детских игр. На основании классификации П.Ф. Лесгафта, игры делятся на следующие группы:
  1. Творческие (сюжетно - ролевые) игры различаются:
    • По содержанию (трудовые, бытовые)
    • По организации (индивидуальные, групповые, коллективные)
    • По виду (игры - драматизации, музыкальные, хороводные)
К группе творческих игр можно отнести игру, проводимую на уроке природоведения во втором классе, «Осенний базар». На всех уроках, в том числе и на уроках природоведения, очень важна организация деятельности учеников. На уроках надо использовать как коллективную, так групповую и индивидуальную работу. При помощи игр тоже можно организовать данные виды деятельности на уроках природоведения. Для индивидуальной работы можно использовать следующие игры: «Игра - самоделка» (1 класс), «Фоторобот» (2 -3 класс), «Лото метеоролога». Чтобы организовать групповую работу на уроке, можно воспользоваться следующими играми: «От зернышка до булочки» (1 класс), «Собери грибы» (1 или 2 класс), «Зоологическое домино». По принципу игры «Зоологическое домино» можно провести игру «Ботаническое домино». Игр для коллективной работы очень много. Например, игра «Птица - рыба».
  1. Игры с правилами:
  • Подвижные (спортивные) игры:
    • физкультминутки;
    • игры для экскурсий и прогулок.
Физкультминутки проводятся на уроках природоведения во всех классах для снятия психологического и физического напряжения на уроке. Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны, одни и те же физкультминутки быстро надоедают. Поэтому будет лучше, если физкультминутка по возможности соответствует теме урока. Этого добиться очень просто, например, я беседую с детьми о насекомых и птицах осенью, физкультминутка может быть такой «Дети встаньте. Покажите, как летает бабочка, а как прыгает кузнечик и т.д.» Кроме того, мне помогают физкультминутки, в которых заложены названия животных, растений, объектов неживой природы. Самые популярные у меня физкультминутки - это двигательно - речевые, где дети коллективно читают стихи и одновременно выполняют различные движения. Подвижные игры для экскурсий и прогулок по названию или игровым действиям имеют природоведческий смысл. Подвижные игры помогают организовать детей. При проведении подвижных игр следует соблюдать следующие правила:
  1. Учитель должен четко объяснять содержание и правила игры, показать самые сложные действия.
  2. Желательно, чтобы дети сами участвовали в организации игр, вносили дополнения, усложняли правила.
  3. Учитель может принимать непосредственное участие в игре или помогать детям при выполнении действий.
  4. Зная индивидуальные особенности детей, регулировать их двигательную активность, по- разному оценивать их действия.
  5. Учитель должен учитывать сезонный принцип: зимние игры проводятся во время зимних прогулок и экскурсий, а игры о цветах, листьях деревьев и кустарников - осенью и весной.
Например, игры: «Флюгер», «К названному дереву беги», «Логово», «Попрыгунчики - воробышки», «Лисонька, где ты?», «Компас». Между играми с правилами и творческими играми много общего: наличие игровой цели, необходимость самостоятельной деятельности. Многие игры с правилами имеют сюжет. В них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх, но их дети устанавливают сами. Отличия между играми с правилами и творческими заключаются в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета, а в играх с правилами главное - решение задачи, выполнение правил. Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление, не случайно ее называют и способом, и методом, и формой обучения, и видом деятельности, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Во время игр ученик - полноправный участник познавательной деятельности, поэтому он сам стремится преодолеть трудности, ставит перед собой задачи и решает их. Игру использовать труднее, чем прямое воздействие на личность. Игра требует от меня педагогического мастерства, эмоциональных затрат. И для моих учеников игра - это не беззаботное и легкое времяпрепровождение, она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии. Ума, выдержки, самостоятельности. Игра часто становится напряженным трудом для меня и моих учеников. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать. Классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Активность детского мышления является главной предпосылкой сознательного отношения к приобретению твердых, глубоких знаний, установления разумных отношений в коллективе. Познание мира в дидактической игре облекается в формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на уже известные факты и явления, наполнение и расширение знаний, установлений связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное, не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала по природоведению в его различных сочетаниях и формах. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет моих учеников не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать ненужное, сопоставлять. Оценивать. В игре участвуют все дети класса. Победителем чаще бывает не тот, кто больше знает, а тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать быстрее и точнее реагировать на новые игровые ситуации. Существенной стороной познавательной игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес учеников, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в названии игры и составляет ее начало. Например, в игре «Географическая молчанка» замысел игры заключается в том, чтобы молча вспомнить и показать по карте географические объекты. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль - они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение. Взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые в дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Усвоение детьми правил игры и самоконтроль и взаимоконтроль в игре. Чем разнообразнее игровые действия на моих уроках, тем интереснее сама игра. Каждая дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Совсем не обязательно, чтобы результат выражался в отметке или призе, моим ученикам достаточно того удовольствия, которое доставляет им игра. Некоторые используемые мною познавательные игры не вносят ничего нового в знания детей, но они учат школьников применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности. Задачи, которые я ставлю с помощью игры, требуют активной деятельности анализаторов (особенно слухового и зрительного), процессов сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения; при этом дидактическая игра стала для меня незаменимым средством в преодолении различных затруднений в умственной деятельности отдельных учеников. Правила в организации и проведении дидактических игр:
  1. Игра должна приносить радость. Нельзя ребенка заставлять играть, нужно создавать условия, чтобы он захотел играть.
  2. Игру можно оживлять введением новых правил, нового содержания, изготовлением атрибутов игры.
  3. В игре необходимо создавать непринужденную обстановку, нельзя сдерживать двигательную активность ребенка, пусть дети прыгают, бегают, сидят, кричат, смеются.
  4. Желательно, чтобы ученики готовились к игре заранее и самостоятельно: мастерили пособия, учили слова, роли.
  5. В игру желательно вносить сказку, стихи, песенку, волшебную палочку - все то, что придаст ей необычность, праздничность, желанность.
  6. Если во время игры учащиеся затрудняются в выполнении действий, то учитель может взять на себя выполнение какой-либо роли, что активизирует детей, регулирует их взаимоотношения.
  7. Важно вовремя подготовить ребят к окончанию игры, для чего учитель заранее ставит перед детьми цель и оговаривает время проведения игры.
  8. После игры желательно оценить ребят, похвалить, провести коллективное обсуждение игровых действий.
Дидактическую игру можно использовать на любом типе урока (уроке - экскурсии, обобщающем, контрольном, изучения нового материала, комбинированном), на любом этапе урока (проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление изученного и обобщении новых понятий). На каждой ступени обучения игра выполняет определенные функции. В начальной школе дидактическая игра вводится в ход урока для активизации учебной деятельности младших школьников, с целью расположения их к работе, поднятия внимания и работоспособности. Дидактические игры можно разделить на три группы:
  1. Игры с предметами, практические. При их изучении использую игрушки и природный материал («Путешествие по дворовому хозяйству», «Цветочный магазин», «Игра в профессии»).
  2. Настольно - печатные игры, наглядные. При проведении их использую парные картинки, лото домино, географические карты (Заполни таблицу», «Найди пару», «Крестики-нолики», «Знаешь ли ты свой край»).
  3. Словесные. Они построены на словах и действиях играющего («Прилетели птицы», «Найди ошибку», «Что у нас растет?»).
Дидактические игры необходимо вводить с первого класса, постепенно усложняя по учебным задачам и виду учебной деятельности. Учитывая место игры в учебном процессе, ситуативные и планируемые дидактические игры. В первом классе ситуативными играми являются игры с мячом. Например, учащиеся пришли на урок природоведения по теме «Живая и неживая природа» после урока физической культуры уставшими, они не отвечали на вопросы, пассивно и равнодушно воспринимали новый материал. Словесные творческие игры, как правило, сопровождается большей заинтересованностью школьников. Детям нравится фантазировать, подражать, выделять главные признаки в показываемом предмете. Дидактические игры данного вида способствуют созданию на моих уроках природоведения ситуации, приносящей младшим школьникам удовлетворение. Практические игры являются самыми сложными по учебной задаче для моих учеников, т.к. они имеют ограниченные познавательные и практические умения: рассматривание природного материала, сравнение органов растений по цвету и форме и др. Поэтому необходимо оказывать постоянную помощь учащимся в распознавании и сравнении природных объектов. Вместе с тем практическая дидактическая игра стабилизирует интерес к учению у моих учеников, т.к. вовлекает их в поисковую деятельность, заставляет переносить имеющиеся знания на решение практических задач. Дидактические игры благодаря своему разнообразию дают мне возможность включить школьников в различные формы организации деятельности на уроках природоведения: индивидуальную, групповую, коллективную. Итак, из выше сказанного можно сделать вывод, что, испытывая радость от новых действий, учащиеся проявляют себя субъектами деятельности, что способствует формированию интереса к учению и предмету природоведение. Кроме того, благодаря использованию дидактической игры повышается уровень знаний младших школьников, особенно в первом классе, где игра занимает большое место в жизни ребенка, активизируется их познавательная активность, снимается утомляемость, повышается уровень общения, работоспособности и внимания младших школьников, что доказывает активизирующую роль данного способа.

Приложение


Творческие игры


Игра «Осенний базар» (2 класс). Задача: обобщить знания детей об особенностях растений и домашних животных летом и осенью. Оборудование: муляжи овощей, фруктов или настоящие плоды, картинки домашних животных. Ход игры. Класс оформляется в виде различных лавок осеннего базара: Цветочная лавка», «Овощные ряды», «Птичий рынок», «Дары леса». В каждой лавке свой «продавец» из числа ребят класса. Остальные дети - «покупатели». «Продавец» каждой лавки продает свой товар за определенную плату, Это могут быть следующие задания:
  • Опиши растение или животное, которое ты хочешь купить, не называя его.
  • Придумай загадку об овощах, которые ты хочешь купить.
  • Нарисуй животное или растение, которое ты хочешь купить.

Если «покупатель» сумел выполнить задание, а «продавец» отгадал задуманное, то первый получает товар. Побеждает тот, кто больше сделает покупок.

Игры для индивидуальной работы

«Игра - самоделка».( 1 класс) Задача: расширять знания детей о видовом разнообразии животных и растений. Оборудование: комплект (по количеству детей в классе) разрезанных на 8 - 12 частей картинок с изображением животных и растений. Ход игры. Каждый ученик получает в конверте разрезанную на части картинку с изображением растения или животного. Играющим предлагается из частей сложить изображенный на картинке рисунок и подписать свое животное или растение. А если ребенок помнит что - то о нем, то может рассказать. Побеждают дети, первые составившие и правильно назвавшие картинку.
Игра «Фоторобот». задача: формировать навык угадывания животных и растений по внешнему облику. Оборудование: карточки с изображением отдельных растений и животных. Ход игры. В криминалистике с помощью фоторобота составляют портреты людей. Учитель предлагает детям карточки с изображением отдельных частей растений (лист, стебель, цветок, плод) и животных (голова, хвост, лапы, клюв). Учащиеся стараются изобразить все растение или животное и называют его.
Игра «Лото метеоролога». Задача: закрепить знания детей об условных знаках погоды. Оборудование: карточки с условными знаками элементов погоды. Ход игры. Детям выдаются карточки, на которых начерчена таблица. В верхней части каждого квадрата таблицы записаны словами названия элементов погоды. А также выдаются карточки с условными знаками. Ученики прикрепляют условные знаки к нужному квадрату таблицы - лото.

роса

туман

иней

изморось





метель

гроза

гололед

град




Игры для групповой работы на уроке


Игра «От зернышка до булочки».(1 класс) Задача: закрепить и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб. Оборудование: три большие картины с изображением поля ранней весной, летом и осенью. Ход игры. Учащиеся делятся на 3 бригады: «зернышко», «колосок», «булочка». Картина, на которой изображено поле весной, выдается бригаде «зернышко», поле летом - бригаде «колосок», поле осенью - бригаде «булочка». На общем столе лежат картинки с изображением разных машин, которые помогают хлеборобам. Детям необходимо отобрать те машины, которые подходят к данному времени года. Выигрывает та команда, которая правильно отберет и назовет машины. Игра « собери грибы».(1или 2 класс) Задача: закреплять знания детей о съедобных и ядовитых грибах. Оборудование: три корзинки, три комплекта картинок с изображением грибов. Ход игры. В классе три ряда. У каждого ряда по корзинке. На первом столе каждого ряда лежат одинаковые комплекты картинок с изображением грибов. Ребята каждого ряда по одному выходят к своему столу, выбирают картинку с изображением съедобного гриба и кладут ее в корзинку. На столах остаются картинки с изображением ядовитых грибов. От каждого ряда выходит по два ученика. Один называет съедобные грибы, а другой оставшиеся ядовитые. Побеждает тот ряд, который больше «собрал» грибов и правильно их назвал. Игра «зоологическое домино». Задача: закрепить знания детей о диких и домашних животных. Оборудование: карточки, состоящие из двух половинок, с изображением диких и домашних животных. Ход игры. Дети играют по 4-6 человек. Карточки разложены изображением вниз. Дети отбирают 6 карточек. Правила игры - по принципу обычного домино, то есть игра начинается с картинки, на которой изображены два одинаковых животных, затем можно к ней класть картинку с изображением такого же животного. Если нужной картинки нет, то играющий пропускает ход. Победившим считается тот, у кого быстрее закончатся карточки. Главное условие - играющие должны называть животное, изображенное на его карточке.

Игры для коллективной работы


Игра «Птица - рыба», которая проводится в 1классе по теме «Кто такие птицы? Кто такие рыбы?» Учитель проговаривает вперемежку названия птиц и рыб, которые хорошо известны. Дети машут руками и подпрыгивают на месте, изображая полет птиц, или имитируют на месте плавательные движения, изображая рыб.

Подвижные игры для экскурсий и прогулок


Игра «Флюгер». Участники строятся в шеренгу на расстоянии полушага друг от друга. Учитель называет стороны горизонта. Определяя для каждой из них действие: север - руки на пояс, юг - руки за голову, восток - руки вверх, запад - руки вниз. Учитель дает команду: «Ветер», и дети произвольно двигаются. Бегают, кружатся по площадке. Внезапно учитель называет одну сторону горизонта, участники останавливаются и выполняют обусловленное действие. За каждую ошибку играющий получает штрафное очко. Игра продолжается 3-4 минуты после чего определяется победитель - тот, кто меньше набрал штрафных очков.
Игра «К названному дереву беги». Игра проходит в лесу. Дети встают рядом с учителем. Учитель называет дерево или кустарник, дети бегут к названному дереву. Ведущий (один из учеников) старается поймать тех, кто неверно определил или долго искал названное растение.
Игра «Логово». Играющие с помощью считалки делятся на 2 группы. Одна - прячутся, другая - ищет. Те, кто прячется, ищут себе такое «логово», в котором их не видно. Но из которого они могут «вылететь пулей» и поймать кого - то из ищущих. Выигрывает группа, в которой осталось больше «незапятнанных» игроков. Найдя логово, игроку необходимо тщательно замаскироваться. Эта игра помогает выработать глазомер, умение прятаться, быстро бегать.
Игра «Лисонька, где ты»? Дети становятся полукругом, учитель в центре. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные _ «зайцы». По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто _ «лиса». Ведущий зовет: «Лисонька, где ты»? «Лиса» не отзывается. Учитель зовет второй и третий раз. Только на третий раз «лиса» бросается ловить «зайцев». Если заяц присел на корточки, то его ловить нельзя. Пойманные «зайцы» выходят из игры.

Игры на этапе проверки знаний.


Игра «Приметы весны». Задача: расширять знания детей о признаках весны. Ход игры: Команды по очереди называют приметы весны. Повторяться нельзя. Выигрывает та команда, которая назовет большее количество признаков весны. Игра «Одень куклу». Задача: закреплять знания детей о том, как одеваются в разные времена года. Ход игры: Детям предлагается одеть куклу в осенний и летний период.
Игра «Найди на ощупь». Задача: может быть разной. Ход игры. Ребятам предлагается одеть найти на ощупь и достать из мешочка, какой-нибудь заданный предмет, а затем рассказать о нем. Во втором классе по теме «С кем дружит ель?» проводится игра «Украсим елку». Задача: закреплять знания о признаках зимы. Учитель вывешивает на доске лист ватмана с нарисованной елью. На столе рисунки елочных игрушек. На обороте рисунка ответы загадок. Детям предлагаются загадки о зиме. Ученик, который правильно назвал отгадку, выходит к столу, находит нужную игрушку и крепит ее к елке. Выбираем загадки с отгадками «сосулька», «снег», «лед», «мороз», «снеговик», «снежинка» и т.д.
Игра «Штурманы и географы». 1 вариант: Игра проводится в парах по карте полушарий. Штурман выбирает начало маршрута, определяет маршрут по карте полушарий, прикладывая к ней линейку. Штурман записывает направление полета (север, юг, запад, восток). Географ определяет, над какими частями света, материками и океанами они пролетают. 2 вариант: Игра проводится по теме «Равнины и горы России». Дети работают в парах по карте полушарий. Задача штурманов проложить короткий маршрут от одного города до другого, а задача географов - описать рельеф увиденной земной поверхности, указывая названия равнин и гор.
Игра «Жизнь леса». Играют три команды. 1 задание. Каждой команде даются карточки: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи и лишайники. Задача: распределить этажи. (Команда располагает карточки на листе ватмана) 2 задание. Каждая команда получает одинаковый гербарий. Задача: разложить растения по ярусам, а названия написать на ватмане. 3 задание. Каждая команда получает карточки с изображением животных. Задание: разложить животных по ярусам, названия написать на ватмане. 4 задание. Составить и записать пищевую цепочку, сложившуюся в лесу. Подведение итогов игры. Побеждает команда, точнее отразившая жизнь леса.

Игры на этапе объяснения нового материала.


Игра «Овощи - фрукты» (1класс) Задача: повторение понятий «овощи» и «фрукты». Оборудование: мяч. Ход игры. Учащиеся сидят на своих местах. Учитель подходит поочередно к каждому учащемуся, бросает ему мяч со словами: « Овощи (или фрукты)». Школьник ловит мяч и бросает его обратно учителю, называя овощное (или фруктовое) растение. По правилам игры нельзя долго думать и повторяться.
Игра «Собери грибы» по теме «Съедобные и несъедобные грибы». Задача: закреплять знания детей о съедобных и ядовитых грибах. Оборудование: корзинки, картинки с изображением грибов. Ход игры. Класс разделен на три группы. На столе избражения съедобных и ядовитых грибов. Дети должны сложить в корзинку только съедобные грибы.Изображение ядовитых грибов надо оставить на столе. Затем дети называют собранные грибы и ядовитые.. Побеждает тот ряд, который больше «собрал» грибов и правильно их назвал.
Игра «Приспособился» по теме «Приспособленность видов к условиям жизни». Ход игры. Детям предлагаю найти признаки приспособленности. Помочь птицам отыскать их ноги. Карандашом соединить птиц и ноги. Можно выдать иллюстрации, чтобы дети приложили ноги к телу птицы.

Игра «Построим солнечную систему». Задача: показать строение Солнечной системы. Ход игры: Раздаются карточки с названием планет и Солнца. Дети пытаются выстроить их в порядке, соответствующем строению Солнечной системы. Затем разбираются ошибки, все объясняется, выстраивается в нужном порядке. Все приходит в движение. Солнце вращается вокруг себя в центре системы, планеты бегут по своим орбитам вокруг солнца.

Игры на этапе закрепления и обобщения понятий.


Игра «Пантомима». Задача: закрепить знания об осенних изменениях в природе. Ход игры. Описать без слов осеннее явление природы.
Игра «Машины - загадки». Задача: закреплять знания о марках машин и работе, которую они выполняют. Ход игры. За день-два до урока готовлю небольшие тесты от имени автомобиля, которые описывают его деятельность, но не называют его. Эти тесты получают несколько учеников и заучивают к уроку. На уроке вызывается подготовленный ученик, он читает текст наизусть, остальные учащиеся стараются отгадать, о какой машине идет речь. Отгадавшему можно приготовить не большой приз, который вручит сама машина - загадка. Примерный текст: « Я очень нужная машина. Меня вызывают, если случилась беда. Но еду я не одна, а с подругами. Каждая из нас берет с собой обязательно нужный инструмент: кто лестницу, кто шланг. Если мы едем по дороге и мигаем синим шариком, то все - все машины уступают нам дорогу. Я очень нужная машина. А еще я красного цвета».
Игра «Угадай кто…» Задача: закреплять знания о труде взрослых. Ход игры. Я произношу фразы соответствующим тоном и предлагаю детям угадать, кто (т.е. обладатель какой профессии) это говорит. А затем учащиеся загадывают такие же загадки учителю и товарищам. Примерные реплики: - Московское время десять часов пятнадцать минут. - Принести Вам чаю. - Открой рот и скажи «А-а-а». - Мороженое… сливочное, шоколадное… - Днем ожидается солнечная погода, без осадков по области туман и другие.
Игра «Узнай животных. Задача: закрепить знания о тех животных, которые занесены в Красную книгу. Ход игры. Работа ведется в парах. На столы раздаются конверты с корточками - названиями животных. Дети должны выбрать тех животных, которые внесены в Красную книгу. Карточки: слон большая панда, волк, гребнистый крокодил, зебра, носорог, утка мандаринка, колорадский жук, зеленая морская черепаха. Жук геркулес, амурский тигр.
Игра «Узнай меня». Ход игры. Загадываются загадки или даются описания животных или предметов в соответствии с темой урока. Отгадывают их

Список использованной литературы


  1. Давыдов В.В., Слободчиков В.И. др. Младший школьник как субъект учебной деятельности. //Вопросы психологии.-1992, № 3 - с.14.
  2. Дмитриева О.И., Мокрушина О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». - Москва: Вако, 2004.
  3. Игры с правилами. Сборник дидактических и подвижных игр. / Под редакцией Сорокиной - М.: 1999.
  4. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. - Новокузнецк, 1999.
  5. Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения. - Новокузнецк, 1997.
  6. Кропочева, Т.Б. Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках естествознания. - Новокузнецк, 2001.
  7. Кульневич, С.В., Лакоценина, Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. - Издательство: учитель, Воронеж, в 2-х частях.
  8. Лоскутова, Н.А. Викторина.//Начальная школа-2002, №5 - с.89-91.
  9. Морозова, Е.Е. Систематизация знаний младших школьников о сезонных явлениях в неживой природе. // Начальная школа. - 2001, № 7 - с.63-66.
  10. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре. / Под редакцией Марковой Т.А. - М.: 1982.
  11. Новолодская, Е.Г. Методика развития экологической культуры у младших школьников. //Начальная школа. - 2002, № 3 - с.52-55
  12. Осенние и зимние экскурсии в природу. / Под редакцией Всевятского Б.В. - М.: Работник просвещения, 1998, с.103
  13. Подласый, И.П. Педагогика. - Гуманитарный центр: Владос. - 2000, С.521.
  14. Постникова, Е.А. Реализация индивидуального подхода в заданиях для самостоятельной работы по природоведению в сельской школе. //Начальная школа. - 1992, № 7-8 - с. 55-58.
  15. Природоведение 1 класс. /Составитель: Муковникова О.Г. - Учитель -АСТ, 2001.
  16. Селецкая, Е.Э. Дидактические игры как средство активизации познавательной деятельности школьников. - Л., 1984, с. 210
  17. Семенов, Н.А. Стимулирование развития познавательной самостоятельности учащихся в процессе обучения. /Под редакцией Равкина З.И. - Йошкар-Ола, 1974 - с. 437
  18. Стрезикозин, В.П. Актуальные проблемы начального обучения. - М.: Просвещение, 1976 - с. 206
  19. Утков, П.Ю. Из опыта экологического обучения младших школьников. //Начальная школа. - 2001, № 4 - с. 96-100.

21

© 2010-2022