Рабочая программа по русскому языку для 1 класса

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Лицей №10» г. Перми Согласовано: Утверждаю: _____________

Научно-методическим советом директор МАОУ «Лицей№10» г.Перми МАОУ «Лицей №10» г.Перми А.В. Ивенских Протокол № _____ От «___» _________________ 20___ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО русскому языку

(модифицированная)

для учащихся 1-х классов

сроки реализации: учебный год




Составители:

учителя начальных классов

Залеляева Т. В.

Пинчук И. А.

Шатохина Н. В.




Пермь 2015

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку для 1 класса представляет собой модифицированную программу. Разработана на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицей №10» г. Перми, авторской программы Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой по русскому языку. Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, миссии МАОУ «Лицей №10» г. Перми, стандартам программы начального образования Международного Бакалавриата (IB PYP), миссии и профилю обучающегося Международного Бакалавриата. Цели и задачи изучения русского языка в первом классе: - развитие речи, мышления, воображения обучающихся, способности выбирать средства языка в соответствии и с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; - освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка; - овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания; - воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь. Данная программа является основой развития обучающихся в контексте IB PYP:

  • способствует формированию международного сознания;
  • способствует формированию личности, демонстрирующей все качества Профиля обучающегося (заботливый, рефлексирующий, рискующий, открытый миру, знающий, думающий, общительный, исследующий, гармоничный, принципиальный), а также личностные характеристики, соответствующие Портрету выпускника начальной школы (любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни).
  • задействует отношения (установки), являющиеся одними из ключевых элементов программы начального образования Международного Бакалавриата (IB PYP), такие как: оценка по достоинству, приверженность, уверенность, сотрудничество, творчество, любознательность, сопереживание, энтузиазм, независимость, целостность, уважение, терпимость.
  • позволяет проводить обучение в контексте блоков исследования, каждый из которых имеет свою центральную идею, соотносящуюся с одной из шести межпредметных тем.
  • при включении концепций осуществляется принцип целевого и структурированного исследования, как мощного двигателя обучения, что является центральным для философии IB PYP.
  • учитывает 5 ключевых элементов программы IB PYP (знание, концепции, межпредметные навыки, отношения, действия). Они нашли свое отражение в данной программе и планерах по темам исследования (Приложение №1). Эти элементы позволяют реализовать системно-деятельностный подход в обучении.
Реализация системно-деятельностного подхода обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
  1. Личностно-ориентированные принципы:
- принцип развития - означает, что личность рассматривается как проективная система, т. е. устремленная в будущее, раскрываемая соотношением ее потенциальных и актуальных возможностей как ресурсов оптимизации жизни, деятельности и самой личности; нацеленная на выявление возможностей и применение их в будущем; - принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить обучающемуся возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (зона ближайшего развития) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний); - принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного опыта творческой деятельности; - принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
2. Культурно-ориентированные принципы: - принцип целостности - предполагает формирование обучающимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук); - принцип систематичности - означает, что преподавание ведется в определенном порядке, построено в строгой логической последовательности, материал четко планируется, делится на законченные разделы, модули; - принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающихся.
3. Деятельностно-ориентированные принципы: - принцип деятельности - заключается в том, что обучающийся, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений, - принцип смыслового отношения к миру - предполагает, что обучающийся осознает, что окружающий его мир - это мир, частью которого он является, и который так или иначе переживает и осмысливает для себя; - принцип адаптивности - предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития обучающихся, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности обучающегося; - принцип вариативности - предполагает формирование обучающимися способности к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. В программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой по русскому языку за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в данной рабочей программе в реализации этого принципа есть свои особенности. Материал сгруппирован по темам исследования. В рамках реализации программы осуществляется отслеживание, соблюдение принципов Академической честности. Развитие личностных УУД является основой формирования академической честности, что является одним из приоритетов обучения обучающихся МАОУ «Лицей №10». Академическая честность относится к нравственным качествам, с учетом которых обучающийся принимает решения, сталкиваясь с возможностью поступить нечестно, списать или представить чью-то чужую работу как свою собственную. Понятие Академической честности подразумевает, что обучающиеся выполняют учебные задания самостоятельно, осмысливая и перерабатывая, но не копируя чужие мысли и идеи. Соблюдение принципов академической честности осуществляется с помощью:
  • проверки на плагиат,
  • визуального контроля за обучающимися во время выполнения контрольных работ,
  • создания проверочных работ для контроля выполнения качества письменных домашних заданий,
  • изменения текущих и итоговых тестов при наличии ключей ответов в интернете,
  • создание нескольких вариантов заданий.

Принцип академической честности является одним из приоритетов обучения обучающихся МАОУ «Лицей №10», что отражено в «Положении о рейтинговой системе оценивания знаний учащихся», утвержденном директором МАОУ «Лицей № 10» г. Перми. Для того, чтобы каждый обучающийся смог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться, учитывается и один из важных психологических принципов - индивидуальный подход. Одним из средств реализации индивидуального подхода является дифференциация обучения. Обучение по данной программе является вариативным к психофизиологическим особенностям каждого обучающегося, выявляемым на основании диагностики психологической службы Лицея, данных медицинского и педагогического (как внутрилицейского, так и внешнего) обследования обучающихся. Соответственно, работа организуется как с обучающимися, испытывающими разного рода затруднения в обучении, так и с более продвинутыми, проявляющими ярко выраженные интересы, способности и склонности к предмету. Целью дифференциации является обеспечение наиболее рационального способа выполнения задания в данной теме, учитывая психофизиологические особенности обучающихся. Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку работы друг друга, и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий. Дифференциация осуществляется по следующим принципам: - по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); - по полу (мужские, женские, смешанные); - по области интересов; - по уровню умственного развития (уровню достижений); - по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и пр.); - по уровню здоровья. Особенность предмета состоит в том, что имеется возможность для реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. При изучении предмета «Русский язык» у обучающихся формируется умение работать с информацией (находить, отбирать информацию, делать выводы). Данные умения используются полученные на других уроках. Произведения содержат богатый материал для работы над качествами профиля учащегося. Программа общим объёмом 30 часов изучается после прохождения букварного периода 4 часа в неделю. Количество часов на изучение каждой темы является ориентировочным и может варьироваться в связи с образовательными потребностями обучающихся и уровнем достижения ими планируемых результатов обучения.




Содержательная часть программы


1. Учебно-тематический план

Раздел программы

Количество часов

Межпредметная тема

Название блока (темы) исследования

  1. Слово
26 Как устроен мир
Органы чувств 5 Живые обитатели природы 6 2. Предложение и текст 4 Разделяя планету Живые обитатели природы 6 ИТОГО часов по программе: 30



2. Содержание программы


Тема


Краткое описание темы (по подтемам)


Применяемые образовательные технологии

Ведущая форма организации учебной деятельности обучающихся

  1. Слово
Межпредметная тема: Как устроен мир Тема исследования: Органы чувств

Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык

Повторяем гласные звуки и их буквы

Гласные буквы обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме

Согласные звуки и их буквы

Что мы знаем о звуках и буквах

Повторяем слоги и ударение

Перенос слов

Развитие умения переносить слова

Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь

Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах

Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному - с большой и маленькой буквы

Упражнение в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь

Повторение написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах

Повторяем корень слова

Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень

Повторяем правописание букв безударных гласных в корне слова

Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне

Упражнение в написании слов с буквами безударных гласных в корне, проверяемыми ударением

Повторение слов, написание которых надо запомнить

Технологии:

-проблемно-поисковые;

-исследовательской деятельности;

- учебные игры;

- информационно-коммуникативные технологии;

Ф, И, Г, П 2. Предложение и текст Межпредметная тема: Разделяя планету Тема исследования: Живые обитатели природы 6

Что мы знаем о предлогах и предложении

Повторяем правила оформления предложений на письме

Технологии:

проблемно-поисковые;

-исследовательской деятельности;

- учебные игры;

- информационно-коммуникативные технологии;

Ф, И, Г,П

Специфика проведения исследования прописана в планерах.

3. Система оценивания Оценивание является одним из основных элементов процесса образования, важным для всех участников образовательного процесса и призванным обеспечивать обратную связь. В данном аспекте имеет значение не только сам процесс оценивания и организация сбора и анализа данных, а также способы доведения этой информации до сведения всех участников образовательного процесса. Согласно Политике оценивания, принятой в Лицее, в 1-х классах действует система безотметочного оценивания. Используются два вида оценивания:

  • словесная оценка - краткая характеристика результатов познавательной деятельности обучающегося;
  • уровневая система - оценивание деятельности обучающегося в соответствии с тремя уровнями успешности (высокий, средний и низкий).


Требования к уровню подготовки обучающихся по русскому языку:


Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

  • Составлять предложения из слов.
  • Отличать текст от набора предложений.
  • Составлять небольшой текст (3-4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя.
  • Правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивать с образцом.

  • Различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.
  • Делить слова на слоги, ставить ударение.
  • Находить корень в группе доступных однокоренных слов.
  • Писать большую букву в начале предложения, в именах собственных.
  • Писать буквы и, у, а после шипящих (в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу).
  • Обозначать мягкость согласных на письме с помощью ь.
  • Не употреблять ь в буквосочетаниях чк,чн,нщ,нч.
  • Писать изученные слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
  • Делить слова на части для переноса.
  • Ставить знак препинания в конце предложения.


В период обучения грамоте контроль проводится посредством небольших работ, включающих в себя письмо под диктовку изученных строчных и прописных букв, отдельных слогов, слов простой структуры, списывание слов и небольших по объему предложений и рукописного, и печатного шрифтов. В конце учебного года проводятся списывание с печатного шрифта и письмо под диктовку небольших по объему текстов. Подбираются тексты, в которых написание слова не расходится с произношением. При выявлении уровня развития умений и навыков по письму учитывается развитие каллиграфических навыков; знаний и умений по орфографии. Объем диктантов и текстов для списывания должен быть следующим:


На конец I полугодия

На конец II полугодия Списывание 5-7 строчных и прописных букв, 3-6 слогов или 1-2 предложения из 2-4 слов
19-20 слов в соответствии с требованиями правил орфографии и каллиграфии.


Диктант 5-7 строчных и прописных букв, 3-5 слогов. 10-15 слов в соответствии с требованиями правил орфографии и каллиграфии.

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов грамматического разбора. По итогам обучения в 1-ом классе отслеживается умение списывать текст с печатного образца:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень В целом, не соответствует перечисленным далее требованиям, письмо небрежное, неразборчивое, с помарками. Число ошибок не превышает 3 и не более 3 недочетов. Письмо без ошибок с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 недочета. К числу недочетов относятся: - искажение формы букв; - несоблюдение точных пропорций по высоте строчных и заглавных букв; - наличие неправильных соединений, искажающих форму букв; - выход за линию рабочей строки, недописывание до нее; - крупное и мелкое письмо; - отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами.


Результаты освоения программы

Личностные результаты

  • Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

  • Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции.

Метапредметные результаты

(включая освоенные УУД) Регулятивные УУД:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

  • Формирование умения определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.


Познавательные УУД:

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения познавательных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

  • Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

  • Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Коммуникативные УУД:

  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных задач.

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными задачами; способность готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

  • Умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  • Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

  • Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты

  • Отличать текст от набора предложений, записанных как текст.

  • Осмысленно, правильно читать целыми словами.

  • Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

  • Подробно пересказывать текст.

  • Составлять устный рассказ по картинке.

  • Называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные; согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение.

  • Определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука).

  • Обозначать мягкость согласных звуков на письме.

  • Определять количество букв и звуков в слове.

  • Писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях.

  • Ставить пунктуационные знаки конца предложения.

  • Списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.

  • Находить корень в группе доступных однокоренных слов.







Учебно-методическая литература для учителя № Автор, год издания Название пособий Вид пособия 1 Е.В.Бунеева, Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А.; М.: Баласс 2011г Методические рекомендации по русскому языку для 1-2 класса Пособие для учителя 2 Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, М.: Баласс 2012г. Русский язык (первые уроки) Учебник для 1 класса 3 Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.: Баласс 2012 г. Слова с непроверяемыми написаниями Наглядные пособия в виде карточек к учебникам «Русский язык» 1-4 класс 4 Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2009. - 400 с. Сборник программ 5 Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 - е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя 6 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с. - (Стандарты второго поколения) Пособие для учителя 7 Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») Пособие для учителя
Учебная литература для учащихся

Автор, год издания
Название пособий
Вид пособия
1 Р.Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, М.: Баласс 2011г. Русский язык (первые уроки) Учебник для 1 класса
Учебно-методический комплект представлен

  • Е.В. Бунеева, Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А. Русский язык. 1 и 2 классы. Методические рекомендации для учителя.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс, 2011. - 256 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
  • Р.Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина Русский язык (первые уроки). Учебник для 1 класса.- Изд. 2-е, перераб.- М.: Баласс 2012 .- 64с.: ил. ( Образовательная система «Школа 2100»)

  • Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.- М.: Баласс, 2012.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
















Приложение 2.

Календарно-тематическое планирование



Тема

Кол-во часов

Плани-

руемая дата

Примечание

1.


Вводный урок. Знакомство с учебником «Русский язык

Повторяем гласные звуки и их буквы

1


2.


Гласные буквы обозначают мягкость и твёрдость согласных звуков на письме

1


Межпредметная тема: Как устроен мир

Тема исследования: Органы чувств

3.


Согласные звуки и их буквы

1


4.


Что мы знаем о звуках и буквах

1


5-6.


Повторяем слоги и ударение

2


7.

Перенос слов

1


8.


Развитие умения переносить слова

1


9.

Проверочная работа по теме «Слово»

1



10.


Анализ работ и коррекция знаний

1



11-12.

Гласные буквы, которые обозначают мягкость согласных звуков на письме

2


Межпредметная тема: Как устроен мир

Тема исследования: Органы чувств

13.

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь

1


14.

15.

Повторяем написание большой буквы и разделительного ь в словах 1


16.


Почему слова, которые звучат одинаково, написаны по-разному - с большой и маленькой буквы 1


17-18.

Повторение написания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн в словах 2


19.

Повторяем корень слова 1


20.

Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень 1


21.

Повторяем правописание букв безударных гласных в корне слова 1


22.

Упражнение в подборе проверочных слов к словам с безударным гласным в корне 1


Межпредметная тема: Разделяя планету

Тема исследования: Живые обитатели природы

23.

Упражнение в написании слов с буквами безударных гласных в корне, проверяемыми ударением 1


24.

Проверочная работа по теме «Безударные гласные в корне слова» 1


25

«Пишу правильно» (работа над ошибками).

Повторение слов, написание которых надо запомнить 1


26.

Контрольная работа 1


27.

Что мы знаем о предлогах и предложении 1


28.

Повторяем правила оформления предложений на письме 1


29.

Контрольный диктант с грамматическим заданием 1


30

Обобщающий урок 1


Итого: 30







© 2010-2022