План-конспект урока русского языка на тему Правописание имён собственных (1 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей имени А.М. Булатова п.г.т. Кукмор»

Кукморского района Республики Татарстан








Открытый урок

по русскому языку

в 1в классе

по теме:

Правописание имён собственных





Подготовила и провела

учитель І квалификационной категории

Хусаинова Анастасия Валерьевна

Тема: «Правописание имён собственных».

УМК «Перспектива»

Тип урока: повторение и закрепление ранее полученных знаний.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • Ценностное отношение к совместной познавательной деятельности;

  • Способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.

Метапредметные УУД:

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения задания;

  • Строить речевое высказывание в устной форме;

  • Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом материале.

Регулятивные УУД:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:

  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • Строить понятные для партнёра высказывания;

  • Формулировать собственное мнение и позицию.

Предметный результат: Уметь находить имена собственные и применять правило об их правописании на практике.

Цель: подвести детей к осмыслению понятия «имя собственное» и написанию имени собственного с заглавной буквы.

Задачи: 1) Формировать у учащихся понятие «имя собственное»; способствовать формированию умения писать имена, фамилии, клички животных, географические названия с большой буквы;

2) Использовать полученные знания на практике, развивать умение высказываться и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в группах;

3) Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент. - Доброе утро, ребята! Я улыбаюсь, потому, что у меня хорошее настроение! А какое настроение у вас? Покажите, пожалуйста, ваше отличное настроение своему партнёру по плечу, а теперь партнёру по лицу! - Подарите свои улыбки нашим гостям. II. Актуализация знаний. - Ребята, нам с вами пришло электронное письмо от Незнайки. Он просит вас помочь ему выполнить задание, которое ему дал на уроке русского языка учитель. Вы поможете Незнайке? (Ответы детей.) - Посмотрите, пожалуйста, на экран. В предложение необходимо было вставить 2 слова, но Незнайка, увидев слова, которые необходимо было вставить в предложение, растерялся. Как вы думаете, почему, что его смутило? (Слова звучат совершенно одинаково и пишутся, соответственно, тоже одинаково, разница лишь в том, что одно слово написано с большой буквы, а другое с маленькой.) - Давайте ему поможем. На какое место в предложение (Собака…увидела высоко в небе голубой… .) необходимо поставить слово Шарик, написанное с заглавной буквы, а на какое место - со строчной? (Ответы детей.) Даю вам 10 сек. подумать, где какое слово написать, затем обсудить в команде. Подумали, теперь обсудите в команде, 20 сек. Время. - Начинает стол №… ученик под № … -Почему вы так решили? (Кличка собаки - имя собственное, значит, будем писать с большой буквы. Слово шарик, обозначающее название предмета, имя нарицательное - будем писать с маленькой буквы.) III. Формулирование темы урока, постановка учебной задачи. -Какова же тема нашего урока? Кто догадался? (Ответы детей.) - Ребята, какое правило мы с вами сейчас повторили? (О правописании имён собственных.) - Какие поставим перед собой цели? (1. Вспомнить (узнать), какие слова относятся к именам собственным. 2. В ходе выполнения практических упражнений закрепить умение по написанию имён собственных с большой буквы. 3. Составить «Напоминалочку» о правописании имён собственных.) на доске - Вот так будет выглядеть наша «Напоминалочка». Но нам ещё нужно будет закончить её заполнение IV. Гимнастика для пальцев и кистей рук. 1.Открываем рабочие тетради, пишем число, классная работа. Чисто, красиво, аккуратно. Даю 1 мин. 2.Минутка чистописания. - Для продолжения разговора по теме урока нам необходимо ещё немного «размять» наш мозг. А поскольку он дружит с нашими пальчиками, то разминая их, мы заставим приступить к тренировке и маленьких человечков, которые живут в наших головках. Поэтому начнём гимнастику для пальцев и кистей рук. - А теперь потренируемся в каллиграфическом написании. На доске буквы Б и В. - Что вы можете рассказать про них и про звуки, которые они обозначают? (Обе буквы согласные, поскольку обозначают согласные звуки. Звуки согласные, т.к. мы не можем их пропеть, когда мы их произносим воздух во рту встречает преграду. Также звуки Б - БЬ, В - ВЬ - звонкие, т.к. состоят из голоса и шума, парные по твёрдости и мягкости, по глухости и звонкости. Их парами являются следующие звуки: Б - П, БЬ - ПЬ, В - Ф, ВЬ - ФЬ.) - Молодцы, ребята! А сейчас вам нужно будет прописать только одну из представленных букв. Внимательно подумайте и решите, какую букву вам необходимо прописать, какая у вас ещё недостаточно хорошо получается и вам нужно потренироваться в её каллиграфическом написании. (Самостоятельная работа учащихся.) - А теперь обменяйтесь тетрадями с партнёрами по плечу и найдите у своего партнёра самую красивую букву, нарисуйте над ней корону. Это будет королева букв. - Теперь верните тетради назад и скажите, согласны ли вы с выбором товарища? (Ответы детей.) - Сейчас я вас попрошу придумать слоги с той буквой, которую вы прописали. Думаем 5 сек. А теперь пропишем целую строчку. Даю вам 1 мин. Время. 3. Картинный диктант. Узнайте слово по его значению и запишите его. -Посмотрите на экран 1.Столица нашей Родины. (Москва) 2.Ребёнок, который учится в школе (ученик) 3.Имя героя русских сказок, который часто бывает дурак (Иван) 4. Человек, который учит (учитель) 5.Урок который идёт сейчас (русский) 6. Это наша страна (Россия) - Молодцы! А теперь давайте проверим, что же у вас получилось. Я даю каждому по 10 сек. Вы по очереди будете читать слова в своих группах и объяснять орфограммы. Начинает участник под №1. ТАЙМ РАУНД РОБИН Затем выслушиваем отдельных участников групп. - Теперь ребята, я попрошу вас составить предложение с одним из слов, которые вы записали. Даю вам 10 сек. подумать. -Кто какое предложение составил? -А теперь каждый запишет своё предложение. Даю вам 1 мин. VI. Работа по теме урока. 1.Заполнение «Напоминалочки» - Итак, мы размяли наши пальчики и теперь вы точно сможете ответить на вопрос, можем ли мы уже что-то записать в нашу «Напоминалочку»? Какое имя собственное мы уже вспомнили? (Клички животных.) На доске в «Напоминалочку» вносится запись с примером: клички животных пишутся с большой буквы. Ещё что мы будем писать большой буквы? (Имена, фамилии, отчества людей, названия улиц, рек, городов, сёл, посёлков, озёр, планет.) 2.Работа по учебнику. -Откроем учебники на стр.22. упр.31. Прочитайте два текста. ЧИТАЕМ. Внизу есть задание: -Почему в первом тексте слово дельфин написано с заглавной буквы? Как написано это же слово во втором тексте? Почему? Я даю вам по 30сек., для того, чтобы вы обсудили с партнёром по плечу эти вопросы. Начинают ученики под буквой а .Время. РЕЛЛИ РОБИН - Пожалуйста, кто желает ответить? (в первом тексте слово дельфин обозначает имя, а во втором - это нарицательное слово.)- А что же такое нарицательное слово? (Ответы детей). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Встать, задвинуть стульчики. V. Продолжение работы по теме урока. 1. СОРТ КАРДС -Ученик под №2, возьмите конверты, выложите карточки на стол. В течении 2 минут я попрошу вас разделить эти карточки на группы, а на какие, догадайтесь сами. (имена, названия городов, клички животных) Ольга, Казань, котёнок Пушок, Аркадий, Москва, корова Зорька, Юлия, Киров, попугай Кеша, Рустам, Елабуга, конь Резвый. -Теперь, пожалуйста, встаньте, задвиньте стулья. Каждый стол двигается вправо на один стол. Посмотрите работу соседней группы. Может вы нашли ошибку? Можете исправить её. Время 30 сек. -Спасибо! Садитесь на места. - Теперь стол №…, ответьте, пожалуйста, на какие группы вы поделили данные слова? У кого ещё так, встаньте, пожалуйста! После проверки дать чир!!!

2.Самостоятельная работа учащихся.

А теперь посмотрите на экран. Читаем задание. Читаем текст. Нужно вставить имена собственные. Показываю свой образец.

Сейчас я даю вам 2 мин. подумать, какие же имена собственные можно вставить. Затем проверка.

Первоклассник

Первоклассник Вова Макаров живёт в городе Ижевск на улице Лесной. В школу его провожает сестра Анна. За ними бежит собака Дружок. В классе Володя сидит с другом Юрой. Учительница Ольга Михайловна читает детям сказку «Репка».

- Напишите 4 предложение. Время 1 мин.

- Как написано название сказки? (с большой буквы)

-Можно ли сказать, что это имя собственное?(да).

- Запишите название своей любимой сказки.

Даю вам 10 сек. Подумать. Время. Записываем. Время.

3.Разгадывание ребусов (если останется время). VI. Рефлексия. На ваших столах лежат файлы с тестами. Ученик под №… раздайте, пожалуйста, каждому текст. Теперь я даю вам 2 мин. Для выполнения теста. Будьте внимательны, т.к. могут встретиться задания с нескольким правильными ответами. Время. Поверка. 1.Выполнение теста. 1.К именам собственным относятся: А) клички животных Б) названия посуды В) названия мебели Г) имена, фамилии, отчества людей 2. Имена, фамилии, отчества людей пишутся: А) С маленькой буквы. Б) С большой буквы. 3. Укажи, какие слова нужно писать с большой буквы: А) (Н,н)аталья Б) (Д,д)руг В) (В,в)орона Г) (Т,т)етрадь 4. Укажи , где допущена ошибка: А) анастасия Валерьевна Б) город Воронеж В) ясный денёк Г) крокодил гена VII. Итог урока. - Ребята, скажите, пожалуйста, добились ли мы поставленной цели? - Какое значение имеют полученные знания для вас? -Какие задания вам больше всего понравились? -Как вы считаете, все ли у вас сегодня получилось? - Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке и покажите мне при помощи смайлика. Парковка. Вас ждёт парковка, может у кого-то есть какие - то вопросы по теме, или кто-то хочет дополнительно что-то узнать об именах собственных.










© 2010-2022