Я Патриот

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Чымнайская СОШ Таттинского улуса имени Г.Д.Бястинова -Бэс Дьарааьын

учитель начальных классов Варламова Татьяна Спиридоновна

Образовательная программа "Я - патриот". 1-й класс

I. Пояснительная записка Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации, разработав национальную инициативу "Наша новая школа". Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания младших школьников. Программа патриотического и гражданского воспитания детей определяется как одна из приоритетных в современной школе. Очень важно, каким вырастет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА. В настоящее время систематическое получение знаний по данному направлению начинается в начальной школе. Предлагаемая образовательная программа "Я - патриот" - одна из попыток использовать материал из опыта работы различной тематики: от общих характеристик возможных кризисных и опасных ситуаций до практикумов по оказанию само- и взаимопомощи, овладение технологией здорового образа жизни, что является весьма продуктивным решением поставленных перед школой задач в области подготовки школьников к действиям и в чрезвычайных ситуациях. Опираясь на принципы природосообразности, учитывая типологические и индивидуальные особенности познавательной деятельности и уровень социализации младших школьников, с учетом новых федеральных стандартов начального общего образования второго направления, разработанных в Российской академии образования коллективом российских педагогов Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно - нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума, началом осознанного восприятия мира. Программа "Я - патриот" учитывает психологические и физиологические особенности учащихся при изучении правил дорожного движения, правил поведения на воде, безопасности в помещении и окружающей среде, развивают патриотическую направленность и физическую культуру. К каждому разделу программы даны краткие организационно-методические рекомендации. Программа отражает опору на изучение духовно-нравственных традиций отечественного образования и воспитания, способствует ознакомлению детей с государственной символикой, героическими страницами истории страны, ценностями отечественной культуры. Система духовно - нравственного и патриотического воспитания включает следующие направления: - формирование потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание патриотизма и гражданственности;
- формирование духовности младших школьников через отношение к литературе, средствам массовой информации;
- эстетическое развитие детей;
- сотрудничество семьи и школы;
- обращение к духовно - нравственным традициям и ценностям своего народа. Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания. Программа предлагает в дальнейшем продолжение работы по системе патриотического воспитания детей. Чувства патриотизма у ребят формируют различные направления - народный фольклор, живопись, краеведение. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы "Летопись моей семьи в истории страны", встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия "Любовь к Родине", воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству. Понимание сущности и значения государственных символов страны. Уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами Отечества. Данная программа по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению - воспитательной, по форме организации - групповой, по времени реализации - долгосрочной. Программа отражает интеграцию дисциплин, таких как окружающий мир, история, обществознание, краеведение, ОБЖ, валеология. Программа связана с курсом "Основы безопасности жизнедеятельности", охватывающим теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов природного и антропогенного происхождения во всех сферах его деятельности. Использование смежных дисциплин способствует в полной мере формированию социального опыта школьника, осознанию им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации. Программа предполагает системное изучение наиболее вероятных ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях, помогающее подготовить школьника к выбору правильного решения для выхода из ситуаций с наименьшими потерями. Программа отражает чередование теоретических занятий с практическими. Программа "Я - патриот" дополняет, расширяет и углубляет темы предмета "Окружающий мир". В ходе практических занятий у учащихся вырабатываются психологическая устойчивость к стрессу, вредным факторам и готовность к грамотному поведению в повседневных контактах с техникой, природой, экологией, людьми. Разнообразны формы практической деятельности: экскурсии, защита рисунков, конкурсы, подготовка сообщений, работа с книгой, тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, выполнение тестов, составление кроссвордов, научно-практические конференции, Основная форма занятий - интегрированный учебный урок. В его содержание введены развивающие модули, элементы безопасности жизнедеятельности. Важное место в данной программе занимает посещение музеев Программа рассчитана на один год для учащихся 1 класса. Общее количество занятий согласно учебно-тематическому плану: 68ч
Количество часов в неделю: 2 ч.
Регулярность проведения занятий: 2 раза в неделю.
Продолжительность: 35 минут. Место проведения занятий: кабинет Основ безопасности жизнедеятельности, спортивный зал, кабинет фельдшера, тир, музей. Программа учитывает психологические и физиологические особенности детей данного возраста. Цели программы. - Дать учащимся научные знания, охватывающие теорию и практику защиты человека и общества от опасных и вредных факторов различного характера, реализация повременных тенденций образования: "Научить жить здесь и теперь", "Формирование способности жить в условиях постоянных перемен". Задачи программы. Образовательные: - изучение государственной символики Республики Cаха (Якутия) и Российской Федерации;
- способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям;
- разрешение ситуаций, их особенностей и возможных последствий, обучение поведению в таких условиях с наименьшими потерями;
- использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни;
- обогащение учащихся валеологическими знаниями;
- приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний. Развивающие: - развитие чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование к самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни. Воспитательные: - воспитание гражданственности и патриотизма,
- формирование социально активной личности;
- воспитание толерантности. Формы занятий:

  • групповые;
  • массовые;
  • индивидуальные.
Виды деятельности педагога и детей:
  • теоретические: рассказ, сообщение, беседа, лекция);
  • практические: экскурсии, тематические конкурсы, составление родословного древа, встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, смотр - конкурс строя и песни, русские игры, праздники культур разных народов, олимпиады, ролевые игры, выполнение тестов, работа с книгой, составление кроссвордов, защита рисунков, научно-практические конференции, подготовка сообщений.
Методы:
  • игровой;
  • словесный;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский;
  • наглядно-демонстрационный.
Межпредметные связи:
  • валеология;
  • ОБЖ;
  • физкультура;
  • живопись;
  • краеведение;
  • биология;
  • география;
Оборудование и материалы:
  • государственные символы;
  • портреты полководцев;
  • научно-популярные книги;
  • олимпиадные задания;
  • тесты;
  • памятки;
  • рисунки;
  • творческие работы;
  • поделки из бумаги и картона;
  • компьютер, диски;
  • ватно-марлевые повязки.
Ожидаемые результаты:
  • После освоения данной программы учащиеся должны:
  • приобрести знания, умения и навыки поведения в чрезвычайных ситуациях;
  • ряд физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания;
  • выработка внутренней готовности к возможным опасным видам деятельности во взрослой жизни;
  • сформировать новые представления и понятия ПРОДУМАТЬ.
  • О проблеме патриотического воспитания современной молодежи сейчас можно встретить достаточно много статей в различных изданиях, особенно посвященных воспитанию и обучению учащихся. Достаточно тревожна тенденция, встречающаяся у нашей молодежи - утрата гордости и причастности к великим достижениям русского народа в годы Великой Отечественной войны. Как убрать из молодых сердец появившееся равнодушие? Как вернуть в ума подрастающего поколения такое сокровенное чувство, как патриотизм, любовь к своей Родине, к людям, живущим по соседству, любовь и уважение, и желание защищать то, что создано и продолжает создаваться гражданами нашей страны. Традиционные уроки не всегда могут в полной мере решить эту задачу. Достойным дополнением уроков ОБЖ по ОВС, по темам "Боевые традиции ВС России" будет проведение ряда внеклассных мероприятий. Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, сценарий композиции "Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность!". Предварительно учащимся было дано задание найти стихи, прозу, песни, которые по их мнению, лучше бы могли затронуть сердца одноклассников и повернуть их в сторону понимания и почитания воинской славы России, подвига простых людей, таких же сверстников, как они. В ходе подготовки разучивались песни военных лет, готовились газеты, поводились встречи-интервью с ветеранами. Итогом этой работы стал совместный сценарий, основными героями - действующими лицами которого стали их ровесники, те, кто мечтал, строил большие планы в жизни, но не смог их реализовать. Им помешала война.
Тезис: Целью данной статьи является описание педагогической системы патриотического воспитания, существующей в практике работы преподавателя - организатора ОБЖ. Объект исследования - система патриотического воспитания школьников. Предмет исследования - влияние созданных педагогических условий на результат патриотического воспитания обучающихся, сохранение их здоровья.













© 2010-2022