Этимологические карточки для работы со словарными словами

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Этимологические карточки»

Составитель Сечень Анна Викторовна, учитель начальных классов

Введение Этимологические карточки состоят из карточек-вопросов, карточек-ответов и информационных карточек. На карточке-вопросе помещено задание, карточка-ответ содержит образец выполнения задания, и информационная карточка включает материал, необходимый для выполнения задания. На первом этапе работа с этимологическими карточками строится таким образом: ученик берет карточку-вопрос, выполнял задание в своей тетради, предварительно изучив материал информационной карточки, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу. На втором этапе работа проходит так: ученик выполняет задание (карточка-вопрос), а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу. В случае ошибочного выполнения задания обращается к информационной карточке. Как показывают наблюдения, работа с этимологическими карточками оказывает положительное влияние на формирование у младших школьников навыков самоконтроля.












Карточка-вопрос № 1. Подчеркните в словах исторически опорные написания. Работа, огурец, медведь, корова, народ, воробей, коньки, снегирь, портной.
Карточка-ответ № 1. Работа, огурец, медведь, корова, народ, воробей, коньки, снегирь, портной.
Информационная карточка № 1. Слово работа образовалось от слова раб, т. к. работа первоначально - тяжелая, подневольная работа, рабство. Огурец - этому слову предшествует греческое «огур» - незрелый (огурцы едят зелёными). Медведь - образовано от слов «мёд» и «ведает», т. е. зверь, знающий, где найти в лесу мёд. Корова - от латинского «кор» - рог, т.е. «корова» - рогатая, имеющая рога. Народ - слово образовалось от слова «род» со значением родиться, народиться. Воробей - слово восходит к древней основе вор-. От неё образованы такие слова, как «ворота, забор». Наверное, за то воробей получил своё название, что издавна вертелся возле человеческого жилья, на воротах, на заборах сидел. Коньки - изгиб конька обычно в старину изображали в виде лошадиной головы. Отсюда название коньки - «маленькие кони», т.е. слово коньки - от конь. Снегирь - птичка названа так потому, что не боится зимы, снега. Портной - исконно русское слово и связано со словом порт в значении «полотно».


Карточка-вопрос № 2. Прочитайте утверждения. Поставьте знак «+» рядом с утверждениями, с которыми вы согласны и знак «-» - с которыми не согласны. 1Этимологические карточки для работы со словарными словамиЭтимологические карточки для работы со словарными словами) Слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню . 2) Слово газета образовано от слова газ . . 3Этимологические карточки для работы со словарными словами) Слова капитан и капуста восходят к одному и тому же историческому корню . 4Этимологические карточки для работы со словарными словами) Слова работа и ребята восходят к одному и тому же историческому корню .
Карточка-ответ № 2. 1) -; 2) -; 3) +; 4) +.
Информационная карточка № 2. 1) Слово портной исконно русское и восходит к слову порт в значении «полотно». Слово портфель восходит к французскому портер, что значит «носить». 2) Слово газета образовано от итальянского газа, что значит «сорока» - изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. 3) Слова капуста и капитан восходят к латинскому капут в значении «голова». 4) Слова работа и ребята происходят от одного корня раб.






Карточка-вопрос № 3. Соедините словарные слова стрелочками со словами, которые являются для них этимологически проверочными. Петух бер (белый) Медведь мёд и ведать Победа петь Сегодня снег Береза по + беда Снегирь сего + дьня Карточка-ответ № 3. ПЭтимологические карточки для работы со словарными словамиЭтимологические карточки для работы со словарными словамиетух бер (белый) МЭтимологические карточки для работы со словарными словамиедведь мёд и ведать ПЭтимологические карточки для работы со словарными словамиобеда петь СЭтимологические карточки для работы со словарными словамиЭтимологические карточки для работы со словарными словамиегодня снег Береза по + беда Снегирь сего + дьня
Информационная карточка № 3. Петух - прозвали так за способность к пению, т.е. слово петух образовано от слова петь. Медведь - образовано от слов «мёд» и «ведает», т. е. зверь, знающий, где найти в лесу мёд. Победа - произошло от слова беда, так как победа - это то, что приходит после беды, войны; по - приставка. Сегодня - сращение древнерусских слов «сего» - сей, этот; «дьня» - день в одно слово. Берёза - у древних славян существовало слово «бер». Означало оно светлый, ясный, блестящий, белый. Снегирь - после некоторых изменений, слово стало писаться снегирь, так как птица стала ассоциироваться со снегом.
Карточка-вопрос № 4. К данным словам подберите этимологически проверочные.

Капитан, народ, солдат, картина, рябина, четверг, портной.
Карточка-ответ № 4. Капут, род, сольдо, карта, рябой, четверть, порт.
Информационная карточка № 4. Капитан - произошло от латинского «капут» - голова. Народ - слово образовалось от слова «род» со значением родиться, народиться. Солдат - восходит к итальянскому «сольдо» - монета, деньги, жалованье, т. е. буквально «получающий жалованье». Картина - итальянское «cartina» - тонкая, красивая бумага; произошло от слова «карта» - бумага. Рябина - от слова рябой. Четверг - четвертый день недели (четверг - четверть). Портной - исконно русское слово и связано со словом порт в значении «полотно».











Карточка-вопрос № 5. Прочитайте стихотворение. Найдите в нем словарное слово, выпишите его, подчеркните в нем орфограмму и подберите этимологически проверочное слово. Вот моя деревня; Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой…
Карточка-ответ № 5. Деревня - дерево.
Информационная карточка № 5. Деревня - в старину место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню - называли деревней, т.е. слово деревня образовалось от дерево.


© 2010-2022